Тематическое планирование по истории и обществознанию 6 класс

Рабочая программа составлена  в соответствии с примерной программой по истории для среднего (полного) общего образования и региональной программой по истории. Рабочая программа по истории.6 класса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особеннос...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование предмета история 6 класс
Всеобщая история (28 ч)


урока

Тема уроков

Дата

Содержание темы

Планируемый результат

Педагогические

средства

Вид

деятельности

учащихся

Информационно-методическое обеспечение

1

2

3

4

5

6

7

8



Раздел I. Раннее Средневековье (12 ч)

Тема 1. Западная Европа в V-XI вв. (7 ч)

1

Введение (1 ч)

6 А

6 Б

6 В

1.09

Основные понятия:
«Средние века».

Исторические источники: письменные, вещественные, изобразительные

Репродуктивный уровень:

Называть хронологические рамки периода Средневековья.

Продуктивный уровень:

Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам

Вводная лекция
с элементами беседы

Индивидуальная.

Анализ иллюстраций учебника, с. 6-11

2

Великое переселение народов и образование варварских государств. § 1

6 а

05.09

6 б

6 в

3.09

Основные понятия: Великое переселение народов, государство.

Исторические факты: образование германских государств

Репродуктивный уровень:

Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.

Продуктивный уровень:

Объяснять значение понятий; называть существенные

Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальная.

Решение проблемных заданий.

Читать §, вопросы, пересказ

Составление схемы, сравнительной

черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков».

Творческий уровень:

излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига

таблицы.

Участие в дискуссии

3

Королевство франков. Возникновение, расцвет и распад империи Карла Великого. § 2, 3

6 а

6 б

6 в

08.09

Основные понятия: франки, государство, империя.

Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.

Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий

Репродуктивный уровень:

называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.

Продуктивный уровень:

объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

Изучение и первичное закрепление
новых знаний

Групповая форма работы.

Читать §, вопросы, пересказ

Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы

Участие в дискуссии

4

Христианская церковь в раннее Средневековье.
§ 2, с. 23-26

6 а

12.09

6 б

6 в

10.09

Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри.

Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря

Репродуктивный уровень:

описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий.

Продуктивный уровень:

систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви.

Творческий уровень:

излагать суждения о роли Христианской церкви в период раннего Средневековья

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная форма работы: составление схемы;

выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Читать §, вопросы, пересказ

Участие в дискуссии

5

Складывание феодальных отношений в странах
Западной Европы. § 3, с. 33-37

6 а

6 б

6 в

15.09

Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность.

Репродуктивный уровень:

описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества.

Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради.

Читать §, вопросы, пересказ


Исторические факты: усиление власти майордомов; бенефиций и феод

Продуктивный уровень:

систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница»

Работа по составлению схемы.

Анализ фрагментов исторического документа

6

Западная Европа
в IX-XI вв. § 4,
с. 37-44

6 а

19.09

6 б

6 в

17.09

Основные понятия: норманны, викинги.

Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи.

Императоры и церковь

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.

Продуктивный уровень:

сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Работа в парах.

Составление сравнительной таблицы.

Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях

Читать §, вопросы, пересказ

7

Повторение по теме: «Западная Европа в V-XI вв»

6 а

6 б

6 в

22.09

Систематизация и обобщение
изученного материала

Урок контроля,
оценки и коррекции знаний

Читать §, вопросы, пересказ


Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

8

Византийское
тысячелетие.

§ 6-7

6 а

26.09

6 б

6 в

24.09

Основные понятия:
басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска.

Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.

Исторические личности: Юстиниан

Репродуктивный уровень:

называть существенные признаки политического устройства Византии.

Продуктивный уровень:

сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

Творческий уровень:

высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора
Юстиниана

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника

Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника,

с. 55-59.

Участие в дискуссии

Читать §, вопросы, пересказ

9

Образование славянских государств.
§ 8

6 а

6 б

6 в

29.09

Основные понятия:
миссионеры, глаголица, кириллица.

Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.

Исторические личности:
Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте средневековые славянские государства.

Продуктивный уровень:

сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять

характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

Читать §, вопросы, пересказ

Творческий уровень:

высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия

10

Культура Западной и Центральной Европы в V-XI вв. § 5, 7

6 а

03.10

6 б

6 в

1.10

Исторические факты: достижения в области образования, искусства, архитектуры и литературы

Репродуктивный уровень:

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Продуктивный уровень:

составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы:

участие в беседе.

