• Преподавателю
  • История
  • организация продуктивной деятельности учащихся на уроке истории на основе технологии развития критического мышления

организация продуктивной деятельности учащихся на уроке истории на основе технологии развития критического мышления

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация продуктивной деятельности учащихся на уроке истории на основе технологии развития критического мышления.

Гаврилькова Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания.
МОБУ Тумаковская СОШ, Красноярский край, Ирбейский район, С Тумаково, ул. Школьная 14.

Основа технологии РКМЧП - трехфазная структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии вызова ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изученному вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим фактором. На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется творчески перерабатывается.

1.Первая стадия - вызов. Ученикам задаются вопросы, нацеленные на то, чтобы ученики вспомнили все, что знали о данной теме урока. Составляется список этих знаний. На этом этапе может быть проведена групповая дискуссия6 ученики делятся друг с другом своими знаниями, при этом важно услышать все, независимо от того, правильной или неправильной будет высказанная информация.
При использовании «мозговой атаки» учащиеся работают сначала индивидуально, затем в парах, в группах. Они составляют списки того, что знают по теме урока. Идеи групповой «мозговой атаки» записываются на доске. Преподаватель может задать вопросы о том, что не обсуждалось, но имеет непосредственное отношение к теме. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал говорить учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника и заставлять ученика думать и внимательно выслушивать соображения учащихся.
На стадии вызова осуществляется несколько важных познавательных видов деятельности:
- во-первых, учащиеся активно вспоминают (вызывают из памяти), что они знают по данной теме, при этом они анализируют собственные знания и, что очень важно, начинают думать о той теме, которую скоро начнут разбирать подробно. При этом огромное значение имеет то обстоятельство, что учащийся определяет уровень собственных знаний, к которым могут быть добавлены новые знания, ведь знание становится прочным, если приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает. Процесс учения - это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.
Дискуссия по имеющимся представлениям помогает выявить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда бы не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений;
- во-вторых, происходит активизация обучаемого. Учение - активная, а не пассивная деятельность, но, как правило, учащиеся слушают учителя, который все время мыслит, тогда как сами безучастно сидят и думают о чем-то своем. Поэтому важно, чтобы обучаемые сознательно и основательно подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения. Участие становится активным, если учащийся думает целенаправленно, выражая свои мысли собственными словами. При этом демонстрация знаний (себе или партненру0 происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной и письменной речи;
- в-третьих, поскольку долгосрочное понимание - это процесс увязывания новой информации с предыдущими представлениями, очень важна цель стадии - вызов интереса и определение цели изучения темы. Интерес и цель важны для поддержания активности учащихся. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, более сильны, чем цели, навязанные извне. Обычно личный интерес определяет личную цель.
2.Вторая стадия - осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Контакт может проходить в форме чтения незнакомого текста, прослушивания выступлений, просмотра видео и т.д. На стадии осмысления учитель оказывает наименьшее влияние на обучаемого - обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Методы и приемы, используемые учащимися на этой стадии, дают возможность активно отлеживать собственное понимание в процессе чтения, прослушивания выступления, просмотра видео и т.д. (например, метод инсерта и т.д.). Хорошие учащиеся отслеживают свое понимание, встречаясь с новой информацией. Хорошие читатели перечитывают кусок текста, если перестают его понимать. Хорошие слушатели, воспринимая сообщение, обычно задают вопросы или записывают то, что не поняли, для прояснения в будущем. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют пробелы в понимании. Кроме того, когда учащиеся осознанно отслеживают свое понимание, они непроизвольно соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями - «строят мосты» между старыми и новыми знаниями. В результате создается новое понимание.
3.Третья стадия - рефлексия. Эта стадия часто упускается из виду в процессе преподавания, хотя она не менее важна, чем другие (рефлексия - осознанное отражение тех предметных действий, которые человек строит при изучении каждого объекта). На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления. Именно на этой стадии учащиеся действительно делают новые знания своими. Именно на этой стадии имеет место учение, которое служит человеку долго. Учение, по большому счету, ведет к изменению, переходу в новое качество. Изменения могут наблюдаться в виде нового набора поведенческих моделей.
Ключевые идеи рефлексии:
- Что я думаю об этом сейчас?
- Как это соотносится с тем, что я знал раньше?
- Как меняются мои представления?
- Что я могу делать теперь иначе?
Для реализации этой стадии урока сначала можно использовать метод «возврата» к результатам групповой «мозговой атаки», проведенной до чтения информации, чтобы определить, какие представления подтвердились в результате чтения, а какие отвергнуты. Можно провести заполнение таблицы инсерт, чтобы отразить моменты, характеризующие понимание; можно организовать групповую дискуссию, чтобы определить, требуется ли дополнительная информация. Все эти методы приводят учащихся к необходимости «возвращаться» к тексту и думать над его содержанием.
На этой стадии достигаются несколько важных целей. В первую очередь учащиеся пробуют выразить новые идеи и информацию своими словами, т.е. переформулировать, т.к. они запомнят лучше то, что поняли в собственном контексте, выразили это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда ученик активно переформулирует информацию с использованием собственного словаря, им создается личный осмысленный контекст.
Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность высказывать и аргументировать свою идею, а также познакомиться с различными представлениями. При этом они учатся строить свои представления с учетом других взглядов. Разрешая дискуссию на стадии рефлексии, учитель дает учащимся возможность рассмотреть целый ряд возможных вариантов. Известно, что критическое мышление усиливается в той атмосфере, где поощряются разные мнения.
Основные шаги трех стадий можно представить следующим образом:
1. Вызов - обсуждение до работы над текстом:
- какова тема? (назвать ее);
- что уже знаем или думаем, что знаем, об этом? (написать на доске);
- что хотим узнать, выяснить? (написать на доске);
- почему вам это нужно знать?
2. Осмысление - или смысловая стадия - соприкосновение с новой информацией: незнакомым текстом, идеей, сообщением и т.д. Осуществляется по мере того, как учащиеся ищут информацию, связанную с новыми смыслами.
3. Рефлексия - обсуждение после работы над текстом:
- что выяснили?
- какую новую важную информацию получили?
- какое новое знание связано с тем, что знали раньше?
- почему думают так, а не иначе?

