Между белыми и красными

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История России 9 КЛАСС


Тема урока: МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ

Цель урока: сформировать у учащихся представление о «третьей силе», противостоявшей белому и красному движениям; показать эволюцию тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; проследить позицию крестьянства в Гражданской войне; уяснить причины «малой» гражданской войны и ее характер.

Основные знания: позиция меньшевиков и эсеров в Гражданской войне; позиция крестьянства в Гражданской войне; причины и требования крестьянских восстаний в 1920-1921 гг.; сущность и характер Кронштадтского восстания.

Основные понятия: «демократическая контрреволюция»; махновщина; «малая» гражданская война; Кронштадтское восстание.

Опрос домашнего задания:

Тест

1.Какие принципы были положены в основу комплектования Красной Армии в соответствии с декретом от 15 января 1918 г. (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Добровольность; б) классовый подход;

в) всеобщая воинская повинность; г) всеобщее вооружение народа.

2.Кто возглавлял Революционный военный совет республики в годы Гражданской войны?

а) В. И. Ленин; б) С. С. Каменев; в) Л. Д. Троцкий.

Когда в Красной Армии был введен институт военных комиссаров:

а) апрель 1918 г.; б) ноябрь 1918 г.; в) май 1919 г.

3.С какой целью в Красной Армии был введен институт военных комиссаров (возможны несколько вариантов ответа)?

а) Для оперативного руководства войсками;

б) для координации действий между регулярными частями Красной Армии и народными повстанческими частями;

в) для надзора за военспецами; г) для политического воспитания бойцов.

4.Какие события стали причиной начала массового «красного террора»?

а) Провозглашение в январе 1918 г. патриархом Тихоном анафемы советской власти;

б) деятельность в марте - июле 1918 г. в Москве, Казани, Ярославле боевой офицерской организации «Союз защиты Родины и свободы»;

в) убийство в августе руководителя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушение на В. И. Ленина.

5.Когда и в связи с какими событиями был аннулирован Брест-Литовский договор с Германией?

а) 6 июля 1918 г., после убийства немецкого посла Мирбаха;

б) 17 июля 1918 г., после расстрела царской семьи;

в) 13 ноября 1918 г., после поражения Германии в войне.

6.Вычеркните имя, выпадающее из общего логического ряда:

а) М. В. Алексеев; б) В. К. Блюхер; в) С. М. Буденный;

г) Г. И. Котовский; д) А. Я. Пархоменко; е) М. В. Фрунзе; ж) В. И. Чапаев.

7.Какие мероприятия характеризуют политику «военного коммунизма»?

а) Введение продналога;

б) поголовная национализация промышленных предприятий;

в) натурализация заработной платы; г) развитие товарно-денежных отношений;

д) введение продразверстки; е) принудительный труд.

Изучение нового материала

План изучения нового материала

1. «Демократическая контрреволюция». Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров в Гражданской войне.

2. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров.

3. Позиция крестьянства в Гражданской войне.

4. Махновское движение.

5. «Малая» гражданская война.

6. Кронштадтское восстание.

Звристической беседы.

Ребята, вспомнить, каковы особенности формирования Восточного фронта;

- какие политические силы первыми начали здесь вооруженную борьбу с большевиками;

-какие события способствовали переходу правых эсеров и меньшевиков на путь вооруженной борьбы с большевиками и почему.

Учащиеся делают сообщения о формировании «демократических» правительств в поволжско-сибирском и северном регионах.

2. Беседа: вспомните,

-какова была позиция левых эсеров в период подготовки вооруженного выступления большевиков в октябре 1917 г.;

-какую позицию они занимали на II съезде Советов; когда и почему левые эсеры вошли в состав СНК;

-каково было их отношение к разгону Учредительного собрания.

По итогам беседы учащиеся начинают заполнять таблицу «История коалиции большевиков и левых эсеров»

Основные политические события

Позиция левых эсеров

Образование военно-революционных комитетов в октябре 1917 г.

II съезд Советов

Создание первого Советского правительства

Образование коалиционного Советского правительства (ноябрь - декабрь 1917 г.)

Создание ВЧК (декабрь 1917 г.)

Роспуск Учредительного собрания (январь 1918 г.)

Брестский мир (март 1918 г.)

Чрезвычайные меры в деревне (май - июнь 1918 г.)

Исключение из ВЦИК и местных Советов правых эсеров и меньшевиков (14 июня 1918 г.)

Убийство немецкого посла Мирбаха (6 июля 1918 г.)

3. Сообщение учащихся « Крестьянства в Гражданской войне»

4. Рассказ учителя о движении Махно

5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая текст учебника.

После выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам:

  • какие события были названы современниками «малой» гражданской войной?

  • Каковы причины крестьянских восстаний?

  • Какие районы были охвачены крестьянскими волнениями в 1920-1921 гг.?

  • Чем «малая» гражданская война отличалась от «фронтовой» войны между красными и белыми?

6. Кронштадское восстание, рассказ учителя сочетаем с работой над документом, помещенным в конце § 19, и ответить на вопросы: какие экономические требования выдвигали участники митинга? В чем суть выдвинутых политических требований? Можно ли охарактеризовать их как антисоветские?

В заключение учащиеся обсуждают проблему, можно ли считать выступление моряков Кронштадта свидетельством серьезного кризиса власти большевиков? Как вы думаете, могли ли победить восставшие моряки Кронштадта?

Задание на дом. § 19 и вопросы к нему.



© 2010-2022