Рабочая программа по истории 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем

заседании методического образовательного учреждения

объединения ___________/Шарова В.В.

Председатель МО_______/Бибишева Т.А. <<__>>________2015г.

<<__>>___________2015г.



Рабочая программа

учебного курса «История»

в 8 классе



Составитель : Афанасьева А.Е.

учитель истории и обществознания





2015-2016 уч.год

Пояснительная записка

1.Цели и задачи учебного предмета:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

 освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

 овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

 формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональнми традициями;

 применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.

Задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Новая история 1800-1913гг» и «История России XIX век»

развивать познавательный интерес у учащихся к историческим объектам; воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народо

2. Общая характеристика предмета:

а) краткая характеристика:

Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

б) Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень.

Рабочая учебная программа по учебному предмету «История России» для 8 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации, Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной (авторской) программы по предмету «История России» (автор: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.: Просвещение, 2010г.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

г) общий объем часов на изучение учебного предмета «История » в 8 классе в учебном плане отведено 68 ч.

3.Место предмета в учебном плане

Программа курсов «Всеобщая история 8 класс» и «История РоссииXIX век» полностью соответствует требованиям « Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». В учебном плане на изучение учебного предмета отведено 68 часов в образовательной области «обществознание», в инвариантной части учебного курса

4. Результаты освоения курса

Уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

Требования к результатам обучения по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 8 класса включают:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Новая история 1800-1913 ( 24 ч).

Раздел 1.Становление индустриального общества. 12 ч.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Знать: генеральные штаты, национальное собрание. Причины установления якобинской диктатуры. Основные мероприятия якобинцев Кризис и падения якобинцев. Годы военных триумфов Наполеона, причины сближения и разрыва Франции и России

Уметь: называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя стран мира XIX - начале XX вв.; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики; идеологии и практики общественных движений. Показывать на карте основные сражения, походы, направления.

Раздел 2. Мир во II половине XIX века. 12 ч.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX - начале ХХ вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм - идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.

Знать: признаки «русской угрозы» и восточный вопрос, причины зарождения Балканского кризиса. Знать политику Второй империи, итоги франко -прусской войны.

Уметь: называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей.

Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения.

Тематическое планирование по дисциплине

«История 8 класс»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка,ч.

Теоретическое обучение,ч.

Практические работы,ч.

Контрольные работы,ч.

1.

Становление индустриального общества в XIX в.

12

12

2.

Мир во II половине XIX века

12

11

1

3.

Россия в первой половине XIX века

21

20

1

4.

Россия во второй половине XIX века

Итого:

23

68 ч.

21

64

2

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Россия в XIX в. (44 ч.)

Глава 1. Россия в первой половине XIX века 21 ч.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.

Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

Россия во второй четверти XIX в.

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.

Знать: понятия: либерализм, самодержавие, реформа, разделение властей, политические права, избирательное право. Называть годы царствования Александра I, Николая I, характерные черты внутренней политики.

Уметь: Определять предпосылки и содержание проектов М. М. Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Глава 2. Россия во второй половине XIX века 23 ч.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.

Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.

Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.

Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.

Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.

Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Уметь: Сравнивать развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения обще-

ственных движений XIX - начала XX вв.; отмены крепостного права; войн

1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.

Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры. Приводить изложенные в учебной литера-

туре оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Знать: причины отмены крепостного права; основные термины, понятия.

основные направления экономической политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; основные направления внутренней и внешней политики государства. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.












Календарно-тематическое планирование по курсу «История» (8 класс)

№ п/п

Тема урока

Вид занятия

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

По плану

По факту



1.


2.

3.


4.

5.

6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.



13.

14.

15.

16.

17.


18.

19.


20.


21.



22.

23.


24.

Раздел I. Становление индустриального общества.

Глава 1.Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.

От традиционного общества к обществу индустриальному.

Модернизация - процесс разрушения традиционного общества.

Время технического прогресса

Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества.

Материальная культура и изменения в повседневной жизни.

Развитие науки в XIX веке.

Идейные течения в обществознании.

Глава 2. Строительство новой Европы

Франция в период консульства и империи.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

Англия в I половине XIX века.

Борьба за объединение Германии.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна.

Раздел 2.Мир во II половине XIX века

Глава 3.Европа: время реформ и колониальных захватов

Германская империя.

Создание Британской империи.

Третья республика во Франции.

Италия: время реформ и колониальных захватов.

Австро-Венгрия.

Глава 4. Две Америки

США в XIX веке.

США в период монополистического капитализма.

Глава5.Художественная культура XIX столетия

Основные художественные течения. Романтизм и реализм в литературе.

Изобразительное искусство. Реализм. Импрессионизм. Постимпрессионизм.

Глава5.Традиционное общество перед выбором: модернизация или потеря независимости

Страны Востока в XIX в.: Япония и Китай

Страны Востока в XIX в.: Индия и Африка.Международные отношения последней трети XIX века

Урок обобщения по теме: «Политическая карта мира к началу ХХ века».





Комбинированный урок


Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок-исследование

Комбинированный урок


Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок-лекция с элем.беседы


Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок-практикум

Урок-беседа с элем.лекции


Урок-практикум


Комбинированный урок



Урок-путешествие


Урок-семинар


Урок-повторения и обобщения

12ч


1


1

1


1

1

1


1

1

1

1

1

1

12 ч.

5 ч.

1

1

1

1

1

2 ч.

1

1

2 ч

1


1


2 ч.


