- Преподавателю
- История
- Конспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромы
Конспект урока по курсу Истоки в 5 кл. по теме Крестьянские хоромы
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Быкова М.В. |
Дата | 11.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока для 5-х классов
по теме «Крестьянские хоромы»
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа №1208 гор. Москвы
ФИО педагога: Быкова Марина Владимировна
Предмет: «Истоки», автор Камкин А. В.
-
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
-
Цель урока: создание условий для усвоения обучающимися социокультурных ценностей с опорой на региональный компонент.
-
Предметные результаты урока: формирование знаний о разумном домоустроительстве в крестьянских домах в соответствии с занятиями крестьян,организацией и управлением крестьянской жизнью на примере исторического памятника - музея - усадьбы князей Голицыных в селе Влахернское (район Кузьминки, гор. Москва);
Метапредметные результаты: формирование познавательных УУД (развитие аналитического системного мышления при работе с историческим материалом, планирование и перенесение социокультурного опыта в повседневную жизнь); коммуникативных УУД (умение выразить свою мысль, аргументировать).
Личностныерезультаты: развитие способностей и рациональных потребностей личности, воспитание ответственности за сохранение и приумножение социо- культурного, природного наследия города Москвы, нашей страны, мирового наследия.
-
Методы урока: 4.1. передача и восприятие учебной информации: словесные, наглядные, практические методы; 4.2. мышление: проблемно - поисковое; 4.3. управление учением: самостоятельная работа; работа под руководством учителя.
-
Формы учебно- познавательной деятельности (УПД): индивидуальная работа, работа в группах.
Оборудование и методическое обеспечение:
- использование карточек - тестов «Инструкция приказчиков»;
- ПК, интерактивная доска.
Основные этапы урока.
-
Присоединение.
-
Организационный этап.
-
Проверка ДЗ.
-
Проверка и развитие коммуникативных УУД на основе социокультурного опыта.
-
Постановка цели занятия перед учащимися, формулировка проблемы.
-
Изучение новых понятий и способов действия (предметные, личностные, метапредметные результаты). Актуализация.
-
Организация восприятия и осмысления новой информации.
-
Первичная проверка понимания.
-
Формирование умений и навыков (предметные, личностные, метапредметные результаты). Активное занятие.
-
Организация освоения способов деятельности путем воспроизведения информации.
-
Организация освоения способа деятельности путем решения проблемной задачи, построенной на основе ранее усвоенных знаний.
-
Рефлексия(предметные, личностные, метапредметные результаты).
-
Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
-
Контроль результатов, оценка знаний.
-
Домашнее задание к следующему уроку. Подведение итогов урока.
Ход урока.
-
Присоединение.
Вид доски:
Тема урока: Урок по теме «Крестьянские хоромы».
Для каждого находилось дело,
никто не чувствовал себя бесполезным
и лишним.
Приветствие. Организационный этап.
Учитель:
- Ребята, на прошлом уроке я вас просила приготовить к сегодняшнему занятию фотографии деревенских домов, которые сохранились в ваших семьях и многие согласились представить свои фотографии. Прошу вас разместить их на доске (или загружаются презентации).
- Сейчас мы с вами попробуем представить себя в том времени.
- Прошу вас примерить на себя роли хозяев таких домов.
В такой одежде и с такими предметами (см. фотографии), представляя, что вы живёте в избах - хоромах, как их называет автор учебника, что вы видите, слышите, какие у вас возникают чувства и эмоции, что вы можете сказать о жизни и занятиях хозяев?
Обучающиеся работают в ресурсном круге, поочерёдно выходя к доске.
(Возможна работа со своим демострационным материалом. На фотографиях: сувенирная продукция из города Мышкин, принесённая детьми, - валенки и платок в национальном стиле).
Учитель:
- Молодцы! Вы уже много знаете, и сегодня вы изучите много интересного и нового об обитателях крестьянского дома, в котором всегда царили лад и порядок, и каждый занимался своим делом.
-
Изучение новых понятий и способов действия. Актуализация.
Учитель:
- Откройте, пожалуйста, стр. 32 учебника, это раздел «Домашний лад и порядок». Как вы думаете, о чём автор пишет в этом разделе?
Обучающиеся отвечают.
Учитель:
- Хорошо. А теперь давайте проверим, насколько вы оказались правы. Кто хочет начать читать этот раздел?
- Итак, что новое вы узнали из этого раздела? Что запомнилось? И что вам кажется знакомым?
