Земельный закон братьев Гракхов

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием и избиением граждан: все прочие раздоры удавалось прекратить благодаря взаимным уступкам и власть имущих, и самого народа»(Плутарх)

Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов

Класс: 5

Цель урока: характеристика содержания земельного закона братьев Гракхов 133 г. до н. э.

Задачи урока:

Образовательные:

-охарактеризовать положение основных слоёв населения Древнего Рима после Пунических войн, показав взаимосвязь между результатами захватнических войн и усилением бедственного положения земледельцев;

-проследить взаимосвязь между обнищанием народа и активизацией борьбы между различными группами населения;

-знать причины, особенности, этапы и итоги принятия земельного закона в 133 году до н.э.;

-обучать работать с исторической картой;

-давать анализ действий участников борьбы;

-дать оценку положению различных групп(землевладельцев и крестьян) в Древнем Риме.

Развивающие: -развивать умение и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками, с учебником как основным средством обучения;

-развивать навыки смыслового чтения, способности анализировать информацию об историческом событии.

Воспитательные: -формировать способности к духовному развитию;

-воспитывать, гражданскую позицию, толерантное отношение к чужому мнению.

Социализации: -приобретать опыт совместной деятельности и общения со сверстниками.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения: классный урок

Оборудование урока: История Древнего мира . 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. - 17-е изд. - М.:Просвещение, 2010., Атласы по истории Древнего мира, карта «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья», презентация «Земельный закон братьев Гракхов», раздаточные материалы(тесты+ тесты с ответами для самопроверки).

Виды деятельности на уроке: опрос, чтение, слушание, решение примеров, рассматривание, деловая игра, физкультурная пауза, «мозговой штурм».

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладение целостным представлением об историческом событии;

-выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей(Тиберий Гракх)

-усвоение основной даты 133 год до н.э.;

-понимание причин борьбы классовой борьбы;

Личностные:

-освоение ценностей свободы и независимости, солидарности;

-формирование устойчивого познавательного интереса к истории.

Метапредметные:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

-выработка умений работать с учебной информацией;

-готовность к сотрудничеству с соучениками;

-формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

-стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.



Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся. Настрой на активную работу.

(1 мин.)

Приветствует обучающихся

«Добрый день, ребята!»

Проверьте, как вы готовы к уроку.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловую обстановку на уроке.

Проверяют готовность к уроку, наличие учебника, атласа, тетради, ручки, карандаша, дневника.

Л. Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание своих желаний и побуждений.

П. Формирование умения ориентироваться в своих задачах.

Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.

К. Формирование умения общаться.

Этап актуализации

Проверка домашнего задания. Вхождение в урок.

(5 мин.)

Организует беседу.

Предлагает обучающимся ответить на вопросы:

1.Докажите, используя карту, что Рим в период республики стал сильнейшей державой Средиземноморья.

2.Как повлияли римские завоевание на развитие рабства?

3.Докажите, что в хозяйстве Рима широко использовался труд рабов.

Применение знаний в общении

«В истории знай точно даты и года

И помни: ты без карты никуда!»

Участвуют в вопросно-ответном общении.

1.Индивидуальный ответ у доски

(работа по карте).

2. Устные ответы обучающихся на поставленные учителем вопросы.

Л. Развитие способности к анализу и аргументации.

П. Формирование умения ориентироваться в своих знаниях.

К. Формирование умения общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности.

Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.

Этап выявления места и причины затруднения

Определение темы урока

(3 мин.)

Слайд 1

Организует работу с эпиграфом урока:

«После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием и избиением граждан: все прочие раздоры удавалось прекратить благодаря взаимным уступкам и власть имущих, и самого народа»(Плутарх).

1)Подумайте, что означают эти слова?

2)Предположите, о чём будем говорить на уроке?

Направляет ход рассуждения обучающихся.

Формулирует тему урока:

«Гражданские войны в Риме»

Определение и аргументация своего отношения к происходящим событиям

Устно рассуждают, предполагают тему урока.



Письмо о тетради. Посадка при письме!

Записывают тему урока в тетрадь.

Л. Формирование активной позиции в учебной деятельности.

П. Формирование умения выдвигать гипотезы.

К. Формирование умения общаться и взаимодействовать с партнёрами по обмену информацией.

Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.

Этап построения проекта выхода из затруднения

(7 мин.)

Формирование понятия «гражданские войны»



Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Работа с историческим текстом

(5 мин.)











Физкультурная пауза

( 1,5 мин.)

«Мозговой штурм»

(3 мин.)





Беседа

(2 мин.)




Знакомство с исторической личностью

(2 мин.)



Ролевая игра

(4 мин.)







Работа с понятием

(1 мин.)

Беседа

(3 мин.)



Этап самостоятельной работы

Работа с учебником

(3 мин.)

Слайд 2

Подумайте, что означает выражение «гражданские войны»?