1

1


1




Работа с учебником и в рабочей тетради


Работа с учебником и в рабочей тетради

Работа с учебником и в рабочей тетради

Работа с учебником и в рабочей тетради


Работа с учебником и в рабочей тетради


Работа с учебником и в рабочей тетради

Работа по карте и в тетради

Работа с учебником и в рабочей тетради

Работа с учебником и в рабочей тетради

Работа с учебником и в рабочей тетради

Работа в рабочей тетради, с картой


Работа с учебником

Работа по карте, раб.тетрадь

Работа с учебником

Работа с учебником

Работа с учебником

Интеллект карта

Работа с учебником, картой


Раздаточный материал

Работа с Интернет-ресурсами



презентация

Работа с учебником,

с доп.материалом

Тест №1

Раздел 3. Россия в первой половине XIX века

21 ч.

25

26

Россия на рубеже веков Внутренняя политика в 1801-1806 гг.

Изучение нового материала

1

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

27

Внешняя политика в 1801-1812гг.

Урок-практикум

1

Интеллект карта

28

Реформаторская деятельность ММ.Сперанско-го

Урок-беседа с элем.лекции

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

29

Отечественная война 1812 г.

Комбинированный урок

1

Работа с картой

30

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг

Комбинированный урок

1

Работа с картой

31

Внутренняя политика в 1815-1825гг.

Урок -лекция с элем.беседы

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

32

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

33

Общественное движение при Александре I.

Урок-презентация

1

Работа с презентацией рабочей тетради

34

Повторение по теме «Россия в первой четверти XIX в»

Урок-обобщения

1

Работа с тестами

35

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

36

Внутренняя политика Николая 1

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

37

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг.

Урок-практикум

1

Интеллект карта

38

Внешняя политика в 1826-1849 гг.

Урок-беседа с элем.лекции

1

Работа в тетради

39

Общественное движение в годы правления Николая I.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

40

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя

Комбинированный урок

1

Работа с картой

41

Образование и наука

Урок-семинар

1

Работа с Интернет-ресурсами

42

Русские первоот-крыватели и пу-тешественники.

Урок-семинар

1

Работа с Интернет-ресурсами

43

Художественная культура

Урок-практикум

1

Раздаточный материал

44

Быт и обычаи

Комбинированный урок

1

Работа с доп.литературой

45

Обобщающее повторение «Россия на пороге перемен»

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест №2

Раздел 4. Россия во второй половине XIX века

23 ч.

46

Накануне отмены крепостного права

Изучение нового материала

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

47

Крестьянская реформа 1861 г.

Урок-беседа с элем.лекции

1

Работа с документами

48

Либеральные реформы 60-70-х гг

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

49

Претворение реформ в жизнь

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

50

Социально-экономическое развитие после отмены крепост-ного права

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

51

Общественное движение: либералы и консерваторы.

Урок-практикум

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

таблица

52

Зарождение революционного народничества и его идеология.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

53

Революционное народничество второй половины 60-х - начала 80-х гг.XIX в.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

54

Внешняя политика Александра II

Комбинированный урок

1

Работа с картой

Работа с документами

55

Русско-турецкая война 1877-1878 гг

Комбинированный урок

1

Работа с картой

56

Повторение по теме «Россия в период правле-ния Александра II

Комбинированный урок

1

Тест №3

57

Начало царство-вания Алексан-дра III

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

58

Внутренняя политика Александра III

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

59

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

60

Положение основных слоев общества: буржуа-зия, пролетариат, духовентсво, ин-теллигенция, ка-зачество

Урок-практикум

1

Самостоятельная работа, таблица

61

Общественное движение в 80-90-х гг.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

62

Внешняя политика Александра III

Комбинированный урок

1

Работа по карте

63

Просвещение и наука

Урок-практикум

1

Раздаточный материал

64

Литература и изобразительное искусство

Урок-семинар

1

Работа с Интернет-ресурсами

65

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

Урок-семинар

1

Работа с Интернет-ресурсами

66

Быт: новые черты в жизни города и деревни

Комбинированный урок

1

Работа с учебником и в рабочей тетради

67

Обобщающее повторение «Россия во второй половине XIX века»

Повторительно-обобщающий урок

1

Работа с документами.

68

Итоговое повторение по курсу «История»

Повторительно-обобщающий урок

1

Тест №4






Содержание практической части

Тест №1

«Политическая карта мира к началу ХХ века».

1 вариант.

Часть 1.

1. Промышленный переворот - это:

а) развитие машинного производства, где существует разделение труда

и применяется наёмный труд рабочих.

б) переворот, совершенный фабричными рабочими

в) переход от мануфактуры к фабрично-заводскому машинному производству

2 Найдите лишнее. Страны «старого» капитализма:

а) Англия;

б) США;

в) Франция.

3. Либерализм - это

а) течение, выступающее за гражданские, политические и экономические свободы;

б) течение, опирающееся на идею традиции, сохранении

существующего политического строя (например, конституционной монархии);

в) движение за религиозное образование

4. Период с 1799 до 1804г. историки назвали:

а) империя

б) республика

в) консульство

г) конституционная монархия

5. Эта система мер, введённая Наполеоном, запрещала всем зависимым от Франции

странам торговать с Англией:

а) торговая война

б) континентальная блокада

в) "закрытие" Англии

6. Одной из причин Франко-прусской войны было:

а) требование Наполеона III уступить Франции часть земель Германии

б) отказ прусского короля удовлетворить требование французского императора

об отказе от претензий на испанскую корону

в) интервенция стран Священного союза в Венгрию

7. К основным мероприятиям Парижской коммуны не относится

а) повышение заработной платы чиновникам

б) отмена декрета о немедленном взыскании долгов по векселям

в) организация государственных мастерских

г) ограничение рабочего дня до 10 часов

8. Первым канцлером Германии стал:

а) Бюллов

б) Лассаль

в) Бебель

г) Бисмарк

9. Концепцию доктрины «Америка для американцев» предложил:

а) Линкольн

б) Трумэн

в) Монро

10. В 1860 г. президентом США стал:

а) Линкольн

б) Браун

в) Грант

Часть 2.

