Исследовательская работа Сохранение казачьих традиций

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

  1. Введение

  2. Донцы

  3. Центр Донского казачества

  4. Памятники Донского казачества

  5. Обычаи и традиции донских казаков

  6. Заключение

Приложение






Введение


Славься, Дон! И в наши годы,
В память вольной старины,
В час невзгоды честь свободы
Отстоят твои сыны!

Как-то наш класс побывал на экскурсии в станице Старочеркасской… С этого момента и началось мое увлечение, на мой взгляд, интереснейшей темой в истории Российского государства - казачеством. Старейшие традиции, совершенно иной уклад жизни, живописные ландшафты… Все как-то необыкновенно соединилось в одном из исторических памятников Ростовской области. Это, как прикосновение к истории. Как много было положено усилий, сколько талантов трудилось над созданием центра Донского казачества - тогда еще - города Черкасска.

Несмотря на все это великолепие, проблемы сохранения традиций и памяти о казачестве остаются одними из важнейших. Не думаю, что можно спорить о значении родной истории и актуальности данной проблемы. На примере годами сложившихся традиций я постараюсь доказать, что казачество не умирает в глазах молодого поколения.



Донцы

История донского казачества - это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого - «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы.

Донские казаки на протяжении многовековой своей истории были глубоко верующими людьми и исповедовали православную христианскую веру.

Донцы - это самое многочисленное казачье войско Российской империи. Оно размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон.

Численность Донского казачества составляет более 1 млн. человек, а территория насчитывает около 150 тыс. км². В наши дни административый центр донцов - город Новочеркасск.

В плане внутреннего административно-территориального деления на начало 20 века казачество подразделялось на девять округов: Донецкий с окружным центром в станице Каменской, Первый Донской округ с окружным центром в станице Константиновской, 2-й Донской с окружным центром в станице Нижне-Чирской, Ростовский с окружным центром в городе Ростове-на-Дону, Сальский с окружным центром в станице Великокняжеской, Таганрогский с окружным центром в городеТаганроге, Усть-Медведицкий округ с окружным центром в станице Усть-Медведицкой, Хоперский с окружным центром в станице Урюпинской, Черкасский с окружным центром в городе Новочеркасске. В 1918 году из частей Усть-Медведицкого, Донецкого и Хоперского округов был образован Верхне-Донской. Верхне-Донской округ решением Большого Круга Войска Донского планировалось создать в конце 1917 года. На войсковой территории располагалось 135 казачьих станиц, включая и 13 калмыцких станиц казаков-калмыков, и 1728 казачьих хуторов. Во главе войска находился войсковой наказной атаман, обладавший большими правами генерал-губернатора по гражданской части и командующего войсками округа по военной. Он возглавлял военное управление, в которое входили Войсковой штаб, управление Донской казачьей артиллерии и гражданское областное управление Войска Донского. Войсковой наказной атаман назначал окружных атаманов семи округов (Черкасского, 1-го Донского, 2-го Донского, Усть-Медведицкого, Хоперского, Донецкого, Сальского), а также окружных начальников по гражданской части и окружных воинских начальников, имевших права уездных воинских начальников, по военной части Ростовского и Таганрогского округов.

В истории Российского государства казачество часто выделялось, как отдельное сословие. Казаки так же, как и другие народы России, занимались торговлей и промышленностью, имели такие же права, как и простые люди. В наши дни большинство населения казачества проживает на территориях современных Ростовской и Волгоградской областей.

Уже в 16 веке казаки были отдельной структурой, независимой от окружающих государств. До присоединения Рязанского княжества к Московскому государству городовые казаки в 1444 г. защищали г. Переславль-Рязанский от золотоордынских татар. В 1502 году Иван III запрещает рязанским казакам ходить на Дон в молодечество. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Первой их столицей становится Раздорская, а с 1644 года Черкасск. Донские казаки участвовали в колонизации Степи и Сибири.

Не всегда просто складывались отношения донских казаков с Московским государством. Иногда они участвовали в совместных походах, но иногда казаки противились российской экспансии. Не последнюю роль в этом играл вопрос религии, официально Донское казачество относилось к традиционному православию, хотя даже на 1903 год минимум 150 000 из двух с половиной миллионов прихожан Донской Епархии принадлежали к Старообрядцам. Так например атаман Матвей Платов был представителем Поповского течения Старообрядчества.

