- Преподавателю
- История
- Земельный закон братьев Гракхов
Земельный закон братьев Гракхов
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева Е.Ю. |
Дата | 07.09.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием и избиением граждан: все прочие раздоры удавалось прекратить благодаря взаимным уступкам и власть имущих, и самого народа»(Плутарх)
Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов
Класс: 5
Цель урока: характеристика содержания земельного закона братьев Гракхов 133 г. до н. э.
Задачи урока:
Образовательные:
-охарактеризовать положение основных слоёв населения Древнего Рима после Пунических войн, показав взаимосвязь между результатами захватнических войн и усилением бедственного положения земледельцев;
-проследить взаимосвязь между обнищанием народа и активизацией борьбы между различными группами населения;
-знать причины, особенности, этапы и итоги принятия земельного закона в 133 году до н.э.;
-обучать работать с исторической картой;
-давать анализ действий участников борьбы;
-дать оценку положению различных групп(землевладельцев и крестьян) в Древнем Риме.
Развивающие: -развивать умение и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками, с учебником как основным средством обучения;
-развивать навыки смыслового чтения, способности анализировать информацию об историческом событии.
Воспитательные: -формировать способности к духовному развитию;
-воспитывать, гражданскую позицию, толерантное отношение к чужому мнению.
Социализации: -приобретать опыт совместной деятельности и общения со сверстниками.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма проведения: классный урок
Оборудование урока: История Древнего мира . 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. - 17-е изд. - М.:Просвещение, 2010., Атласы по истории Древнего мира, карта «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья», презентация «Земельный закон братьев Гракхов», раздаточные материалы(тесты+ тесты с ответами для самопроверки).
Виды деятельности на уроке: опрос, чтение, слушание, решение примеров, рассматривание, деловая игра, физкультурная пауза, «мозговой штурм».
Планируемые результаты:
Предметные:
-овладение целостным представлением об историческом событии;
-выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей(Тиберий Гракх)
-усвоение основной даты 133 год до н.э.;
-понимание причин борьбы классовой борьбы;
Личностные:
-освоение ценностей свободы и независимости, солидарности;
-формирование устойчивого познавательного интереса к истории.
Метапредметные:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-выработка умений работать с учебной информацией;
-готовность к сотрудничеству с соучениками;
-формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
-стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности
Приветствие обучающихся. Настрой на активную работу.
(1 мин.)
Приветствует обучающихся
«Добрый день, ребята!»
Проверьте, как вы готовы к уроку.
Приветствуют учителя.
Включаются в деловую обстановку на уроке.
Проверяют готовность к уроку, наличие учебника, атласа, тетради, ручки, карандаша, дневника.
Л. Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание своих желаний и побуждений.
П. Формирование умения ориентироваться в своих задачах.
Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.
К. Формирование умения общаться.
Этап актуализации
Проверка домашнего задания. Вхождение в урок.
(5 мин.)
Организует беседу.
Предлагает обучающимся ответить на вопросы:
1.Докажите, используя карту, что Рим в период республики стал сильнейшей державой Средиземноморья.
2.Как повлияли римские завоевание на развитие рабства?
3.Докажите, что в хозяйстве Рима широко использовался труд рабов.
Применение знаний в общении
«В истории знай точно даты и года
И помни: ты без карты никуда!»
Участвуют в вопросно-ответном общении.
1.Индивидуальный ответ у доски
(работа по карте).
2. Устные ответы обучающихся на поставленные учителем вопросы.
Л. Развитие способности к анализу и аргументации.
П. Формирование умения ориентироваться в своих знаниях.
К. Формирование умения общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности.
Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.
Этап выявления места и причины затруднения
Определение темы урока
(3 мин.)
Слайд 1
Организует работу с эпиграфом урока:
«После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием и избиением граждан: все прочие раздоры удавалось прекратить благодаря взаимным уступкам и власть имущих, и самого народа»(Плутарх).
1)Подумайте, что означают эти слова?
2)Предположите, о чём будем говорить на уроке?
Направляет ход рассуждения обучающихся.
Формулирует тему урока:
«Гражданские войны в Риме»
Определение и аргументация своего отношения к происходящим событиям
Устно рассуждают, предполагают тему урока.
Письмо о тетради. Посадка при письме!
Записывают тему урока в тетрадь.
Л. Формирование активной позиции в учебной деятельности.
П. Формирование умения выдвигать гипотезы.
К. Формирование умения общаться и взаимодействовать с партнёрами по обмену информацией.
Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.
Этап построения проекта выхода из затруднения
(7 мин.)
Формирование понятия «гражданские войны»
Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи
Работа с историческим текстом
(5 мин.)
Физкультурная пауза
( 1,5 мин.)
«Мозговой штурм»
(3 мин.)
Беседа
(2 мин.)