Учитель подводит к ответу, что в современных семьях есть такое же деление на обязанности для мужчины (хозяина) и женщины (хозяйки).
-
Формирование умений и навыков. Активные занятия.
-
Активное занятие - авторская разработка учителя Быковой М. В.
Учитель:
- Ребята, мы с вами побывали в музее - усадьбе князей Голицыных, бывшем селе Влахернское. Кто мне может рассказать о достопримечательностях этого места? С чем связано название села?
Обучающиеся рассказывают про церковь Влахернской иконы Божьей Матери
идостопримечательностях усадьбы. Теперь давайте рассмотрим, как жили крестьяне в этой усадьбе, на каких принципах строилось управление ею.
Учитель раздаёт карточки.
Выполняется активное задание (см. Приложение № 1).
Учитель:
- Ребята, а вы согласны с выводом, который сделала автор?
«…Мы можем сделать вывод о слаженности и четкой продуманности всего административного механизма, где каждое звено функционировало в лад со всеми остальными. Это приводило к успешному функционированию хозяйственной системы в целом и усадебного комплекса в Кузьминках в частности...» (Источник: Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII-первой половине XIXвв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 138-142.)
Обучающиеся отвечают на вопрос.
Учитель:
- Исторические источники свидетельствуют также о том, что «…князья Голицыны располагали хорошими специалистами. Их крестьяне получали профессиональные навыки после специального обучения. Сохранившиеся контракты позволяют выяснить, чему обучались дворовые люди князей Голицыных».
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (интерактивная доска). Чему обучались крепостные крестьяне в усадьбе? (см. Приложение № 2)
Обучающиеся изучают таблицу и отвечают на вопрос.
Учитель:
- Крепостные обучались у различных мастеров, «…причём обучиться крестьянин должен был настолько хорошо, «чтобы смог обучить других домашних работать»».
2. Активное занятие из рабочей тетради.
- А теперь давайте с вами подумаем, чему могли обучаться крестьянскиедети у родителей? Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь на странице 23 и выполните в паре со своим соседом по парте задание активного занятия «Чему учились дети у родителей?». Придите к согласию и сообщите свой ответ.
Обучающиеся выполняют задание и отвечают поочерёдно.
Учитель:
- А кто из вас может рассказать, чему его научили родители, родственники?
Обучающиеся отвечают по желанию.
-
Рефлексия.
Учитель:
- Хорошо! Молодцы! Итак, ребята, чем сегодняшний урок был вам полезен? Что нового вы узнали?
Обучающиеся отвечают на вопрос.
Учитель:
- Какие слова, на ваш взгляд, мы должны сегодня добавить в наш сундучок?
Обучающиеся отвечают, дополняя друг друга. Учитель (или дети) пишет на доске слова вокруг слова - крестьяне.
Возможные ответы: христианская обязанность, семья, лад, порядок, труд, согласие, забота о: престарелых, детях, сиротах, больных, большак, большуха, хозяин, разумное домоустроительство, мастерство, обучение, охрана имущества и природных богатств, экономия, добросовестность, согласованность, отчётность.
Учитель:
- Думаю, что урок вам понравился? Надо поблагодарить всех, кто приготовил фотографии деревенских домов к этому уроку и активно отвечал.
Учитель ставит оценки и объявляет домашнее задание.
Домашнее задание к следующему уроку (интерактивная доска):
Читать раздел учебника "Домашний лад и порядок" стр. 32-34, выполните задания 7-9 на стр. 22 рабочей тетради (устно).
- Вы сегодня хорошо работали на уроке! Спасибо! Урок закончен!
Список источников
1. Камкин А. В. Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е, исправленное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015. - 128 с.
2. Методическое пособие «Истоковедение», т.2. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015, С. 131-244.
3. Котельникова Н. В., Красикова Н. Б., Мисаилова О. И., Твардовская Н. Ю.
Рабочая тетрадь «Истоки» в 2-х частях «Память и мудрость Отечества» (5 класс),
под общ.ред. профессора РАЕН И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
4. Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII-первой половине XIXвв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 138-142, С. 150-153.
Интернет-ресурсы
hristianstvo.ru/culture/iconart/iconcollections/ - Виртуальная галерея икон.
Приложение 1.
Активное занятие
«Инструкция для приказчиков усадьбы князей Голицыных»1
Внимательно прочитайте отрывки из исторических источников. Установите соответствие между принципами рационального ведения хозяйства в усадьбе Голицыных и пунктами Инструкции для приказчиков, доказывающими эти принципы. Работайте в группах по 4 человека.