  1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.


1. Провозглашение консульства

2. Битва при Ватерлоо

3. Заграничные походы русской армии

4. «100 дней Наполеона»

5. Введение континентальной блокады Англии



  1. По какому принципу образованы ряды. Определите лишний элемент.

Дж. Г. Байрон, Дж. Верди, А. Сен-Симон, В.Гюго, К. Моне,

О. Ренуар.

3. Определите, о ком идет речь?

Выдающийся американский государственный деятель, президент США. Родился в штате Кентукки. Работал дровосеком, сплавщиком леса, почтовым служащим. Занимался самообразованием, сдал экзамен на адвоката, стал известным юристом. Убежденный противник рабства. Один из организаторов республиканской партии, как ее кандидат стал президентом США в 1860 г. В годы гражданской войны 1861-1865 гг. проводил демократические преобразования, что обеспечило победу Севера. В 1864 г .был повторно избран президентом США. 14 апреля 1865 г. был смертельно ранен агентом плантаторов и нью-йоркских банкиров Бутсом.

2 вариант.

Часть 1.

  1. Монополия - это:

а) форма организации капиталистических предприятий, капитал которых образуется

путём продажи акций;

б) исключительное право производства, торговли, промысла, принадлежащее

одному лицу, группе лиц, государству;

в) форма организации товарного производства для развития внутренней и

внешней торговли.

2. Найдите лишнее. Страны «молодого» капитализма:

а) США;

б) Франция;

в) Германия

3. Консерватизм - это:

а) течение, выступающее за гражданские, политические и экономические свободы;

б) течение, опирающееся на идею традиции, сохранении

существующего политического строя (например, конституционной монархии);

в) движение за религиозное образование.

4. Наполеон провозглашён императором французов в:

а) 1799г.

б) 1802г.

в) 1804г.

г) 1805г.

5. Этот документ Наполеон считал своей "истинной славой". Он закрепил

неприкосновенность частной собственности, равенство граждан, свободу совести:

а) Гражданский кодекс

б) Декларация независимости

в) Конституция

6. Условия мира по окончании Франко-Прусской войны включали в себя:

а) передача Германии Эльзаса и Лотарингии

б) запрет Франции иметь артиллерию и флот

в) восстановление монархии во Франции

7. Парижская коммуна - это

а) тайное общество

б) городское самоуправление

в) поселение коммунаров

8. Парламент в Германии:

а) рейхстаг

б) рикстаг

в) кортесы

9. Авраам Линкольн представлял:

а) республиканскую партию

б) демократическую партию

в) партию аболиционистов

10. Гражданская война в США:

а) 1860-1865 гг.

б) 1861-1865 гг.

в) 1861-1867 гг.

Часть 2.


  1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.


1. Провозглашение Германской империи

2. Седанская катастрофа

3. Парижская Коммуна

4. «Кровавая майская неделя»

5. Реформы Коммуны



  1. По какому принципу образованы ряды. Определите лишний элемент.

В. К. Рентген, Э. Резерфорд, Ч. Дарвин, П. Сезанн, Л. Паскаль, М. Фарадей.

  1. Определите, о ком идет речь?

Выдающийся немецкий политический деятель и дипломат. Основатель юнкерско-буржуазной Германской империи. Занимал посты прусского посла в России и Франции. Один из создателей Северо-Германского союза во главе с Пруссией. Путем искусных дипломатических ходов сумел добиться изоляции Франции и спровоцировал объявление войны Пруссии Наполеоном III. После провозглашения в 1971 г. Германской империи, стал ее рейхсканцлером. Выступал противником католической церкви. Так же выступил с программой социальных реформ, введя законы об обязательном страховании некоторых категорий рабочих.. Неудачи внутренней и внешней политики сделали неизбежной его отставку

Ключ к решению контрольно-измерительных материалов

Вариант 1. Вариант 2.

Часть 1. Часть 1.

1.в 6.б 1.б 6. а

2.б 7.а 2.б 7.б

3.а 8.г 3.б 8.а

4.в 9.в 4.в 9.а

5.б 10.а 5.а 10.б

Часть 2. Часть 2.

1. 1,5,3,4,2 1. 2,3,1,5,4

2. А.Сен-Симон, деятели 2. П. Сезанн, ученые

культуры

3. А. Линкольн 3. О. Бисмарк

Тест №2

Обобщающее повторение по истории России в 8 классе по теме: « Россия в первой половине XIX века» «Россия на пороге перемен»

При выполнении заданий А 1 - А 34 этой части задания выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и обведите его.

А.1. Александр Первый взошёл на престол в :

А: 1800 гг.;

Б: 1801 гг.;

В: 1802 гг.;

Г: 1805 гг.;

А.2. Он был приверженцем:

А: либерализма;

Б: консерватизма;

В: тоталитаризма;

Г: республиканцем;

А.3. Сколько ему было лет, когда он стал императором?

