Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока истории в 5 классе

ФИО учителя: Кучакова Малина Максимовна

Место работы: МБОУ СОШ п. Аскиз

Предмет: история Древнего мира

УМК: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ

- М, «Просвещение», 2013г.

Класс: 5

Тема урока: Поэма Гомера «Одиссея»

Цель урока: продолжение знакомства учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками, сформирование общих

представлений о поэме Гомера «Одиссея»;

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: Илион, Циклопы, Полифем, «между Сциллой и Харибдой», сирены.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: проектор, учебник, рабочие тетради, доска, мел, портрет Гомера, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, слайд-презентация.




Технологическая карта урока истории


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы обучения

Формы организации познавательной деятельности

Средства обучения

Формируемые

УУД

1. Оргмомент.


Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)

Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу тему: Поэмы Гомера. Сегодня мы поговорим о поэме «Одиссей». У нас еще раз появится возможность перенестись в Грецию в те далекие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер.

Доклад дежурного. Концентрация на урок.


Уметь организовываться к работе

2. Проверка домашнего задания

Текущий контроль знаний и умений.

Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера «Илиада. Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем уроке.

Какие крылатые слова и выражения появились после Троянской войны?
- В каких случаях их можно употребить в наши дни? (Яблоко раздора, ахиллесова пята, бойтесь данайцев, дары приносящих (имеются в виду дары, преподнесённые со злым умыслом.)


Фронтальная беседа

Беседа. О чем говорится в поэме? Какова действительная причина Троянской войны?

Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)

Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)

Уметь оценивать ответы сверстников.

Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

3.Актуализация опорных знаний

На экране записаны слова: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал.

- Самостоятельно придумать вопрос к данным словам и составить предложения. Задание по группам.

Поочередно придумывают вопрос к словам и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов

4.Целеполагание

Объявление темы урока. Поэма Гомера «Одиссея». Учитель ставит перед детьми цели работы на предстоящем уроке.

Постановка задач.

-Что принесло известность Гомеру?

- Для чего нужно познакомиться с поэмами Гомера?

Обращение к тексту.

Выбрать из текста учебника §23, пункта 1 ответ на вопрос. Выступления о своих личностных представлениях значимости темы урока.

Эмоциональная актуализация темы

Презентация

Просмотр

слайдов

Собеседование

Комментирование поставленного вопроса.

Звучит мелодия «Сиртаки»

(Медиапроектор, экран)

Слайды

Учебник

§23, пункт 1

Мотивация учебной деятельности.

5. Создание проблемной ситуации

Задания на урок:

-Попытаемся выяснить, что в этих произведения миф, а что - реальность.

-Попытаемся дать оценку поступкам Одиссея. Что вам понравилось в его поступках.

-Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей»?

Концентрация внимания на задании на урок.

Мотива

ционная актуализация знаний, погружение в тему.

Обращение к заданию урока

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

6.Введение к новой теме

О чем это произведение?

Краткое слово учителя о содержании «Одиссеи».

"Одиссея" повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В отличие от "Илиады", в "Одиссее" показаны испытания, которые Одиссей и его товарищи преодолевали и изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже "Илиады" и содержит около 12100 стихов.

Война завершена, и Одиссей мог возвращаться домой к своей семье - жене Пенелопе и сыну Телемаку. Что помешало их встрече, сейчас узнаем. Началась свирепая буря. 10 дней она играла судном Одиссея, пока он и его спутники не попали на остров.

Просмотр

Рассказ учеников «Одиссей и Полифем» (Подготовка по учебнику и дополнительной литературе).






Посмотрите на карту: как называется этот остров? (Сицилия).

Презентация

Просмотр

слайдов

Презентация

Просмотр слайдов

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности




Продолжение работы с картой

7.Основной этап урока

Переходя к изучению поэмы «Одиссея» учитель вместе с детьми определяет цели:

- познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку;

- определить значение поэмы как исторического источника;

Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова и «крылатые выражения» в тетрадь (ткань Пенелопы, между Сциллой и Харибдой)

Составление описания маршрута Одиссея домой

(испытания). Рассказ Одиссея (аудиозапись)

Работа с картой.

(Слайд)


Развитие умений работы с картой, текстом.

Умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

8.Физминутка

Использует физминутку: «Летит, летит по небу шар»

Выполняют движения под руководством учителя

Физминут.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

9.Самостоятельная работа в парах

Организует работу по закреплению первичных знаний.


Организует фронтальную работу по учебнику страница 135.

Работа с контурной картой, выполнение заданий на карточках

Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку.

Отвечают на вопрос в учебнике стр. 136. Гомер

называет Одиссея хитроумным и многоопытным. Докажите, что он показан именно таким.

Самостоятельно выполняют задание. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.

Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля.

Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь

10.Коллективная работа с доской

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой

.

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

11.Дополнительные сообщения учащихся

Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о

Слушают сообщение ученика об исторических сведениях. На острове циклопов.

На острове Цирцеи

В царстве мертвых.

Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами.

Установление мира.

Презентация

Просмотр слайдов

Презентация

Просмотр слайдов

Формирование интереса к предмету.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Помогаю учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа. Задаю вопросы по содержанию темы.

Вспомните, какие древнегреческие боги встретились нам в поэме «Одиссея». На столе атрибуты богов. Соотнесите изображения и атрибуты (Трезубец - Посейдон, орёл - Зевс, копьё и собака - Аид, шлем и змея - Афина.)

Сверяют свои ответы со слайдами

Фронтальный опрос

Презентация

Просмотр слайдов

Закрепление знаний о содержании поэмы «Илиада».

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

12.Итог урока

Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради

Чем вам понравилось произведение Гомера «Одиссея»? Каких героев и почему вы назвали бы благородными? Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев?

Почему на ваш взгляд путешествие Одиссея называют самым известным?

Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремлённость, любовь к своим близким.)

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Осуществлять познавательную рефлексию

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

13.Рефлексия

- Какие трудности встретились Одиссею на пути домой?

- Что помогло Одиссею их преодолеть?

- Какие из описанных событий исторически достоверные?

- Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?

Самоанализ на полях тетради

умение оценивать себя, выявлять гуманистические нравственные ценности, толерантно определять свое отношение к иным позициям.

14. Выставление отметок

Отметки за урок их комментирование


15.

Инструктаж домашнего задания

§ 23 читать

Вопросы в конце параграфа.

По желанию

1.Составить кроссворд по поэмам Гомера.

2.Рисунки о любимом эпизоде поэмы «Одиссея»

Задают вопросы по тексту заданий



© 2010-2022