Конспект урока по истории на тему: Литература и изобразительное искусство

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Тема: Литература и изобразительное искусство.

Цели: Сформировать представление о роли литературы в общественной жизни России. Уяснить сущность критического реализма. Дать представление о ведущих писателях второй половины 19 века и их творчестве, показать достижения ведущих художников реалистической школы.

Оборудование: Учебник, тетрадь.

Ключевые понятия: критический реализм, передвижники.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация знаний по предыдущей теме. Вопросы после параграфа, проверка письменного задания.

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока.

  1. Литература.

  2. Живопись.

  3. Скульптура.

4. Изучение нового материала.

Проблемное задание: ка к общественная жизнь и развитие просвещения отразились на русской литературе, на ее месте в жизни русского общества?

1) рассказ учителя:
1. Литература.

Ведущей областью духовной жизни России второй половины XIX в. продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия возможности широкого обсуждения назревших жизненных проблем русская литература не только была значительным культурным явлением, но и выполняла общественные задачи.

Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал критический реализм. (повышенным вниманием к отображению реальной жизни):

  • дух обличительства

  • пристальный интерес к жизни простого человека

  • стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества

Ф.И.О. писателя

Произведение

Какие проблемы раскрывает

Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

(«Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши»).

В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии.

Федора Михайловича Достоевского

«Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные»

раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности.

Льва Николаевича Толстого

«Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»

движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царившим в высшем обществе, нередко противопоставляют им народные моральные ценности и традиции.

Антона Павловича Чехова


стремится показывать человека таким, каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя

Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью.

В литературе появились новые герои - интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры.


Иван Сергеевич Тургенев

«Накануне». «Отцы и дети»

человека с цельным характером, все силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину.

Сложный процесс ломки прежних устоев жизни общества, противоречия и столкновения интересов во всех сферах жизни

Ф. М. Достоевского

«Бесы»,

Преклонение образованной части общества перед революционным романтизмом приводит к появлению людей, для которых главным лозунгом становится утверждение о том, что «цель оправдывает средства».

Н. А. Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, ее беспросветность и горести.








2. Живопись.

Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.

Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. В 1861 г. Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе».

Картины В. Г. Перова - это развернутый рассказ о положении российских сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особое впечатление производят полотна, изображающие нелегкую жизнь детей («Тройка»).

В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников.

Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской. выдающийся портретист. Он создал целую серию образов крупнейших деятелей русской культуры - портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины («Неизвестная», «Неутешное горе»).

Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья К. Е. и В. Е. Маковские, В. Г. Перов. Несколько позднее к ним присоединились И. Е. Репин, В. И. Суриков, братья В. М. и А. М. Васнецовы, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 80-х гг. участие в выставках принимают В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов.

Вершиной реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа.

Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». В 70-80-х гг. художник увлекся историческими темами - «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы писателей, композиторов, актеров.

Полотна Сурикова - это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» - эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры.

К жанру русских народных сказаний обратился Виктор Михайлович Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»). Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря.

Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, суровая природа Русского Севера. Картины Ивана Ивановича Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу («Рожь», «Рубка леса», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»). Алексею Кондратьевичу Саврасову ближе пейзаж лирический, пронизанный щемящей любовью к родной земле («Грачи прилетели»).

Особое место в пейзаже второй половины XIX в. занимает Архип Иванович Куинджи, который был мастером поразительных световых эффектов («Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре»). Изумительные по красоте русские пейзажи изображены на картинах Исаака Ильича Левитана. Большой популярностью пользовались полотна Ивана Константиновича Айвазовского, который больше всего любил изображать море.

5. Подведение итога урока.

1. Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература первой половины XIX в.?

2. Какие явления русской действительности второй половины XIX в. отразились в русской литературе?

3. Какие задачи выполняла литература второй половины XIX в.?

4. Что нового внесли передвижники в русское искусство?

6. Домашнее задание.

Параграф 37, вопросы устно.

© 2010-2022