• Преподавателю
  • История
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Урюпинск - родной город» духовно-нравственное направление для 5 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Урюпинск - родной город» духовно-нравственное направление для 5 класса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Рассмотрено» «Согласовано»

на заседании МО заместитель директора

классных руководителей по воспитательной работе

Протокол №___ МБОУ СОШ №3

«__»___________2015г. ________/В. Г. Караим/

Руководитель МО______/Зайцева М.В./ «___» _________2015г.


«Утверждаю»

директор

МБОУ СОШ №3

__________/Броворова Т.А. /

Приказ №______ от

«___» _________2015года



Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №3

городского округа г. Урюпинск





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Урюпинск - родной город»

духовно- нравственное направление


для 5 класса

Составитель:

Зайцева М.В.

учитель истории

высшей квалификационной категории


2015 - 2016 учебный год

Введение

Школа - отражение и выражение жизни общества. В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены, происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.

Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии, конкурсов, игр и праздников. Одним из таких средств является программа кружка по краеведению с наглядно - методическим пособием. Программа состоит из разработки содержания кружка «Урюпинск- родной город», авторских фотографии краеведческого уклона и методических рекомендации.



Пояснительная записка

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины - города, края, в котором живешь. Всё это включает в себя «наука о краеведении», которое великий ученый Д.С.Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Рабочая программа по краеведческой деятельности для 5 класса составлена с учётом нормативных документов:

1.Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.

В качестве методических пособий при составлении программы были использованы пособия:

1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011

2.П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011

Основанием для разработки данной программы стали ФГОС основного общего образования, Закон РФ «Об образовании», проблемы патриотизма, национализма и толерантности.

Предлагаемая программа называется «Урюпинск - родной город», рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы в 5 классах. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Основная задача программы - формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии, воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина. На кружок отводится 1 час в неделю-34 часа в год.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым края, с коренными жителями края, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения края. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного края, села, деревни.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится встречам с ветеранами войны, труда. Ребята должны иметь возможность видеть и слышать живых участников событий, что является самым ценным наглядным пособием нравственного воспитания.

Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и других дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии

- практическая работа

- работа с картой России, родного города

- работа с архивом школьного музея

- сообщения учащихся на различные темы

- конкурсы, игры, праздники

-встречи с интересными людьми

-компьютерные презентации и др.

Ведущей идеей программы «Урюпинск- родной город» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина с детских лет, готовность к служению Отечеству.

Актуальность и новизна предлагаемой программы:

  1. Формирование мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной функции личности;

  2. Воспитание патриотизма и гражданственности;

  3. Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, города.

Отличительные особенности программы «Урюпинск- родной город», ее новизна заключается в том, что она интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей, организация целостного воспитательного пространства, организация совместной деятельности.

Цель программы - воспитание любви учащихся к Родине на основе познания её ценностей и формирования у них патриотизма к своему Отечеству.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к истории и географии своей Родины;

  2. Научить осознанному усвоению содержания краеведческого материала;

  3. Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, творческого воображения;

  4. Воспитывать чувства любви к своей Родине.

В результате обучения по программе у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Предполагается, что у учащихся будут сформированы следующие УУД:

Личностные действия:

Учащийся научится и приобретет:

- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Учащийся получит возможность для формирования:

- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Костромского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.

- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

- эстетических чувств на основе знакомства с культурой Костромской области;

- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Учащиеся научатся:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Учащиеся получат возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Учащиеся научатся:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику города Урюпинск;

- описывать достопримечательности родного края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Костромской области и атласом;

- работать с атласом и картой;

- устанавливать причинноследственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

- работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Учащиеся научатся:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учащиеся получат возможность:

- готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую исследовательскую деятельность, она органично сочетает творческую исследовательскую и проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса.

К концу обучения курса программы «Урюпинск - родной город» дети должны иметь:

- представление об истории родного города;

- повышенный познавательный интерес к краеведению;

- навыки самостоятельной работы и работы в группах;

- знание о природе и культуре родного края;

- активную жизненную позицию;

- чувства гордости за свой казачий край;

- чувства патриотизма.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Урюпинск- родной город» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.).

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо-туристические технологии, проектные технологии.























Учебно-тематический план и содержание программы.


урока

Тема занятия


Количество часов

1

Вводное занятие. Урюпинск - это Россия

1

Моя Родина (8ч)

2

Из истории образования Урюпинска

1

3

Главные исторические и культурные памятники Урюпинска.

1

4

Достопримечательности нашего Урюпинска

1

5

Экскурсия в краеведческий (исторический) музей.

1

6

Символика города (флаг, гимн, герб)

1

7

Работа с географической картой России.

1

8

Экскурсия по родному Урюпинску.

1

9

Просмотр фильма об Урюпинске.

1

Природа родного края (3ч)

10.

Географическое положение Урюпинска. Наш край на карте России.

1

11

Родной край в древности

1

12

Природа Урюпинска

1

Культура и быт родного края (7ч)

13

Быт родного края.

1

14

Культура родного края: история и современность.

1

15

Мы казаки.

1

16

Изучение обрядов казаков.

1

17

Изучение религии казаков.

1

18

Казачество и современность.

1

19

Встреча с представителями казачества Урюпинска.

1

Исторические эпохи и Урюпинск (11 ч)

20

Становление города.

1

21

Урюпинск в вихре революций

1

22

Коллективизация и индустриализация в Урюпинске

1

23

Урюпинск в годы Великой Отечественной войны

1

24

Урюпинск в годы Великой Отечественной войны

1

25

Урюпинск в годы Великой Отечественной войны

1

26

Встреча с участником Великой Отечественной войны

1

27

Послевоенное восстановление

1

28

Развитие города в 60-80 годы

1

29

Урюпинск в конце XX века

1

30

Современный Урюпинск

1

Знаменитые земляки (3 ч)

31

Политические и военные деятели

1

32

Представители искусства

1

33

Духовные лица

1

34

Итоговое занятие

1

Условия реализации программы.

Деятельность кружка осуществляется на базе школьного кабинета. Для реализации программы имеется:

-необходимая научно- методическая литература (т.е. практическая деятельность);

- архив города и школы;

- библиотека;

- компьютерный класс;

- актовый зал;

- географические карты России, Урюпинска.

- символика России, Урюпинска.

- иллюстрации по разделам программы.

Педагогу необходимо:

- любить своё дело;

- обладать соответствующими знаниями, опытом, общей культурой;

- проводить работу в русле общей цели программы;

- уметь создать ситуацию успеха для самореализации ребенка;

- создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Список литературы для учителей:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • ФГОС основного общего образования

  • 3.Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. Москва, 2003 г. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ. 2003 г.

  • Н.С. Борисов. Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Просвещение. 1982 г.

  • А.В. Даринский. Краеведение. М.: Просвещение. 1987 г.

  • Д. В. Кацюба. Внеклассная робота по истории. М.: Просвещение. 1976 г.

  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России 8-15 веков. М.: МИРОС, «Вентана - Граф», 1997 г.

  • Э. М. Раковская. География: природы России. М.: Просвещение. 2002 г.

  • В.В. Титов. Туристско-краеведческие кружки в школе. М.: Просвещение.1988 г.

  • А. Я. Юдовская и др. Новая история. М.: Просвещение. 2000 г.

  • «У Руба на Хопре»: исторические очерки и хроника летописи города Урюпинска.

  • Газета «Урюпинская правда» 1992 г., 1995 г., 2001- 2010 гг.



© 2010-2022