Казахское ханство Абылая 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Казахское ханство при Абылае»

Цель урока: познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа - хана Абылая,, узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,

Задачи:

  1. познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа - хана Абылая,, узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления

  2. Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, кластер, переносить знания в новую ситуацию,

  3. формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Оборудование: интерактивная доска, портрет хана Абылая, отрывок из х\ф «Кочевник», карта Каз-на, книга «Казахское ханство 15-18вв» Байпаков энциклопедия,

Форма проведения: работа в группах, изучение н\т.

ХОД УРОКА:

1.Орг.момент

Н/Т:

Вступительное слово учителя: Уважаемые ребята! Сегодня наш урок посвящен крупному историческому событию - 550 летнему юбилею образования Казахского ханства. А именно одному из выдающихся казахских ханов 18века - хану Абылаю. которые внес огромный вклад в дело сохранения независимости и территориальной целостности Казахского ханства.

Ребята, давайте вместе вспомним, как формировалось наше государство….. (показ слайдов)

Первые государства на территории Казахстана стали появляться в 1 тысячелетии до н.э. в форме союзов племена в форме союза племен. Территорию нынешнего Казахстана в эпоху бронзы населяли саки. Саки были отважными воинами, искусными ювелирами, имели свою письменность.

Со 2 в. до н.э. земли Жетысу начали заселять уйсуны, как независимое объединение. В 1 тысячелетии до н.э. на историческую смену пришли воинственные гунны. Гунны являются родоначальниками тюркских племен.

Прямой преемник гуннов тюркский каган Бумын в окрестностях Алтая в 552г. воздал государство, которое окрепнув завоевало Сибирь, Маньчжурию, Центральную Азию. Затем были такие раннесредневековые государства, как Западнотюркский, Тюргешский, Кимакский каганаты, Огузское государство.

В 13в. Чингисхан покорил территорию Казахстана и разделил захваченные земли между тремя сыновьями. Они в свою очередь создали свои государства. Самая известная империя того времени Алтын Орда, основателем которого является внук Чингисхана Бату.

Алтын Орда была основана в 1242г., столица г.Сарайчик, просуществовала до с.15в. В результате Алтын Орда распалась на новые независимые государства.

В 1428г. Абулхаир хан основал в Дешт-и-Кипчаке кочевое Узбекское ханство и правил им в течении 40 лет. Это был жесткий правитель, который нещадно относился к тем, в ком сомневался.

В 1465г. султаны Керей и Жаныбек откочевали со своими родами в бассейны рек Шу и Талас, и основали независимое ханство.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа - ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке - Абылаем. Тема урока: Казахское ханство при Абылае.

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай - хане. Подвиги Абылай - хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.

ОРГАНАЙЗЕР:

1 группа - Детство и юность Абылая - работают с текстом, составляют кластер;

2 группа -Внешняя политика хана Абылая, составляют хронологическую таблицу;

3 группа - Внутренняя политика хана Абылая, составляют кластер;

4 группа - Место ханаАбылая в истории Каз-на, уч-ся заранее готовят презентацию на интерактивной доске.

1 группа

Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

Сын султана Среднего жуза Уали Абылай (настоящее имя Абилмансур) родился в 1711 г. В 13-летнем возрасте Абылай лишился отца, убитого во время межфеодальных распрей. Он рано поступил на службу к богатому казаху из рода жаксылык. С пятнадцатилетнего возраста Абылай, которого именовали «Сабалак», активно участвовал в борьбе казахского народа против иноземных захватчиков.

Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абулмамбетом, объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Абылай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет, узнав о благородном происхождении Абылая, делает его своим приближенным и всячески поддерживает его.

При очередном вторжении джунгар 1741 году пытавшийся организовать им сопротивление на реке Ишим Абылай был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли на другого аманата - «сына хана средней киргиз-кайсацкой орды». Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера, прибывшее в Джунгарию 6 ноября 1742 года.

Задание: составить кластер

2 группа

Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

В конце 1740 г. султан Абылай вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом присягал на верность России в г.Орске.

Весной 1756 года и в июне 1757 года в Семиречье вторглись китайские войска, организатором успешного отпора китайцам стал Абылай, в результате китайцы отступили.

