Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1

  1. Расположите в хронологической последовательности:

  1. Строительство Успенского собора Кремля

  2. Битва на р. Воже

  3. Поход Тохтамыша на Москву

  1. Установите соответствие между событиями и годами:

  2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к X-XII вв.

    1. Гридни; 2) Дьяки; 3) Закупы; 4) Рядовичи; 5) Помещики; 6) Огнищане.

    1. Напишите пропущенное слово (термин).

    2. Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ___________________.

    3. Установите соответствие между названиями населённых пунктов и событиями древнерусской истории, с ними связанными: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

    4. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

    5. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    6. А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>

    7. 4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>

    8. 8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>

    9. 10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

    10. 11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>

    11. 16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

    12. 17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

    13. 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>

    14. 20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

    15. 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>»

    16. Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир - Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав - Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду - Владимир, Ростиславичам же: Володарю - Перемышль, Васильку - Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

    17. ХАРАКТЕРИСТИКИ

    18. 1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв.

    19. 2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси.

    20. 3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге.

    21. 4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах.

    22. 5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый.

    23. 6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев.

    24. Какие три из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды? Соответствующие цифры запишите в ответ.

    25. 1) перепись населения

    26. 2) создание Земских соборов

    27. 3) система баскачества

    28. 4) система местничества

    29. 5) получение ярлыка на великое княжение

    30. 6) отмена кормлений

    31. Прочтите отрывок из «Повести о Шевкале»

    32. «В год 6834 (от Сотворения мира)…<…> Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними". Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный диаволом: "Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе". И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

    33. И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диаконтверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой к Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: "Люди тверские, не выдавайте!" И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала. (...) Убит же был Шевкал в 6835 году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове»

    34. Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    35. 1) после подавления восстания в Твери тверские князья добровольно отказались от прав на великое Владимирское княжение в пользу Москвы

    36. 2) события, описанные в повести, произошли в первой половине XIV в.

    37. 3) следствием восстания в Твери стала передача ханом Золотой Орды ярлыка на великое Владимирское княжение тверскому князю

    38. 4) в карательном походе монголо-татар против Твери принимали участие войска Ивана Калиты

    39. 5) темник в войске ордынцев командовали отрядом в тысячу человек

    40. 6) Чол-хан (Шевкал, Щелкан) был баскаком ордынского хана Узбека на Руси

    41. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    42. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.

    43. Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.

    44. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «1».

    45. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

    46. 1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

    47. 2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

    48. 3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

    49. 4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

    50. 5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

    51. 6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.

    52. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    53. На какой картине изображена Москва времен правления князя, при котором состоялось событие, отраженное на картине в задании 13?

    54. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    55. Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    56. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    57. 1) Церковь была построена в X в.

    58. 2) Это первая каменная постройка на Руси.

    59. 3) Церковь построена в стиле нарышкинского барокко.

    60. 4) Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.

    61. 5) Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.

    62. Какие из нижеприведённых памятников архитектуры были построены в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

    63. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    64. Вариант 2

      1. Расположите в хронологической последовательности:

      1. Строительство Десятинной церкви

      2. Битва на р. Пьяне

      3. Ослепление Василия II

      4. 2. Установите соответствие между событиями и годами:

      5. 3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к X-XII вв.

      6. Вира; 2) Митрополит; 3) Ярлык; 4) Старообрядцы; 5) подсечное земледелие; 6) Полюдье.

      7. 4. Напишите пропущенное слово (термин).

      8. Часть древнерусского города, населенного ремесленниками и торговцами называлась ___________________.

      9. 5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

      10. Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

      11. В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

      12. Г) земледельцы, взявшие ссуду

        1. 1) смерды

        2. 2) холопы

        3. 3) закупы

        4. 4) тиуны

        5. 5) рядовичи

        6. 6) помещики

    65. 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

    66. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

    67. А) «И пришли безбожные... на реку Сить против великого князя Юрия... Услышав же об этом, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком и Всеволодом и Владимиром, и с мужами своими пошёл против них. И сошлись обе стороны, и была злая сеча, и побежали наши перед иноплеменниками; и тут убит был великий князь Юрий...»

    68. Б) «...Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром - ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошел на Коломну и стал у Коломны, а сына своего великого князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, а прочих князей и воевод в иных местах, а других - по берегу.

    69. Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом ростовским Вассианом, и со своими боярами - ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за право-славное христианство против басурман».

    70. ХАРАКТЕРИСТИКИ

    71. 1) данный фрагмент является отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем».

    72. 2) Князем, участвовавшим в описываемых событиях, был принят Судебник 1497 г.

    73. 3) В данном источнике описываются событие, произошедшее 4 марта 1238 г.

    74. 4) Описываемое событие относится к XI в.

    75. 5) Участник события - третий сын великого князя Всеволода Большое Гнездо.

    76. 6) Материал взят из «Повести о стоянии на Угре».

    77. 7. Какие три из перечисленных понятий характеризуют систему управления Новгородской республики? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    78. 8. Прочтите отрывок из произведения современного автора

    79. «В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой - оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…..»

    80. Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    81. 1) князя, о котором говорится в отрывке произведения современного автора, звали Дмитрий Донской

    82. 2) события, связанные с восстанием в Твери, произошли в XIV в.

    83. 3) перемещение кафедры митрополита из Владимира в Москву сделало её духовной столицей Руси

    84. 4) карательного поход, в котором участвовали московские войска, серьёзно ослабил позиции тверских князей в качестве претендентов на Владимирский престол

    85. 5) Чол-хан был наследником ханского престола в Золотой Орде

    86. 6) из Литвы тверской князь Александр Михайлович возглавил поход против своего конкурента - московского князя

    87. Рассмотрите схему и выполните задания:

    88. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    89. 9. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

    90. 10. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

    91. 11. Напишите цифру, которой обозначена столица земли, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

    92. 12. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

    93. 1) завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период

    94. 2) ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели

    95. 3) поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет

    96. 4) одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства

    97. 5) в результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость

    98. 6) полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства

    99. 13.

    100. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    101. 14.

    102. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    103. 15. Какие суждения о картине являются верными?

    104. Контрольная работа по истории России для 10 класса (IX-XV вв.)

    105. 1) Картина посвящена событиям отражения западной агрессии русскими княжествами в XIII веке.

    106. 2) Битва, которой посвящена картина современного художника, закончилась поражением русского войска.

    107. 3) Для союзников русских данное военное событие окончилось уничтожением их государства.

    108. 4) После данной битвы победители разгромили Волжскую Булгарию.

    109. 5) Руководил битвой с одной из сторон хан Батый.

    110. 16. Какие из представленных ниже картин относятся к противостоянию русского народа с тем же противником?

© 2010-2022