Знакомство с исторической личностью
(2 мин.)
Ролевая игра
(4 мин.)
Работа с понятием
(1 мин.)
Беседа
(3 мин.)
Этап самостоятельной работы
Работа с учебником
(3 мин.)
Слайд 2
Подумайте, что означает выражение «гражданские войны»?
Слайд 3
Организует работу с новым понятием «гражданские войны»:
1) Выберите из предложенного списка группы( классы) которые могли вступить в конфликт в Древнем Риме? Объясните, почему вы так решили.
2)Являются ли представители разных групп гражданами одного государства?
3)Почему в Римской республике начались гражданские войны?(Разорение крестьян,
увеличение количества рабов вследствие ведения захватнических войн).
Слайды 4,5,6
Организует работу с фрагментами из исторических текстов :
Прочтите текст, подумайте и скажите о какой из причин гражданских войн в древнем Риме говорится в тексте.
1)«К концу года благосостояние семьи пошатнулось: цены на вино и оливковое масло упали, и для того, чтобы уплатить арендную плату, приходилось лезть в долги. Сначала Марий взял денег у единственного зажиточного земледельца, которого не любили в деревне за жадность и притеснение батраков, работавших на него, но когда положение этого хлебопашца внезапно ухудшилось, и он потребовал у Мария уплаты долга, старик растерялся: денег у него не было»(Ухудшение положения крестьян и их разорение).
2)«Захватнические войны Рима принесли народным массам ещё большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги… Вернулся римский крестьянин домой. Отсутствовал он во время походов долго. Хозяйство его в полном разорении. Продал он свой участок соседу-рабовладельцу и ушёл в город. Но и там найти работу очень трудно»(Разорение крестьян в результате ведения Пунических войн и обогащение землевладельцев).
3)«Не проходило дня, чтобы кого-нибудь из рабов не били плетьми или прутьями. Рабовладельцы постоянно повторяли: «Раб не человек», «господин имеет над рабом право жизни и смерти»(Жестокая эксплуатация рабов).
Слайд 7
Итак, сформулируйте причины гражданских войн в Риме
Слайд 8
Организует физкультурную паузу.
«Как хорошо жить в мире без войн!»
Организует задание «Мозговой штурм.
Вопрос:
«Что необходимо сделать, чтобы улучшить положение крестьян?"
Учитель направляет детей в их предложениях, рассуждениях.
Организует подведение итогов задания «Мозговой штурм».
Организует беседу.
Учитель подводит обучающихся к мысли о необходимости рассмотрения предложений об улучшении положения крестьян на заседании Народного собрания в Римской республике, получения согласия Сената и издания закона.
Слайд 9
Каким образом можно донести эти предложения до Народного собрания?
(Необходимо, чтобы был человек, лидер, неравнодушный к судьбе государства, народа).
Слайд 10
Рассказывает об исторической личности Тиберии Гракхе.
Предположите, зная биографию этого человека, почему Тиберий Гракх чувствовал в себе силы быть народным трибуном и встать на защиту обездоленных граждан?(Этому поспособствовала дружба с оратором Диофаном и законоведами Муцием Сцеволой и Аппием Клавдием).
Слайды 11, 12
Организует ролевую игру
«Дебаты «за» и «против»(инструктаж).
Богатые земледельцы:
1)Мы заплатили за участки земли прежним владельцам. Неужели мы должны лишиться вместе с землёй и уплаченных денег?
2) На этой земле могилы наших отцов, поэтому имеющиеся у нас наделы являются наследственными.
3) Я на приобретение своего участка израсходовал женино приданое.
4) Я дал свой участок земли в приданое дочери.
5) Моя земля принадлежит кредиторам по долговым обязательствам.
Бедные земледельцы:
1)Мы до военных походов обладали достатком, а теперь мы крайние бедняки. Мы не можем кормить своих детей. Наше положение невыносимо.
2) Мы лишены своей доли земли в общественном достоянии.
3) Мы не можем работать, так как вместо нас работают рабы.
Организует работу над понятием «аграрный закон».
Слайды 13,14,15,16
Организует беседу о целях деятельности Тиберия Гракха.
Слайд 17
Почему Тиберий Гракх беспокоился о положении бедняков?
(Он понимал, что от благополучия простых людей зависит судьба государства, ведь именно они защищать свою родину в случае опасности; государство станет сильнее, если в нём не будет очень бедных людей, а на рабов надеяться нельзя).
Слайд 18,19
Организует самостоятельную работу с учебником
Кем и почему Тиберий Гракх был убит?
Прочитайте пункт 4 §50 и ответьте на вопрос.
Анализ понятия
1)Выполняют устно упражнение Материал для задания:
Фараон, вельможи, писцы, земледельцы, архонты, демос, патриции, плебеи, граждане, ораторы, рабы, легионеры, консулы, землевладельцы.