«…В началеXIXв. приказчиком стал Александр Суворов, затем Михаил Рябов. С 1830-х гг. эту должность занимал Александр Чудинов, потом Иван Калмыков, а в 1850-х гг. - Иван Белевцов.
Вступая в должность, каждый приказчик получал инструкцию, которую обязан был неукоснительно выполнять. В инструкции 1830 г., составленной князем С.М. Голицыным, говорилось:
1. «За первый долг поставляется тебе наблюдать, чтоб все дворовые люди в Селе Влахернском, обоего пола, ежегодно исполняли христианскую обязанность: то есть; были бы у исповеди и святаго причастия. Обуклоняющихся же от сей обязанности представлять ко мне для определения взыскания.
2. При доме моем в Селе Влахернском и во флигелях всем вещам,
картинам, бронзам и мебелям имеемую опись проверить, которую
иметь тебе у себя, а другую таковую же представить в Московскую
контору: Гардемебеля Андрея Мелехина иметь в своем ведении и за
исправностию его по должности наблюдать.
3. За имеющимися при Селе Влахернском лесными рощами иметь
самое бдительное смотрение, чтоб посторонние и свои лесу не
воровали и без позволения моего ни на какие строения не рубили, а
потому и частовремянно объезжать оные, и по каждом осмотре
лесов, как оные тобой найдены будут, доносить ко мне и
Московской моей конторе о том же рапортовать.Вырубленным же
каждогодно саженым дровам в вотчине моей Селе Котельниках,
вести подробную записку, сколько выходит для дому моего,
флигелей и кухни в присутствие мое там с фамилией, так же длядому Петра Семеновича Г. Полуденского, - на церковных причет, служителям и в оранжереи, каковую записку ежегодно представлять в контору /Зачеркнуто: Дабы рубку дров довести сколь возможно до меньшего количества./
4. Во время уборки с лугов сена, вообще с конюшен, иметь смотрение за оным со всею точностию, дабы крестьяне сыраго и недосушенаго сена в стоги неметали, - весною же луга с 9 числа мая были бы заказываемы, то есть, чтоб с того времяни в оные никакаяскотина для пастбища гоняема не была.
5. В весеннее время, когда наступает теплая погода и рыба начнет
тереться, то неупускаявремяни, немедленно о том мне доносить, и
без позволения моего ни под каким видом тебе рыбы не ловить; да и
прочим жителям в Селе Влахернском объявить, чтоб из них никто ни
в верхнем и щучьем прудах, не осмеливался ловить рыбы...
6. По производящимся столярным работам иметь строгое смотрение;
чтоб домашние изделия, какие будут назначены, производились со
всею деятельностью, а посторонних работ брать им не позволять,
если нет и господской работы. Дабы чрез то не могло быть
злоупотребления и похищения материалов; в свободное же от
столярных работ время столярей употреблять для посылок за
господскими надобностями в Москву. И употреблять в Селе
Влахернском для уборки с крыш и прочих месть снега...
7. За работами по оранжереям и в особенности за поведением
садовников иметь тебе надзор с тем, чтоб никто из них без
позволения главного садовника Гоха и без твоего о том ведения
отлучаться никуда не смел. Продажи из оранжерей фруктов и цветов
без доклада мне ни под каким видом не производить, как только' с
приказания моего; вырученным же деньгам вести подробную
записку.
8. В зимнее время на прудах делать проруби, и каждодневно
очищать оные. Дабы от ненаблюдения за оными не задыхалась рыба,
а вокруг дому и флигелей - очищать снег и тем стены предохранять
от мокра в весеннее время.
9. За чисткою труб...иметь особое наблюдение, чтоб оные чрез две
недели были чищены непременно, а в кухнях каждую неделю
чистить один раз...
Пожарные трубы иметь во всей исправности в летнее время
пробовать оные трубы каждую неделю попеременно..., машины все
хранить под навесом, и при них бочки всегда иметь с водою,
которую и переменять каждонедельно же.
Ежели кто из дворовых служителей явится в пьянстве, ссорах и
других каких непристойностях или в воровстве, таковых по
изыскании справедливости и с описанием поступка тотчас
отправлять в Московскую мою контору, а самому наказания
служителям не чинить.
12. Имеющиеся при Селе Влахернском две бани, из которых
маленькую назначаю я для приезжающих из Москвы служителей.., а
прочим сделана особая большая баня...топить...2 раза в неделю, то
есть, во вторник и субботу...запирать оные бани замками, и ключи
иметь тебе у себя, - не запертые же никогда не оставлять, дабы чрез
сие не могло быть пристанища бродягам и шатающимся людям, и
при том иметь надзор за чистотою оных.
