• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима (5 класс)

Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности рабочего места учащегося.

Восточная притча. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

- Ребята, как вы думаете, что ответил мастер ученику? Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.

Я думаю, что результат нашей сегодняшней работы тоже в ваших руках.

ДЕВИЗ слайд

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничеств, как обычно будет полезным и приятным!

Речевая разминка

  • Ответить на вопросы полным ответом.

  • Какой сейчас урок?

  • Какое сейчас время года?

  • Какой сегодня день недели?

  • Какой сейчас месяц?

  • Какой сейчас год?

  • Какая сегодня дата?

  • Какой сейчас век?

  • Как называется наше государство?

Какой период истории мы изучаем?

Ребус (показать)

А какой раздел истории мы начнём изучать?

Ребус (показать).

Для того чтобы определить где находится это государство, предлагаю сыграть вам в игру «Ответь на вопрос».

Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово с доски.

На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Апеннины

Поднимая руку, отвечают на вопросы:

1) Какое государство находится на Балканском полуострове? Греция

2) Как называлось государство, где правили фараоны? Египет

3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы? Спарта

4) Где жил мудрец Конфуций? Китай

5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь. Македония

один из учащихся снимает угаданные слова у доски.

У нас осталось слово - Апеннины.

Как вы думаете, что может означать этот термин?

Представляет первый слайд презентации, где показан Апеннинский полуостров.

Карта

Задаёт вопросы

Отвечают по ходу презентации на вопросы:

1) На каком материке расположен Апеннинский полуостров?

2) В какой части Евразии находится Апеннинский полуостров?

3) Что такое полуостров?

На Апеннинском полуострове расположена страна - Италия.

Учитель задаёт вопрос: Определите в какой часть Италии находится город Рим?

Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь.

Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима.

Ну что, начнём?

Какие вопросы можно рассмотреть, если говорим о городе-государстве Рим.

По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока.

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке.

(учебник, карта, различные исторические источники)

Каков будет результат нашего урока?

(Ответ: Сформировать представление о древнем городе-государстве Рим)

Воп. Рассказать о географическом положении Древнего Рима?

Работа с картой стр. 213 учебника стр 214

Ввступление

Индивидуальная карточка: сильные

Греция Рим

На Балканском полуострове

На Апеннинском полуострове

Климат жаркий

Климат тёплый, благодатный

Омывается Эгейским и Ионическим морями

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Горы Олимп

Горы Альпы

Рельеф горный, мало равнинных мест

Рельеф - долины, равнины, холмистые местности

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

Оценки выставляет класс (какую оценку вы поставите за ответы) 4 человека

Ответы учащихся

(- Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

Сравним географическое положение Греции и Рима.

Мы выяснили географическое положение г. Рима.

Воп. Учащимся: 1.Что общего в природе Греции и Рима?

2.Как природа повлияла на занятия населения?

( теплый климат, сельское хозяйство, рыболовство, мореплавание, садовотство).

Учитель: На территории Италии жили племена Этрусков. Они умели обрабатывать железо, драгоценные металлы. Строили города. Окружали их рвами. Вспахивали борозду вокруг города. Племенами этрусков правили цари. На территории Апениннского п-ва проживало много разных племен.

Работа с Учебник стр 213 карта

Воп. Какое племя заселяло территорию возле г. Рима. (латины)

Существует Легенда об основании г. Рима.

Мы превратимся в реставраторов, которые на машине времени попали во время возникновения г. Рима, увидели как это произошло. И нашли фрагменты текста легенды.

Чтобы восстановить легенду нужно внимательно посмотреть фрагмент и прочитать каждый отрывок. И если, вы правильно сложите фрагменты, перед вами откроется ключ легенды.

( кино. Текст)

Раздаточный материал на парту



Легенда об основании Рима

Г

В Италии в устье реки Тибр жило племя Латинов. Много лет назад здесь правил царь Нумитор. У него был злой и завистливый брат Амулий, который хотел царствовать один. Амулий отнял у Нумитора власть, убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал весталкой - жрицей богини Весты (жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия).

о

Не прошло и года, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра.

р

Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку прибрежных кустов, а когда начался отлив, дети оказались на берегу.

о

На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком.

д

Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными.

Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Они убили Амулия. В тех местах, где так чудесно спаслись решили основать новый город.

Р

Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным.

и

Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем Рим ( по-латински Рома). Ромул стал первым царем Рима.

м

753 год до н.э. - основание города Рим.

Оценки кто первый соберёт.

Выставить.

Вопросы учащимся по источнику.

1. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Рем и Ромул).

2. Как сумели выжить два брата-близнеца? (их выкормила волчица)

3. Как в дальнейшем сложились отношения двух братьев? (они поссорились из-за строительства города и Ромул убил своего брата Рема)

4. Кто из братьев является основателем Рима? (Ромул)

Учитель: Ромул стал первым царем Рима.

Сейчас мы узнаем как осуществлялось управление в Риме.

Работа с учебником:

Стр. 216 2 абз. , 218 2-3 абз.

Узнаем отличался ли царь от простых людей?

Как осуществлялось управление в Риме?

Антон , Алексей заполнят схемы органов власти и население Рима

Вопросы:

1 Кто, согласно легендам, правил в Риме? Царь

2 Кто был первым царём Рима? Ромул

3 Как выглядел царь перед народом?

4 Кто сопровождал царя? Ликторы ст 217 рис

5 Кто такие ликторы? Охрана

6 Кто таки патриции ? патомки древнейших жителей Рима обладавшие властью

7 Кто такие плебеи? Переселенцы из других городов

8 Что такое Сенат? Совет старейшин родов

9 Где решались наиболее важные вопросы? Народ собрание

10 Кто выбирал царя в Риме? Народ собрание

Схема.






  1. ЦАРЬ

  2. СЕНАТ

  3. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

Население Рима делилось

РИМЛЯНЕ


ПАТРИЦИИ

ПЛЕБЕИ

  1. Римляне

  2. Патриции

  3. Плебеи

Ребята мы на уроке уже были историками, реставраторами, давайте посвятим минутку математике и решим задачу.

1.Рим основан в 753г. До н.э.

Сколько лет сейчас Риму?

2016 + 753 =267 9

2. Могли ли Ромул участвовать в олимпийских играх?

776г до н.э. 753г до н.э. мог.

Закрепление

1 Как звали первого из царей?

  1. Кто такие патриции?

  2. Кто такие плебеи?

  3. Как называлось племя, расположившееся на левом берегу реки Тибра? (латины)

5. Как сумели выжить два брата-близнеца? (их выкормила волчица)

6. Кого называли ликторами? (вооруженную охрану царя)

Рефлексия



  1. На уроке я работал(а)



  1. Сегодня я узнал(а)

  2. Я выполнял(а) задания

  3. Материал урока мне был

Методическая разработка урока по истории на тему Месторасположения и занятия населения древнего Рима(5 класс)

………………

………………

понятен / не понятен

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.



  1. Домашнее задание. 44 ст 218 слова ( 1 - 4воп ) карта воп 1

  2. Творческое задание

Кто …………………………..?

Где…………………………….?

Когда……………………………?

Как……………………………….?



© 2010-2022