Рабочая программа по истории 7 класс ФГОС

Программы: Программа 5-9 класс общеобразовательных учреждений. / Т.П. Андреевская, О.Н.Журавлева, А.Н.Майков. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.; ü История России. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы/ А. А. Данилов, О.Н. Журавлева И.Е. Барыкина. - М.: «Просвещение» 2016 Учебники: В.В. Носков, Т.П.Андреевская «Всеобщая история» 7 класс. – М: «Вентана-Граф» 2014 г. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарев «История России» 7 к...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.

Настоящая рабочая программа по истории для 7 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом.

  • Учебный план Астраханского СУВУ на 2016- 2017 учебный год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253;

  • Примерные программы:

  • История. Программа. 5-9 класс общеобразовательных учреждений. / Т.П. Андреевская, О.Н.Журавлева, А.Н.Майков. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.;

  • История России. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы/ А. А. Данилов, О.Н. Журавлева И.Е. Барыкина. - М.: «Просвещение» 2016 г.

  • Учебники:

  • В.В. Носков, Т.П.Андреевская «Всеобщая история» 7 класс. - М: «Вентана-Граф» 2014 г.

  • Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарев «История России» 7 класс в двух частях. - М: «Просвещение» 2016 г.

Рабочая программа, являясь нормативно-управленческим документом Астраханского СУВУ конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта по истории в соответствии с требованиями нового Историко-культурного стандарта, с учётом методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, а также уровня подготовки и психофизических особенностей учащихся с девиантным поведением. Учтены низкий уровень общеучебных навыков учащихся: организационных, информационно-комуникативных, и логических.

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, толерантное сознание и поведение.

Курс «История» для 7 класса состоит из двух самостоятельных курсов «Новая история зарубежных стран XVI-XVIII вв.» и «История России XVI-XVII вв.». В процессе изучения курсов соблюдается преемственность в хронологии, терминологии и понятийном аппарате, в формировании компетенций и УУД.

Курс «Новая история зарубежных стран XVI-XVIII вв.» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с XVI до XVIII вв.- от эпохи Великих географических открытий до периода Великой Французской революции. При этом, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Нового времени в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны XVI - XVII вв. (от эпохи Великих географических открытий до правления первых царей династии Романовых), глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Особое значение авторы придают реализации огромного воспитательного потенциала курса «История России», позволяющего развивать у школьников патриотические чувства, формировать у них гражданские качества и гуманитарные свойства личности.

При изучении курса истории в 7 классе обращается внимание на раскрытие общего и особенного в развитии России, и других стран и народов мира. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества.

Изучаемый материал позволяет формировать яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Изучая историю данного периода, обучаемые приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа, систематизируют знания об историческом пути и опыте человечества, составляют представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развивают навыки работы с различными типами исторической информации.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

- принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

- многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

- многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

- антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

- историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

- исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КУРСА «ИСТОРИЯ».

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» опирается на межпредметные связи - ретроспективные (с предметом «Окружающий мир», «История Средних веков») и текущие (с предметами «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ ПЛАНЕ.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательной дисциплины. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения учебного предмета «История» в 6 классе из расчета 2 час в неделю.

Реализация программы курса истории в 7 классе предполагает последовательное изучение курсов «Всеобщая история» и «История России». На изучение курса «Всеобщая история» приходится 30% учебного времени, а курса «История России» - 70% часов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом, приоритетной целью исторического образования определяет формирование гражданской идентичности подрастающего поколения на основе современного национального воспитательного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Целью обучения истории является: образование, развитие школьника и воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. На основании требований ФГОС в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Задачами обучения в основной школе предмета «История» являются:

Формирование у школьников ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности осмысление школьниками опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Приобретение знаний об основных этапах развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины всемирно-исторического процесса, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.

Развитие умения учащихся работать с различными источниками исторической информации; рассматривать события и явления прошлого и настоящего в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; анализировать и применять исторические знания для осмысления сущности и оценки современных социальных явлений и глобальных процессов.

Воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиоанальном Российском государстве в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

Овладение компетенциями:

Познавательной: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа, рисунка, исторических карт, схем, оценка, сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;

Регулятивной: формирование целеполагания; планирование, прогнозирование, творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля, коррекции и оценки своей деятельности.

Коммуникативной: овладение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

Личностной: формирование самоопределения личности; осмысление и нравственное оценивание своей и чужой деятельности, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях владение умениями совместной деятельности.



ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯЛичностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «на род», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источник информации среди предложенных учителем словарей. энциклопедий, справочников, электронных дисков.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

9. Предвидеть последствия коллективных решений.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

«Всеобщая история Новая история зарубежных стран XVI - XVIII вв.» (28 ч)

«История России». (42 ч)п/п

№ главы, раздела.


Наименование главы, раздела.

Кол-во часов.

1.


Введение.

1

2.

1.

Переход от Средневековья к Новому времени

6

3.

2.

Западная Европа во второй половине XVI - начале XVII в.

5

4.

3.

Западная Европа с середины XVII до начала XVIII вв.

3

5.

4.

Западная Европа и Северная Америка в XVIII вв

5

6.

5.

Европа в эпоху Великой французской революции.

4

7.

6.

Страны Востока в XVI - XVIII вв.

3

8.


Резерв

1

9.


Введение

1

10.

I.

Россия в XVI в.

21

11.

II.

Россия в XVII в.

19

12.


Резерв

1

13.