Окончательно Донское казачество вошло в состав России при Петре I, после булавинского восстания. Впрочем, казаки сохранили свои привилегии в новом статусе отстаивая их перед Имперскими властями, примером чего может служить Есауловский бунт 1792-1794 годов. Сильнейший удар по казачеству нанесла Октябрьская революция и Гражданская война. В период Гражданской войны Дон, будучи центром белого движения, стал ареной кровопролитных боёв. Окончательный удар по донским казакам, оставшимся после Гражданской войны в СССР, нанесли расказачивание и Голодомор. После распада СССР на территории России наблюдаются непоследовательные попытки возрождения донского казачества, где существует большое количество различных организаций частью псевдоказачьи использующие символикy без какой-либо преемственности. Именно с этого момента важно было сохранить истинно казаческие традиции безо всяких «примесей».

По положению 1835 года, каждым округом заведовал окружной генерал. Казачьи чины имели следующие наименования: казак, урядник, подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, подполковник и полковник. Срок службы определялся в 30 лет: 25 лет полевой и 5 лет внутренней службы. Семнадцатилетний казак считался малолетком и до девятнадцати лет отбывал «сиденочную» повинность, а на двадцатом году шёл на службу в полк на три года, а на Кавказе - на четыре. После трёх лет казак возвращался домой на два года, а потом снова шёл на службу опять на три года, и так до четырёх раз. Поэтому на службе были казаки 20-, 25-, 30- и 40-летнего возраста - так по «Положению» была устроена казачья служба.

В 1838 году были изданы «Правила для состава и построения казачьих полков». Это был первый строевой казачий устав в войске Донском. По этим правилам, в казачьем полку положено было иметь - 1 полкового командира, 1 войскового старшину, 5 есаулов, 6 сотников, 7 хорунжих, 19 старших урядников и 19 младших, и из них 1 старший урядник - знаменщик и 1 младший урядник - его ассистент, 60 приказных, 1 полковой писарь, 1 лекарский ученик и 750 казаков. Полк делился на 6 сотен. В сотне полагалось 4 взвода. Сотня строилась в две шеренги, или лавы.

Для улучшения лошадей казаков, в 1844 году издано было положение о конских табунах войска Донского и устроен был Провальский войсковой конский завод. На заводе определено было иметь 34 жеребца и 250 кобыл лучших русских, донских и кавказских пород. В 1851 году были открыты первые скаковые общества на Дону: Новочеркасское и Урюпинское.

Формально все казаки считались военнообязанными и подлежали призыву на службу поголовно. Но такие призывы были редки. Прикрывая границы на тревожном юге России, казаки и у себя дома были в постоянной боевой готовности. Число их стычек с грабителями, воровавшими скот и угонявшими людей, не поддаётся никакому учёту. Фактически шла ежедневная война, которая с русской стороны велась силами исключительно казаков. Отрывать их на службу и оголять границу было неразумно. Кроме того, правительство прекрасно понимало, что гораздо удобнее позволять казакам самим формировать воинские части.

Полки собирались всего за несколько месяцев до похода. Войсковому атаману приходил указ от Военной коллегии о сборе на службу определённого числа полков и он рассылал наряд по станицам.

Принцип сбора был ордынский. Атаман выбирал из числа богатых и известных казаков полковых командиров. Им давалось предписание о сборе полка своего имени. В предписании говорилось, из каких станиц брать казаков. Давалось также несколько мундиров для образца, сукно на весь полк, седельные щепы, ремни, весь материал для снаряжения и 50 опытных боевых казаков для обучения новобранцев-малолеток. Командиру полка указывали день и место, куда должен быть приведён сформированный полк. Далее в его распоряжения власти не вмешивались.

Полковой командир был хозяином и создателем своего полка, он делал представления о производстве в офицерские чины и ставил урядников, писал устав на основании личного опыта или опыта старших, если был молод. Но поскольку в полку бывали казаки и старше и опытнее его, то действовали они вполне самостоятельно, по здравому смыслу.

Собранный и полностью экипированный полк проходил смотр оружия, коней и боевой выучки казаков, после чего командир отпускал казаков домой проститься с родными и назначал место сбора для службы. Например: быть на Рождество в Санкт-Петербурге. Полк рассыпался на звенья и отделения и разными дорогами самостоятельно добирался до места службы. В условиях похода малолетки под руководством урядников окончательно проходили «курс молодого бойца». Так собирались знаменитые полки Грекова, Платова, Ефремова, которые под командованием Суворова, а затем Кутузова били турок, французов и все «двунадесять языков, дерзнувших вторгнуться в пределы нашего Отечества».

