Конспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока для 5-х классов

по теме «Крестьянские хоромы»

Образовательное учреждение: ГБОУ Школа №1208 гор. Москвы

ФИО педагога: Быкова Марина Владимировна

Предмет: «Истоки», автор Камкин А. В.

  1. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  2. Цель урока: создание условий для усвоения обучающимися социокультурных ценностей с опорой на региональный компонент.

  3. Предметные результаты урока: формирование знаний о разумном домоустроительстве в крестьянских домах в соответствии с занятиями крестьян,организацией и управлением крестьянской жизнью на примере исторического памятника - музея - усадьбы князей Голицыных в селе Влахернское (район Кузьминки, гор. Москва);

Метапредметные результаты: формирование познавательных УУД (развитие аналитического системного мышления при работе с историческим материалом, планирование и перенесение социокультурного опыта в повседневную жизнь); коммуникативных УУД (умение выразить свою мысль, аргументировать).

Личностныерезультаты: развитие способностей и рациональных потребностей личности, воспитание ответственности за сохранение и приумножение социо- культурного, природного наследия города Москвы, нашей страны, мирового наследия.

  1. Методы урока: 4.1. передача и восприятие учебной информации: словесные, наглядные, практические методы; 4.2. мышление: проблемно - поисковое; 4.3. управление учением: самостоятельная работа; работа под руководством учителя.

  2. Формы учебно- познавательной деятельности (УПД): индивидуальная работа, работа в группах.

Оборудование и методическое обеспечение:

- использование карточек - тестов «Инструкция приказчиков»;

- ПК, интерактивная доска.

Основные этапы урока.

  1. Присоединение.

  1. Организационный этап.

  2. Проверка ДЗ.

  3. Проверка и развитие коммуникативных УУД на основе социокультурного опыта.

  4. Постановка цели занятия перед учащимися, формулировка проблемы.

  1. Изучение новых понятий и способов действия (предметные, личностные, метапредметные результаты). Актуализация.

  1. Организация восприятия и осмысления новой информации.

  2. Первичная проверка понимания.

  1. Формирование умений и навыков (предметные, личностные, метапредметные результаты). Активное занятие.

  1. Организация освоения способов деятельности путем воспроизведения информации.

  2. Организация освоения способа деятельности путем решения проблемной задачи, построенной на основе ранее усвоенных знаний.

  1. Рефлексия(предметные, личностные, метапредметные результаты).

  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

  2. Контроль результатов, оценка знаний.

  3. Домашнее задание к следующему уроку. Подведение итогов урока.

Ход урока.


  1. Присоединение.

Вид доски:

Тема урока: Урок по теме «Крестьянские хоромы».


Для каждого находилось дело,

никто не чувствовал себя бесполезным

и лишним.

Приветствие. Организационный этап.

Учитель:

- Ребята, на прошлом уроке я вас просила приготовить к сегодняшнему занятию фотографии деревенских домов, которые сохранились в ваших семьях и многие согласились представить свои фотографии. Прошу вас разместить их на доске (или загружаются презентации).

- Сейчас мы с вами попробуем представить себя в том времени. Конспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромы Конспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромыКонспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромыКонспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромы

- Прошу вас примерить на себя роли хозяев таких домов.Конспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромы


В такой одежде и с такими предметами (см. фотографии), представляя, что вы живёте в избах - хоромах, как их называет автор учебника, что вы видите, слышите, какие у вас возникают чувства и эмоции, что вы можете сказать о жизни и занятиях хозяев?

Обучающиеся работают в ресурсном круге, поочерёдно выходя к доске.

(Возможна работа со своим демострационным материалом. На фотографиях: сувенирная продукция из города Мышкин, принесённая детьми, - валенки и платок в национальном стиле).

Учитель:

- Молодцы! Вы уже много знаете, и сегодня вы изучите много интересного и нового об обитателях крестьянского дома, в котором всегда царили лад и порядок, и каждый занимался своим делом.


  1. Изучение новых понятий и способов действия. Актуализация.

Учитель:

- Откройте, пожалуйста, стр. 32 учебника, это раздел «Домашний лад и порядок». Как вы думаете, о чём автор пишет в этом разделе?

Обучающиеся отвечают.

Учитель:

- Хорошо. А теперь давайте проверим, насколько вы оказались правы. Кто хочет начать читать этот раздел?

- Итак, что новое вы узнали из этого раздела? Что запомнилось? И что вам кажется знакомым?

