• Преподавателю
  • История
  • Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: «Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: «Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Уренская

коррекционная школа-интернат







Конспект

открытого урока по истории в 8 классе


Тема: «Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века»






Разработал: учитель истории

Смирнова Наталья Николаевна








Урень, 2016





Предмет история

Класс 8

Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Цель: Проследить развитие науки в первой половине 19 в., рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Задачи:

Образовательные:

  • Показать значение изобретений в области науки на развитие российской промышленности;

  • Рассказать о настойчивости и мужестве русских путешественников во время экспедиций.

Коррекционно - развивающие:

  • обогащать словарный запас учащихся в ходе изучения новой темы;

  • развивать умение слушать учителя и использовать полученный материал в работе;

  • способствовать умению анализировать, через выполнение заданий на карточках;

  • продолжать развивать умения учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы;

  • продолжать формировать ориентировку в историческом времени при работе с пособием «Лента времени».

Воспитательные:

  • вызвать чувство восхищения у учащихся людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, карточки с датами.

Тип урока: сообщение новых знаний.


Ход урока

Организация начала урока

Психологический настрой на урок

Приветствуем друг друга:

Привет, друг! Привет, подруга!

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В путешествие отправимся смело

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти не легко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко

Приветствие.

Актуализация знаний, объявление новой темы.


(слайд 1)

-В первой половине 19 века развивалась не только русская культура, но и наука. Русские путешественники продолжали исследовать новые земли, острова, прокладывать новые пути в океанах и морях.

Сообщение темы урока: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века

Слушают учителя


Записывают тему урока в тетрадь

Изучение нового материала.





















Рефлексия






Слайд2



Слайд 3










Словарная работа





Работа по учебнику

с. 257

Первичное закрепление

Слайд4


Слайд5



Работа в парах




Слайд6




Слайд7



(Рассказ о первом кругосветном плавании)

Слайд8-9




Слайд10

Слайд11


Слайд12


Словарная работа


Заполняют таблицу



Закрепление учебного материала


Задания по уровням

Все самостоятельно

Слайд 13


У доски 2 уч-ся (3 уровень)



Игра «Эрудит»

- Внимательно посмотрите на стол, что вы здесь видите?

Какой из этих предметов можно назвать изобретением? Почему?

- Что можно сказать о других предметах? Кто их сделал?

Их сделали вы ученики. Какие качества необходимы вам ученикам, чтобы о ваших работах могли сказать- да, это сделал мастер? (УСЕРДИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ…)

- Именно о таких усердных, целеустремлённых, трудолюбивых людях и пойдёт сегодня речь.-

Работать на уроке сегодня мы будем по плану:

  1. Научные открытия.

    1. Изобретение телеграфа.

    2. Первые в России паровоз и железная дорога.

  2. Географические открытия.

    1. Первая экспедиция.

    2. Второе кругосветное плавание.

- У каждого из вас на столе есть таблица, которую я попрошу заполнять в течение всего урока. Вы должны после каждого пункта плана поставить знак +, -, ?. А в конце урока мы по ним увидим всё ли вам было понятно на уроке.

- Итак, в первой половине 19 века в отечественной науке было сделано много открытий и изобретений. Но два открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Какие же это были открытия?

С незапамятных времён человечество пользовалось различными примитивными видами сигнализации и связи в целях сверхбыстрой передачи важной информации. Огни, зажигаемые на возвышенных участках местности, или же дым от костров должен был оповестить о приближении врагов, либо о грядущем стихийном бедствии. Этот способ до сих пор используется заблудившимися в тайге или туристами. И наши учёные уже в то время стали задумываться о создании такого устройства, по которому за короткое время можно было передать информацию.

Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Павел Шиллинг также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определённая комбинация символов, которая могла проявляться чёрными и белыми кружками на телеграфном аппарате. В одном пункте на клавишах особой печатной машинки набирался необходимый текст. По проводам с помощью электромагнитных волн текст поступал в другой пункт. Там такая же машинка распечатывала этот текст на бумажной ленте.

_Так что же такое телеграф?

Телеграф- это такое устройство, которое позволяло людям передавать информацию на большие расстояния по проводам

- Кто и когда изобрёл телеграф?

- Сейчас мы с вами немного отдохнём, изображая прототип телеграфа. Первому ученику я даю задание, а он в свою очередь передаёт это задание шёпотом другому ученику и так по порядку, последний учащийся должен записать, что ему передали. Проговаривайте задание чётко и ясно, чтобы было понятно.

-Какое задание было передано?

(ОТКРЫТЬ УЧЕБНИК)

_ Правильно. А как вы думаете, ребята, как называется эта игра, в которую мы сейчас играли?

-Правильно это «глухой телефон». Давайте же выполним задание, которое передали по телеграфу:

-Открыть учебник с. 257 и прочитайте вполголоса все 3 абзац сверху. Читаем внимательно.

-А какое изобретение появилось в последствии телеграфа?

-В чём состояла польза телеграфа и телефона?

(Возможность общаться, находясь на большом расстоянии друг от друга.)

-Но это было не последнее изобретение того времени.

В этом же 1832 году, два мастера- отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз.