2)Устно отвечают на поставленные вопросы
3)Формулируют ответ на вопрос о причинах начала гражданских войн.
Работа с фактами
Самостоятельно читают текст на слайдах 4.5,6(последовательно).
Анализируют текст с помощью учителя.
Формулируют причины начала гражданских войн в Риме.
Записывают причины в тетрадь.
Релаксация под музыку
Слушают музыку, двигаются под музыку, наполняются приятными ощущениями.
Работа в группе(смена положения)
Выполняют в группах задание «Мозговой штурм»
Свободное общение
Участвуют в вопросно-ответном общении.
Аналитическая деятельность
Слушают учителя.
Размышляют, отвечают на вопрос учителя.
Свободное общение в группе
Делятся на две группы - «крупные землевладельцы» и «бедные земледельцы». Представив себя участниками Народного собрания в Древнем Риме, пытаются убедить собрание в своей правоте.
Условия игры: все дети-участники стоят и эмоционально отстаивают свою позицию
Анализ понятия Письмо в тетради. Посадка при письме!
Участвуют в рассуждениях.
Записывают в тетрадь понятие «аграрный закон» (земельный)
Слушают учителя
Читают положения закона.
Свободное общение.
Участвуют в вопросно-ответном общении.
Самостоятельная работа с учебником. Свободное общение.
Самостоятельно работают с учебником истории.
Читают пункт 4 §50 и отвечают на вопрос «Кем и почему Тиберий Гракх был убит?»
Л. Формирование активной позиции в учебной деятельности.
П. Формирование умения проводить анализ имеющейся информации, развитие умения ставить вопросы.
К. Формирование умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.
Р. Формирование умения ставить учебные цели.
Л.Формирование личностного действия в отношении эталона социальной роли «хороший ученик», коммуникативной рефлексии.
П. Развитие умения ставить вопросы.
К. Формирование умения работать в группе, умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.
Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.
Л. Формирование понимания ценности своего здоровья.
К. Формирование умения работать в группе.
П. Формирование умения проводить анализ имеющейся информации.
Р. Формировать умение справляться с жизненными задачами.
Л. Формирование коммуникативных умений(слушать, готовность к работе в группе, равноправному сотрудничеству).
П. Формирование умения выделять и формулировать познавательные цели.
Р. Формирование умения планировать свою деятельность.
К. Формирование умения работать в группе, умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.
Л. Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание своих качеств, развитие способности к анализу содержания материала.
П. Развитие умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.
К. Формирование умения работать в группе, умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.
Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.
Инструктаж домашнего задания
(1,5 мин.)
Слайд 20
Инструктирует о домашнем задании
1.Прочитать §50 и ответить на вопрос: «Почему Гая Гракха называют продолжателем дела брата?»
2.Дополнительное задание(по желанию).
Письменно ответить на вопрос «В чём схожесть судеб братьев?»
Письмо в дневнике. Посадка при письме! Внутренняя мотивация к учебной деятельности.
Записывают домашнее задание в дневник.
Л. Формирование рефлексии, направленной на осознание своих потребностей, стремлений.
П.Формирование умения определять задачи в соответствии со своими познавательными интересами.
К. Формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Р. Формирование рефлексивной самооценки своих возможностей.
Этап включения нового знания в систему знаний и повторения.
Самостоятельная тестовая работа с самопроверкой.
(2 мин.)
Этап рефлексии
(1 мин.)
Организует тестирование
Выберите правильный ответ. По окончании работы выполните самопроверку(учителем подготовлены тесты с правильными ответами)
1.Причины принятия земельного закона Тиберия Гракха?
а)обогащение мелких земледельцев;
б)ослабление военного могущества Рима;
в)сокращение территории Римского государства;
г)массовое обращение римлян за долги в рабство;
д)разорение мелких земледельцев.
2.В каком году был принят земельный закон Тиберия Гракха?
а)в 594 г. до н.э.;
б)в 218 г. до н.э.;
в)в 509 г. до н.э.;
г)в 133 г. до н.э.
3.Согласно закону Тиберия Гракха:
а) рабы получали свободу;
б)у знати изымались все земли;
в)земледельцы прикреплялись к земле;
г)излишки земли, изъятые у богачей. Передавались беднякам бесплатно.
Слайд 21
Предлагает обучающимся осуществить выбор эмоционального состояния на уроке
Работа с фактами
Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия по выданным раздаточным материалам.
Рефлексивная деятельность.
Осуществляют своё эмоциональное состояние.
Л. Формирование рефлексивности(осознанности обоснованности) самооценки в учебной деятельности.
П. Формирование умения оценивать результат своей работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы.
К. Формирование умения согласовывать свои действия.
Р. Формирование самоконтроля.