А: 18; Б: 21

В: 24 Г: 28

А.4. Как называлась группа молодых людей, соратников Александра?

А: Боярская Дума;

Б: Негласный комитет;

В: Верховный Сенат;

Г: Тайная канцелярия;

А.5. Кто не входил в кружок соратников Александра Первого?

А: П.А. Строганов

Б: Н.Н. Новосильцев

В: А.А. Чарторыйский

Г: П.П. Долгорукий

А.6. В каком году выходит указ о « Вольных хлебопашцах»

А: 1803 гг.;

Б: 1805 гг.;

В: 1807 гг.;

Г: 1810 гг.;

А.7. Торжественное письменное обращение верховной власти к населению называется:

А: указ

Б: манифест

В: воззвание

Г: петиция

А.8. С каким государством Россия в период с 1801 по 1812 гг не воевала?

А: Пруссия

Б: Турция

В: Швеция

Г: Иран

А.9. Тильзитский мир был подписан в :

А: 1807 гг.;

Б: 1810 гг.;

В: 1811 гг.;

Г: 1812 гг.;

А.10. В каком году произошёл разрыв в отношениях между Францией и Россией?

А: 1809 гг.; Б: 1810 гг.;

В: 1811 гг.; Г: 1812 гг.;

А.11. Что не является причиной войны 1812 года?

А: разрыв Тильзитского мира;

Б: отказ Александра выдать замуж свою сестру Екатерину

В: разрыв русско - французского союза;

Г: желание Наполеона жить в Москве;

А.12. Когда началась Отечественная война 1812 года?

А: 12 августа Б: 25 декабря

В: 12 июня Г: 30 ноября

А.13. Кто из командующих не принимал участия в войне 1812 года?

А: Барклай де Толли

Б: Корнилов

В: Тормасов

Г: Багратион

А.14. Почему первоначально русская армия проигрывала Наполеону?

А: война была неожиданной;

Б: русские армии не были объединены

В: неумелое руководство армией

Г: плохое оснащение русской армией

А.15. Кто был командующим русской армией на момент начала войны?

А: Багратион

Б: Кутузов

В: Александр Первый

Г: Тормасов

А.16. Когда произошло Бородинское сражение?

А: 12 июня 1812 года

Б: 26 августа 1812 года

В: 14 сентября 1813 года

Г: 24 сентября 1813 года

А.17. На совете в какой деревне было принято решение оставить Москву?

А: Тарутино

Б: Бородино

В: Фили

Г: Утица

А.18. Почему Кутузов принял решение оставить Москву?

А: не было свежего подкрепления

Б: считал войну проигранной

В: хотел обойти и нанести удар с тыла

Г: хотел собрать всю армию в Москве и уничтожить

А.19. Почему Наполеон проиграл войну 1812 года?

А: армия была ослаблена и голодная

Б: не хватало орудий и миномётов

В: не было достойных полководцев

Г: яростная атака русских воинов

А.20. В каком году был создан Священный Союз

А: 1813

Б: 1814

В: 1815

Г: 1817

А.21. Кто был автором проекта новой Конституции?

А: М.М. Сперанский

Б: А.А. Аракчеев

В: Н.Н. Новосильцев

Г: Бенкендорф

А.22. Кто предложил Александру Первому проект об отмене крепостного права?

А: Аракчеев

Б: Сперанский

В: Новосильцев

Г: Муравьёв

А.23. Как называлось самое первое тайное общество, возникшее в 1816 году?

А: « Союз Спасения»

Б: « Северное общество»

В: « Южное общество»

Г: « Союз Благоденствия»

А.24. Руководителем «Южного общества» был :

А: Н.И. Тургенев

Б: П.И. Пестель

В: С.П. Трубецкой

Г: Муравьёв - Апостол

А.25. Кто не входил в Северное общество?

А: Муравьёв

Б: Пестель

В: Трубецкой

Г: Оболенский

А.26. Когда произошло восстание декабристов?

А: 26 августа 1824 г.

Б: 14 декабря 1825 г

В: 25 декабря 1826г

Г: 9 мая 1827 г

А.27. Что не входило в планы декабристов?

А: принудить членов Госсовета создать манифест

Б: убить царя

В: выпустить из тюрьмы заключённых

Г: захватить Зимний дворец

А.28. Кто из руководителей восстания не был казнён?

А: К.Ф. Рылеев

Б: П.Г. Каховский

В: С.П. Трубецкой

Г: Н.М. Муравьёв - Апостол

А.29. Кем приходился Николай Первый Александру Первому?

А: братом

Б: племянником

В: внуком

Г: сыном

А.30. Что не является итогом социально - экономического развития России в середине 50-х годов?

А: промышленность развивается медленными темпами

Б: в с/х используются новые формы и методы ведения хозяйства

В: массовый перевод крепостных на оброк

Г: отток населения в город

А.31. Какой войны не вёл Николай Первый?

А: русско - польская

Б: русско - иранская

В: русско - прусская

Г: русско - турецкая

А.32. Кто из командующих не принимал участия в обороне Севастополя?

А: Корнилов В.А.

Б: Тормасов А.Н.

В: Нахимов П.С.

Г: Истомин В.П.

А..33. Какими были итоги Крымской войны для России?

А: ей возвратили все территории

Б: Россия имела право держать свой флот на Чёрном море

В: приобрела Бессарабию

Г: получила покровительство над Турцией

А.34. Крымская война была:

А: 1851-1854

Б: 1853-1858

В: 1841-1850

Г: 1853-1856

В задания В1 - В 6 требуется ответ в виде одного - двух слов, последовательности букв или цифр.