Читать §, вопросы, пересказ

Сообщения учащихся по данной теме


Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (2 ч)

11

Арабский халифат и его распад. § 9

6 а

6 б

6 в

6.10

Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

Продуктивный уровень:

объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа.

Решение проблемного задания.

Выполнение
заданий в рабочих тетрадях
для учащихся

Читать §, вопросы, пересказ

12

Возникновение
ислама. § 10

6 а

10.10

6 б

6 в

08.10

Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

Исторические факты: путь пророка, распространение ислама.

Исторические личности: Мухаммед

Репродуктивный уровень:

давать определение понятий; называть имя основателя ислама.

Продуктивный уровень:

характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Работа в парах

Читать §, вопросы, пересказ



Раздел II. Расцвет Средневековья (10 ч)

Тема 4. Феодальное общество (5 ч)

13

Крестьяне
и сеньоры. § 12

6 а

6 б

6 в

13.10

Исторические факты: крестьянская община: ее функции и значение, повинности, быт и культура крестьян.

Основные понятия: барщина, оброк, натуральное хозяйство

Репродуктивный уровень:

описывать занятия и образ жизни крестьян; характеризовать основные признаки феодального общества.

Продуктивный уровень:

анализировать исторические
явления на примере положения различных сословий.

Творческий уровень:

составлять рассказ «День феодала», включив в него описание различных сторон жизни данного сословия

Комбинированный урок

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей
тетради.


Составление рассказа о быте
и жизни феодалов, используя текст учебника
и хрестоматии

Читать §, вопросы, пересказ

14

Рыцарство: на войне и дома.

§ 11

6 а

17.10

6 б

6 в

15.10

Основные понятия:
рыцарь, турнир, герб,
замок, рыцарская
культура.

Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия

Репродуктивный уровень:

описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Продуктивный уровень:

раскрывать особенности рыцарской культуры.

Урок-реконструкция исторического прошлого

Групповая форма работы

Читать §, вопросы, пересказ

и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести

Творческий уровень:

на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести

15

Возникновение
и расцвет средневековых городов.

§ 13-14

6 а

6 б

6 в

20. 10

Основные понятия:
отделение ремесла
от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское
самоуправление.

Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города

Репродуктивный уровень:

описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

Продуктивный уровень:

раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа

Изложение нового материала с элементами лабораторной работы

Групповая форма работы

Читать §, вопросы, пересказ

16

Ремесло и торговля в средневековой Европе.

§ 13, с. 109-115

6 а

24.10

6 б

6 в

22.10

Основные понятия: мастер, подмастерье, цех, шедевр, ярмарка, ростовщики, менялы, банк.

Исторические факты: средневековое ремесло, цехи и их

Репродуктивный уровень:

описывать занятия и образ жизни городских ремесленников и купцов.

Продуктивный уровень:

характеризовать роль ремесленных цехов в развитии средневекового производства;

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы.

Решение проблемного задания.

Читать §, вопросы, пересказ


организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан

раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения

Анализ фрагмента исторического документа

17

Повторение по теме: «. Феодальное общество»

6 а

6 б

6 в

27.10

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок контроля, оценки, коррекции знаний


Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)

18

Католическая церковь: путь к вершине могущества.

§ 15, 14, с. 129-132

6 а

31.10

6 б

6 в

29.10

Основные понятия:
индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу. Исторические факты: разделение церквей, борьба папства

и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками

Репродуктивный уровень:

называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

Продуктивный уровень:

раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;

систематизировать исторический материал в виде схемы.

Творческий уровень:

излагать суждения о связи средневековой истории с современностью

Изучение нового
материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах.

Составление схемы.

Участие в дискуссии


Читать §, вопросы, пересказ

19

Крестовые походы. § 16

6 а

6 б

6 в

10.11

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден.

Исторические факты: причины крестовых походов, участники крестовых походов, государства крестоносцев на Востоке, значение крестовых походов

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте направления Крестовых походов; называть участников религиозных движений.

Продуктивный уровень:

выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; сравнивать цели участников Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальная форма работы.

Анализ текста учебника, работа с исторической картой.

Составление таблицы


Тема 6. Страны Западной Европы в XI-XIV вв. (3 ч)

20

Франция: объединение страны.

