Тюргешский каганат (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дата:

Класс: 7-й класс

Предмет: История Казахстана

Урок № 4

Тема : Тюргешский каганат (704-756 г.г.).

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: территория и население каганата, внутреннее и внешнеполитическое положение каганата, хозяйство, согдийцы в Жетысу.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Тип урока: комбинированный урок

Методы : интерактивный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:

  1. Этапы урока

Этап урока

Время

Приемы, методы

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

1-3 минут


Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания

15-17 минут

Индивидуальный опрос

Ответы на вопросы учителя

Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала

1-2 минуты

Интерактивный (метод мозгового штурма), репродуктивный

Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.

Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний

15-20 минут

Объяснительно-иллюстративный,

самостоятельной познавательной деятельности учащихся


Создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

1-3 минут

Репродуктивный

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости - коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости - объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

1-3 минуты


Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости - возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

45 минут




2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Устный индивидуальный опрос.

  • Кто такие тюрки? Какие современные народы происходят от тюрков?

  • Расскажите об образовании Западно-Тюркского каганата. Скажите, с какими государствами он граничил.

  • Что послужило причиной ослабления и распада Западно-тюркского каганата? Какие государства способствовали распад Западно-тюркского каганата?

  • Что вы запомнили о системе «он ок будун», введенной каганом Ешбаром?

  • Дайте определение терминов «каган», «селиф», «тудуны», «беки», «таты».

  • Каковы особенности хозяйства жителей Западно-Тюркского каганата?

Подготовка к усвоению нового материала

После распада Западно-Тюркского каганата междуусобные распри между родственными народами не закончились. На этот раз, кроме борьбы среди тюрков, добавилась также борьба и между самими тюргешами. Такой крайне неустойчивой ситуацией решились воспользоваться два огромных государства, сформировавшиеся в это время на границах тюрков - Танская (Китай) империя и Арабский халифат. Столкновение интересов столь разных народов и государств не способствовало установлению стабильности в регионе - между различными сторонами начинаются столкновения и битвы.

Усвоение новых знаний

Образование Тюргешского каганата.

В 704 г. племена тюргешей свергли власть западных тюрков и создали свое государство - Тюргешский каганат

Территория


Тюргешский каганат (7 класс)Шаш (Ташкент) в Средней Азии Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане

бассейны рек

Чу, Или и Таласа

Основной район - Семиречье, юго-запад Казахстана.

Государство было разделено основателем Ушлик (Учлик) каганом на две части - Большую и Малую орды.

Столица (ставка Большой Орды) - город Суяб, ставка Малой Орды - Кунгит (на берегу р. Или).

Этнический состав

Этническим ядром Тюргешского каганата стали племена тюргешей, проживавшие в долине рек Чу и Или, а население состаяло в своей массе из тюркоязычных племен. Племена тюргешей находились по отношению к другим в возвышенном положении, но в то же время между племенами желтых (сары) и черных (кара) тюргешей велась междоусобная борьба.

Политическая история

Глава государства - каган.

Само государство разделено на 20 административных владений, каждое из которых в случае войны должно было выставить по 20 тысяч человек.

Учлик каган (704-706 гг.) - создатель государства, большое внимание уделял политико-административному укреплению каганата.

Сакал каган (706-711 гг.). при нем обостряются противоречия между черными и желтыми тюргешами. Тогда же Восточно-тюркский каган КАПАГАН, нападает на тюргешей, добивается успеха (в одной из битв погиб сам Сакал), но попытка Капагана захватить власть заканчивается неудачно. К власти приходит:

Сулук каган (715-738 гг.) - противостоял арабам (Арабский каганат), китайцам (Танская империя) и восточным тюркам. При нем:

  • Переносит столицу в Тараз (Талас);

  • Ведет военную и политическую борьбу по всем направлениям;

  • Посещает с дипломатической миссией Танскую империю и выдает свою дочь за восточно-тюркского кагана Бильге;

  • Объединив силы с народами Средней Азии (жителями Шаша и Ферганы), полководец кагана Кули Шор в 720/721 годы разгромил арабов и изгнал с территории Согдианы;

  • За постоянные сражения с Сулук каганом арабы прозвали его «бодающимся» или «рогатым»;

  • Но в 737 году во время одного из походов под Тохаристаном Сулук каган терпит поражение от арабов, а по возвращении в Суяб он был убит собственным полководцем БАГА тарханом.

После гибели Сулука на 20 лет развернулась междоусобная борьба между желтыми и черными тюргешами, чем не преминули воспользоваться соседи. В 746 году на территорию Тюргешского каганата переселяются из Алтая племена КАРЛУКОВ, которые серьезно потеснили тюргешей. Водновременно разгорается борьба за Тюргешский каганат между арабами и китайцами, которые в 748 году захватили и разрушили город Суяб.

В середине VIII века между китайцами и арабами развернулась борьба за территорию Тюргешского каганата. Между захватчиками прошел целый ряд сражений, завершившийся в

751 год - ТАЛАССКАЯ битва близ г. Атлах близ Тараза (Таласа).пять дней длилось сражение, не принесшие не одной из сторон победы. Но на пятый день в тылу китайцев подняли восстание племена карлуков и китайцы потерпели поражение. После этого силы тюргешей оказались подорванными, а к власти пришли племена карлуков, образовав в 756 году КАРЛУКСКИЙ каганат.

Согдийцы в Жетысу.

Согдийцы - ираноязычная народность, населявшая с древности в Средней Азии и Южном Казахстане на берегах реки Кашкадарья. В VI - VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата, а позже, переселившись в Жетысу, составили основную массу населения городских жителей Тюргешского каганата. Смешавшись с тюрками и тюргешами, согдийцы переняли культуру, язык, обычаи и традиции. В свою очередь и тюрки, ознакомившись с культурой согдийцев, стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. Так происходило взаимовлияние тюркского и согдийского народа, что благоприятно отразилось на развитии материальной и духовной культуры обеих гпродов.

Закрепление новых знаний

  • Покажите на карте территорию Тюргешского каганата и найдите его столицу.

  • Какие племена составляли основу Тюргешского каганата?

  • Как вы можете охарактеризовать внутриполитическое положение Тюргешского каганата? на какие области кАган Учлик разделил каганат?

  • Как вы считаете, закономерен ли был распад Тюргешского каганата? какие народы в это время пытались захватить земли тюргешей?

  • Какое историческое значение для региона имело переселение согдийцев в район Жетысу?

Информация о домашнем задании, инструктаж

Домашнее задание - записи в тетради, § 3, стр. учебника

Аналитическая часть урока: самоанализ урока.

Допуск к уроку: _____________________________

2

© 2010-2022