Статья. Из опыта формирования и оценки уровня сформированности УДД

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта формирования и оценки уровня сформированности УДД

Ситникова Любовь Павловна, учитель истории

С переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт перед системой образования выдвигается задача построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса в современной школе. С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности школы становится формирование компетентностного выпускника, владеющего определенными компетенциями. В этой связи важной частью работы по формированию ключевых компетенций у учащихся является диагностика уровня их сформированности. Для того, чтобы сделать вывод об уровне сформированности той или иной компетенции, необходимо выполнить 10-12 заданий соответствующих заданий. Я хочу поделиться опытом использования исторических документов для этой цели, используемых в контексте урока. (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, учебник «История Древнего мира», Москва,»Просвещеие»,2015 год) Буду рада услышать отзывы коллег.

Пример задания №1.

Инструкция. Внимательно прочитайте документ. Аккуратно, простым карандашом пронумеруйте в нем все предложения. Их всего 9. Заданий к документу - 5. Ответом на задание будет номер (а) предложения (й).

Документ (стр. 210). Из истории древних библиотек (текст).

1.Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи знаменитых писателей, желая снять с них копии.2. Боясь за судьбу рукописей Эсхила и Софокла, афиняне потребовали за них огромный залог ( около 500 кг серебра). 3.Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их …нет, не писцам для переписки, а на вечное хранение в Александрийскую библиотеку.

4.Царь предпочел потерять свое серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя драгоценные рукописи.5. Наряду с библиотекой в Александрии становилась все более известной библиотека в городе Пергаме. (Малая Азия). 6. Царь Египта, завидовавший ее растущей славе, запретил вывоз папируса в Пергам. 7.Тогда во втором веке до н.э. в Пергаме наладили производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма.8. Этот писчий материал впоследствии получил название пергамент. 9. Он получил распространение в разных странах и со временем заменил папирус.

Укажите номер (а) предложения(й) в которых:

  1. указана причина запрета египетского царя на вывоз папируса в Пергам.

  2. указаны последствия запрета египетского царя на вывоз папируса в Пергам

  3. указано на причину обращения царя Птолемея к афинянам.

  4. указано на условия получения египтянами рукописей афинских писателей.

  5. указаны последствия для царя Птолемея ради обладания рукописями афинских писателей

Инструмент проверки: За каждый правильный ответ-1 балл. Модельный ответ:Номер задания

Правильный ответ

Диагностируемый аспект УДД

№1

6

Осмысленное чтение, анализ, причина

№2

7,8,9

Осмысленное чтение, анализ, последствия

№3

1

Осмысленное чтение, анализ

№4

2

Осмысленное чтение, анализ.

№5

4

Осмысленное чтение, анализ последствия

Шкала оценок: 7 баллов-«5»; 5-6-баллов «4»; 4-балла-«3»; 3-0 «2»

Шкала уровня овладения компетенциями: 7- баллов - высокий уровень, 5-6 баллов продвинутый уровень, 4 баллов- базовый уровень; 0-3 балла низкий уровень.

Пример задания №2.

Инструкция. Внимательно прочитайте документ. Аккуратно, простым карандашом пронумеруйте в нем все предложения. Их всего 10. Заданий к документу - 7. Ответом на задание будет номер (а) предложения (й).

Документ (стр 266). Нерон и Сенека ( текст).

1.Знаменитый ученый Сенека сочувствовал рабам. 2.Он утверждал, что «в душе раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам».3. Сенека учил, что люди должны быть милосердны, проявлять стойкость во всех бедствиях. 4.Некогда Сенека был воспитателем юного Нерона, но уроки ученого не пошли императору впрок. 5.Почувствовав вкус неограниченной власти над людьми, Нерон перестал считаться со своим учителем. 6.Сенека не появлялся более во дворце и вернул императору полученные от него когда-то подарки. 7.Нерон обвинил Сенеку в участии в заговоре на свою жизнь и приказал ученому покончить с собой. 8.Сенека спокойно попрощался с близкими друзьями и друзьями ,призывая не проливать о нем слез.9. « Кто не знает кровожадности Нерона,- воскликнул он,- после стольких убийств ему только и остается умертвить воспитателя и наставника!» 10.Сенека выполнил приказ Нерона, вскрыв себе вены.

Укажите номер (а) предложения(й) в которых:

1.указаны взгляды Сенеки на природу раба

2. отражены поучения Сенеки людям

3. поучения Сенеки подтверждены его личными действиями

4.отражена причина произошедших с Нероном изменений, по мнению Сенеки

5.указана причина расправы с Сенекой

6.указан способ ухода Сенеки из жизни

7.указаны последствия гнева Нерона на Сенеку

Инструмент проверки: За каждый правильный ответ-1 балл. Модельный ответ:Номер задания

Правильный ответ

Диагностируемый аспект УДД

№1

2

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№2

3

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№3

8

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№4

5

Осмысленное чтение, анализ, причина

№5

7

Осмысленное чтение, анализ последствия.

№6

10

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№ 7

6,10

Осмысленное чтение, анализ последствия.

Шкала оценок:8 баллов-«5»; 7-6-баллов «4»; 4-балла-«3»; 3-0 «2»

Шкала уровня овладения компетенциями: 8- баллов - высокий уровень, 7-6 баллов продвинутый уровень, 5-4 баллов- базовый уровень; 0-3 балла низкий уровень.

Пример №3

Документ (стр. 273). Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Трояну. Из ответного письма императора Трояна Плинию.

Инструкция. Внимательно прочитай документы. Аккуратно, простым карандашом пронумеруй все предложения. Их всего 7. На основе прочтения и анализа прочитанного выполни 4 задания к документу. Ответом на задание будет номер (а) предложения (й).

Укажите номер (а) предложения(й) в которых отражены:

  1. повод для преследования, расправы над христианами

  2. способы воздействия на христиан

  3. требования к анонимному (безымянному) доносу

  4. условия сохранения жизни для подозреваемых в христианстве

  5. Инструмент проверки: За каждый правильный ответ-1 балл. Модельный ответ:

Номер задания

Правильный ответ

Диагностируемый аспект УДД

№1

4,5

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№2

1,2

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№3

7

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№4

2,5,6

Осмысленное чтение, анализ, вывод

Шкала оценок: 7 баллов-«5»; 5-6-баллов «4»; 4-балла-«3»; 3-0 «2»

Шкала уровня овладения компетенциями: 7- баллов - высокий уровень, 5-6 баллов продвинутый уровень, 4 баллов- базовый уровень; 0-3 балла низкий уровень.



© 2010-2022