Всего:

70

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Новая история зарубежных стран XVI - XVIII вв. (28 ч)

Введение (1 час)

Введение. Сущность понятия «новое время». Периодизация Новой истории. Мир в начале Нового времени.

Глава 1. Переход от Средневековья к Новому времени (6 часов)

Великие географические открытия. Причины и предпосылки Великих географических открытий. Новые морские пути на Восток. Васко да Гама. Открытие новых земель. Путешествие Х. Колумба. Ф.Магеллан. Первые колониальные империи. Последствия Великих географических открытий.

Новая картина мира. Природа и человек к началу Нового времени. Брак и семья. Религия и церковь в жизни человека. Представление о природе, времени, пространстве, богатстве и собственности, порядке всего существующего, об отношениях людей друг к другу.

Эпоха Возрождения в Западной Европе. Высокое Возрождение. Северное Возрождение. Литература и искусство эпохи Возрождения. Человек эпохи Возрождения. Мировоззрение разных социальных слоев, система ценностей. Гуманизм. Мыслители эпохи гуманизма.

Реформация и Контрреформация в Европе. Причины Реформации. М. Лютер и его учение. Влияние Реформации на внутреннее положение Священной Римской империи. Крестьянская война в Германии. Ж. Кальвин. Особенности Реформации в разных странах. Контрреформация. Борьба католической церкви с Реформацией в Европе. Итальянские войны. Италия в начале Нового времени. Первые европейские войны Нового времени. Характер итальянских войн, их причины, участники. Основные события и итоги. Утверждение Испании как ведущей державы Европы.

Европа и Северная Америка в второй половине XVI - XVIII вв. (17 часов)

Глава 2. Западная Европа во второй половине XVI - начале XVII в. (5 часов)

Испания. Социально-экономическое развитие страны. Правление Карлоса I и Филиппа II. Абсолютная монархия. Расцвет испанской культуры. Начало упадка Испании.

Нидерланды. «Жемчужина» в короне империи Габсбургов. Причины и основные этапы освободительной борьбы Нидерландов за независимость. Вильгельм Оранский. Становление и развитие Голландского государства. Расцвет Нидерландской культуры.

Англия во второй половине XVI в. Огораживания и их последствия. Мануфактуры. Характерные черты английского абсолютизма. Генрих VII. Елизавета I. Протекционизм. Начало борьбы за господство на морях. Философское и литературное наследство Англии.

Религиозные войны во Франции. Причины и особенности религиозных войн. Основные события. Варфоломеевская ночь. Утверждение династии Бурбонов. Нантский эдикт. Генрих IV.

Международные отношения во второй половине XVI - начале XVII в. Тридцатилетняя война. Расстановка сил на международной арене. Причины Тридцатилетней войны, ее ход, итоги, значение. Зарождение международного права.

Глава 3. Западная Европа с середины XVII до начала XVIII вв. (3 часа)

Англия в эпоху социальных потрясений. Причины английской революции и ее начало. Гражданская война. О. Кромвель. Республика. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г., ее значение. Конституционная монархия. Права личности, опыт английского парламентаризма. Культурная жизнь. Т. Гоббс. Дж. Локк. И. Ньютон.

Франция. Французский абсолютизм, его особенности. Кардинал Ришелье. Эпоха Людовика XIV. «Золотой век» французской культуры.

Международные отношения во второй половине XVII - начале XVIII в. Изменения в расстановке сил на международной арене. От англо-голландский войн до войны за Испанское наследство.

Глава 4. Западная Европа и Северная Америка в XVIII вв.(5часов)

От Англии к Великобритании. Промышленный переворот и его последствия. Становление двухпартийной системы. Тори и виги. Колониальная империя Великобритании. Новые явления в британской культуре.

Война за независимость североамериканских колоний и образование США. Основные этапы развития североамериканских колоний Англии. Социальные отношения и политическая система. Причины войны за независимость, ее ход. Дж. Вашингтон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Б. Франклин. Т. Джеферсон.

«Галантный век» и эпоха Просвещения во Франции. Суть эпохи Просвещения. «Властители умов»: Ш. Монтескьё, Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. «Просвещенный абсолютизм». Культура «Галантного века». Пруссия. Правление Фридриха II. Реформы Иосифа II. Формирование национальной германской культуры.

Международные отношения в XVIII в. Новые явления в международных отношениях. Семилетняя война, ее значение. Международная ситуация накануне Великой французской революции.

Глава 5. Европа в эпоху Великой французской революции. (4 часа)

Великая Французская революция. Кризис «старого порядка» во Франции. Начало Французской революции. Основные этапы революции. Декларация прав человека и гражданина. Жирондисты. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура и ее крах. От Конвента к Директории. О. Мирабо. М.Робеспьер. Ж. Дантон. Наполеон Бонапарт - генерал республики. Значение Великой французской революции.

Страны Европы и международные отношения в эпоху Великой французской революции и революционных войн. Первая и вторая антифранцузские коалиции.

Материальный и духовный мир европейцев в XVI - XVIII вв.

Основные направления развития культуры в XVI - XVIII вв. Развитие науки и техники. Повседневная жизнь: изменение структуры питания, демографические тенденции, итоги процесса урбанизации, общественный транспорт как новое явление. Духовная жизнь европейского общества.

Глава 6. Страны Востока в XVI - XVIII вв. (3 часа)

Османская империя и Персия. Османская империя в XVI - XVIII вв. Начало упадка военного могущества империи к середине XVII в. Османская империя в XVIII вв. Персия в в XVI - XVIII вв.