Дисциплина была в исключительно ответственном отношении казака к исполнению своего воинского долга. У казаков были очень малые потери в боях, поскольку воевали они рядом со своими станичниками: зачастую дед, отец и внуки в одном строю. Они оберегали друг друга и скорее позволяли убить или ранить себя самого, чем своего товарища. Одна серьга в ухе казака служила знаком, что данный мужчина - один сын в семье, таких берегли в бою, в случае гибели некому будет продолжить род, что считалось большой трагедией. Если предстояло смертельно опасное дело, не командир решал, кому на него идти: иногда это были добровольцы, но чаще дело решал жребий или розыгрыш. Хорошо вооружённые воины, которые с самого рождения обучались своему ремеслу, отлично владевшие различными боевыми навыками, в том числе и тактическими, умеющие быстро выполнять поставленные задачи - всё это, в совокупности, делало казаков абсолютно незаменимыми для русской армии.

Войсковые символы:

  • Герб: "Белый олень, поражённый стрелою" - в его изображении, символически отображена история войска, местные войсковые особенности. "Белый олень" символизирует независимость и непокорность донских казаков. Изображение Белого оленя восходит к древней легенде об олене, которого многие путники видели в низовьях Дона, но никто не смог его ни поймать, ни убить. Его не брали ни хитрость, ни стрелы преследователей. В 1704 году "Белый олень" был заменён на изображение казака, сидящего на бочке.

  • "Казак на бочке" - символ, навязанный казакам Петром I, который однажды увидел пьяного донского казака, пропившего в пылу веселья всю одежду, но сохранившего оружие и папаху.

Атрибуты казачества:

  • Знамя (хору́гвь) - символ войскового и полкового объединения. Обычно хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

  • Бунчу́к - знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста.

  • Булава́ - символ военной власти, которой наделён атаман (гетман).

  • Насе́ка - посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

  • Па́лица, украшенная серебряными кольцами - символ войскового судьи.

  • Перна́ч - символ власти полковника.

  • Медаль - личный знак атамана (или почётного судьи). Носилась на шее, на ленте или цепи, выпускалась на кафтан. На лицевой стороне надпись - «Атаман станицы» и государственный герб или портрет государя. На обороте - имя атамана. По окончании срока оставалась атаману на память.

  • Посох - символ старости и мудрости. Опершись на него, сидели члены совета старейшин. Поднятый посох - призыв к молчанию.

  • Войсковая печать, вручаемая атаману при выборах.

  • Шашка - холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год при отправке на службу казак получал темляк к ней. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Потеря шашки (и шапки) - большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

  • Нагайка - короткая конская плеть - оружие. Знак есаульца и пристава на кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.

  • Погоны - часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» (по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

  • Лампасы - часть казачьей одежды, полосы контрастного цвета на брюках, входящих в комплект повседневного и парадного военного обмундирования, казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы - неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.

Донские казаки традиционно носили папаху, шаровары с лампасами, сапоги, казакин и капюшон-башлык. От остальных казаков они отличались фуражкой с красным околышем и синим верхом.
























Центр Донского казачества

«Между Азовским и Каспийским морем

сделалась новая воинственная республика,

составленная из людей, говорящих

нашим языком, исповедующих нашу веру...;

взяли город Ахас, назвали его, думаю,

Черкасским, или Козачьим (ибо то и другое

имя знаменовало одно)...»

(Карамзин Н.М. История государства Российского. Том 8)

Эпиграфом к этой главе я не случайно выбрала выдержку из творения Н.М.Карамзина, т.к. хотела бы начать с истории станицы, на примере которой я докажу, что казачество живо и в наши дни.

Первые письменные упоминания о «Черкасском городке» датируются 1593 годом. Одной из теорий станица была основана под названием «град Черкасский» черкасами при царе Иване Грозном в ходе экспедиции во главе с черкасским старостой князем Вишневецким на помощь осаждённой турками Астрахани в 1569 году.

В 1637 году из Старочеркасска начался азовский поход, когда, взяв турецкую крепость Азов, казаки обороняли её четыре года. Турки жестоко отомстили своим обидчикам: в 1643 году они захватили и полностью сожгли Черкасск, однако уже в следующем году город был восстановлен и укреплён.