В.1. Восстановите порядок хода сражений:

А: Смоленское

Б: Тарутино

В: Бородинское сражение

Г: Совет в Филях

1

2

3

4

В.2. О каком полководце идёт речь?

« Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарваторе: они временно преградят вход в рейд. Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтобы держать корабли. Обречённые жертве, но надобно покориться необходимости…»

В.3. Причины проигрыша Наполеона в войне 1812 года были ( укажите два варианта ответа)

А: наступление холодов

Б: отсутствие провианта

В: были сожжены деревни

Г: в армии были наёмные солдаты;

В.4. Соотнесите художников и их картины:

1. О.А. Кипренский А: « Золотошвейка»

2. К.П. Брюллов Б: Портрет Пушкина

3. А.А. Иванов В: « Явление Христа народу»

4. В.А. Тропинин Г: « Последний день Помпеи»

1

2

3

4


В.5. О ком идёт речь?

« В первые дни Отечественной войны 1812 года ушёл добровольцем в армию, отличился в заграничном походе 1813-1814 гг., был одним из организаторов и руководителей « Союза Спасения».

В.6. Соотнесите события и даты:

1. 1813-1814 А: Крымская война

2. 1826-1828 Б: Синопский бой

3. 1853-1856 В: заграничный поход русской армии

4. 18 ноября 1853 год Г: русско - иранская война

В данной группе заданий С1 - С3 вы должны подробно ответить на вопрос задания. Оно выполняется на специальном бланке.

К 11 часам утра на ….. площадь прибыл Московский полк, позже подошли Гренадерский полк и Морской экипаж. Войска выстроились в каре вокруг Медного всадника. Все пространство вокруг площади постепенно заполнилось народом, тут были просто любопытные, но были и откровенно сочувствующие. К восставшим на коне подъехал генерал-губернатор Петербурга …… и стал призвать солдат и офицеров вернуться в казармы и присягнуть новому царю. Все знали губернатора как смелого боевого генерала, героя войны 1812 года, и руководители восстания всерьез опасались его влияния на солдат. Время шло, а никаких решительных действий восставшие так и не предпринимали. На площадь не явился диктатор восстания, и план выступления с самого начала был нарушен.

С.1. О каком событии идёт речь? Когда оно произошло?

С.2. При каком императоре оно произошло?

С 3. Используя источник и знания по истории укажите не менее 3 - х причин проигрыша восставших.

Ключ к ответам:

А1

Б

А 11

Г

А 21

В

А 31

В

А2

А

А 12

В

А 22

А

А 32

Б

А3

В

А 13

Б

А 23

А

А 33

А

А4

Б

А 14

Б

А 24

Б

А 34

Г

А5

Г

А 15

В

А 25

Б

А6

А

А 16

Б

А 26

Б

А7

Б

А 17

В

А 27

В

А8

А

А 18

А

А 28

В

А9

А

А 19

А

А 29

А

А 10

в

А 20

В

А 30

А

В1

АВГБ

В2

Корнилов

В3

АГ

В4

БВГД

В5

Н. Муравьёв

В6

ВГАБ

С1

Восстание декабристов. 14 декабря 1825 г.

С2

Николай I

С3

1) изменил восстанию руководитель Трубецкой

2) Каховский отказался убивать Николая

3) не было чёткого руководства

4) солдаты, вышедшие на Сенатскую площадь, не знали чёткой цели своего присутствия здесь

Тест № 3 Россия в период правления Александра II

Вариант I

1. Выберите правильный ответ:

а) найм работников, обрабатывающих землю инвентарем землевладельца, характерен для помещичьего хозяйства с:

1) отработочной системой 2) капиталистической системой

3) смешанной системой 4) крепостнической системой

б) развитие промышленности способствовало формированию:

1) наемных рабочих и промышленной буржуазии 2) банкиров и зажиточного купечества

3) интеллигенции 4) сельской буржуазии и пролетариата

в) идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX в. Выступали против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции:

1) марксизм 2) либерализм 3) народничество 4) западничество

г) русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась подписанием:

1) Сан-Стефанского договора 2) Адрианопольского мирного договора

3) Балканского мира 4) Парижского мира

2. Расположите в хронологической последовательности:

1) городовое положение 2) судебная реформа 3) крестьянская реформа

4) военная реформа 5) университетская реформа

3. Выберите верные утверждения:

а) в ходе проведения крестьянской реформы произошли следующие изменения:

1) появился слой «капиталистых» крестьян 2) была разрушена крестьянская община

3) появился слой «временнообязанных» крестьян 4) возникла частная собственность на землю

5) крестьяне получили гражданские права

б) положительное значение реформ 60-70-х гг, состояло в:

1) росте правительственных иностранных займов

2) развитии буржуазных отношений в стране

3) ограничении самодержавной монархии

4) ликвидации рабского положения 25 млн подданных

5) нарастании внутренней социальной напряженности в обществе

в) последователи идеологии революционного народничества:

1) отрицательно относились к буржуазному строю

2) считали русского крестьянина «по природе» социалистом

3) главное значение придавали борьбе за конституцию и гражданские свободы

4) верили, что самодержавие имеет прочную социальную основу и поэтому его свержение - это длительный и трудный процесс

5) отрицали самостоятельную роль рабочих в освободительной борьбе

4. Установите соответствие:

а) либеральное движение

б) консерватизм

1) П. А. Валуев

4) В. Н. Панин

2) П. А. Шувалов

5) Ю. Ф. Самарин

3) А. М. Унковский

6) К. Д. Кавелин

5. Укажите принцип образования ряда:

П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев

6. Кому принадлежат слова?