Индия. Образование империи Великих Моголов. Религиозный раскол Индии. Начало английской, голландской и французской экспансии в Ост-Индию. Деятельность английской Ост-Индской компании в Индии и ее последствия для страны.

Китай. Манчжурское завоевание Китая. Правитель Поднебесной и ее подданные. «Закрытие Китая».

Япония. Образование централизованного государства. Общество и власть в Японии. Утверждение сёгуната. Сёгунат Токугава. «Закрытие» Японии для внешних связей. Особенности культурной жизни и традиции Востока.

Резерв (1 час)

Основные понятия курса:

Абсолютная монархия, протекторат, реставрация, конституция, парламентская монархия, конституционная монархия, «просвещенный абсолютизм», разделение властей, реформа, революция, диктатура, федерация, конфедерация, политические партии, буржуазия, наемные рабочие, гражданская война, интервенция, экспансия, колониальная империя, «закрытие» страны, колонии, метрополии, международное право.

Огораживание, мануфактура, новое дворянство, фермер, протекционизм, меркантилизм, промышленный переворот, фабрика, урбанизация, капиталистические отношения, частная собственность.

Возрождение (Ренессанс), гуманизм, век Просвещения, религиозные войны, Реформация, секуляризация, протестантизм, кальвинизм, пуританизм, конфуцианство, буддизм, синтоизм, научная революция, художественные стили (классицизм, барокко)

Россия в XVI-XVII вв. (42 часа)

Введение (1 час)

Россия в XVI в. (21 час)

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Формирование единых государств в Европе и России. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Российское государство в первой трети XVI в. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Внешняя политика России во второй половине XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири.

Российское общество в XVII в.: «служилые» и «тяглые». Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Опричнина. Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Россия в конце XVI в. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Церковь и государство в XVI в. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва - Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Народы России во второй половине XVI в. Полиэтнический характер населения Московского царства

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в. (20 часов)

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в. Россия и Европа в начале XVII в.

Смута в Российском государстве. Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения.

Окончание Смутного времени. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Экономическое развитие России в XVII в Восстановление экономики страны. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Россия при первых Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич.

Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Изменения в социальной структуре российского общества. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Народные движение в XVII в Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Россия в системе международных отношений. Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока.

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.

Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской Православной церкви.

Русские путешественники и первопроходцы. Завершение присоединения Сибири.

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

Народы России в XVII в Народы Поволжья Украины, Кавказа и Сибири в XVI-XVII вв. Межэтнические отношения.

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов мира к концу XVIII вв. (итоговое обобщение 1 час)

Резерв (1час)

Основные понятия курса:

Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.

«Заповедные лета», «урочные лета». Крепостное право. Соборное Уложение.

Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство.

Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного строя). Стрельцы. Ясак.

Основные исторические персоналии:

Государственные и военные деятели: А. Ф. Адашев, И. И. Болотников, Василий III, Е. Глинская, Борис Фёдорович Годунов, Ермак Тимофеевич, Иван IV Грозный, А. М. Курбский, хан Кучум, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, А. С. Матвеев, К. М. Минин, Д. М. Пожарский, Б. И. Морозов, А. Л. Ордин-Нащокин, Алексей Михайлович Романов, Михаил Фёдорович Романов, Фёдор Алексеевич Романов, М. В. Скопин-Шуйский, Малюта Скуратов, Фёдор Иванович, Б. М. Хмельницкий, В. И. Шуйский.

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, патриарх Гермоген, С. И. Дежнёв, К. Истомин, Сильвестр (Медведев), И. Ю. Москвитин, патриарх Никон, Симеон Полоцкий, В. Д. Поярков, С. Т. Разин, протопоп Сильвестр, Епифаний Славинецкий, С. Ф. Ушаков, Иван Фёдоров, патриарх Филарет, митрополит Филипп (Колычев), Е. П. Хабаров, А. Чохов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г. (ФГОС) содержание и методический аппарат учебника должны быть направлены на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Серьезное внимание уделено достижению личностных результатов, т.е. системе ценностных отношений обучающихся: к себе, другим участникам образовательного процесса или к самому образовательному процессу. Таким образом, усиливаются общекультурная направленность общего образования, универсализация и интеграция знаний.

Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:

- Воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;

- Развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;

- Формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:

- Освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;

- Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;

- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности

- Умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;

Предметными результатами освоения курса «История» предполагают, что у учащегося сформированы:

- Целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

- Базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

- Способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России; умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

- Расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

- Приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

- Освоение приемов установления причинно-следственных связей.

- Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

- Уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Учащиеся должны знать:

- хронологию, работу с хронологией;

- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

- Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты, называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Учащиеся должны уметь:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -

- работать с учебной и внешкольной, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Таким образом, система формирования разнообразных навыков, умений и способов познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории России направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования - перехода к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса.

СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ:

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов одноклассников, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, умение правильно анализировать явления окружающей жизни.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объёме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, дополнения не требуются, речь грамотная.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности, речь хорошая.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Речь бедная.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по истории издательства «Вентана-граф» и «Просвещение» Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Примерные программы:

  1. Т.П.Андреевская, О.Н.Журавлева, А.Н.Майков. История. Программа. 5-9 класс общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2013 г.;

  2. А. А. Данилов, О.Н. Журавлева И.Е. Барыкина. История России. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы - М.: «Просвещение» 2016 г.