В том же 1644 году в Черкасск перемещается Главный Стан и город становится столицей Донского казачьего войска. А в 1650 год по данному в Азовском сидении обету строится деревянный Воскресенский войсковой собор. На площади возле собора собираются Войсковые Круги.

В Черкасске в 1667 году началось восстание Степана Разина, казака черкасской станицы Зимовейская, но, по некоторым сведениям, бывшего уроженцем Черкасска, а в 1708 году в своём курене был убит предводитель другого восстания -Кондратий Булавин.

В 1751 году была освящена церковь апостолов Петра и Павла, в которой крестили известного впоследствии атамана Платова. Все казачьи походы того периода начинались от другой черкасской церкви - Преображения Господня, построенной в XVII веке в Ратном урочище, на кладбище Черкасска.

В 1744 году Черкасск практически полностью выгорел и позже не смог полностью восстановиться. Весной разливы Дона регулярно затопляли город. Поэтому, а также из-за постоянных пожаров, в 1804 году было принято решение об основании новой столицы Области Войска Донского, и, в 1805 году, она была перенесена в Новочеркасск, после чего Черкасск стал именоваться Старочеркасском, а к концу XIX века потерял статус города.


















Памятники Донского казачества

Ну а теперь, перейду к, пожалуй, самому интересному - достопримечательностям. Все-таки, главная особенность здешних мест - то, что памятники расположены «по ниточке» переходя от одной эпохи к другой, от одного стиля к другому. Живыми символами были знаменитые уроженцы этого края: Степан Разин, Кондратий Булавин, Матвей Платов. Все, что дошло до наших времен, охраняется, как вечная память о былом.

Главная архитектурная достопримечательность Старочеркасска - первый на Дону каменный Воскресенский войсковой собор. Он строился с 1706 по 1719 год. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом не только Черкасска, но и всего Войска Донского.

Это девятиглавый храм построен неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Храм был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается, лично приняв символическое участие в строительстве. Это заявлено на памятной надписи, сделанной уже в XIX веке. Собор окружен двухярусной галереей - гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.

Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон середины 18 века, выполненный в технике резьбы по дереву.

Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились русские императоры и великие князья. А при входе в храм на стене висят массивные кандалы и цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человека - войскового атамана Кирилла Яковлева, - который выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству.

Возле храма находится двухярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России. Колокольня состоит из подклета, четверика, восьмерика и увенчанного крестом шатра. Сейчас она, как и Воскресенский Собор, находится в ведении Донского Старочеркасского монастыря.

Рядом с колокольней выложены захваченные в Азовском сидении трофеи. Здесь находятся: турецкие пушки, направленные в сторону Азова, металлическая створка крепостных ворот весом б7,5 пуда, коромысло городских торговых весов в 50 пудов, семипудовая стрела от весов длиной около 2 аршин.

Коромысло и стрела азовских весов символизировали овладение торговыми путями в дельте Дона.

Еще одна достопримечательность - церковь Петра и Павла была построена на площади бывшей Прибылянской станицы. Деревянная церковь, ранее стоявшая на этом месте, упоминается в грамотах войска Донского ещё в 1692 году. После очередного пожара, произошедшего в 1744 году, она была выстроена заново, но уже из камня. Строительство длилось 2 года по инициативе атамана Данила Ефремову. Есть информация, что императрица Елизавета Петровна оказывала помощь в строительстве и даже прислала из Москвы мастера-строителя и десять штукатуров и каменщиков.

В 1751 году в этой церкви был крещён будущий герой Отечественной войны 1812 года, знаменитый казачий атаман М. И. Платов.

В Атаманском подворье сосредоточены архитектурные памятники 18I-19 веков - усадьба атаманов Ефремовых с Донской домовой церковью.

Подворье, лежащее на территории бывшей Средней станицы, принадлежало одному из известнейших и богатейших казачьих родов - Ефремовым. Начало достатку положил атаман Данила Ефремов, владевший под конец жизни лавками, кабаками, мельницами, табунами лошадей и огромными наделами.

Сначала на подворье был выстроен Атаманский дворец, выстроенный по образцу столичных аристократических домов. В своём окончательном виде дворец насчитывает 21 комнату, а его общая площадь составляет более 1000 м².

В 1756-1761 годах была выстроена домовая церковь Ефремовых во имя Донской иконы Божией Матери, названная, соответственно, Донская церковь. Существует предание, что образцом послужила церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где в молодости ктитором служил основоположник клана. Впоследствии к церкви были пристроены два придела: 1817 году - придел Николая Чудотворца, а в 1843 году придел Даниила Столпника. За восточной стороной церкви расположено родовое кладбище Ефремовых.