«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо... но чувство, враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому придти... гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

7. О ком идет речь?

Представители этого сословия в пореформенной России имели общегражданские права, платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, несли рекрутскую повинность, могли выступать как юридические лица, заключать сделки, владеть имуществом, менять место жительства, поступать на службу, в учебные заведения и др.

Вариант II

1. Выберите правильный ответ:

а) в результате проведения крестьянской реформы:

1) наделы большинства освобожденных крестьян увеличились 2) появилось сословие государственных крестьян 3) роль дворянства в экономической жизни страны усилилась 4) крестьяне получили личную свободу

б) обработка земель силами и инвентарем крестьян за аренду земли, угодий характерна для помещичьего хозяйства с:

1) отработочной системой 2) капиталистической системой 3) смешанной системой 4) крепостнической системой

в) единственное сословие в пореформенной России, платившее подушную подать и подвергавшееся телесным наказаниям:

1) сословие наемных рабочих 2) мещанство 3) крестьянство 4) военные поселенцы

г) дипломат, министр иностранных дел, канцлер - это:

1) К. В. Нессельроде 2) А. М. Горчаков 3) М. М. Сперанский 4) М. Т. Лорис-Меликов

2. Расположите в хронологической последовательности:

1) судебная реформа 2) военная реформа 3) крестьянская реформа 4) городская реформа 5) университетская реформа

3. Выберите верные утверждения:

а) признаки монархической формы правления:

1) единоличный глава государства 2) принцип выборности органов государственной власти 3) наследственный порядок верховной власти 4) принцип разделения властей 5) пожизненная верховная власть

б) положительное значение реформ 60-70-х гг. состояло в:

1) бурном росте экономики и культуры 2) развитии буржуазных отношений в стране

3) ограничении самодержавной монархии 4) ликвидации рабского положения 25 млн подданных 5) росте имущественного неравенства населения

в) последователи идеологии революционного народничества:

1) не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы

2) выступали как защитники интересов крестьян

3) надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капитализм

4) полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко 5) активно выступали за сохранение народных традиций

4. Установите соответствие:

а) либеральное движение

1) К. Д. Кавелин

4) В. Н. Панин

б) консерватизм

2) А. М. Унковский

5) П. А. Валуев

3) П. А. Шувалов

6) Ю. Ф. Самарин

5. Укажите принцип образования ряда:

Д. В. Каракозов, А. К. Соловьев, И. И. Гриневицкий

6. О ком идет речь?

Участник российского революционного движения. Создал тайное общество «Народная расправа», построенное на принципе неограниченного централизма и слепого повиновения рядовых членов руководителю, автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и провокации. Объявив в предательстве студента И. Иванова, организовал его убийство, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. В 1872 г. выдан швейцарскими властями как уголовный преступник. Был приговорен к 20 годам каторги. Через десять лет умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

7. О чем идет речь?

Революционная народническая организация, основана в Санкт-Петербурге. Организаторы: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Программа: крестьянская революция, национализация земли, установление республики, замена государства федерацией общин. Деятельность: поселения в «народе», революционная пропаганда среди рабочих и интеллигенции, индивидуальный террор. Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу организации.

Тест №4

Итоговое повторение по курсу «История» 8 класса

1 вариант

А1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи

1) с 1796 по 1801 год 3) с 1825 по 1855 год

2) с 1801 по 1825 год 4) с 1855 по 1881 год

А2. В 1897-1899 гг. министром финансов СЮ. Витте бы­ла проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение:

1) золотого обращения 3) медного рубля

2) серебряного обращения 4) бумажных кредитных билетов

А3. Как в российской империи называлось казачье поселе­ние, состоящее из одного-двух дворов?

1) станица 3) хутор

2) уезд 4) волость

А4. В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре I,

1) университетам предоставлялась широкая автономия

2) деятельность студенческих организаций запрещалась

3) открылись земские школы для крестьянских детей

4) вводилось всеобщее среднее образование

А5. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.

«...Сначала молодые люди ограничивались только разговора­ми между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и оп­ределить порядок действий, которыми намерены были поддер­живать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубец­кой положили основание обществу... Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, послед­ний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».

1) «Союз спасения» 3) «Общество соединенных славян»

2) «Союз благоденствия» 4) «Земля и воля»

А6. В каком году Россия подписала с Францией Тильзитский мирный договор?

1) в 1801 г. 3) в 1807 г.

2) в 1803 г. 4) в 1812 г.

А7. Кому из государственных деятелей императором Нико­лаем I было поручено проведение реформы управления госу­дарственными крестьянами?

1) М.М. Сперанскому 3) Я.И. Ростовцеву

2) П.Д. Киселеву 4) А.Х. Бенкендорфу

А8. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.

1) за выкуп при содействии государства

2) за выкуп при содействии земских управ

3) за счёт государственной казны

4) за счёт ссуды помещика

А9. Что из названного является одной из причин русско-ту­рецкой войны 1877-1878 гг.?

1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции

2) стремление Турции завоевать Болгарию

3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией

4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах

А10. Прочтите отрывок из статьи КС. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-по­литической мысли принадлежал автор.

«Русский народ имеет прямое право как народ на общечело­веческое, а не через посредство и не с позволения Западной Ев­ропы. К Европе относится он критически и свободно, прини­мая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а на­циональность европейскую откидывая...»