Слайд 3

Организует работу с новым понятием «гражданские войны»:

1) Выберите из предложенного списка группы( классы) которые могли вступить в конфликт в Древнем Риме? Объясните, почему вы так решили.

2)Являются ли представители разных групп гражданами одного государства?

3)Почему в Римской республике начались гражданские войны?(Разорение крестьян,

увеличение количества рабов вследствие ведения захватнических войн).

Слайды 4,5,6

Организует работу с фрагментами из исторических текстов :

Прочтите текст, подумайте и скажите о какой из причин гражданских войн в древнем Риме говорится в тексте.

1)«К концу года благосостояние семьи пошатнулось: цены на вино и оливковое масло упали, и для того, чтобы уплатить арендную плату, приходилось лезть в долги. Сначала Марий взял денег у единственного зажиточного земледельца, которого не любили в деревне за жадность и притеснение батраков, работавших на него, но когда положение этого хлебопашца внезапно ухудшилось, и он потребовал у Мария уплаты долга, старик растерялся: денег у него не было»(Ухудшение положения крестьян и их разорение).

2)«Захватнические войны Рима принесли народным массам ещё большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги… Вернулся римский крестьянин домой. Отсутствовал он во время походов долго. Хозяйство его в полном разорении. Продал он свой участок соседу-рабовладельцу и ушёл в город. Но и там найти работу очень трудно»(Разорение крестьян в результате ведения Пунических войн и обогащение землевладельцев).

3)«Не проходило дня, чтобы кого-нибудь из рабов не били плетьми или прутьями. Рабовладельцы постоянно повторяли: «Раб не человек», «господин имеет над рабом право жизни и смерти»(Жестокая эксплуатация рабов).

Слайд 7

Итак, сформулируйте причины гражданских войн в Риме

Слайд 8

Организует физкультурную паузу.

«Как хорошо жить в мире без войн!»

Организует задание «Мозговой штурм.

Вопрос:

«Что необходимо сделать, чтобы улучшить положение крестьян?"

Учитель направляет детей в их предложениях, рассуждениях.


Организует подведение итогов задания «Мозговой штурм».


Организует беседу.

Учитель подводит обучающихся к мысли о необходимости рассмотрения предложений об улучшении положения крестьян на заседании Народного собрания в Римской республике, получения согласия Сената и издания закона.

Слайд 9

Каким образом можно донести эти предложения до Народного собрания?

(Необходимо, чтобы был человек, лидер, неравнодушный к судьбе государства, народа).

Слайд 10

Рассказывает об исторической личности Тиберии Гракхе.

Предположите, зная биографию этого человека, почему Тиберий Гракх чувствовал в себе силы быть народным трибуном и встать на защиту обездоленных граждан?(Этому поспособствовала дружба с оратором Диофаном и законоведами Муцием Сцеволой и Аппием Клавдием).

Слайды 11, 12

Организует ролевую игру

«Дебаты «за» и «против»(инструктаж).

Богатые земледельцы:

1)Мы заплатили за участки земли прежним владельцам. Неужели мы должны лишиться вместе с землёй и уплаченных денег?

2) На этой земле могилы наших отцов, поэтому имеющиеся у нас наделы являются наследственными.

3) Я на приобретение своего участка израсходовал женино приданое.

4) Я дал свой участок земли в приданое дочери.

5) Моя земля принадлежит кредиторам по долговым обязательствам.

Бедные земледельцы:

1)Мы до военных походов обладали достатком, а теперь мы крайние бедняки. Мы не можем кормить своих детей. Наше положение невыносимо.

2) Мы лишены своей доли земли в общественном достоянии.

3) Мы не можем работать, так как вместо нас работают рабы.

Организует работу над понятием «аграрный закон».


Слайды 13,14,15,16

Организует беседу о целях деятельности Тиберия Гракха.

Слайд 17

Почему Тиберий Гракх беспокоился о положении бедняков?

(Он понимал, что от благополучия простых людей зависит судьба государства, ведь именно они защищать свою родину в случае опасности; государство станет сильнее, если в нём не будет очень бедных людей, а на рабов надеяться нельзя).

Слайд 18,19

Организует самостоятельную работу с учебником

Кем и почему Тиберий Гракх был убит?

Прочитайте пункт 4 §50 и ответьте на вопрос.

Анализ понятия

1)Выполняют устно упражнение Материал для задания:

Фараон, вельможи, писцы, земледельцы, архонты, демос, патриции, плебеи, граждане, ораторы, рабы, легионеры, консулы, землевладельцы.

2)Устно отвечают на поставленные вопросы

3)Формулируют ответ на вопрос о причинах начала гражданских войн.

Работа с фактами

Самостоятельно читают текст на слайдах 4.5,6(последовательно).

Анализируют текст с помощью учителя.