Вариант конструирования урока истории в 7 классе по теме «Петровские преобразования» на основе таблицы ЗХУ.З - что мы знаем

Х - что хотим узнать

У - что мы узнали и, что нам осталось узнать

1

2

3

Категории информации, которой мы намерены пользоваться

Источники информации

А.

1.

Б.

2.

В.

3.

Г.

4.

Д.

5.

На стадии вызова прошу учащихся вспомнить, что им известно о реформах Петра. Примерные варианты ответов могут быть следующие (веду записи на доске, учащиеся - в рабочей тетради):
- Я знаю, что Петр строил корабли.
- А я - что стриг бороды.
- Знаю, что Петр сам носил иноземное платье и всех заставлял так одеваться.
- Знаю, что Петр разбил шведов под Полтавой.
- Знаю, что Петр создал российский флот.
- А я читал, что Петр приучил россиян пить кофе.
- Петр построил город Санкт-Петербург.
- Петр открыл окно в Европу.
- Жизнь в России очень изменилась при Петре.
Когда учащиеся назвали все, что им известно по теме урока, заносим уже имеющиеся сведения в таблицу (заполняем графу «Знаю»):

1 часть таблицызнаю

хочу знать

узнал

- создал армию
-создал флот
- построил С-Петербург
-стриг бороды
- заставлял носить иноземное платье
- заставлял пить кофе
-


Далее ведется работа со второй частью таблицы, в ней две графы:

2 часть таблицыКатегории информации

Источники информации


Спрашиваю у учащихся: « Откуда у вас появились эти сведения?»
- я читал книгу.
- я смотрел фильм.
- рассказывал отец.
Подвожу предварительный итог: «Таким образом, источниками информации явились книги, кинофильмы, рассказы взрослых, но главным источником, ребята, станет текст, с которым мы будем работать».
Далее учащимся предлагаю второе задание: «Сведения, которые мы записали в первую графу таблицы, касаются разных сторон жизни русского общества времен царствования Петра. Попробуем их систематизировать, выделить основные категории информации». С помощью учащихся заполняю вторую часть таблицы, теперь она выглядит так:

2 часть таблицыКатегории информации

Источники информации

1.Реформа армии.
2.Создание флота.
3.Изменения в быту.
4.Роль царя Петра.