Учебники:

  1. В.В. Носков, Т.П.Андреевская. «Всеобщая история» 7 класс. - М: «Вентана-Граф» 2014 г.

  2. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарев. «История России» 7 класс в двух частях. - М: «Просвещение» 2016 г.

Методическая литература:

1. О.И. Сурьмина, Н.И. Шильнова. Открытые уроки по истории России. 6-9 классы.М.: «Вако». 2011г

2. В.В. Кириллов. Отечественная история в таблицах и схемах. - М.:«Эксмо», 2013г.

3. С.Л.Губина. Всемирная история в схемах, терминах, таблицах. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014г.

4. А.А.Федосова. Военная история в таблицах и схемах. С-Пб. «Литера» 2013г.

5. В.В.Сухов, А.Ю.Морозов и др. История России с древнейших времен до конца XVIII века 6-7 класс.Дидактические материалы. М.: «Дрофа» 2002г.

6. О.В.Давыдова. История России. Разноуровневые задания. 6 класс. М.: «Вако» 2014г.

7. Рабочая тетрадь по истории Отечества. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение»2016г.

8. К.А.Соловьев. Поурочные разработки. М.: «Вако». 2013г

9.Е.Н.Сорокина методические рекомендации по истории. М.: «Вако». 2013г

Электронные пособия:

1. Комплект уроков по Истории Нового времени 1500-1800 гг. // Комплекс уроков. РФ // сайт DVD-HISTORY.ru

2. История России 7 класс. Видеоуроки. //ООО «КОМПЭДУ» 2014 г. // сайт VIDEOUROКI.net

3. Комплект уроков по России // Комплекс уроков. РФ // сайт DVD-HISTORY.ru

4. Видеофильмы: «Цари смутного времени». «Романовы - начало династии». «Царь Алексей Михайлович» «Первый император Российкий//«Центрнаучфильм». студия «Кварт».

5. История России. Интерактивные дидактические материалы. 7 класс.// Методическое пособие с электронным приложением. М. «Планета» 2014г

6. Видеофильмы из серии «История Государства Российского»

7. Видеофильмы из серии «Романовы».

8. Видеофильмы из серии «Иллюстрированная история Российского государства".

Средства обучения:

Атласы по Новой истории.

Настенные карты по Новой истории.

Атласы по истории России.

Настенные карты по истории России.

Сравнительные хронологические таблицы.

Презентации по истории

В КТП используемая следующая система условных обозначений.

Тип урока

УОНМ

Урок ознакомления с новым материалом

УИНМ

Урок изучения нового материала

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

УПКЗУ

Урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ

Комбинированный урок

№ урока



Тема урока


Кол-во часов

Тип урока


Элементы

содержания


Виды

деятельности


Средства

обучения


Д/З

Дата










НОВАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (28 часов)

Введение (1 час)

1

Введение.

1

УОНМ

Сущность понятия «новое время». Периодизация Новой истории. Мир в начале Нового времени.

Раскрывать смысл и содержание термина «Новое время». Определять хронологические рамки и периодизация Нового времени

Учебник, карта, иллюстрации

с. 3-5


Переход от Средневековья к Новому времени (6 часов)

2,

3.

Великие географические открытия.

2

УОНМ

Причины и предпосылки Великих географических открытий. Новые морские пути на Восток. Васко да Гама. Открытие новых земель. Путешествие Х. Колумба. Ф.Магеллан. Первые колониальные империи. Последствия Великих географических открытий.

Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Подготавливать сообщения о знаменитых мореплавателях, используя дополнительные источники информации. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера

Карта «Великие географические открытия и первые колониальные империи в XV - середине XVII в.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 1-2


4,

5.

Эпоха Возрождения в Западной Европе.

2

УИНМ, КУ

Высокое Возрождение. Северное Возрождение. Литература и искусство эпохи Возрождения. Человек эпохи Возрождения. Мировоззрение разных социальных слоев, система ценностей. Гуманизм. Мыслители эпохи гуманизма.

Раскрывать сущность понятий «Возрождение», «гуманизм». Определять особенности итальянского Возрождения и стран Западной Европы. Давать описание произведений искусства. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Возрождения.

Портреты деятелей Возрождения.

Видеоряд.

Иллюстративный материал параграфа

§ 3


6, 7.

Реформация и Контрреформация в Европе.

2

УИНМ, КУ

Причины Реформации. М. Лютер и его учение. Влияние Реформации на внутреннее положение Священной Римской империи. Крестьянская война в Германии. Ж. Кальвин. Особенности Реформации в разных странах. Контрреформация. Борьба католической церкви с Реформацией в Европе.

Выявлять особенности Реформации в странах Европы. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Мартин Лютер, Жан Кальвин. Сравнивать реформаторские учения М. Лютера и Ж. Кальвина Раскрывать причины возникновения и выявлять характерные черты исторического явления: Контрреформации. Оценивать итоги Реформации и Контрреформации. Локализировать исторические события на карте. Извлекать информацию из исторического источника

Карта «Реформация в Германии». Карта «Распространение Реформации в Европе в XVI в.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 6- 7


Европа и Северная Америка в второй половине XVI - XVIII вв. (17 часов).

Западная Европа во второй половине XVI - начале XVII в. (5 часов).

8

Испания.

1

УИНМ

Социально-экономическое развитие страны. Правление Карлоса I и Филиппа II. Абсолютная монархия. Расцвет испанской культуры. Начало упадка Испании.

