Конспект урока Московское государство при Иване 3

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока истории в 6 классе


Тема: Московское государство при Иване III

Цель урока: сформировать представление учащихся о Московском государстве времён Ивана III

Задачи:

образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в управлении страной во время правления Ивана III

развивающая: развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать необходимую информацию, способствовать формированию ИКТ - компетентности

воспитательная: в процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и интерес к истории своего Отечества

Основные понятия: государь, единое государство, Боярская дума, кормление, местничество, Судебник

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца 16 века, компьютер, мультимедиапроектор, ноутбуки, карта «Образование русского централизованного государства»

Ход урока.

1. Организационный этап.

1. Повторение и проверка знаний.

- На прошлом уроке вы узнали много нового. Давайте вспомним, какую тему вы изучали? (создание единого русского государства, окончание ордынского владычества)

- Чтобы узнать, как вы поняли тему, я предлагаю вам выполнить следующее задание: за 1 минуту запишите в тетради, как можно больше слов по вопросу «Ликвидация ордынского владычества».

(примерные ответы учащихся: Ахмат, стояние на Угре, Казимир IV, Золотая Орда, союз, дань, Иван III, Москва, 240 лет)

- Давайте проверим

- А теперь ответьте на такие вопросы: (вопросы по теме) (5 минут)

- назовите годы правления Ивана 3 (1462-1505гг)

- кто такая Марфа Борецкая? (новгородская боярыня, возглавлявшая группировку бояр, желающих заключить союз с Литовским княжеством)

- какое событие произошло в июле 1471 года? (битва на р. Шелони)

- кем приходится Иван 3 Дмитрию Донскому? (внуком)

- когда к Москве присоединилась Тверь? (1485 г.)

- назовите сына Ивана 3 (Василий 3)

- что значило для Новгорода потеря самостоятельности? (вече было распущено, вечевой колокол увезен в Москву, выборных посадников заменили московские наместники)

- в честь какого события в 1524 году был построен Новодевичий монастырь (в память взятия Смоленска)

- С именами каких князей связано объединение русских земель и создание единого государства? (Иван 3 и Василий 3)

2. Изучение нового материала

- Ребята, мы с вами изучаем историю своего отечества, нашей родины. Какие синонимы мы можем подобрать к слову Родина?

( Ответы учеников: Русь, государство, Российская Федерация, страна, Россия)

А вы знаете, что впервые слово Россия встречается в летописях 15 века. С 1462 по 1505 год Российским государством правит внук Дмитрия Донского - Иван III. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. И это он доказал за то время, что правил русской землёй. На прошлом уроке мы сказали с вами, что именно Иван 3 вошел в историю как собиратель русских земель. А произошли ли на Руси еще какие-то изменения, кроме того, что расширились ее пределы? Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, о чем мы должны сказать?

(Учитель обобщает ответы учеников и записывает на доске тему урока: «Московское государство при Иване III»)

Работать мы будем по плану (на экране) слайд 2

План.

  1. Возвышение великокняжеской власти.

  2. Органы государственной власти.

  3. Перестройка Кремля

  4. Изменения в порядке владения землей.

  5. Судебник 1497 года.

- Во времена Ивана 3 Русь окрепла, расширились её пределы. Москва объединяла вокруг себя многие земли. Давайте вспомним какие. (Ученик работает с картой)

- Создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей. Иван 3 всячески стремился подчеркнуть свое особое положение.

- Рассказ учителя о возвышении княжеской власти сопровождается презентацией и

сообщением ученика (описание печати Ивана 3) слайды 3-7

- Подумайте и скажите, какие первостепенные проблемы предстояло решить

Ивану 3

- как организовать управление

- как собрать налоги и пополнить казну

- как создать большое и надежное войско

- Работа со схемой «Органы управления государством» (сообщения учащихся о Боярской думе, Дворце и Казне) слайд 8

- Работа в рабочей тетради, задание 2, стр.59 (5 мин.). Проверка.

- Рассказ учителя о территориальном устройстве страны (найти в тексте учебника определения: кормление, местничество и записать в тетрадь) слайд 9

3. Закрепление

- О каких же изменениях, произошедших в Российском государстве при Иване 3 мы сегодня узнали? (ответы учеников)

Давайте закрепим наши знания, выполнив небольшой тест (проводится тестовая работа на ноутбуках)

4 Рефлексия

И в заключении я хочу, чтобы вы оценили свое участие на уроке

- кто считает, что был сегодня активным участником урока?

- а кто был простым слушателем?

5. Домашнее задание п. 21, термины в тетради,

6. Подведение итогов урока, выставление оценок











© 2010-2022