13. Себя вести тебе во всегдашней трезвости и исправности, как
должно верному и честному человеку, и чрез то быть лучшим
примером своим подчиненным, в хорошей их жизни, - не обходится
с ними без нужды со строгостию, но всегда наблюдать
справедливость».
14. О больных, кто когда окажется немедленно извещать
Московскую контору,
15. «Так как дачи Села Влахернского облегают около больших
дорог, Коломенской и Островской, по коим в летнее время
прогоняют гурты рогатого скота и в ночное время для корму
загоняют в дачи села Влахернского, чрез каковой вгон гуртов и
причинялся неоднократно падеж рогатому скоту: то в отвращение
таковых несчастных последствий иметь мое строжайшее
наблюдение; дабы гурты не только не были впускаемы в дачи, но и
поблизости оных...и останавливаться им не дозволять...»
16. «Собак при Селе Влахернском отнюдь никому держать кроме
одних егарских не дозволять; ибо от них бывают многие
неожиданные и несчастные случаи».
«…Мы видим, что приказчики села Влахернского осуществляли, главным образом, функцию надзора за поведением крестьян и организации хозяйственных работ. В их руках находилось непосредственное управление усадебным хозяйством. Они получали указания из Московской Домовой конторы, координировавшей всю хозяйственную деятельность в целом, и регулярно отчитывались освоей работе, посылая рапорты и записки. Важно отметить, что в инструкциях четко прослеживаются принципы рационального хозяйства Голицыных…»
Заполни таблицу. Найди подтверждение принципов в Инструкции для приказчиков, установи соответствие.
п/п
Принципы рационального хозяйства Голицыных
Пункт инструкции для приказчиков
1
охрана имеющегося имущества и своевременный ремонт
испортившегося
2
предотвращение краж и хищений
3
охрана природных богатств и их приумножение
4
экономия в употреблении денег и пищевых продуктов,
предназначенных людям и животным
5
добросовестная работа «домовых штатов»
6
согласованность действий, отчётность
Примечание: обратить внимание обучающихся на стилистические особенности языка и грамматику того времени.
Приложение 2.
Таблица 6. Профессиональная специализация «домовых штатов»2.
1759
слесарному мастерству
1759
у чеканного мастера
1759
кондитерскому мастерству
1759
изготовлению гарусных галунов, бахромы и прочего
1759
шорному мастерству
1764
Кровопусканию
1764
изготовлению башмаков, штиблет, сапог и туфель
1766
слесарному мастерству
1770
шитью женских башмаков и черевиков
1774
шитью женских башмаков
1775
парикмахерскому делу
1780
шорному мастерству
1780
портновскому мастерству
1780
«седелному и шорному мастерству»
1780
игре на литаврах и трубах
1780
парикмахерскому мастерству
1786
«архитекторской науке»
1832
кулинарному мастерству
Дополнительный материал для учителя:
Из контрактов мы видим, что как и многие другие помещики, Голицыны заложили основы для самодостаточного рационального хозяйства во Влахернском. С 1759 г., то есть практически сразу после получения усадьбы Кузьминки в собственность, принялись за организацию обучения крепостных самым различным специальностям: парикмахерскому делу, врачеванию, садоводству, шитью одежды и обуви, слесарному мастерству. Они заложили основы для самодостаточного рационального хозяйства. Существовало три типа контрактов на «обучение мастерству»:
-
Крепостной передавался на обучение в услужение к мастеру
сроком на несколько лет, находясь на довольствии князя; -
Крепостной передавался на обучение в услужение к мастеру на
несколько лет, находясь на его довольствии и подего
присмотром; -
Крепостной обучался у мастера, работающего по контракту у
князей Голицыных (например, он мог работать во Влахернском
и проживать в усадьбе, находясь на довольствии князя).
Учиться крепостных отдавали к разным мастерам-специалистам - к купцам, иноземцам-мастерам, вольноотпущенным крестьянам, дворовым людям других помещиков. Таким образом, князья Голицыны получали в собственное распоряжение квалифицированных специалистов, причем обучиться крестьянин должен был настолько хорошо, «чтобы мог обучить других домашних работать».
1Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 138-142.
2Олейниченко Е. В. Социально - экономическое развитие усадьбы Кузьминки во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, МПГУ, Москва, 2003, С. 150-153.