1) западникам 3) декабристам

2) славянофилам 4) народовольцам

А11. Что из названного относится к социально-экономичес­ким процессам первой половины XIX в.?

1) формирование вотчинного землевладения

2) начало промышленного переворота

3) появление первых мануфактур

4) национализация промышленности

А12. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тару­тинский марш-маневр - героические страницы истории войны

1) Ливонской 3) Крымской

2) Отечественной 4) Первой мировой

А13. Как в газете «Голос» от 16 февраля 1880 г. современни­ками был назван период, когда М.Т. Лорис-Меликов находился во главе внутренней политики государства?

1) «период контрреформ» 3) «диктатура сердца»

2) «эра либеральных реформ» 4) «эра меркантилизма»

А14. Активный рост сельского хозяйства в 70-90-х гг. XIX в. сдерживало

1) сохранение крестьянской общины

2) частичное уничтожение помещичьего землевладения

3) внедрение новых сельскохозяйственных машин

4) усиление сельскохозяйственной специализации районов страны

А15. Прочтите высказывание А.И. Герцена о письме и ука­жите имя его автора.

«"Письмо" его потрясло всю мыслящую Россию и имело пол­ное право на это. После "Горя от ума" не было ни одного литера­турного произведения, которое сделало бы такое сильное впечат­ление. Между ними - десятилетнее молчание, 14 декабря, висели­цы, каторга, Николай. (...) Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».

1) А.С. Пушкин 3) Н.Г. Чернышевский

2) В.Г. Белинский 4) П.Я. Чаадаев

А16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

A) введение всеобщей воинской повинности

Б) ограничение барщины двумя днями в неделю

B) личное освобождение крепостных крестьян

Г) освобождение дворян от военной службы

Д) введение института присяжных заседателей

Укажите верный ответ

1)АБГ 2) АВД 3)БВГ 4) ВГД

Часть В

В1. Какие из перечисленных ниже имен путешественников стали известны своими открытиями новых земель в XIX в. Укажите два верных имени из пяти предложенных.

1) И.Ф. Крузенштерн 4) С. И. Дежнев

2) Афанасий Никитин 5) Ф.Ф. Беллинсгаузен

3) Ермак Тимофеевич

В2. Прочтите отрывок из воспоминаний В.Г. Белинского и напишите название журнала, о котором пишет критик.

«Давно уже было всем известно, что знаменитый поэт наш Александр Сергеевич Пушкин вознамерился издавать журнал; наконец первая книжка этого журнала уже и вышла, многие да­же прочли ее, но, несмотря на то, у нас, в Москве, этот журнал есть истинная новость, новость дня, новость животрепещущая, и в этом смысле то, что хотим мы сказать о нем, будет настоя­щим известием. Дело в том, что у нас в Москве очень трудно его достать за какие бы то ни было деньги...» В3. Установите соответствие между фамилиями полковод­цев и названиями войн, в которых они прославились

Полководцы Военные действия, сражения

1) И.В. Гурко а) переход российских войск через Альпы

2) П.С. Нахимов б) Брусиловский прорыв

3) А.В.Суворов в) Бородинское сражение

4) М.И.Кутузов г) Синопское сражение

д) осада Плевны

В4. Какие из перечисленных ниже художественных полотен принадлежат кисти художников-передвижников? Укажите две картины из пяти предложенных.

1) «Всадница» 4) «Последний день Помпеи»

2) «Сватовство майора» 5) «Явление Христа народу»

3) «Грачи прилетели»

В5. Прочтите отрывок из программы декабристского обще­ства и укажите название документа.

«...3) Государство состоит из народа и правительства.

Весь российский народ составляет одно сословие - граж­данское, все нынешние сословия уничтожаются.

Насчет верховной власти отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определительности круга действий. Верховная власть разделяется на законодательную и верховноисполнительную - первая поручается Народному Вечу, вторая - Державной Думе. Власть блюстительная поручается Верховному Собору».

В6. Прочтите отрывок из официального документа и на­пишите имя императора, назначившего министрами указанных в списке чиновников.

«...3. Граф Канкрин - министр финансов...

4. Граф Бенкендорф - шеф жандармов...

6. Статс-секретарь граф Уваров - министр народного просвещения...

11. Генерал-адъютант граф Киселев - министр госу­дарственных имуществ».

Часть С

«Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем анархистам, но полагаем, что осуществление анархи­ческих идеалов во всей их полноте в данный момент невозмож­но. Мы решаемся написать на своем знамени исторически выра­ботанную формулу «ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ». Эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота.

Все внимание революционной партии должно быть устрем­лено: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с су­ществующими уже народными организациями революционного характера; 2) ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания».

С1. К какому общественно-политическому движению отно­сится устав созданной организации?

С2. Когда была создана эта организация?

СЗ. Какие задачи поставлены в программе членами органи­зации?

С4. Используя знания по истории, отметьте, какова была судьба этой организации?

2 вариант

А1. Какой из названных указов был подписан императором в 1803 г.?

1) «Об обязанных крестьянах»

2) «О вольных хлебопашцах»

3) «Об учреждении III отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»

4) «О введении всеобщей воинской повинности»

А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIX в.?

1) боярство 3) купечество

2) дворянство 4) духовенство (священство)

А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?

1) Священному Синоду 3) Сенату

2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету

А4. Как в XIX в. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?

1) посессионные 3) временнообязанные

2) капиталистые 4) черносотенные

А5. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»

1) Ватерлоо 3) Аустерлиц

2) Тильзит 4) Санкт-Петербург

А6. В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?

1) Смоленской 3) Ливонской

2) Северной 4) Отечественной

А7. В XIX в. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через

1) городские думы 3) губных старост

2) мировых посредников 4) земские комитеты

А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… - Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, - кончим и мы как следует. - Постараемся… - Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

1) русско-турецкая война 1806-1812 гг. 3) Крымская война 1853-1856 гг.

2) русско-турецкая война 1828-1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877-1878 гг.

А9. По реформе 1861 г. крестьяне получили право

1) перехода в другие сословия

2) избирать и быть избранными в Государственную думу

3) выходить из общины и селиться в хуторах

4) на все земли помещика

А10. Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.

«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».

1) Павел Петрович 3) Николай Павлович

2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич

А11. Что из названного произошло в XIX веке?

1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей

2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права

А12. «Мы были дети 1812 года» - так говорили о себе

1) славянофилы 3) декабристы

2) марксисты 4) народовольцы

А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат

2) Государственная Дума 4) Святейший Синод

А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

1) появлению первых мануфактур

2) появлению первых общероссийских ярмарок

3) уменьшению численности городского населения

4) формированию фабричных центров

А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х - 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

1) западниками 3) славянофилами

2) социал-демократами 4) декабристами

А16. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

A) отмена рекрутского набора в армию

Б) ограничение барщины тремя днями в неделю

B) создание губернских и уездных земств

Г) запрещение продавать крестьян без земли

Д) введение института присяжных заседателей

Укажите верный ответ

  1. АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД

Часть В

В1. С какими из перечисленных ниже стран воевала Россия в XIX в.? Укажите две страны из пяти предложенных.

1) Франция 3) Великобритания 5) Италия

2) Турция 4) США

В2. Прочтите приказ фельдмаршала и напишите название войны, во времена которой он был отдан.

«Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

В3. Какие три понятия возникли в связи с проведением Крестьянской реформы 1861 г.?

1) временнообязанные крестьяне 4) местничество

2) барщина 5) оброк

3) отрезки 6) выкупные платежи

В4. Прочтите отрывок из «Очерков истории русской культуры» и напишите, как называли художников, входивших в указанное товарищество.

«Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. "Товарищество имеет целью - значилось в нем - устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений".

Первая художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая, и так на протяжении почти полувека. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России».

В5. Установите соответствие между фамилиями полковод­цев и названиями войн, в которых они прославились

Полководцы Названия войн

1. П. И. Багратион, А.П. Ермолов а) Крымская война 1853-1856 гг.

2) М. Д. Скобелев, И.В. Гурко б) русско-турецкая война1768-1774 гг.

3) В. А. Корнилов, П.С. Нахимов в) Первая мировая война 1914-1918 гг.

4) А.В. Суворов, П.А.Румянцев г) русско-турецкая война 1877- 1878гг.

д) Отечественная война1812г.

В6. Какие два из перечисленных ниже исторических деятелей XIX в. были авторами либеральных реформ в России?

1) С.Ю. Витте 3) Г.В. Плеханов 5) А.И. Герцен

2) М.М. Сперанский 4) Н.М. Карамзин

Часть С

«Он был консерватором, но "консерватором с прогрессом", способным к определенным умеренным реформам сверху, под­готовленным постепенно, без заигрывания с общественным мнением. Процессы, происходившие во время его царствова­ния, которые он в значительной степени инициировал, способ­ствовали созданию экономических основ нового общества, складыванию русской национальной культуры. Образ Петра Ве­ликого, воспринимаемый как символ национального единства, сыграл свою роль в идеологическом обеспечении этого процес­са. Его царствование подготовило грядущие реформы после Крымской войны, когда дворянство и правящая элита страны оказались готовы поступиться рядом своих корпоративных пре­имуществ во благо России».

С1. О ком идет речь в документе?

С2. Какими чертами личности примечателен этот монарх? Приведите не менее 2-х положений.

СЗ. Какие реформы были проведены в России в этот пери­од? (Укажите не менее 2-х.)

С4. О каких грядущих реформах, проведенных после Крым­ской войны, идет речь?

Критерии оценки

удовлетворительно

хорошо

отлично

Процент набранных баллов из 100% возможных

От 55% и выше

55% и более

70% и более

85% и более

Материально-техническое обеспечение

  1. мобильный компьютерный класс

  2. компьютер, ноутбук

  3. мультимедиапроектор

  4. интерактивная доска

  5. телевизор

Учебно-методический комплект:


  • программно-нормативные документы;

  • учебники (в книжной и электронной форме);

  • хрестоматии, сборники документов;

  • исторические атласы;

  • настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;

  • рабочие тетради, контурные карты;

  • сборники заданий, электронные обучающие программы;

  • справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);

  • книги для чтения;

  • методические пособия;

  • методические рекомендации.

Список литературы

Основная литература:

- История России конец 19 века, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Просвещение 2010.

- Новая История, 1800-1913, 8 класс, А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

- КИМы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. - М.: ВАКО, 2010.

-Боханов А.Н. Александр III.

-Витте С.Ю. Воспоминания.

-Тарле Е.В. Наполеон.

-Тарле Е.В. Крымская война.

Интернет- ресурсы

1. school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов

hrono.ru/index.php

gumilevica.kulichki.net/

historic.ru/

xlegio.ru/

army.armor.kiev.ua/index.html

vive-liberta.narod.ru/biblio/biblio_1.htm

frenchrevol.ru/

napoleonbonapart.narod.ru/index.htm









© 2010-2022