§ 17

6 а

14.11

6 б

6 в

12.11

Основные понятия:
Генеральные штаты,
сословная монархия.

Исторические факты: слабость и сила королевской власти, сословная монархия, возникновение Генеральных штатов, конфликт с папством.

Исторические личности: Филипп II Август, Филипп IV Красивый. Бонифаций VIII

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс объединения страны; называть основные события, связанные с процессом создания государства.

Продуктивный уровень:

выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы

Урок изучения
и первичного закре-
пления новых знаний

Групповая форма работы

Читать §, вопросы, пересказ

21

Англия: от норманнского завоевания до парламента.
§ 18

6 а

6 б

6 в

17.11

Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд присяжных, хартия, парламент.

Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие

феодальных отношений в Англии, реформы.

Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей, отличительные черты английского парламента.

Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки

сословно-представительной монархии.

Продуктивный уровень:

раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы

Читать §, вопросы, пересказ



22

Германия в XII-XIV вв. § 23

6 а

21.11

6 б

6 в

19.11

Основные понятия: междоусобица, курфюрст.

Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской влас-

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

Продуктивный уровень:

раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические процессы

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповая форма работы

Читать §, вопросы, пересказ



ти во 2-й половины XIII-XIV вв.

Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен

на примере особенностей развития Германии.

Творческий уровень:

высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны






Раздел III. Позднее Средневековье (6 ч)

Тема 7. Страны Западной Европы в XIV-XV вв. (3 ч)

23

Крестьянские восстания во Франции в Англии. § 20

6 а

6 б

6 в

24.11

Основные понятия: рабочее законодательство, ростовщичество.

Исторические факты: ухудшение условий
жизни европейцев в XIV в., освобождение крестьян от личной зависимости, обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Исторические личности: Уот Тайлер

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте ход восстаний; рассказывать о события и о бедствиях в жизни европейцев в XIV-XV вв.

Продуктивный уровень:

выявлять причинно-следственные связи на примере воздействия последствий эпидемии чумы на экономику и общество;
сравнивать исторические процессы на примере восстаний Жакерия и Уота Тайлера; систематизировать исторический материал в виде таблицы

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

24

Столетняя война.

§ 19

6 а

28.11

6 б

6 в

26.11

Основные понятия: дофин, национальная независимость.

Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны.

Исторические личности: Жанна д'Арк

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

Продуктивный уровень:

анализировать причины, характер войны и последствия.

Творческий уровень:

высказывать свое суждение
о деятельности Жанны д'Арк
и Карла VII

Изучение и первичное закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

25

Усиление королевской власти
во Франции,
в Англии.

§ 21

6 а

6 б

6 в

01.12

Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния.

Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии.

Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор

Репродуктивный уровень:

рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

Продуктивный уровень:

сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VII

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ


Тема 8. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (3 ч)

26

Гуситское движение в Чехии. § 25

6 а

05.12

6 б

6 в

03.12

Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные.

Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение.

Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.

Продуктивный уровень:

анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал в виде таблиц и схем.

Творческий уровень:

давать оценку деятельности

руководителям гуситских войн

Изучение нового
материала на основе анализа теста учебника и беседы

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

27

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. § 26

6 а

6 б

6 в

08.12

Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния.

Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах,

Флорентийская уния

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической
карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи.

Продуктивный уровень:

выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

Организация самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

28

Повторение по теме: «Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв»

Родной край в Средневековье.

6 а

12.12

6 б

6 в

10.12


Обобщение и систематизация изученного материала

Урок закрепления
знаний






ИСТОРИЯ РОССИИ

Раздел I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (22 ч)

Тема 1. Русь Древняя (11 ч)

29

Введение.

Что изучает история Отечества
(IX-XV вв.),

с. 5-6

6 а

6 б

6 в

15.12

Исторические события: история России - часть всемирной истории, история края - часть истории России

Репродуктивный уровень:

называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Продуктивный уровень:

выявлять типологию исторических источников по истории России

Вводная лекция
с элементами беседы

Читать §, вопросы, пересказ

30

Восточные славяне. § 1

6 а

19.12

6 б

6 в

17.12

Основные понятия:
родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы.

Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Продуктивный уровень:

анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

Изучение нового
материала

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

31

Соседи восточных славян. § 2

6 а

6 б

6 в

22.12

Основные понятия:
колонизация, каганат,
дань.

Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень:

анализировать взаимоотношения славян и их соседей

Изучение нового
и первичного закрепления нового материала

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

32-

33

Формирование Древнерусского государства. § 3-4

6 а

26.12

6 б

6 в

24.12

6 а

6 б

6 в

2015 г.

12.01

Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объеди-

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Продуктивный уровень:

сравнивать процесс образова-

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

нение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве

ния государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

Творческий уровень:

проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе



34-

35

Первые русские князья. § 4-5

6 а

16.01

6 б

6 в

14.01

6 а

6 б

6 в

19.01

Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь.

Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси.

Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир

Репродуктивный уровень:

давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

Продуктивный уровень:

объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Творческий уровень:

высказывать свои суждения
о деятельности первых русских князей

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ


36-

37

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

§ 5-6

6 а

23.01

6 б

6 в

21.01

6 а

6 б

6 в

26.01

Основные понятия:
усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.

Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Репродуктивный уровень:

рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

Продуктивный уровень:

анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

Творческий уровень:

проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

38

Культура Древней Руси. § 7

6 а

30.01

6 б

6 в

28.01

Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика.

Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

Исторические личности: летописец Нестор

Репродуктивный уровень:

составлять описание памятников древнерусской культуры.

Продуктивный уровень:

выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру.

Творческий уровень:

на основе дополнительной исторической литературы подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными

сообщениями

Читать §, вопросы, пересказ

39

Быт и нравы Древней Руси. § 8

6 а

6 б

6 в

02.02

Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности

Репродуктивный уровень:

описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси.

Продуктивный уровень:

выявлять особенности местной культуры.

Творческий уровень:

проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы

Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся

Читать §, вопросы, пересказ

40

Родной край в древности.

6 а

06.02

6 б

6 в

04.02

Особенности жизни и быта на территории родного края.

Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся

41

Повторение по теме: «Русь Древняя»

6 а

6 б

6 в

09.02

объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Урок контроля, оценки, коррекции знаний


Тема 2. Политическая раздробленность Руси (10 ч)

42

Начало периода раздробленности
на Руси. § 9

6 а

13.02

6 б

6 в

11.02

Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел.

Исторические факты: экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель.

Исторические личности: Владимир Мономах

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;

давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей.

Продуктивный уровень:

выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель

Урок изучения
и первичного закре-
пления новых знаний

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

43-

44

Главные политические центры Руси. § 10-11

6 а

6 б

6 в

16.02

6 а

20.02

6 б

6 в

18.02

Основные понятия: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения,

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ


Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы.

Исторические личности: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Продуктивный уровень:

сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества.

Творческий уровень:

на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей»

Индивидуальная работа

45-

46

Монголо-татарское нашествие на Русь. § 12

6 а

27.02

6 б

6 в

25.02

6 а

6 б

6 в

2.03

Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя.

Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

Исторические личности: Чингисхан,
хан Батый

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Продуктивный уровень:

выявлять особенности и цели монгольского государства;

раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

47-

48

Борьба Руси с западными завоевателями.

§ 13-14

6 а

6.03

6 б

6 в

4.03

6 а

13.03

6 б

6 в

11.03

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.

Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада.

Исторические личности: Александр Невский

Репродуктивный уровень:

давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике.

Продуктивный уровень:

раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища.

Творческий уровень:

высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые и индивидуальные формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

49

Русь и Золотая Орда в XIII веке. § 14

6 а

6 б

6 в

16.03

Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах.

Исторические личности: Александр Невский

Репродуктивный уровень:

называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

Продуктивный уровень:

раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси

Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

50

Культура русских земель в XII-XIII веках. § 16

6 а

20.03

6 б

6 в

18.03

Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.

Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Репродуктивный уровень:

составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Продуктивный уровень:

раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Творческий уровень:

выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Читать §, вопросы, пересказ

Исторические личности: Дмитрий Солунский


51

Родной край в X - XIII вв.

6 а

03.04

6 б

6 в

01.04

Последствия татаро-монгольского нашествия для территории родного края.

Выявление исторических процессов

Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

52

Повторение по теме: «Политическая раздробленность»

6 а

6 б

6 в

06.04

Систематизация и обобщение материала

Урок контроля,
оценки, коррекции знаний

Раздел II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУССКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (XIV-XVI вв.) (17 ч)

Тема 1. Русь Московская (5 ч)

53-

54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. § 17, 18

6 а

10.04

6 б

6 в

08.04

6 а

6 б

6 в

13.04

Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.