Учитель подводит к ответу, что в современных семьях есть такое же деление на обязанности для мужчины (хозяина) и женщины (хозяйки).

  1. Формирование умений и навыков. Активные занятия.

  1. Активное занятие - авторская разработка учителя Быковой М. В.

Учитель:

- Ребята, мы с вами побывали в музее - усадьбе князей Голицыных, бывшем селе Влахернское. Кто мне может рассказать о достопримечательностях этого места? С чем связано название села?

Обучающиеся рассказывают про церковь Влахернской иконы Божьей Матери

идостопримечательностях усадьбы. Теперь давайте рассмотрим, как жили крестьяне в этой усадьбе, на каких принципах строилось управление ею.

Учитель раздаёт карточки.

Выполняется активное задание (см. Приложение № 1).

Учитель:

- Ребята, а вы согласны с выводом, который сделала автор?

«…Мы можем сделать вывод о слаженности и четкой продуманности всего административного механизма, где каждое звено функционировало в лад со всеми остальными. Это приводило к успешному функционированию хозяйственной системы в целом и усадебного комплекса в Кузьминках в частности...» (Источник: Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII-первой половине XIXвв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 138-142.)

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Учитель:

- Исторические источники свидетельствуют также о том, что «…князья Голицыны располагали хорошими специалистами. Их крестьяне получали профессиональные навыки после специального обучения. Сохранившиеся контракты позволяют выяснить, чему обучались дворовые люди князей Голицыных».

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (интерактивная доска). Чему обучались крепостные крестьяне в усадьбе? (см. Приложение № 2)

Обучающиеся изучают таблицу и отвечают на вопрос.

Учитель:

- Крепостные обучались у различных мастеров, «…причём обучиться крестьянин должен был настолько хорошо, «чтобы смог обучить других домашних работать»».

2. Активное занятие из рабочей тетради.

- А теперь давайте с вами подумаем, чему могли обучаться крестьянскиедети у родителей? Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь на странице 23 и выполните в паре со своим соседом по парте задание активного занятия «Чему учились дети у родителей?». Придите к согласию и сообщите свой ответ.

Обучающиеся выполняют задание и отвечают поочерёдно.

Учитель:

- А кто из вас может рассказать, чему его научили родители, родственники?

Обучающиеся отвечают по желанию.


  1. Рефлексия.

Учитель:

- Хорошо! Молодцы! Итак, ребята, чем сегодняшний урок был вам полезен? Что нового вы узнали?

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Учитель:

- Какие слова, на ваш взгляд, мы должны сегодня добавить в наш сундучок?

Обучающиеся отвечают, дополняя друг друга. Учитель (или дети) пишет на доске слова вокруг слова - крестьяне.

Возможные ответы: христианская обязанность, семья, лад, порядок, труд, согласие, забота о: престарелых, детях, сиротах, больных, большак, большуха, хозяин, разумное домоустроительство, мастерство, обучение, охрана имущества и природных богатств, экономия, добросовестность, согласованность, отчётность.

Учитель:

- Думаю, что урок вам понравился? Надо поблагодарить всех, кто приготовил фотографии деревенских домов к этому уроку и активно отвечал.

Учитель ставит оценки и объявляет домашнее задание.

Домашнее задание к следующему уроку (интерактивная доска):

Читать раздел учебника "Домашний лад и порядок" стр. 32-34, выполните задания 7-9 на стр. 22 рабочей тетради (устно).

- Вы сегодня хорошо работали на уроке! Спасибо! Урок закончен!

Список источников


1. Камкин А. В. Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е, исправленное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015. - 128 с.

2. Методическое пособие «Истоковедение», т.2. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015, С. 131-244.

3. Котельникова Н. В., Красикова Н. Б., Мисаилова О. И., Твардовская Н. Ю.
Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Память и мудрость Отечества» (5 класс),
под общ.ред. профессора РАЕН И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.

4. Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII-первой половине XIXвв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 138-142, С. 150-153.

Интернет-ресурсы

hristianstvo.ru/culture/iconart/iconcollections/ - Виртуальная галерея икон.


Приложение 1.

Активное занятие

«Инструкция для приказчиков усадьбы князей Голицыных»1


Внимательно прочитайте отрывки из исторических источников. Установите соответствие между принципами рационального ведения хозяйства в усадьбе Голицыных и пунктами Инструкции для приказчиков, доказывающими эти принципы. Работайте в группах по 4 человека.