Характеризовать политическое устройство Испании и особенности её социально-экономического развития. Понимать своеобразие социальной структуры испанского общества. Определять причины упадка Испании в конце XVI - XVIII в. Объяснять цели и оценивать результаты политической деятельности Филиппа II, Елизаветы Английской, Франциска I, Генриха IV. Давать в ходе устного ответа собственную оценку произведений искусства. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа исторического характера.

Карта «Владения испанских и австрийских Габсбургов в Европе во второй половине XVI в.».

Иллюстративный материал параграфа.

Видеоряд

§ 8


9

Нидерланды.

1

КУ

«Жемчужина» в короне империи Габсбургов. Причины и основные этапы освободительной борьбы Нидерландов за независимость. Вильгельм Оранский. Становление и развитие Голландского государства. Расцвет Нидерландской культуры.

Выявлять предпосылки войны за независимость Нидерландов. Определять причины расцвета и упадка Голландской республики. Определять, чем государственное устройство Нидерландов в этот период отличается от устройства других европейских государств. Оценивать произведения голландского искусства. Показывать по карте ход военных действий и территориальные изменения по итогам войны. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа международно-правового характера

Карта «Война за независимость Нидерландов».

Иллюстративный материал параграфа.

Видеоряд

§ 9


10

Англия во второй половине XVI в.

1

КУ

Огораживания и их последствия. Мануфактуры. Характерные черты английского абсолютизма. Генрих VII. Елизавета I. Протекционизм. Начало борьбы за господство на морях. Философское и литературное наследство Англии.

Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрывать понятия: «новые дворяне», «огораживание». Определять причины превращения Англии в морскую державу. Объяснять цели и результаты политической деятельности Елизаветы Английской. Подготавливать сообщения о деятелях культуры Англии. Использовать карту для характеристики экономического развития Англии в XVI в. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Подбирать из интернет-ресурсов материал о культуре тюдоровской Англии

Карта «Англия в XVI в.».

Видеоряд.

Иллюстративный материал параграфа

§ 10


11.

Религиозные войны во Франции.

1

УИНМ

Причины и особенности религиозных войн. Основные события. Варфоломеевская ночь. Утверждение династии Бурбонов. Нантский эдикт. Генрих IV.

Характеризовать политическое устройство Франции и особенности социально-экономического развития страны. Раскрывать понятия «бюрократия», «дворянство мантии», «дворянство шпаги», «рантье». Объяснять различия между французским дворянством и «новыми дворянами» в Англии. Определять предпосылки гугенотских войн и их последствия. Составлять характеристику исторического деятеля: Франциск I, Генрих IV. Использовать карту для характеристики экономического развития Франции в XVII в. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера

Карта «Франция в XVI - первой половине XVII в.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 11


12

Международные отношения во второй половине XVI - начале XVII в.

1

УИНМ

Тридцатилетняя война. Расстановка сил на международной арене. Причины Тридцатилетней войны, ее ход, итоги, значение. Зарождение международного права

Раскрывать влияние религиозного раскола Европы на международные отношения. Определять предпосылки Тридцатилетней войны и её последствия, значение Вестфальского мира. Показывать по карте изменения границ государств. Составлять по алгоритму развёрнутый план параграфа. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа литературного характера

Карты: «Тридцатилетняя война (1618-1648)», «Европа по

Вестфальскому миру 1648 г.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 12


Западная Европа с середины XVII до начала XVIII вв. (3 часа)

13, 14.

Англия в эпоху социальных потрясений.

2

УОНМ, КУ

Причины английской революции и ее начало. Гражданская война. О. Кромвель. Республика. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г., ее значение. Конституционная монархия. Права личности, опыт английского парламентаризма. Культурная жизнь. Т. Гоббс. Дж. Локк. И. Ньютон.

Раскрывать причины Английской революции. Устанавливать связь между деятельностью исторической личности (первые Стюарты, О. Кромвель) и развитием событий в стране. Составлять хронологическую таблицу. Использовать историческую карту при характеристике внутреннего положения в стране. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа литературного характера

Раскрывать значение «Славной революции». Различать абсолютную и конституционную монархию. Выявлять политические и экономические изменения в Англии в результате революции. Объяснять итоги и значение Английской революции. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера

Карта «Революционное движение в Англии в середине XVII в.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 14-15


15

Франция.

1

КУ

Французский абсолютизм, его особенности. Кардинал Ришелье. Эпоха Людовика XIV. «Золотой век» французской культуры.

Характеризовать внутреннюю политику Ришелье. Определять предпосылки Фронды и причины её поражения. Выявлять признаки абсолютной монархии. Составлять характеристику исторического деятеля: Ришелье, Мазарини, Людовик XIV. Давать комментарии к схеме государственного управления Франции. Различать стили классицизма и барокко. Подготавливать сообщения о деятелях культуры Франции XVII в. Давать описание памятников культуры Франции XVII в.

Схема «Система государственного управления во Франции в XVI-XVII вв.».

Иллюстративный материал параграфа.

Видеоряд

§ 13


Западная Европа и Северная Америка в XVIII вв.(5часов)

16

От Англии к Великобритании.

1

УИНМ

Промышленный переворот и его последствия. Становление двухпартийной системы. Тори и виги. Колониальная империя Великобритании. Новые явления в британской культуре.

