Реформы просвещения Петра Великого

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕФОРМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

история 7 класс разработала и провела Ферина Юлия Николаевна

Цель урока: знакомство учащихся с реформами Петра I в области просвещения и выявление их значения.

Задачи: 1. Образовательные:

-закрепить знание дат

-вспомнить государственные реформы

-формировать умения решать исторические задачи

-формировать умение работать с историческим документом

-изучить реформы просвещения Петра, выявить их значение.

2. Развивающие:

-развивать память, логическое мышление,речь,артистизм.

3. Воспитательные:

-способствовать воспитанию самостоятельности.

-воспитывать интерес к истории Отечества

-прививать чувство патриотизма.

ХОД УРОКА

I. ОРГ.момент. Приветствие, выявление отсутствующих, деление на 2 команды.

II.КИЗ 1. Разминка(даты на карточках:988,н.9в,1223,1240.1242,1380,1237,1703,1700-1721)

2. Фронтальный опрос и одновременно 3 ученикам даются карточки с задачами.

1.Что изучали на прошлом уроке? 2. Решение задач

1 слайд Реформы государственного управления.

ВОПРОСЫ:
1. Какой высший з,р,и орган был введен Петром? (СЕНАТ)

2.В каком году?(1711)

3.Какие учреждения заменили упраздненные приказы?(коллегии)

4. Когда это произошло? (1718-1720)

5. В целом как назывались данные реформы?(Реформы государственного управления)

1задача(для слабого ученика) Какие необычные для русских царей черты вы можете отметить в личности Петра?

2 слайд Реформы местного управления 1708г

  1. На какие административные единицы поделил государство Петр? (8 губерний)

  2. Перечислите названия губерний.

  3. В каком году произошло деление?(1708)

  4. Как называлась эта реформа?(Реформа местного управления)

3 слайд Городская реформа 1721г

  1. Какие изменения произошли в управлении городами?(главный магистрат,городской маг.)

  2. Эта реформа называлась?(Городс. Р)

  3. Когда она была проведена Петром?

2 задача (для среднего ученика)После проведения ревизии выяснилось, что в России проживает 5400000 душ мужского пола крестьян и 1834000- посадских людей.

Было известно ,что на армию необходимо 4 000000 рублей, а на флот- 208280 рублей. Подати на армию разделили поровну между крестьянами, а подати на флот между посадскими. Сосчитайте какую подать платил один крестьянин, а какую один посадский человек? Кр-74к, п.ч-11к

4 слайд Церковная реформа 1721г

Вопросы:

1.Еще какие реформы Петра знаете?

2. Был создан новый орган, какой? (синод)

3. Год создания? (1721)

4. Что стало с церковью в результате этой реформы?(подчинение церкви государству)

5 слайд «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»1722 г.

Вопросы:

  1. Что такое «Табель о рангах»?(документ,определяющий систему чинов и порядок продвижения по государственной службе)

  2. В каком году опубликована? (1722г)

3 задача (для сильного ученика)

После того как в 1721г Петру был присвоен титул императора, в воинском уставе было записано, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен. Но силу и власть имеет своим государством и землями ,как христианский государь, по своей воле и мнению своему управлять» Могла ли такая запись появиться в 17 веке?

Сделаем вывод: После проведения данных реформ, какой стала власть царя?(Неогранич.,абсолютной)

3.Анализ решения задач

  1. Выведение задач на экран.(2,3,1)

  2. Ответы учащихся, которые работали с этими задачами.

  3. Корректировка ответов.

III этап Новый материал.

6 слайд Тема урока: Реформы просвещения Петра Великого

7 слайд Цель урока: Мы сегодня познакомимся с реформами Петра в области просвещения и постараемся выявить их значение.

8 слайд Работа с документом.

ДОКУМЕНТ «Воспоминания сенатора И.И. Неплюева о его молодости»

Как дошла моя очередь… то царь Петр изволил подойти ко мне и… спросил : «Всему ли ты научился, для чего был послан?» На что я ответствовал… При сказании сих слов я встал на колени, а царь Петр, оборотив руку праву ладонью, дал поцеловать и притом изволил молвить: «Видишь братец, я и царь, да у меня на руках мозоли; а все от того: показать вам пример и хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг Отечеству »… И по окончании у всех расспросов тут пожаловал меня в поручики в морские галерного флота и другого- Кайсарова, а и других также пожаловал, но ниже чинами.

  1. Работа с документом по алгоритму

  2. О чем идем речь в воспоминаниях? Для чего Петр показывал молодым дворянам свои мозоли?

9 слайд Реформы образования

Большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. В те годы актуальной была задача подготовки специалистов самого различного профиля: кораблестроителей , моряков, инженеров, архитекторов и мн. Др., не говоря уж о просто грамотных людях. Естественно это требовало широких государственных мер в образовании. Документ, который мы проанализировали. Показывает. Как сам Петр относился к образованию. Как?(подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того же от других. В то время учеба русских не только за рубежом, но и в отечественных школах приравнивались к государственной службе, а потому и спрос был особый. Даже сам Петр не раз выполнял роль экзаменатора. Он даже издал указ о запрещении молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы)

10 слайд Образование в начале 18 века(цифирные. Гарнизонные. Учебные заведения для детей матросов,1701г Школа математических и навигационных наук в Москве)

-занятия весь день, строгая дисциплина (палки, денежный штраф)

-открыли такие школы в Петербурге, Новгороде, