Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории Смоленщины 8 класс












Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12.2012 г.);

  2. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Голынковская средняя школа»;

  3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 Москва) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  5. Программы курса «История Смоленщины» (с древнейших времен до настоящего времени) для 6-9 классов, составители: Ластовский Г.А., Ильюхов А.А - Смоленск, 1995 г.

  6. Обязательного минимума содержания курса «История Смоленщины» в основной школе, утвержденного в 2000 году.






Класс - 8.

Количество часов - 17, в неделю - 0,5 час.

Плановых контрольных работ - 2 ч.

Административных контрольных работ - 1 ч.

Учебник Будаев Д.И., Ильюхов А. А. История Смоленщины XIX-XX века. Учебник по истории родного края.- Смоленск: Универсум, 2002 г.

Цель курса - показать роль Смоленского края в истории России, определенное своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России, познакомить с его огромным и многообразным историческим и культурным наследием.

Курс построен по хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям развития Смоленского региона, а также проследить динамику его исторического развития.

В основные задачи курса входит:

  • сформировать у обучающихся целостное представление о месте Смоленщины в истории России;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Смоленщины в разные периоды истории нашей страны ;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;

Общая характеристика курса

В современных условиях значительно возросла роль истории краев, областей, районов, городов, сельских населенных пунктов в воспитании чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма у подрастающих поколений. Благодаря изучению так называемой "малой" истории происходит формирование и трансформация этих понятий и на историю всего государства.

История Смоленщины как, наверное, никакая другая способствует формированию чувства уважения к языку, истории, культуре различных народов, в особенности русских, белорусов, латышей, поляков и др. Будучи в самой своей основе бинациональной (сначала балто-славянской, затем русско-белорусской) история Смоленщины с одной стороны имеет определенные своеобразия, отличающие ее от истории других регионов России, с другой стороны позволяет познакомиться с огромным и многообразным наследием в различных формах его проявления как эпохи великого переселения народов, так и периода Киевской государственности. Представленная программа до определенной степени развенчивает шовинистические штампы об исключительной "великорусскости" Смоленска и Смоленщины, представляя в реальном свете историю этого интернационального региона, ставшего родиной для потомков различных славянских и балтских народов.

Преподавание курса предусматривает как обращение на уроках по различным темам к истории своего города, поселка, деревни, так и проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, сбор историко-этнографического материала, организацию экспозиций в школьных музеях и краеведческих уголках.

Место курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 17 часов на изучение «Истории Смоленщины» в 8 классе, из расчета 1 час в неделю (2-ое полугодие).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

К важнейшим личностным результатам изучения истории Смоленщины в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты :

• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты :

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание учебного предмета

История Смоленщины в XIX веках. 8 класс (17 ч.)

Раздел 1. Последние десятилетия крепостной эпохи. Смоленщина в 1\2 века XIX века (11 ч)

Тема 1. Смоленщина в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года (5 ч).

Наш край в начале XIX века. Начало Отечественной войны. Сражение под Красным. Сражение за Смоленск (16 -18 августа). Партизанское движение и народные ополчения на территории края (С.Емельянов, В.Кожина, Е.Четвертаков, Д.Давыдов, А.Фигнер, И.Дорохов). Наступление русской армии и изгнание интервентов со Смоленщины (сражение у Вязьмы и Ляхово, бой под Красным). Памятники и памятные места войны 1812 года. Итоги оккупации. Восстановление хозяйства. Военные поселения на Смоленщине.

Тема 2. Декабристы и Смоленщина (1 ч).

П.И.Пестель, П.Г.Каховский, Ф.Н.Глинка, В.К.Кюхельбекер. Взгляды и деятельность И.Д.Якушкина и П.П.Пассека.

Тема 3. Накануне падения крепостного права (3ч).

Население Смоленщины. Помещичье хозяйство. Проникновение рыночных отношений в крестьянское хозяйство. Реформа П.Д.Киселева, смоленские государственные крестьяне. "Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии" Я.Соловьева (1855 г.). Промышленность края во второй трети XIX века. Торговля. Социально-экономическое развитие западных районов Смоленщины.

Тема 4. Культура края в первой половине XIX века (1 ч).

Просвещение и печать (открытие смоленской гимназии, деятельность И.Я.Сытина, "Смоленские губернские ведомости", первые библиотеки). Первая губернская выставка в России. Архитектура и градостроительство. М. И. Глинка. П.С.Нахимов.

Повторение по разделу 1 (1ч.)

Раздел 2. Смоленщина в пореформенную эпоху. Смоленская земля во 2\2 XIX в. (5ч)

Тема 5. Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов (1ч)

Реформа 19 февраля 1861 года на Смоленщине. Выкуп надела. Ответ крестьян на реформу (крестьянские выступления, события в Самуйлове). Составление уставных грамот. Крестьянские волнения в Рославльском (Черепово) и Краснинском уездах.

Реформы земства, суда городского самоуправления. Создание окружного суда, губернского земского собрания и управы. Открытие городской думы (1871 г.). Прогрессивная деятельность земств и управ.