Давать комментарии к схеме государственного управления Великобритании. Давать оценку сложившейся в Великобритании парламентской системы. Раскрывать предпосылки промышленного переворота и его сущность. Определять последствия аграрной революции и промышленного переворота. Составлять тематическую таблицу. Анализировать под руководством учителя фрагмент исторического сочинения. Подбирать материал из интернет-ресурсов по теме «Английская культура XVIII в.»

Схема государственного устройства Великобритании.

Видеоряд.

Иллюстративный материал параграфа

§ 17


17, 18.

Война за независимость североамериканских колоний и образование США.

2

УОНМ, КУ

Основные этапы развития североамериканских колоний Англии. Социальные отношения и политическая система. Причины войны за независимость, ее ход. Дж. Вашингтон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Б. Франклин. Т. Джеферсон.

Определять типы британских колоний в Северной Америке. Давать сравнительное описание социальной структуры американского общества 70-80-х гг. XVIII в. Раскрывать предпосылки и причины Войны за независимость. Давать характеристику жизни британских колоний в Северной Америке, используя иллюстрации из учебника

Характеризовать Войну за независимость как «американскую революцию». Выделять сходство и указывать различия в государственном устройстве Великобритании и США. Оценивать значение образования США. Использовать карту при освещении хода Войны за независимость. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера

Карта «Война за независимость США».

Иллюстративный материал параграфа

§ 18 -19


19

«Галантный век» и эпоха Просвещения во Франции.

1

УИНМ

Суть эпохи Просвещения. «Властители умов»: Ш. Монтескьё, Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.»Просвещенный абсолютизм». Культура «Галантного века».

Раскрывать характерные черты века Просвещения. Объяснять влияние идеологии просветителей на развитие общества. Оценивать значение идей французских просветителей. Подготавливать сообщения о крупнейших деятелях французского Просвещения. Составлять сравнительную таблицу. Характеризовать особенности французской культуры «галантного века», используя иллюстрации из учебника

Иллюстративный материал параграфа

§ 20


20

Международные отношения в XVII - XVIII вв.

1

УИНМ

Новые явления в международных отношениях. Семилетняя война, ее значение. Международная ситуация накануне Великой французской революции.

Характеризовать особенности международных отношений второй половины XVII - начала XVIII в. Раскрывать влияние войны на расстановку политических сил в Европе и мире. Составлять хронологическую таблицу. Локализировать исторические события на карте и использовать её данные в ответе. Составлять развёрнутый план по одному из разделов параграфа. Извлекать информацию из документа международно-правового характера

Карты: «Великая Северная война 1700-1721 гг.», «Семилетняя война 1756-1763 гг.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 16, 21


Европа в эпоху Великой французской революции. (4 часа)

21, 22.

Великая Французская революция.

3

УОНМ, УИНМ, КУ

Основные этапы революции. Декларация прав человека и гражданина. Жирондисты. Свержение монархии и установление республики. Якобинская диктатура и ее крах. От Конвента к Директории. О. Мирабо. М.Робеспьер. Ж. Дантон. Наполеон Бонапарт - генерал республики. Значение Великой французской революции.

Определять причины неудач реформ во Франции накануне революции. Раскрывать противоречия, которые привели к Великой французской революции. Давать характеристику деятельности исторической личности:

Характеризовать мероприятия Учредительного собрания. Раскрывать значение «Декларации прав человека и гражданина». Оценивать роль революционных войн в истории Великой французской революции. Составлять хронологическую таблицу.

Давать оценку якобинской диктатуры и объяснять причины её крушения. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Директории.

Карта «Великая французская революция».

Иллюстративный материал параграфа


23.

Страны Европы и международные отношения в эпоху Великой французской революции

1

УЗИ

Страны Европы и международные отношения в эпоху Великой французской революции и революционных войн. Первая и вторая антифранцузские коалиции.



Материальный и духовный мир европейцев в XVI - XVIII вв. (1час)

24.

Материальный и духовный мир европейцев в XVI - XVIII вв.

1

УИНМ

Основные направления развития культуры в XVI - XVIII вв. Развитие науки и техники. Повседневная жизнь: изменение структуры питания, демографические тенденции, итоги процесса урбанизации, общественный транспорт как новое явление. Духовная жизнь европейского общества.

Раскрывать характерные черты Ренессанса и века Просвещения. Объяснять влияние идеологии гуманистов и просветителей на развитие общества. Оценивать значение идей гуманизма и французских просветителей.

Давать описание памятников культуры, описание произведений искусства. Различать стили классицизма и барокко. Давать в ходе устного ответа собственную оценку произведений искусства.

Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях европейской культуры, используя текст и иллюстрации из учебника

Иллюстративный материал учебника


Страны Востока в XVI - XVIII вв. (3 часа)

25.

Османская империя и Персия

1

УИНМ

Османская империя в XVI - XVIII вв. Начало упадка военного могущества империи к середине XVII в. Османская империя в XVIII вв. Персия в в XVI - XVIII вв.

Определять причины упадка Османской империи. Сравнивать положение двух ближневосточных держав - Османской империи и Персии. Определять с помощью карты, как менялись границы государств, и делать опосредованные выводы. Извлекать информацию из документа международно-правового характера. Характеризовать своеобразие культуры Османской империи, используя иллюстрации из учебника

Карта «Государство Сефевидов

в XVI-XVII вв.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 26


26.

Индия.

1

УИНМ

Образование империи Великих Моголов. Религиозный раскол Индии. Начало английской, голландской и французской экспансии в Ост-Индию. Деятельность английской Ост-Индской компании в Индии и ее последствия для страны.