«…В началеXIXв. приказчиком стал Александр Суворов, затем Михаил Рябов. С 1830-х гг. эту должность занимал Александр Чудинов, потом Иван Калмыков, а в 1850-х гг. - Иван Белевцов.

Вступая в должность, каждый приказчик получал инструкцию, которую обязан был неукоснительно выполнять. В инструкции 1830 г., составленной князем С.М. Голицыным, говорилось:

1. «За первый долг поставляется тебе наблюдать, чтоб все дворовые люди в Селе Влахернском, обоего пола, ежегодно исполняли христианскую обязанность: то есть; были бы у исповеди и святаго причастия. Обуклоняющихся же от сей обязанности представлять ко мне для определения взыскания.

2. При доме моем в Селе Влахернском и во флигелях всем вещам,
картинам, бронзам и мебелям имеемую опись проверить, которую
иметь тебе у себя, а другую таковую же представить в Московскую
контору: Гардемебеля Андрея Мелехина иметь в своем ведении и за
исправностию его по должности наблюдать.

3. За имеющимися при Селе Влахернском лесными рощами иметь
самое бдительное смотрение, чтоб посторонние и свои лесу не
воровали и без позволения моего ни на какие строения не рубили, а
потому и частовремянно объезжать оные, и по каждом осмотре
лесов, как оные тобой найдены будут, доносить ко мне и
Московской моей конторе о том же рапортовать.Вырубленным же
каждогодно саженым дровам в вотчине моей Селе Котельниках,
вести подробную записку, сколько выходит для дому моего,
флигелей и кухни в присутствие мое там с фамилией, так же длядому Петра Семеновича Г. Полуденского, - на церковных причет, служителям и в оранжереи, каковую записку ежегодно представлять в контору /Зачеркнуто: Дабы рубку дров довести сколь возможно до меньшего количества./

4. Во время уборки с лугов сена, вообще с конюшен, иметь смотрение за оным со всею точностию, дабы крестьяне сыраго и недосушенаго сена в стоги неметали, - весною же луга с 9 числа мая были бы заказываемы, то есть, чтоб с того времяни в оные никакаяскотина для пастбища гоняема не была.

5. В весеннее время, когда наступает теплая погода и рыба начнет
тереться, то неупускаявремяни, немедленно о том мне доносить, и
без позволения моего ни под каким видом тебе рыбы не ловить; да и
прочим жителям в Селе Влахернском объявить, чтоб из них никто ни
в верхнем и щучьем прудах, не осмеливался ловить рыбы...

6. По производящимся столярным работам иметь строгое смотрение;
чтоб домашние изделия, какие будут назначены, производились со
всею деятельностью, а посторонних работ брать им не позволять,
если нет и господской работы. Дабы чрез то не могло быть
злоупотребления и похищения материалов; в свободное же от
столярных работ время столярей употреблять для посылок за
господскими надобностями в Москву. И употреблять в Селе
Влахернском для уборки с крыш и прочих месть снега...

7. За работами по оранжереям и в особенности за поведением
садовников иметь тебе надзор с тем, чтоб никто из них без
позволения главного садовника Гоха и без твоего о том ведения
отлучаться никуда не смел. Продажи из оранжерей фруктов и цветов
без доклада мне ни под каким видом не производить, как только' с
приказания моего; вырученным же деньгам вести подробную
записку.

8. В зимнее время на прудах делать проруби, и каждодневно
очищать оные. Дабы от ненаблюдения за оными не задыхалась рыба,
а вокруг дому и флигелей - очищать снег и тем стены предохранять
от мокра в весеннее время.

9. За чисткою труб...иметь особое наблюдение, чтоб оные чрез две
недели были чищены непременно, а в кухнях каждую неделю
чистить один раз...

Пожарные трубы иметь во всей исправности в летнее время
пробовать оные трубы каждую неделю попеременно..., машины все
хранить под навесом, и при них бочки всегда иметь с водою,
которую и переменять каждонедельно же.

Ежели кто из дворовых служителей явится в пьянстве, ссорах и
других каких непристойностях или в воровстве, таковых по
изыскании справедливости и с описанием поступка тотчас
отправлять в Московскую мою контору, а самому наказания
служителям не чинить.

12. Имеющиеся при Селе Влахернском две бани, из которых
маленькую назначаю я для приезжающих из Москвы служителей.., а
прочим сделана особая большая баня...топить...2 раза в неделю, то
есть, во вторник и субботу...запирать оные бани замками, и ключи
иметь тебе у себя, - не запертые же никогда не оставлять, дабы чрез
сие не могло быть пристанища бродягам и шатающимся людям, и
при том иметь надзор за чистотою оных.