В 1837 году подворье было пожертвовано для размещения женского монастыря, после чего на нём построили келейной здание и обнесли каменной стеной с единственными уникальными арочными святыми воротами.

И еще один памятник черкасской старины - Аннинская крепость. Ее строительство было начато в 1730 году. По указу от 22 января 1731 года она получила название - крепость св. Анны и в дальнейшем была включена в Украинскую оборонительную линию. В крепости был сооружен пороховой магазин (погреб). После пожара в сороковых годах сюда был перенесен из города и казачий пороховой цейхгауз.

Крепость сыграла роль опорной базы в русско-турецкой войне 1735-1739 годов. В этой войне участвовало четыре тысячи казаков. Отсюда направлялись русские войска, занявшие Азов и Таганрог. Имела она и другую важную задачу - наблюдать за «поведением» казаков. Комендант крепости являлся для донских атаманов ближайшим начальством.

По своему географическому положению крепость не могла служить надежным оплотом для обороны южных границ.

Белградский мирный договор с Турцией предоставлял России право на постройку новой крепости - в нижнем течении Дона.

На высоком правом берегу реки, в двух с половиной верстах от устья Темерника (где в 1749 году была образована Темерницкая таможня), против урочища Богатый Колодезь, заложили крепость Димитрия Ростовского - сына украинского казака Туптало, митрополита Ростова Великого. В наши дни это территория восточной части города Ростова-на-Дону.

В 1760 году правительство упразднило крепость св. Анны. Ее гарнизон и жителей форштадта перевели в Димитриевскую крепость.

От Старочеркасской станицы до Аннинской крепости - 4 километра. Крепостные валы и рвы хорошо сохранились до наших дней. Отсюда открываются виды на займища, тихий Дон, на Аксайские высоты, город на крутояре - Новочеркасск - и степи Задонья.

По склонам некогда грозных валов и бастионов рассыпаны «голубые звезды» цикория, в воздухе слышны пряные ароматы, душистых степных трав - белесой полыни и донника, шалфея и степного чабреца. В крепостных рвах дремлет камыш.












Обычаи и традиции Донского казачества

Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае, если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества. За последние годы лихолетья и годы уничтожения казачества как класса, данные понятия значительно исказились, под внешним влиянием. Даже современные старожилы, не всегда верно трактуют старые неписаные обычаи.
В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в депрессию, где становился молчалив и недоступен.
Это можно объяснить характером его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском, постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его службы и опасностей судьбы.
Длительные походы превращали казака в философа и поэта, о чем рассказывают многочисленные песни: приходилось размышлять о вечном, о суете сует, о конце, который будет неизбежен. Вот только когда. Поэтому, все казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу - десять заповедей Христа.
Эти заповеди формировали морально-нравственные устои казачьего общества: не убий, не укради, не прелюбодействуй, трудись по совести, не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдов, защищай от врагов свое Отечество.
Кроме Господних заповедей, у казаков свято соблюдались и чисто жизненные, то есть те, которых требовала бытовая необходимость. Обязательным было уважительное отношение к старшим, к любой женщине, независимо от того, являлась ли она матерью, сестрой или женой. Святым было почитание любого гостя.

Пожалуй, главный обычай казаков - воспитание молодого поколения. Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала спускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок под правильным углом резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи, на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланном. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранящиеся приёмы. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти - семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. Именно приобретённые в счастливые годы детства навыки помогали стать казаку лучшим в том ремесле, для которого он был рождён - военной службе.

Дон - то есть территория, именуемая сегодня как Ростовская область - обладает уникальной многовековой традицией демократического самоуправления. После распада Золотой Орды донское казачество стало перед проблемой самостоятельного выживания в экстремальных условиях, находясь фактически в окружении противоборствующих осколков монгольской империи - нагайцев, крымских татар, калмыков, татар Астраханской орды и других «бродячих народов». Положение осложнялось тем, что донские казаки были единственным коренным народом Великой степи исповедующим христианство, в нашем случае - православие.