В 1760 г. китайские власти потребовали от казахов покинуть район Тарбагатайских гор, ранее захваченный Джунгарией. Абылай стремился разрешить спорные моменты мирным путем. В 1757-1760 гг. в целях сохранения территориальной целостности Казахстана Абылай принимает в Пекине подданство Китая. Абылай хан вступает в подданство Китайской империи, находясь в подданстве России, проводя, таким образом, многовекторную политику, лавируя между двумя крупными государствами.

В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абулмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.

В 70-х годах XVIII века казахские воины под предводительством Абылая нанесли ряд поражений правителям г.Ходжента и Ташкента, которые вынуждены были платить налоги. Туркестан, Шымкент, Созак перешли во власть Абылая. В результате международные позиции Казахского ханства значительно укрепились.

Задание: составить хронологическую таблицу

3 группа

Казахское ханство в период правления Абылая

После смерти хана Абулмамбета, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмеда Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов.

Хан Абылай (1771 - 1781) - последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях. Успешной была деятельность Абылая внутри государства. Он осуществил ряд нововведений, касающихся усиления ханской власти. Чокан Валиханов писал, что "Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана». Во главе улусов он поставил наиболее близких, преданных себе султанов, ограничил власть биев-казы в решении судебных дел. Опираясь на батыров, Абылай создал боеспособную армию, вел борьбу с узбеками, кыргызами, жестоко расправляясь со своими противниками в самом ханстве.

Успешно решал экономические проблемы, поощрял развитие земледелия, содействовал переходу населения на берегах Иртыша, Есиля, в районе Кокшетау и Тарбагатайских гор к земледелию.

Абылай еще в молодости был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений.

Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане.

Задание: составить кластер

4 группа

А.Левшин об Абылае

Вот что пишет про него русский государственный деятель и историк Алексей Левшин: " Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах сношениями своими с императрицею российскою и китайским (Некоторые киргизы, приезжавшие на границу нашу, уверяли, что говорил по-китайски) богдоханом, Аблай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды.

Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам (Известнейший из них был сын Барака султан Дайр, который жаловался оренбургскому губернатору, что Аблай несправедливо присваивает себе ханское достоинство) своею силою и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом."

Имя Абылая осталась в памяти казахского народа, и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства.

Задание: составить опорный конспект





Закрепление м-ла: написать письмо хану Абылаю.

Разноуровневые задания

1 уровень (на «3»)

Задание: Соотнесите правильно:

2 уровень (на «4»)

Задание «Лови ошибку»: Найти в тексте ошибку и исправить ее.

Настоящее имя Абилмансура Абылай. В 17 лет он лишился отца. С 18 лет активно участвует в борьбе казахского народа против монгол. В 1741-1745 годы Абылай находился в плену у китайцев. В 1771 году был провозглашен ханом Среднего жуза. Находился в подданстве Российской империи и Джунгарии, сохраняя независимость Монгольского ханства.

2 уровень (для слабоуспевающих детей)

Задание: Вставить пропуски в текст (пропущенные слова даны ниже)

Настоящее имя Абылая ______________. В ___ лет лишился отца. С ___лет активно участвовал в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годах находился в плену у ________. В _____ году был провозглашен ханом __________ ханства. Находился в подданстве _________ и ___________, сохраняя __________________Казахского ханства.

(джунгар, Россия, Абильмансур, 1771, независимость, 13, Казахское, 15, Китайская империя)

3 уровень (на «5»)

Задание: Выделите новшества, которые ввел Абылай хан в период своего правления - параграф 4, пункт «Казахское ханство в период правления Абылая», стр. 39-40 (работа с учебником)

Ответы:

1 уровень

1-Б

2-В

3-Г

4-Д

5-Е

6-А

2 уровень

Настоящее имя Абылай Абилмансур. В 13 лет он лишился отца. С 15 лет активно участвует в борьбе казахского народа против джунгар. В 1741-1743 годы Абылай находился в плену у джунгар. В 1771 году был провозглашен ханом Казахского ханства. Находился в подданстве Российской империи и Китайской империи, сохраняя независимость Казахского ханства.

3 уровень:

Нововведения хана Абылая:

  1. Разделил владения между наследниками (30 сыновей и 40 дочерей).

  2. форма правления - единовластие.

  3. контроль использования лучших пастбищ через толенгутов.

  4. внес изменения в законодательство, в частности не принял ограничения ханской власти.

  5. во главе улусов поставил султанов.

  6. ограничил власть биев-казы в судебных делах.