Тема 6. Народное хозяйство и социальные отношения во второй половине XIX века (1ч).

Открытие Ярцевской текстильной фабрики. Стекольное производство. Расширение сети перерабатывающих предприятий. Транспортная сеть Смоленщины во второй половине XIX века.

Сельскохозяйственное производство. Улучшения в технике обработки. Деятельность А.Н.Энгельгардта, Д.А.Путяты, С.Иванова. Расширение пропаганды передового опыта. Смоленское общество сельского хозяйства (1858 г.). Сельскохозяйственные школы. Положение крестьянства. "12 писем из деревни" А.Н.Энгельгардта. "В захолустье и в столице" Ф.П.Еленева. Отходничество.

Тема 7. Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века (1 ч).

Распространение либеральных и демократических взглядов на Смоленщине в пореформенные годы. Восстание 1863 года и Смоленщина.

Народничество (А.Н.Шабанова, Н.Леонтович, Клоповы, М.Фроленко). Стачка ярцевских ткачей (1880 г.). Рабочие-революционеры (П.Алексеев, П.Моисеенко).

Начало распространения марксистских идей. Революционно-демократическое подполье (И.Теодорович, Н.Клестов, С.Середа). Деятельность П.Струве, Е.Кусковой, Е.Брешко-Брешковской, П.Заичневского. Первая смоленская маевка (1889г.).

Тема 8. Культурная жизнь Смоленского края во второй половине XIX века (1ч)

Просвещение. Расширение сети библиотек. Театральная жизнь. Открытие историко-археологического музея. С.П.Писарев. М.К.Тенишева и Талашкино. Печать и книгоиздательское дело. Открытие "Смоленского вестника" (1878 г.). Коммунальное хозяйство.

Путешественники Н.М.Пржевальский и П.К.Козлов. Почвовед В.В.Докучаев. Скульпторы М.О.Микешин и С.Т.Коненков. Этнограф В.Н.Добровольский.

Повторение по разделу 2 (1ч.)

Итоговое тестирование.

Итоговое обобщение (1 ч.)

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

  • соотносить даты событий истории Смоленщины с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;

  • показывать на исторической карте территорию Смоленщины в разные исторические периоды, древнейшие города Смоленщины, места значительных исторических событий в истории края;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Смоленщины, достижениям культуры населения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Получит возможность научиться:

  • связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • сравнивать исторические явления в различных регионах, выделяя сходство и различия, особенности явлений имевших место в истории Смоленщины.

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • работать с исторической картой; иллюстрациями и схемами.

  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.



Критерии и нормы оценки обучающихся

ОТЛИЧНО:

  • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

  • называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

  • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

  • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

  • объясняет смысл и значение исторических понятий

  • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

  • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

  • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

ХОРОШО

  • называет даты важнейших событий

  • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • соотносит единичные исторические факты и общие явления

  • объясняет смысл важнейших исторических понятий,

  • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • называет даты важнейших событий

  • называет место. Обстоятельства важнейших событий

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

  • не может назвать ни одной важной даты

  • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

  • не может читать историческую карту

не может объяснить смысл важнейших понятий

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся допустил число ошибок и недочетов превосходящих норму, при которой может быть выставлена оценка «3»; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.
Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
время выполнения работы 10-15 минут.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
время выполнения работы: 30-40 минут.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.




Календарно- тематическое планирование уроков

по истории Смоленщины 8 класс (17 ч.)

п/п

Тема раздела, урока (общее количество

часов)

Практическая,

лабораторная

работа, проверочная

работа

Дата

план

факт

1

Раздел 1. Последние десятилетия крепостной эпохи.

Смоленщина в 1\2 века XIX века (11 ч)

На рубеже XVIII-XIX столетий. Культура в конце XVIII-начале XIX вв.

16.01

2

Нашествие Наполеона на Россию.

23.01

3

Изгнание войск Наполеона из России.

30.01

4

Народное ополчение и боевые действия партизан в 1812 году.

6.02

5

Смоленщина после Отечественной войны 1812 г.

13.02

6

Смоляне в движении декабристов.

20.02

7

Сельское хозяйство накануне отмены крепостного права.

27.02

8

Промышленность и торговля в дореформенный период.

6.03

9

Борьба крестьян против крепостного гнёта.

13.03

10

Культура и быт края в 1\2 XIX в. Знатные люди Смоленщины.

3.04

11

Контрольно-обобщающий урок по разделу 1.

Контрольная работа

10.04

Раздел 2. Смоленщина в пореформенную эпоху

Смоленская земля во 2\2 XIX в (5ч)

12

Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и суда.

17.04

13

Развитие промышленности и транспорта во 2\2 XIX в. Сельское хозяйство и крестьянство.

24.04

14

Общественно-политическая жизнь Смоленщины во 2\2 XIX в. Знаменитые революционеры из смолян.

15.05

15

Культурная жизнь Смоленской губернии к концу XIX в. Знатные люди края. Контрольно-обобщающий урок по теме 2.

Контрольная работа.

16

Итоговое тестирование.

Контрольная работа.

22.05

17

Итоговое обобщение (1 ч.)

29.05


© 2010-2022