Выявлять характерные черты жизни индийского общества. Объяснять причины проникновения европейцев в Индию. Раскрывать сущность английской колониальной политики в Индии. Сопоставлять исторические карты разных временных периодов для выявления изменений в жизни страны

Карта «Индия в XVIII в.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 27


27.

Япония. Китай.

1

УИНМ

Образование централизованного государства. Общество и власть в Японии. Утверждение сёгуната. Сёгунат Токугава. «Закрытие» Японии для внешних связей.

Особенности культурной жизни и традиции Востока

Манчжурское завоевание Китая. Правитель Поднебесной и ее подданные. «Закрытие Китая».

Выделять характерные черты в развитии Китая и Японии в Новое время. Объяснять, почему произошло «закрытие» Китая и Японии и какие последствия имела такая политика. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа законодательного характера. Составлять развёрнутый план по одному из разделов параграфа. Характеризовать особенности культуры Китая и Японии, используя текст и иллюстрации из учебника

Карта «Империи Мин и Цин».

Иллюстративный материал параграфа

§ 28


28

Резерв

1

УПКЗУ



Россия в XVI-XVII вв. (42 часа)

Введение (1 час)

29

Введение

1

ВУ



Россия в XVI в.(21 час)

30

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.

1

УОНМ

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.

Выделять характерные черты в развитии России и стран Европы в Новое время. Определять основные черты единого (централизованного) государства.

Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке основные географические открытия.

Знать, какие события относятся к курсу всеобщей истории, а какие - к курсу истории России

Карты «Великие географические открытия», «Российское государство в XVI веке»

§ 1


31

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

УИНМ

Территория Российского государства, основные сословия, развитие городов, ремесла и торговли.

Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства при Василии III. Характеризовать сословия России.

Карта «Российское государство в XVI веке»

§ 2


32

Формирование единых государств в Европе и России.

1

УИНМ

Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Знать предпосылки и особенности формирования государств в Западной Европе и России. Определять основные черты единого (централизованного) государства.

Находить общее и различие в формировании европейского абсолютизма и российского самодержавия.

Иллюстративный материал параграфа

§ 3


33

Российское государство в первой трети XVI в.

1

УИНМ

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.

Объяснять значение важнейших понятий темы.

Знать систему управления Русского государства во Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки.

Выявлять негативные стороны местничества и кормления.

Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильмы.

§ 4


34

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1

УИНМ

Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Понимать, что поражение в Ливонской войне лишило Россию удобного выхода к Балтийскому морю.

Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте

Карта «Российское государство в XVI веке». Иллюстративный материал параграфа, видеофильмы

§ 5


35,

36.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

2

УОНМ, КУ

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.

Знать основные события внутриполитической жизни. Реформы Избранной рады и Ивана Грозного.

Понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя - важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство.

Оценивать Судебник Ивана Грозного.

Различать функции Боярской думы, Земского собора, приказов.

Понимать, что, хотя Земский собор выражал мнение общества, он не являлся парламентом в западноевропейском понимании. Царь опирался на авторитет Земского собора в борьбе с противниками.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильмы.

§ 6


37, 38.

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2

УОНМ, КУ

Материал для самостоятельной и проектной деятельности учащихся.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм, презентации учащихся


39, 40.

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

УОНМ, КУ

Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири.

Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий.

Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды.

Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте

Карта «Российское государство в XVI веке». Иллюстративный материал параграфа, видеофильмы

§ 7-8


41, 42.

Российское общество в XVII в.: «служилые» и «тяглые».

2

УОНМ, КУ

Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.

Оценивать Судебник Ивана Грозного как этап в закрепощении крестьян.

Находить изменения в положении крестьян.

Понимать, что введение Юрьева дня было вынужденной мерой государства, закреплявшего рабочую силу за дворянами-помещиками.

Использовать иллюстрации учебника при составлении рассказов по материалу параграфа.

Иллюстративный материал параграфа.

§ 9


43, 44.

Опричнина.

2

УОНМ, КУ

Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии. Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.

§ 10


45.

Россия в конце XVI в.

1

УОСЗ

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Называть мероприятия, ставшие продолжением политики закрепощения крестьян.

Выстраивать хронологию событий, опираясь на текст учебника.

Различать понятия «наследственный царь» и «выборный царь».

Знать, почему пресеклась династия Рюриковичей.

Понимать, почему историки до сих пор высказывают различные версии гибели царевича Дмитрия.

Объяснять, почему Борис Годунов продолжил политику закрепощения крестьян. Понимать, что возведение главы Русской Православной Церкви в сан патриарха укрепило её влияние как внутри страны, так и за рубежом

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.

§ 11


46.

Церковь и государство в XVI в.

1

УОНМ

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва - Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Понимать значение религии в жизни русского человека. Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.

§ 12


47.

Народы России во второй половине XVI в.

1

УИНМ

Полиэтнический характер населения Московского царства

Составлять рассказ, используя картину художника. Характеризовать особенности культуры и быта народов россии.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


48, 49.

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2

УИНМ, КУ

Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Знать особенности развития культуры России в XVI в Понимать, что книгопечатание положило начало ускоренному распространению информации.

Находить в документе ответы на поставленные вопросы.

Группировать исторические памятники эпохи.

Использовать терминологию историка в практической работе: «исторический источник», «документ», «памятник», «остатки прошлого».

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


50.

Повторительно-обобщающий урок

1

УОСЗ

Лента времени.