Исторические личности: Иван Калита

Репродуктивный уровень:

давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

Продуктивный уровень:

выявлять группы населения,
заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси

Урок изучения
и первичного закре-
пления новых знаний

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

55-

56

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва. § 19-20

6 а

17.04

6 б

6 в

15.04

6 а

6 б

6 в

20.04

Основные понятия: централизация, национальное самосознание.

Исторические факты: рост территории

и влияния Московского княжества. Москва - центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.

Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

Продуктивный уровень:

выявить причины победы

Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

Творческий уровень:

высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

Анализ учебного
текста и фрагмен-

тов исторического документа

Групповые формы работы

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

57

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. § 20

6 а

24.04

6 б

6 в

22.04

Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси».

Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви. Свержение

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Продуктивный уровень:

раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»;

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ


ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.

Исторические
личности:
Иван III,
Василий III

систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Творческий уровень:

на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана III, Василия III




Тема 2. Россия в XVI веке (12 ч)

58

Московское государство в конце XV - начале XVI

века. § 21

6 а

6 б

6 в

27.04

Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день.

Исторические факты:

становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г.

Репродуктивный уровень:

давать определение понятий.

Продуктивный уровень:

систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях

Изучение нового
материала

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

Исторические личности: Иван III


59

Церковь и государство в конце XV - начале XVI века. § 22

6 а

04.05

6 б

6 в

27.04

Основные понятия:
благотворительность,
дьякон, нестяжатели
и иосифляне, ересь.

Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита.

Исторические личности: Нил Сорский,
Иосиф Волоцкий, Зосим

Репродуктивный уровень:

давать определение понятий.

Продуктивный уровень:

раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей.

Творческий уровень:

высказывать суждение о значении деятельности церковных
деятелей

Изучение нового
материала

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ

60

Начало правления Ивана Грозного и реформы Избранной рады. § 23

6 а

08.05

6 б

6 в

29.04

Основные понятия:
боярское правление,
дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.

Исторические факты:
реформы 50-х гг.

Избранная рада.
Земские соборы.
Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор.

Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев

Репродуктивный уровень:

рассказывать о правлении
Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие
на формирование личности Ивана IV.

Продуктивный уровень:

систематизировать исторический материал в виде схемы,

Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

Читать §, вопросы, пересказ


таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

Творческий уровень:

составление характеристики
Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки

61-

62

Внешняя политика Ивана Грозного.
Ливонская война.

§ 24

6 а

11.05

6 б

6 в

4.05

6 а

15.05

6 б

6 в

6.05

Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог.

Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики

России на Востоке и неудач на Западе.

Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны.

Продуктивный уровень:

характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.

Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

63-

64

Внутренняя политика Ивана Грозного. Опричнина. § 25

6 а

18.05

6 б

6 в

11.05

6 а

22.05

6 б

6 в

13.05

Основные понятия:
опричнина, земщина,
неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.

Исторические личности: Иван IV

Репродуктивный уровень:

называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Продуктивный уровень:

раскрывать причины падения
Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

Читать §, вопросы, пересказ

65

Русская культура
и быт XVI века.

§ 26-28

6 а

25.05

6 б

6 в

18.05

Основные понятия:
кафтан, полати, шатровый стиль, эпос,
публицистика, «Домострой».

Репродуктивный уровень:

составлять описание памятников русской культуры.

Продуктивный уровень:

выявить влияние событий

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Читать §, вопросы, пересказ

66

Родной край. История появления донского казачества

6 а

25.05

6 б

6 в

20.05

Расселение и появление первых поселений на территории Дона.

Исторические факты: влияние собы-

тий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век - век публицистики. Рождение шатрового стиля.

Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев

Раскрывать историческое значение возникновение донского казачества

XVI века на характер русской
культуры.

Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания.

Творческий уровень:

на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке

67


Повторение по теме: «Русь Московская»

Итоговое обобщение

6 а

6 б

6 в

25.05

Обобщить и систематизировать, изученный материал.

Обобщить и систематизировать, изученный материал

Обобщать и систематизировать исторический материал

Обобщать и систематизировать исторический материал

Урок контроля, оценки, коррекции знаний



© 2010-2022