13. Себя вести тебе во всегдашней трезвости и исправности, как
должно верному и честному человеку, и чрез то быть лучшим
примером своим подчиненным, в хорошей их жизни, - не обходится
с ними без нужды со строгостию, но всегда наблюдать
справедливость».

14. О больных, кто когда окажется немедленно извещать
Московскую контору,

15. «Так как дачи Села Влахернского облегают около больших
дорог, Коломенской и Островской, по коим в летнее время
прогоняют гурты рогатого скота и в ночное время для корму
загоняют в дачи села Влахернского, чрез каковой вгон гуртов и
причинялся неоднократно падеж рогатому скоту: то в отвращение
таковых несчастных последствий иметь мое строжайшее
наблюдение; дабы гурты не только не были впускаемы в дачи, но и
поблизости оных...и останавливаться им не дозволять...»

16. «Собак при Селе Влахернском отнюдь никому держать кроме
одних егарских не дозволять; ибо от них бывают многие
неожиданные и несчастные случаи».

«…Мы видим, что приказчики села Влахернского осуществляли, главным образом, функцию надзора за поведением крестьян и организации хозяйственных работ. В их руках находилось непосредственное управление усадебным хозяйством. Они получали указания из Московской Домовой конторы, координировавшей всю хозяйственную деятельность в целом, и регулярно отчитывались освоей работе, посылая рапорты и записки. Важно отметить, что в инструкциях четко прослеживаются принципы рационального хозяйства Голицыных…»

Заполни таблицу. Найди подтверждение принципов в Инструкции для приказчиков, установи соответствие.

п/п

Принципы рационального хозяйства Голицыных

Пункт инструкции для приказчиков

1

охрана имеющегося имущества и своевременный ремонт
испортившегося

2

предотвращение краж и хищений

3

охрана природных богатств и их приумножение

4

экономия в употреблении денег и пищевых продуктов,
предназначенных людям и животным

5

добросовестная работа «домовых штатов»

6

согласованность действий, отчётность

Примечание: обратить внимание обучающихся на стилистические особенности языка и грамматику того времени.

Приложение 2.


Таблица 6. Профессиональная специализация «домовых штатов»2.

1759

слесарному мастерству

1759

у чеканного мастера

1759

кондитерскому мастерству

1759

изготовлению гарусных галунов, бахромы и прочего

1759

шорному мастерству

1764

Кровопусканию

1764

изготовлению башмаков, штиблет, сапог и туфель

1766

слесарному мастерству

1770

шитью женских башмаков и черевиков

1774

шитью женских башмаков

1775

парикмахерскому делу

1780

шорному мастерству

1780

портновскому мастерству

1780

«седелному и шорному мастерству»

1780

игре на литаврах и трубах

1780

парикмахерскому мастерству

1786

«архитекторской науке»

1832

кулинарному мастерству

Дополнительный материал для учителя:

Из контрактов мы видим, что как и многие другие помещики, Голицыны заложили основы для самодостаточного рационального хозяйства во Влахернском. С 1759 г., то есть практически сразу после получения усадьбы Кузьминки в собственность, принялись за организацию обучения крепостных самым различным специальностям: парикмахерскому делу, врачеванию, садоводству, шитью одежды и обуви, слесарному мастерству. Они заложили основы для самодостаточного рационального хозяйства. Существовало три типа контрактов на «обучение мастерству»:

  1. Крепостной передавался на обучение в услужение к мастеру
    сроком на несколько лет, находясь на довольствии князя;

  2. Крепостной передавался на обучение в услужение к мастеру на
    несколько лет, находясь на его довольствии и подего
    присмотром;

  3. Крепостной обучался у мастера, работающего по контракту у
    князей Голицыных (например, он мог работать во Влахернском
    и проживать в усадьбе, находясь на довольствии князя).

Учиться крепостных отдавали к разным мастерам-специалистам - к купцам, иноземцам-мастерам, вольноотпущенным крестьянам, дворовым людям других помещиков. Таким образом, князья Голицыны получали в собственное распоряжение квалифицированных специалистов, причем обучиться крестьянин должен был настолько хорошо, «чтобы мог обучить других домашних работать».

1Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 138-142.

2Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 150-153.


© 2010-2022