Кроссворды по теме. Тесты

Сравнивать реформы, проводившиеся Иваном IV в 1550-х гг. XVI в., и режим опричнины.

Сравнивать Земский собор с парламентом в Англии и Генеральными штатами во Франции. Сопоставлять события XVI в. в отечественной и зарубежной истории

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


Россия в XVII в. (20 часов)

51.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI - начале XVII в.

1

УОНМ

Россия и Европа в начале XVII в.

Находить общее и различие в развитии европейского и российского общества. Находить в документе ответы на поставленные вопросы.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм, карта «Страны Европы в XVI в.»

§ 13


52, 53.

Смута в Российском государстве.

2

УОНМ, КУ

Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения.

Объяснять причины Смуты.

Использовать карту при рассказе о походах самозванцев, царских войск, интервентов, ополченцев.

Показывать на карте территории, утраченные Российским государством в период Смутного времени. Понимать, почему выступление Ивана Болотникова историки называют «гражданской войной». Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке

Карта «Смутное время в России», иллюстративный материал параграфа, видеофильм.

§ 14-15


54

Окончание Смутного времени.

1

КУ

Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Сравнивать деятельность первого и второго ополчения. Оценивать деятельность Кузьмы

Минина и Дмитрия Пожарского в спасении Российского государства. Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Выделять в тексте учебника и рассказе учителя сведения, помогающие понять причины прекращения в России Смуты.

Знать, что причиной победы явилось объединение народа в борьбе с врагами. Понимать, что Земский собор, поддерживая новую царскую династию, способствовал укреплению самодежавной власти. Понимать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми

Карта «Смутное время в России», иллюстративный материал параграфа, видеофильм.

§ 16


55

Экономическое развитие России в XVII в

1

УИНМ

Восстановление экономики страны. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Объяснять, как хозяйственная специализация районов способствовала складыванию всероссийского рынка.

Сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру. Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм


56

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

1

УИНМ

Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное Уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.

Понимать, что восстановленная законная власть стала гарантом спокойствия в стране. Показывать на карте территории: оставшиеся за Швецией и Польшей при царе Михаиле Романове; вошедшие в состав России при царе Алексее Михайловиче.

Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм


57

Изменения в социальной структуре российского общества.

1

КУ

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.

Называть, какие изменения произошли в системе управления государством в XVII в. Называть, какие изменения произошли в российском законодательстве при царе Алексее Михайловиче. Знать, на какие группы, сословия делилось население России. Сравнивать положение различных групп населения России. Понимать, какую роль играло казачество в деле обеспечения безопасности российских границ.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм


58

Народные движение в XVII в

1

КУ

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Понимать, что социальная несправедливость толкала население России на открытые выступления, принимавшие порой крайне жестокие формы, такие как во время движения под предводительством Степана Разина.

Карта « Народные движение в XVII в », иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


59, 60.

Россия в системе международных отношений.

2

УИНМ, КУ

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока.

Показывать на карте территории: оставшиеся за Швецией и Польшей при царе Михаиле Романове; вошедшие в состав России при царе Алексее Михайловиче.Понимать, что Столбовский договор со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей принесли России мир, необходимый для восстановления хозяйства страны.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм


61

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.

1

КУ

Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада.

Понимать, что русский и украинский народы имеют общую историю. Это братские народы

Карта «Вхождение Украины в состав России», иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


62.

Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

1

УИНМ

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской Православной церкви.

Объяснять, что раскол стал тяжёлым испытанием для православного народа и создал немало трудностей в церковной жизни.

Находить, в чем патриарх Никон и протопоп Аввакум были непримиримыми врагами, а в чём их взгляды совпадали.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм


63.

Русские путешественники и первопроходцы.

1

УИНМ

Завершение присоединения Сибири.

Показывать на карте территории, присоединенные к Российскому государству. Знать имена русских первопроходцев и первооткрывателей.

Карта «Россия в XVII в.», иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


64.

Культура народов России в XVII в.

2

УИНМ, КУ

Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

Давать характеристику памятникам культуры изучаемой эпохи. Использовать иллюстрации в учебнике при рассказе о достижениях в области культуры в XVII в.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


65.

Народы России в XVII в

1

УИНМ

Народы Поволжья Украины, Кавказа и Сибири в XVI-XVII вв. Межэтнические отношения.

Сравнивать положение народов России, их традиции и культуру.

Карта «Россия в XVII в.», иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


66.

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в

1

УИНМ

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.

Называть, какие изменения произошли в быту и повседневной жизни русского человека в XVII в. Знать, на какие группы, сословия делилось население России. Сравнивать положение различных групп населения России.

Иллюстративный материал параграфа, видеофильм.


67.

Повторительно-обобщающий урок по главе II.

1

УОСЗ

Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике.

Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа

Презентация, Проектные работы учащихся. Тесты по теме


68.

Повторительно-обобщающий урок по курсу истории России 7 класса.

1

УОСЗ

Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике.

Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа

Презентация, Проектные работы учащихся. Тесты по теме


69.

Основные итоги, характерные черты развития стран и народов мира к концу XVIII вв.

1

УОСЗ

Лента времени. Документы, подобранные учителем или содержащиеся в учебнике.

Уметь систематизировать и обобщать учебный материал. Осознанно извлекать необходимую информацию из предложенного документа

Презентация, Проектные работы учащихся. Тесты по теме


70.

Резерв.

1

УПКЗУ



Всего: 70часов.


© 2010-2022