- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс
Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кучакова М.М. |
Дата | 28.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока истории в 5 классе
ФИО учителя: Кучакова Малина Максимовна
Место работы: МБОУ СОШ п. Аскиз
Предмет: история Древнего мира
УМК: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ
- М, «Просвещение», 2013г.
Класс: 5
Тема урока: Поэма Гомера «Одиссея»
Цель урока: продолжение знакомства учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками, сформирование общих
представлений о поэме Гомера «Одиссея»;
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями: Илион, Циклопы, Полифем, «между Сциллой и Харибдой», сирены.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, учебник, рабочие тетради, доска, мел, портрет Гомера, карта греческого Средиземноморья времён Гомера, слайд-презентация.
Технологическая карта урока истории
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы и приемы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Средства обучения
Формируемые
УУД
1. Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к уроку (проверка отсутствующих; эмоциональный настрой)
Здравствуйте, ребята! Продолжим нашу тему: Поэмы Гомера. Сегодня мы поговорим о поэме «Одиссей». У нас еще раз появится возможность перенестись в Грецию в те далекие времена, которые воспел в своих произведениях Гомер.
Доклад дежурного. Концентрация на урок.
Уметь организовываться к работе
2. Проверка домашнего задания
Текущий контроль знаний и умений.
Осуществляется в форме краткой беседы по содержанию поэмы Гомера «Илиада. Подробное знакомство с произведением состоялось на предыдущем уроке.
Какие крылатые слова и выражения появились после Троянской войны?
- В каких случаях их можно употребить в наши дни? (Яблоко раздора, ахиллесова пята, бойтесь данайцев, дары приносящих (имеются в виду дары, преподнесённые со злым умыслом.)
Фронтальная беседа
Беседа. О чем говорится в поэме? Какова действительная причина Троянской войны?
Какие качества ценят греки в человеке? (Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.)
Попробуйте оценить поступки героев «Илиады». Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? (Ответы детей.)
Уметь оценивать ответы сверстников.
Умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
3.Актуализация опорных знаний
На экране записаны слова: Балканский полуостров, Крит, Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Минос, Минотавр, Ариадна, Дедал.
- Самостоятельно придумать вопрос к данным словам и составить предложения. Задание по группам.
Поочередно придумывают вопрос к словам и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.
Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов
4.Целеполагание
Объявление темы урока. Поэма Гомера «Одиссея». Учитель ставит перед детьми цели работы на предстоящем уроке.
Постановка задач.
-Что принесло известность Гомеру?
- Для чего нужно познакомиться с поэмами Гомера?
Обращение к тексту.
Выбрать из текста учебника §23, пункта 1 ответ на вопрос. Выступления о своих личностных представлениях значимости темы урока.
Эмоциональная актуализация темы
Презентация
Просмотр
слайдов
Собеседование
Комментирование поставленного вопроса.
Звучит мелодия «Сиртаки»
(Медиапроектор, экран)
Слайды
Учебник
§23, пункт 1
Мотивация учебной деятельности.
5. Создание проблемной ситуации
Задания на урок:
-Попытаемся выяснить, что в этих произведения миф, а что - реальность.
-Попытаемся дать оценку поступкам Одиссея. Что вам понравилось в его поступках.
-Объясните смысл слов, сказанных о Гомере: «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей»?
Концентрация внимания на задании на урок.
Мотива
ционная актуализация знаний, погружение в тему.
Обращение к заданию урока
Умение строить поиск решения, анализировать результаты
6.Введение к новой теме
О чем это произведение?
Краткое слово учителя о содержании «Одиссеи».
"Одиссея" повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В отличие от "Илиады", в "Одиссее" показаны испытания, которые Одиссей и его товарищи преодолевали и изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и прочее. Создана она несколько позже "Илиады" и содержит около 12100 стихов.
Война завершена, и Одиссей мог возвращаться домой к своей семье - жене Пенелопе и сыну Телемаку. Что помешало их встрече, сейчас узнаем. Началась свирепая буря. 10 дней она играла судном Одиссея, пока он и его спутники не попали на остров.
Просмотр
Рассказ учеников «Одиссей и Полифем» (Подготовка по учебнику и дополнительной литературе).
Посмотрите на карту: как называется этот остров? (Сицилия).
Презентация
Просмотр
слайдов
Презентация
Просмотр слайдов
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Продолжение работы с картой
7.Основной этап урока
Переходя к изучению поэмы «Одиссея» учитель вместе с детьми определяет цели:
- познакомиться с приключениями Одиссея на пути на Итаку;
- определить значение поэмы как исторического источника;
Примечание: по ходу сообщений дети записывают имена героев, новые слова и «крылатые выражения» в тетрадь (ткань Пенелопы, между Сциллой и Харибдой)
Составление описания маршрута Одиссея домой
(испытания). Рассказ Одиссея (аудиозапись)
Работа с картой.
(Слайд)
Развитие умений работы с картой, текстом.
Умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.
8.Физминутка
Использует физминутку: «Летит, летит по небу шар»
Выполняют движения под руководством учителя
Физминут.
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
9.Самостоятельная работа в парах
Организует работу по закреплению первичных знаний.
Организует фронтальную работу по учебнику страница 135.
Работа с контурной картой, выполнение заданий на карточках
Самостоятельно выполняют задания, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку.
Отвечают на вопрос в учебнике стр. 136. Гомер
называет Одиссея хитроумным и многоопытным. Докажите, что он показан именно таким.
Самостоятельно выполняют задание. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.
Формирование умения смыслового чтения, орга-низации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля.
Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
10.Коллективная работа с доской
Организует работу по коррекции знаний с настенной картой
.
Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
11.Дополнительные сообщения учащихся
Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о
Слушают сообщение ученика об исторических сведениях. На острове циклопов.
На острове Цирцеи
В царстве мертвых.
Тайное возвращение на Итаку. Победа над женихами.
Установление мира.
Презентация
Просмотр слайдов
Презентация
Просмотр слайдов
Формирование интереса к предмету.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Помогаю учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа. Задаю вопросы по содержанию темы.
Вспомните, какие древнегреческие боги встретились нам в поэме «Одиссея». На столе атрибуты богов. Соотнесите изображения и атрибуты (Трезубец - Посейдон, орёл - Зевс, копьё и собака - Аид, шлем и змея - Афина.)
Сверяют свои ответы со слайдами
Фронтальный опрос
Презентация
Просмотр слайдов
Закрепление знаний о содержании поэмы «Илиада».
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
12.Итог урока
Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради
Чем вам понравилось произведение Гомера «Одиссея»? Каких героев и почему вы назвали бы благородными? Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев?
Почему на ваш взгляд путешествие Одиссея называют самым известным?
Какие положительные качества в людях ценили греки? (Смекалку, ум, способность не сдаваться суровым испытаниям жизни, целеустремлённость, любовь к своим близким.)
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям
Осуществлять познавательную рефлексию
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
13.Рефлексия
- Какие трудности встретились Одиссею на пути домой?
- Что помогло Одиссею их преодолеть?
- Какие из описанных событий исторически достоверные?
- Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
Самоанализ на полях тетради
умение оценивать себя, выявлять гуманистические нравственные ценности, толерантно определять свое отношение к иным позициям.
14. Выставление отметок
Отметки за урок их комментирование
15.
Инструктаж домашнего задания
§ 23 читать
Вопросы в конце параграфа.
По желанию
1.Составить кроссворд по поэмам Гомера.
2.Рисунки о любимом эпизоде поэмы «Одиссея»
Задают вопросы по тексту заданий