Формулируют причины начала гражданских войн в Риме.

Записывают причины в тетрадь.











Релаксация под музыку

Слушают музыку, двигаются под музыку, наполняются приятными ощущениями.

Работа в группе(смена положения)

Выполняют в группах задание «Мозговой штурм»

Земельный закон братьев Гракхов

Земельный закон братьев Гракхов

Земельный закон братьев ГракховЗемельный закон братьев Гракхов

Земельный закон братьев Гракхов

Земельный закон братьев Гракхов

Земельный закон братьев Гракхов



Свободное общение

Участвуют в вопросно-ответном общении.




Аналитическая деятельность

Слушают учителя.

Размышляют, отвечают на вопрос учителя.



Свободное общение в группе

Делятся на две группы - «крупные землевладельцы» и «бедные земледельцы». Представив себя участниками Народного собрания в Древнем Риме, пытаются убедить собрание в своей правоте.

Условия игры: все дети-участники стоят и эмоционально отстаивают свою позицию





Анализ понятия Письмо в тетради. Посадка при письме!

Участвуют в рассуждениях.

Записывают в тетрадь понятие «аграрный закон» (земельный)

Слушают учителя

Читают положения закона.

Свободное общение.

Участвуют в вопросно-ответном общении.



Самостоятельная работа с учебником. Свободное общение.

Самостоятельно работают с учебником истории.

Читают пункт 4 §50 и отвечают на вопрос «Кем и почему Тиберий Гракх был убит?»

Л. Формирование активной позиции в учебной деятельности.

П. Формирование умения проводить анализ имеющейся информации, развитие умения ставить вопросы.

К. Формирование умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.

Р. Формирование умения ставить учебные цели.

Л.Формирование личностного действия в отношении эталона социальной роли «хороший ученик», коммуникативной рефлексии.

П. Развитие умения ставить вопросы.

К. Формирование умения работать в группе, умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.

Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.










Л. Формирование понимания ценности своего здоровья.

К. Формирование умения работать в группе.

П. Формирование умения проводить анализ имеющейся информации.

Р. Формировать умение справляться с жизненными задачами.






Л. Формирование коммуникативных умений(слушать, готовность к работе в группе, равноправному сотрудничеству).

П. Формирование умения выделять и формулировать познавательные цели.

Р. Формирование умения планировать свою деятельность.

К. Формирование умения работать в группе, умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.












Л. Формирование личностной и коммуникативной рефлексии, осознание своих качеств, развитие способности к анализу содержания материала.

П. Развитие умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

К. Формирование умения работать в группе, умения действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия.

Р. Формирование умений ориентироваться в ситуации, принимать решения.

Инструктаж домашнего задания

(1,5 мин.)

Слайд 20

Инструктирует о домашнем задании

1.Прочитать §50 и ответить на вопрос: «Почему Гая Гракха называют продолжателем дела брата?»

2.Дополнительное задание(по желанию).

Письменно ответить на вопрос «В чём схожесть судеб братьев?»

Письмо в дневнике. Посадка при письме! Внутренняя мотивация к учебной деятельности.

Записывают домашнее задание в дневник.

Л. Формирование рефлексии, направленной на осознание своих потребностей, стремлений.

П.Формирование умения определять задачи в соответствии со своими познавательными интересами.

К. Формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р. Формирование рефлексивной самооценки своих возможностей.

Этап включения нового знания в систему знаний и повторения.

Самостоятельная тестовая работа с самопроверкой.

(2 мин.)






Этап рефлексии

(1 мин.)

Организует тестирование

Выберите правильный ответ. По окончании работы выполните самопроверку(учителем подготовлены тесты с правильными ответами)

1.Причины принятия земельного закона Тиберия Гракха?

а)обогащение мелких земледельцев;

б)ослабление военного могущества Рима;

в)сокращение территории Римского государства;

г)массовое обращение римлян за долги в рабство;

д)разорение мелких земледельцев.

2.В каком году был принят земельный закон Тиберия Гракха?

а)в 594 г. до н.э.;

б)в 218 г. до н.э.;

в)в 509 г. до н.э.;

г)в 133 г. до н.э.

3.Согласно закону Тиберия Гракха:

а) рабы получали свободу;

б)у знати изымались все земли;

в)земледельцы прикреплялись к земле;

г)излишки земли, изъятые у богачей. Передавались беднякам бесплатно.

Слайд 21

Предлагает обучающимся осуществить выбор эмоционального состояния на уроке

Работа с фактами

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия по выданным раздаточным материалам.






Рефлексивная деятельность.

Осуществляют своё эмоциональное состояние.

Л. Формирование рефлексивности(осознанности обоснованности) самооценки в учебной деятельности.

П. Формирование умения оценивать результат своей работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы.

К. Формирование умения согласовывать свои действия.

Р. Формирование самоконтроля.



© 2010-2022