Многовековая оторванность казачьего Дона от великорусского управленческого центра избавила казаков от рабской формы существования - крепостничества - которое в той или иной форме всегда существовало на Руси, все равно - Московской или Киевской. Немаловажным фактором становления казачьих демократических традиций стал свободный доступ к оружию практически всего, без исключения, населения казачьих станиц и городков. Дело в том, что на Руси, как, впрочем, и в современной России, власть никогда не доверяла населению оружия. Функции «защитников Отечества» выполняли княжеские дружинники, опричники, войска внутреннего назначения. И потому русское население порой становилось беззащитной добычей степняков. Согласитесь, что насаждаемое веками рабство не могло стать стимулом развития демократических форм управления на Руси - власть в этом никогда не нуждалась.
Принято считать, и это подтверждается различными публикациями в наше уже время, что Дон - это уникальная земля, где «на протяжении многих веков смешивались разные культуры, создавались разнообразные формы управления» и т.д. Народ, утвердившийся на Дону, стал общепризнанным явлением всемирной истории - казаки, объединившиеся в Войско Донское, с собственной системой самоуправления, резко отличной от форм управления, созданных русским народом.
Именно историческая ситуация, сложившаяся после распада Золотой Орды поставила казаков перед проблемой выживания. Казакам пришлось самостоятельно решать все вопросы самоорганизации. Выбранная ими система выборной власти оказалась жизнеспособной. Объединившись под началом Войскового Круга, они развили систему самоуправления по всей вертикали - от Войскового атамана до атаманов станиц и городков. Необходимость находиться в постоянной боевой готовности выработала четко отрегулированную систему внутреннего подчинения избранному руководству, с которого, впрочем, всегда можно было и спросить. Эта демократическая форма выборности лидеров, естественно, резко отличалась от всех традиций Руси.

Со времени вхождения в Российское государство, не совсем добровольного, демократические традиции донского казачества эволюционизировали. Вращивание в российскую действительность не обошлись без потерь, когда казаки были лишены права выбора своей верховной власти.

Однако, русские цари не вмешивались во внутреннюю жизнь казаков, сохраняя систему казачьего самоуправления на местах. Запрет, наложенный русской властью на принятие в свои ряды различного беглого люда, позволил донским казакам в течение почти 200 лет вариться в собственном котле. Именно этот период позволил казачьему населению Дона сплотиться этнически. Параллельно прошла испытание временем и выборная система казачьего самоуправления на среднем и нижнем уровнях, подтвердив жизнеспособность выбранной еще в средние века формы демократического управления.

Созданная Атаманом Всевеликого Войска Донского В.П.Водолацким система управления современным казачеством получила признание в Кремле - сегодня донских казаков призывают на службу в элитную войсковую часть - Президентский полк. Существует и работает система казачьего местного самоуправления. Может быть и не столь эффективно, как того хотелось бы, но она тоже эволюционирует. А если добавить к этому и созданную В.П.Водолацким систему казачьего образования, то становится ясным, что развитие демократических традиций Донского казачества продолжается. И областная власть опирается на них в своей работе.
Казачий круг
Вершина казачьей демократии - Войсковой Круг, на котором казаки решали и решают сегодня все вопросы, которые ставит перед ними жизнь.

Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор - Круг. Традиционная форма сбора в круг сохранялась во всех случаях жизни. В Черкасске собирался Войсковой круг, являвшийся верховным органом власти. В каждом городке для решения местных дел созывался свой Круг. В походах действовал Круг походного войска. В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг, в походах становились в круг, поворачивая лошадей головами к центру. Смысл сбора в круг заключался в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей.

На Войсковом кругу решали вопросы войны и мира, принимали послов, читали царские грамоты. Тут же давали ответ царскому посланнику.

Круги в городках решали свои вопросы: выбирали атамана и его помощника - есаула, вершили суд и расправу. За воровство, трусость, непослушание наказывали лишением прав: «…и на том ослушнике наша войсковая пеня: век бить и грабить, и суда ему в Войске не будет».

На Кругу совершались браки и разводы. Обряд бракосочетания состоял в следующем: жених выводил невесту в круг и здесь, кланяясь друг другу, они говорили: «Будь мне женой», «Будь мне мужем». Впоследствии даже вступавшие в церковный брак должны были предварительно исполнить древний обряд объявления о своем браке на майдане.

Здесь же совершался развод: «Атаманы-молодцы! Она мне была услужливая и верная. Теперь она мне не жена, а я ей не муж. Кому надобна, кому люба - бери», - провозглашал казак, вводя в круг свою бывшую жену. Если другой казак хотел взять ее в жены, он выходил в круг и прикрывал женщину полой зипуна, снимая этим с нее бесчестие развода. Затем произносились обязательные слова обряда: «Будь мне женой», «Будь мне мужем».