1. Книги.
2.Кинофильмы.
3.Рассказы взрослых.

Затем (еще до работы с текстом) прошу учащихся задавать вопросы о том, что они хотели бы узнать о петровских преобразованиях; например:
- Как сражалась новая русская армия?
- А можно ли было откупиться и не стричь бороду?
- Как общество относилось ко всем этим изменениям?
Эти вопросы заносим во вторую графу первой части таблицы.
После этого предлагаю перейти к главному источник информации, который поможет учащимся ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у них сведения, расширить категории информации. Таким источником является текст параграфа, в котором подробно рассматриваются петровские преобразования.
2. Стадия осмысления. Даю учащимся задание прочитать параграф. После прочтения текста возвращаемся к таблице. Спрашиваю учащихся, могут ли они ответить на вопросы, которые сами поставили перед прочтением текста? Учащиеся отвечают, что да, и в первой части таблицы оказываются заполненными все три графы. Далее обращаю внимание учащихся на необходимость поработать со второй частью таблицы, поскольку информация о петровских преобразованиях значительно расширилась: учащиеся узнали о том, как царь находил средства на проведение преобразований в стране, как изменилось управление Российским государством.
В результате последовательной работы таблица выглядит следующим образом:

1часть таблицызнаю

хочу знать

узнал

- создал армию
- создал флот
- много строил
- стриг бороды
- заставлял пить кофе
- заставлял носить иноземное платье

- Как сражалась новая армия?
- Можно ли было откупиться и не стричь бороду?
- Как общество относилось к этим изменениям?

- После создания регулярной армии Россия начала одерживать победы.
- Бояре могли заплатить налог на бороду.
- Преобразования приживались с трудом.


2 часть таблицыКатегория информации

Источники информации

  1. Реформа армии

  2. Создание флота

  3. Изменения в быту

  4. Роль царя

  5. Налоги

  6. Управление страной

  7. Отношение к реформам

  1. Книги

  2. Кинофильмы

  3. Рассказы взрослых

  4. Текст параграфа

3. Стадия рефлексии. В итоге можно поговорить с учащимися о том, как расширились их знания после прочтения текста по каждой из категорий информации. У этой формы есть еще один резерв - третья часть таблицы. Категории информации станут графами новой таблицы. Теперь учащиеся могут применить полученные знания для ее заполнения и показать себя знатоком темы «Петровские преобразования».

3 часть таблицыРеформа
армии

Создание
флота

налоги

Управление страной

Изменения в быту

Роль царя

Отношение к реформам

1

2

3

4

5

6

7


Таким образом, каждый урок по технологии РКМЧП предполагает три стадии - «вызов-осмысление-рефлексия», а непременное условие их осуществления - это проведение дискуссий и обсуждений. Они знакомы учащимся, хотя в русле данной технологии имеют свою специфику. Они органично встраиваются в структуру урока, но не занимают много времени и тесно связаны с другими методическими приемами. Множественность методических приемов и возможность их комбинировать при неизмнности трехфазной модели позволяют сделать урок результативным, разнообразным и интересным.









Библиографический список.

  1. Алексашина И.Ю. Учитель: новые ориентиры. СПБ., 1997.

  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Изд-во МПСИ, 2008.

  3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М., 2000.

  4. Лернер И.Я Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

  5. Развитие критического мышления через чтение и письмо6 учебно-методическое пособие для работников образования: учителей, управленцев, методистов, прошедших интерактивный семинар РКМЧП. Выпуск 1/ сост. С.Э. Бахарева. Новосибирск, 2003.

7

© 2010-2022