-Давайте прочитаем о них в учебнике со слов:

…Ефим и Мирон Черепановы…

-Какое изобретение сделали Черепановы?

- В 1837 году появилась первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом протяжённостью 27 км. По ней впервые двигался паровоз с несколькими вагонами. В этих вагонах из Петербурга до Царского села ездила царская семья со своей свитой. Через несколько десятилетий железная дорога стала в России основным видом транспорта. По ним перевозились торговые и промышленные грузы, люди получили возможность переезжать из одного города в другой.

-В каком году был построен паровоз? 1832

-В каком году была построена первая железная дорога? 1837

- На каждом столе есть карточки , сейчас вы должны разложить их таким образом, чтобы по ним можно было сложить текст.

-Как открытие Черепановых повлияло на развитие российской промышленности?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Напишите дату:

- движениями шеи и подбородка, 1832, 1803

-движениями зрачка глаза 1837, 1816

Мы устали сидеть,
Надо встать и отдохнуть.
Руки вверх поднимаем
И спокойно опускаем.
Руки вверх, руки в стороны,
делаем четыре шага.
Раз - нагнулись, разогнулись,
Два - присели, поднялись,
Тихо сели.

-А сейчас мы переходим ко второму пункту плана - это географические открытия. В первой половине 19 века Россия уже была великой морской державой. Многие русские путешественники продолжали исследовать Сибирь и Дальний Восток. Но особый интерес у них вызывали неизведанные просторы океанов. Поэтому в те времена было предпринято несколько географических экспедиций по исследованию Тихого и Северного Ледовитого океанов.

-О первой кругосветной экспедиции нам расскажет Товмасян Каринэ, слушаем её внимательно, т. к. после её рассказа мы будем заполнять с вами таблицу

- Давайте вместе заполним таблицу.

- Через 13 лет после возвращения первой экспедиции ученик И.Ф.Крузенштерна Фадей Фадеевич Беллинсгаузен отправился во второе кругосветное плавание на кораблях «Восток» и «Мирный». Эта экспедиция должна была исследовать южную часть земного шара.

Два корабля целый год плыли к Южному полюсу земли. Путь этот был нелёгким. Дождь, ветер и бури мешали им продвигаться вперёд. Несколько раз русские путешественники чуть не погибли. Наконец вдалеке показались льды. Это была Антарктида - южная полярная часть земного шара.

Перед глазами моряков раскинулась сплошная ледяная пустыня. Только снег сверкал и переливался на солнце. На побережье русские путешественники впервые увидели пингвинов

ПИНГВИНЫ- это птицы, которые не летают, а ходят и отлично плавают.

Беллинсгаузен телеграфировал на Родину:» Вижу материк льда»

Так русскими учёными-путешественниками в 1819 году была открыта Антарктида.

- Берём нашу рабочую таблицу и заполним 2 часть.ВЫВОД ПО ТЕМЕ: таким образом, в первой половине 19 века открытия российских учёных оказали огромное влияние на развитие российской промышленности. Русскими исследователями были исследованы и открыты новые земли, острова и материк; составлены новые карты, написаны книги о путешествиях.

1.Соотнести год с событием:

1832 изобретение первой железной дороги

1819 открытие Антарктиды

1837 изобретение телеграфа

1803 первая кругосветная экспедиция.

1832,1819, 1837, 1803 - расставить по порядку

2.Распределить года в порядке возрастания и по номерам выложить картинку.

Конспект открытого урока по истории в 8 классе Тема: «Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века»

- Распределить картинки и слова в 2 колонки:

НАУКА ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

( электромагнитный телеграф, телефон, П.Л.Шиллинг, железная дорога, Ефим и Мирон Черепановы, паровоз, И.Ф.Крузенштерн, «Надежда», «Нева», Ф.Ф. Белленсгаузен, «Восток» и «Мирный», пингвины, Антарктида.)


На столе лежат предметы, которые сделали ребята на уроках швейного и столярного дела (Скалки, разделочные доски, юбки, фартуки, прихватки), а также телефон.




Учитель рассказывает, сопровождая рассказ демонстрацией слайдов.




Записывают дату в тетрадь: 1832г.-П.Л.Шиллинг избрёл телеграф








Ответы детей

вывод

аписывают дату в тетрадь

Чтение текста одним учеником, др. следят Михеева Д.




2 ученика выполняют задание на доске Майорова В. РомановА.



Ответы детей

(Железная дорога стала в России основным видом транспорта. По ним перевозились торговые и промышленные грузы, люди получили возможность переезжать из одного города в другой.)

Выполняют задания физ.паузы



Рассказ ученицы


Заполняют 1 часть таблицы















взаимопроверка


Смирнов Данил

Шабарова Надя

.

Подведение итогов





Рефлексия


Слайд14

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Что вам больше всего запомнилось?

Дом. Задание:1-2 ур: по таблице рассказать о кругосветных экспедициях.

3 ур.- знать изобретения начала 19 века.

Сейчас вы должны выбрать по одному ученику из класса, кому бы вы хотели сказать спасибо за сотрудничество и пояснить в чём именно это сотрудничество проявилось.

Итог подвожу я. Оцениваю.

_Спасибо за урок.

Ответы учащихся.


Слушают комментарии учителя.








© 2010-2022