Конспект урока по истории Древнейшая Греция. Греки и Критяне

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

история 5 класс



Тема урока :



«Древнейшая Греция. Греки и критяне»



Тип урока: изучения нового материала.

Вид урока: путешествие.


Автор : Кузнецова Кристина Галиевна,

учитель истории и обществознания.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

муниципального образования

город Краснодар

средняя общеобразовательная

школа №45

имени адмирала Ф.Ушакова


Краснодар -2016



Тема урока «Греки и критяне» , Первый урок по теме «Древняя Греция».

Цели урока:

образовательная: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления: знать местоположение, природные условия Древней Греции, уметь показать, как они влияли на занятия древних греков;

развивающая: уметь использовать дополнительную литературу для расширения знаний о Греции; развитие интереса к предмету; познавательной активности;

воспитательная: воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.

Оборудование:

Задачи урока :

- предметные: формирование знаний по истории Древней Греции; знать особенности географического положения, природные условия, занятие населения Древней Грецией;

- метапредметные:

регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.

- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).

Ход урока.

1.Огранизационный момент.(2-3 мин.)

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание комфортной, деловой атмосферы, проверка готовности рабочего места учеников. Дежурный называет фамилии отсутствующих.

Учитель: Добрый день! Я рада вас всех видеть! Вы готовы к уроку?Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Итак, мы начинаем наше историческое путешествие по Великой Стране История. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Удачи вам и новых открытий!

2. Проверка домашнего задания: работа с тестом по вариантам. (5 мин.)

3. Изучение нового материала.(23 мин.) Физкультминутка(2 мин.)

Учитель: На моем столе вы видите 4 предмета ,которые скрыты от вашего взора под тканью. Давайте откроем первый из них-это корабль, каждый задается вопросом -почему корабль? Так давайте выясним это.

Учитель : Записываем число и тему урока «Древнейшая Греция. Греки и критяне.»

Учитель: Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства - Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам.

- Может быть, вы сами попробуете назвать слова, вещи, пришедшие к нам из Греции?

Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции. Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну - Элладой. Мы же называем их греками, а страну - Грецией.

Учитель:Что нам необходимо взять с собой, путешествуя на корабле?(карту)

(на мультимедийном проекторе открыта карта )

Учитель: Древняя Греция - страна на юго-востоке Европы, расположена на Балканском полуострове. Полуостров -это часть суши, одной стороной примыкающая к материку или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой. Какие именно моря омывали полуостров ? Открываем страницу и записываем в тетрадь названия морей омывающих полуостров.(Ионические, Средиземное, Эгейское моря)

Учитель: Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам. Греция - страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.

Учитель- Теперь мы с вами выяснили, для чего нам был нужен корабль! Открываем следующий предмет. Что мы видим -фигурка козы, рыбы и гроздь винограда. Что бы это могло значить?

Работа в группах.

Учитель:-Сейчас поработаем в группах. Для этого разобьёмся на 4 группы. У каждой группы на листочках свое задание.

Внимание, вы знаете, что самая мудрая птица - это сова. Я предлагаю вам побыть в роли мудрой птицы и выполнить задание - найти в тексте мудрые мысли (главные мысли) и выразить их одной фразой.

- Перед вами таблица, нужно ее заполнить: в 1-м столбике указать природные особенности, во 2-м - назвать основные занятия греков. Вам для выполнения задания 2-3 минут, затем каждая из групп выступит со своим заданием. Не забудьте правила работы в группах: Уважай мнение товарища. Терпеливо выслушай каждого. Любое мнение ценно. В каждой мысли есть доля истины. Проверяем задание. Выступают группы по очереди, заполняем столбики в таблице

Природная особенность Греции

Основные занятия населения

1.Близость моря

2. Горная страна богата полезными ископаемыми

3. Нет полноводных рек и плодородной земли

4. Мало богатых растительностью пастбищ

1.Мореплавание, рыболовство, добыча соли, морская торговля

2. Добыча полезных ископаемых, развитие различных ремесел

3. Садоводство, виноделие и изготовление оливкового масла

4. Скотоводство, разведение мелкого рогатого скота

Учитель: Греция - страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.

Использование приёма «Впишите недостающие слова» для определения

уровня усвоения полученных знаний. Фронтальная работа.

Учитель: Для закрепления полученных знаний впишите недостающие слова в тест слайда ,который вы видите на доске.

Греция расположена на юге _______. Северной границей служит самая высокая гора _______. Берега Греции омывают моря: с запада- __________ , с востока -_________и с юга- ____________. Главными занятиями греков были _____________ , ____________ , ___________ и _______. Греки называют свою страну __________, а себя _________.

(Пропущенные слова: Европы, Олимп, Ионическое, Эгейское, Средиземное, мореплавание, садоводство, скотоводство, ремесло, Эллада, эллинами).

Похвалить тех, кто активно и правильно поработал.

Физкультминутка (2мин.)

Физминутка «Капуста». Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.(сидя)

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем, (сгибания и разгибания кистей рук)

Учитель: Молодцы, ребята, все справились!Продолжаем курс на Балканский полуостров!

Что же от нас скрывает третья ткань? Клубок ниток, голова быка!!?

Учитель:На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? (о. Крит). Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы. Героев каких мифов вы знаете? (Напр.: Исида и Осирис)

Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!

Учитель: А сейчас мы поработаем в парах.(продуктивное чтение, работа в парах, заполнение таблицы.)Ознакомившись с текстовым источником (учебник с. 116-118,пункт 1 учебника " Миф о Тесее и Минотавре"), заполните таблицу, которая находится на ваших партах.

Вопросы:

Ответы:

1. Кто такой Минотавр?

2. Кто такой Эгей?

3. А как звали сына царя Эгея?

4. Какой подвиг совершил Тесей?

5. Что такое лабиринт?

6. Кто такой Минос?

7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?

8. К кому за помощью обратилась девушка?

Учитель:- Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре?

Дети выдвигают свои гипотезы.

Учитель: - Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы - отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным.

Учитель: И так, давайте с вами рассмотрим иллюстрации в нашем учебнике на стр. 119 «Игры с быком», и на стр.118 изображение «Световой колодец во дворце на Крите».

Учитель: - Представьте себе как зрители наблюдали такие игры с быком, основываясь на иллюстрации! (ответы учащихся).

Учитель: - В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.

Учитель:А что от нас скрывает 4-я ткань , мы узнаем на следующем уроке!

3. Рефлексия. (5 мин)

Учитель: Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам начать краткий пересказ с предложения "Древняя Греция.. " (слушаем ответы учащихся)

4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - (3 мин.)

Базовый: §24,пересказ, р.т. стр. 6 № 6.

Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».

Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре.

Сравнительная таблица Египет-Греция

Египет

Греция

Реки

Моря

Острова

Плодородные почвы

Учитель: Всем спасибо за внимание. До свидания!

© 2010-2022