Хозяйственный уклад казаков
Земледелие и скотоводство

Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Земля являлась собственностью юрта станицы. Юртовая земля делилась на три главные части. Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота, а третья для сенокосов.

Главным предметом земледелия считалось выращивание пшеницы. Пшеница преимущественно сеялась яровая. Далее в севообороте значительное место отводилось ячменю, менее значительное ржи, просу, овсу, гороху, чечевице, гречихе.

Жители станицы занимались также овощеводством. Важная роль в хозяйстве казака отводилась скотоводству. В чистом виде казака-скотовода не было. Но тот, кто занимался земледелием, был в тоже время и скотоводом, т.к. почти каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец. Помимо того, что скот являлся основной тягловой силой.
Лошади были одной породы во всей Области войска Донского.
Промыслы и ремёсла

Вспомогательным промыслом считалось у казаков рыболовство. В реке Дон водилось большое разнообразие рыбы. Рыбу вялили, сушили и продавали на городских рынках, что также приносило доход в семейный доход.
Казаки занимались также пчеловодством, лозоплетением.
Виноградарство

Принято считать, что промышленное развитие виноградарства на Дону связано с Петром I. По его распоряжению в 1706 и 1722 годах вблизи станиц Раздорской и Цимлянской были заведены виноградные сады. Как следует из многочисленных архивных документов, своего наивысшего расцвета донское виноградарство достигло в XIX веке.
Торговля

Скотоводство было делом выгодным и необходимым в хозяйстве казака. Излишки его обычно продавались на ярмарке. Скотская ярмарка начиналась 15 августа на праздник Успения. После ее окончания, с 19 августа в станице начиналась другая ярмарка - донская, где продавались многие промышленные товары. Кроме скота, сюда привозилась материя и лесные материалы.

Кулинария

В старину казачья кухня не была такой изысканной, как сейчас. Умение готовить считалось не главным для казачки. Да и когда женщине было заниматься разносолами, когда на ее плечах лежало все хозяйство. К тому же нужно было досматривать за родителями мужа и воспитывать детей. Хозяин-то постоянно был то на службе, то в походах.

Особенности казачьей архитектуры
Особые военно-исторические и природно-климатические условия на Дону выработали у казаков особый тип строительства жилых и хозяйственных построек. Донские казачьи станицы имели архитектурные отличия от других населённых пунктов российской империи.

С.Номикосов на период конца XIX века так описывает внешний вид и планировочные особенности казачьих построек низовых станиц: «Жилища в казачьем населении Области весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжён рундуком - род навеса на столбах или крытого балкона, по большей части с той стороны дома, где находится входная дверь; если нет рундука, то во всяком разе есть открытое крылечко с перильцами…

На конструкцию традиционного казачьего жилища повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.

Первые поселения возникали в плавнях - речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь - вода близко. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек - свайных. Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище.

Современный курень - двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж - кирпичный, второй - деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне". Слово "курень" означает "круглый", еще шире - "гармоничный", расположение комнат в таком доме шло по кругу.







Заключение

В заключение хочу сказать, что традиции Донского казачества - это исторически сложившиеся нормы донского населения. Сохранить их и казачество в целом можем помочь себе только мы сами. Ведь, как уже было сказано в моей работе, с течением времени передаваемые из уст в уста знания искажаются и теряют свой первоначальный смысл. Наша задача - сохранить памятники архитектуры, которые постоянно будут напоминать нам об истории Донского края, обычаях казачества - тех частиц, которые и в суматошные будни помогают сохранить самих себя и не «испортиться».






Приложение

Надпись о закладке Воскресенского собораИсследовательская работа Сохранение казачьих традиций

Памятник основателям станицыИсследовательская работа Сохранение казачьих традиций

Атаманский дворец

Церковь Петра и ПавлаИсследовательская работа Сохранение казачьих традицийИсследовательская работа Сохранение казачьих традиций


Исследовательская работа Сохранение казачьих традицийИсследовательская работа Сохранение казачьих традиций

Шатровая колокольня

План-схема станицыИсследовательская работа Сохранение казачьих традицийИсследовательская работа Сохранение казачьих традиций

Захваченные в Азовском сидении трофеиИсследовательская работа Сохранение казачьих традиций

Воскресенский собор

26


© 2010-2022