- Преподавателю
- История
- Тюргешский каганат (7 класс)
Тюргешский каганат (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Итенгенов Р.Р. |
Дата | 29.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дата:
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Урок № 4
Тема : Тюргешский каганат (704-756 г.г.).
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: территория и население каганата, внутреннее и внешнеполитическое положение каганата, хозяйство, согдийцы в Жетысу.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Тип урока: комбинированный урок
Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
-
Этапы урока
Время
Приемы, методы
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Индивидуальный опрос
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Интерактивный (метод мозгового штурма), репродуктивный
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Объяснительно-иллюстративный,
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минут
Репродуктивный
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости - коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости - объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости - возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
-
Кто такие тюрки? Какие современные народы происходят от тюрков?
-
Расскажите об образовании Западно-Тюркского каганата. Скажите, с какими государствами он граничил.
-
Что послужило причиной ослабления и распада Западно-тюркского каганата? Какие государства способствовали распад Западно-тюркского каганата?
-
Что вы запомнили о системе «он ок будун», введенной каганом Ешбаром?
-
Дайте определение терминов «каган», «селиф», «тудуны», «беки», «таты».
-
Каковы особенности хозяйства жителей Западно-Тюркского каганата?
Подготовка к усвоению нового материала
После распада Западно-Тюркского каганата междуусобные распри между родственными народами не закончились. На этот раз, кроме борьбы среди тюрков, добавилась также борьба и между самими тюргешами. Такой крайне неустойчивой ситуацией решились воспользоваться два огромных государства, сформировавшиеся в это время на границах тюрков - Танская (Китай) империя и Арабский халифат. Столкновение интересов столь разных народов и государств не способствовало установлению стабильности в регионе - между различными сторонами начинаются столкновения и битвы.
Усвоение новых знаний
Образование Тюргешского каганата.
В 704 г. племена тюргешей свергли власть западных тюрков и создали свое государство - Тюргешский каганат
Территория
Шаш (Ташкент) в Средней Азии Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане
бассейны рек
Чу, Или и Таласа
Основной район - Семиречье, юго-запад Казахстана.
Государство было разделено основателем Ушлик (Учлик) каганом на две части - Большую и Малую орды.
Столица (ставка Большой Орды) - город Суяб, ставка Малой Орды - Кунгит (на берегу р. Или).
Этнический состав
Этническим ядром Тюргешского каганата стали племена тюргешей, проживавшие в долине рек Чу и Или, а население состаяло в своей массе из тюркоязычных племен. Племена тюргешей находились по отношению к другим в возвышенном положении, но в то же время между племенами желтых (сары) и черных (кара) тюргешей велась междоусобная борьба.
Политическая история
Глава государства - каган.
Само государство разделено на 20 административных владений, каждое из которых в случае войны должно было выставить по 20 тысяч человек.
Учлик каган (704-706 гг.) - создатель государства, большое внимание уделял политико-административному укреплению каганата.
Сакал каган (706-711 гг.). при нем обостряются противоречия между черными и желтыми тюргешами. Тогда же Восточно-тюркский каган КАПАГАН, нападает на тюргешей, добивается успеха (в одной из битв погиб сам Сакал), но попытка Капагана захватить власть заканчивается неудачно. К власти приходит:
Сулук каган (715-738 гг.) - противостоял арабам (Арабский каганат), китайцам (Танская империя) и восточным тюркам. При нем:
-
Переносит столицу в Тараз (Талас);
-
Ведет военную и политическую борьбу по всем направлениям;
-
Посещает с дипломатической миссией Танскую империю и выдает свою дочь за восточно-тюркского кагана Бильге;
-
Объединив силы с народами Средней Азии (жителями Шаша и Ферганы), полководец кагана Кули Шор в 720/721 годы разгромил арабов и изгнал с территории Согдианы;
-
За постоянные сражения с Сулук каганом арабы прозвали его «бодающимся» или «рогатым»;
-
Но в 737 году во время одного из походов под Тохаристаном Сулук каган терпит поражение от арабов, а по возвращении в Суяб он был убит собственным полководцем БАГА тарханом.
После гибели Сулука на 20 лет развернулась междоусобная борьба между желтыми и черными тюргешами, чем не преминули воспользоваться соседи. В 746 году на территорию Тюргешского каганата переселяются из Алтая племена КАРЛУКОВ, которые серьезно потеснили тюргешей. Водновременно разгорается борьба за Тюргешский каганат между арабами и китайцами, которые в 748 году захватили и разрушили город Суяб.
В середине VIII века между китайцами и арабами развернулась борьба за территорию Тюргешского каганата. Между захватчиками прошел целый ряд сражений, завершившийся в
751 год - ТАЛАССКАЯ битва близ г. Атлах близ Тараза (Таласа).пять дней длилось сражение, не принесшие не одной из сторон победы. Но на пятый день в тылу китайцев подняли восстание племена карлуков и китайцы потерпели поражение. После этого силы тюргешей оказались подорванными, а к власти пришли племена карлуков, образовав в 756 году КАРЛУКСКИЙ каганат.
Согдийцы в Жетысу.
Согдийцы - ираноязычная народность, населявшая с древности в Средней Азии и Южном Казахстане на берегах реки Кашкадарья. В VI - VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата, а позже, переселившись в Жетысу, составили основную массу населения городских жителей Тюргешского каганата. Смешавшись с тюрками и тюргешами, согдийцы переняли культуру, язык, обычаи и традиции. В свою очередь и тюрки, ознакомившись с культурой согдийцев, стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. Так происходило взаимовлияние тюркского и согдийского народа, что благоприятно отразилось на развитии материальной и духовной культуры обеих гпродов.
Закрепление новых знаний
-
Покажите на карте территорию Тюргешского каганата и найдите его столицу.
-
Какие племена составляли основу Тюргешского каганата?
-
Как вы можете охарактеризовать внутриполитическое положение Тюргешского каганата? на какие области кАган Учлик разделил каганат?
-
Как вы считаете, закономерен ли был распад Тюргешского каганата? какие народы в это время пытались захватить земли тюргешей?
-
Какое историческое значение для региона имело переселение согдийцев в район Жетысу?
Информация о домашнем задании, инструктаж
Домашнее задание - записи в тетради, § 3, стр. учебника
Аналитическая часть урока: самоанализ урока.
Допуск к уроку: _____________________________
2