5. Итог урока.

Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае - великом хане казахской степи.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

Д/З: Параграф 7, читать пересказывать, составить характеристику хана Абылая по памятке (памятка дается каждому ученику)
















Тема: Города Казахстана
Задание №1
1. Из скольких областей состоит Республика Казахстан?
А) 14 Б) 16 В) 15 Г) 17
2. Какой город считается духовной столицей тюркских народов?
А) Туркестан Б) Актау В) Алматы Г) Атырау
3. Какой город являлся столицей Казахстана в 1924-1928 годах?
А) Алматы Б) Туркестан В) Оренбург Г) Кызылорда
Задание №2.
Назови крупные городские центры Казахстана __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3
Дай определение слову «город» ________________________________________________________________________

Тема: Каменный век на территории Казахстана
Задание №1. Хронология:
Палеолит - 2,6 млн. лет назад - ____________________
Мезолит - ____________ - 5 тыс. до н.э.
Неолит - 5 тыс. лет до н.э. - ______________
Задание №2. Соотнесите:
1 Австралопитек 1 Китай
2 Питекантроп 2 Германия
3 Синантроп 3 Франция
4 Неандерталец 4 Африка
5 Кроманьонец 5 Остров Ява
Задание №3. Расставьте древних людей на эволюционной лестнице:


Тема: «Первые племенные объединения на территории Казахстана»
Задание №1. Ответить на тесты:
1.Древнегреческий историк, «отец истории», писавший о саках:
а) Анахарсис б) Рашид ад-дин в) Геродот г) Фукидид
2.Полководец греко-македонской армии, вторгшейся в скифо-сакские земли:
а) Дарий б) Гобри в) Александр Македонский г) Кир
3. Какова главная особенность сакской культуры?
а) Кочевое скотоводство б) поклонение Солнцу в) звериный стиль
г) курганы
4. Как называли правителя гуннов?
а) царь б) шаньюй в) король г) хан
5. Какое племя начало «Великое переселение народов»?
а) аланы б) остготы в) гунны г) вестготы


Задание №2. Соедини параллели:
Палеолит 12-5 тыс. до н.э.
Мезолит 5-3 тыс. до н.э.
Неолит 2,6 млн. - 12 тыс. до н.э.
Задание №3. Заполни этапы развития человека:



Задание №4. Реши задачу:
Сколько лет прошло между событиями - Каталаунской битвой - 451 год н.э. - и походом персидского царя Кира, потерпевшего поражение от саков в 530 году до н.э.?


Задание №5. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение слова:
Шан…юй___________________________________________________________
Архе…логия __________________________________________________________________


Тема: Средневековые города. Отрар.
Задание №1. Продолжить предложение:
А) Во II в. до н.э. начал функционировать ____________________________________________________________
Б) Аль-Фараби родился в городе________________________________
В) Во главе Монгольского государства был ______________________
Задание №2. О чём идет речь?
А) Наиболее укрепленная часть города ________________________
Б) Здесь за высокими крепостными стенами были жилища знати, богатых купцов, находились торговые лавки_______________________
В) Торгово-ремесленные предместья города назывались ___________
Задание №3. Угадай город:
А) Этот город в разное время назывался Шолгар, Яссы. Сегодня он называется ___________________
Б) Там, где был этот город, установлена надпись: «Путник, перед тобой развалины города, задержавшего у своих стен на полгода полчища Чингисхана»_________________________
В) Есть предание, что когда Чингисхан почувствовал приближение смерти, он узнал, что один из жителей разрушенного им города владеет тайной бессмертия. Но даже под страхом смерти он не пожелал спасти Чингисхана. Это был город ___________________


Задание №1. Тесты:
1. Чье нашествие отбросило формирование казахской народности на 150-200 лет?
А) Гуннов Б) монголов В) огузов Г) арабов Д) китайцев
2. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена:
А) Монгольского государства Б) Золотой Орды В) Белой Орды Г) Ханства Абулхаира Д) Могулистана
3. Слово «алаш» вероятно появилось в:
А) в Х-XII вв. Б) в IX-X вв. В) в XI-XII вв. Г) в VIII-IX вв.
Задание №2. Дать определения:
Алаш __________________________________________
Казах ___________________________________________
Жуз _________________________________________________


Задание №3.
Казахстан

Старший жуз
Центральный Казахстан

Тема: Казахские ханы и бии
Задание №1.Заполнить схему:

Хан и его функции



Задание №2. Дать определение:
Монархия ___________________________________________

Хан ______________________________________________
Султан _______________________________________________



Задание №3. Соединить параллели:
Касым хан 1652-1715 гг.
Хакназар 1511-1518 гг.
Тауке
1538-1580 гг
1 2 3

Казыбек би _____________________________________
Толе би_________________________________________
Айтеке би___________________________



Задание №4. Составьте логическую цепочку:
А) Керей, Касым, Бурындук
________________________________________________
Б) Хакназар, Есим, Таукель
__________________________________________________


Тема: Материальная культура казахского народа
Задание №1. Соотнесите понятия:
Шанырак порог юрты
Кереге основа юрты
Уыки решетчатая стена юрты
босага соединяет стены и основу
задание №2. Подпишите названия частей юрты:


Задание №3. Сделать подписи и дать определения:

Казахстан в начале ХХ века
Задание 1. Дать определения:
Двоевластие

Индустриализация

Коллективизация

КазАССР

КазССР


Задание 2.расставьте в хронологической последовательности:
А) Февральская революция
Б) Гражданская война
В) Индустриализация
Г) Образование СССР



Задание 3. Хронология:
Вторая мировая война _______________________
22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года ___________________________


Задание 4. Портреты истории:


Задание 5. Кто лишний?

Урок истории Казахстана по теме: "Ханство Абылая"

Ханство Абылая. 8-й класс

Казахское ханство Абылая 8 класс

Цели урока:

  1. познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа - хана Абылая,

  2. узнать о периоде правления хана Абылая, изменениях в политической жизни Казахстана в период его правления,

  3. Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию, составлять таблицу, ОК, кластер, переносить знания в новую ситуацию,

  4. формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: элементы технологии Караева, элементы критического мышления

Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, ИД, презентация (приложение 1)

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

  2. Опрос домашнего задания.

  3. Изучение нового материала

    1. Работа в экспертных группах

    2. Работа в кооперативных группах

  4. Закрепление и контроль изученного материала

    1. Выполнение разноуровневых заданий

    2. Взаимопроверка

  5. Итог урока.

    1. Итог учителя

    2. Роль «Психолог»

  6. Инструктаж домашнего задания

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуй, ребята!

Решите ребус и вы узнаете кому будет посвящен наш сегодняшний урок (приложение 1, слайд 1,2)

Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа - ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке - Абылаем. Тема урока: Ханство Абылая.

Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай - хане. Подвиги Абылай - хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.

Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.

2. Опрос домашнего задания

Кубик Блума. На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.

  1. Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)

  2. Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)

  3. Объясни, что означает слово курултай. (Собрание кочевников)

  4. Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)

  5. Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)

  6. Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)

3. Изучение нового материала

Учитель: Абылай хан - это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перипетиях XVIII века.

- Наша работа сегодня будет строиться по плану:

  1. Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар

  2. Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае

  3. Казахское ханство в период правления Абылая

  4. А. Левшин о хане Абылае

- Ребята, работать будем следующим образом (метод Джигсо):

Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер или ОК вместе с группой.

По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других. В маршрутные листы (приложение 2) необходимо внести фамилии учащихся, рассказывающих свои темы и оценить их рассказ.

На работу в экспертных группах отводится 10 мин.

По истечении времени раздается сигнал, учащиеся переходят в другие группы и там объясняют свою тему по «своей опоре», слушают других и оценивают.

Тексты для изучения группам (приложение 3)

4. Закрепление и контроль изученного материала

Учащимся раздаются задания (приложение 4) с тремя уровнями (1- на 3, 2 - на 4, 3 - на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение - 12 минут

Во время контроля и закрепления ведется «Прозрачный журнал» (приложение 5)

На задания дается фиксированное время. По истечении времени звучит сигнал.

Взаимопроверка.

Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.

5. Итог урока.

Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае - великом хане казахской степи.

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.

Мне хочется, чтобы итог урока подвел один из вас.

Роль «Психолог»: учащийся подводит итог урока, говорит об эмоциональном состоянии учащихся, может сделать в тактичной форме замечание учителю.

  1. Инструктаж домашнего задания

  2. Параграф 7, читать пересказывать, составить характеристику хана Абылая по памятке (памятка дается каждому учащемуся, приложение 6).


© 2010-2022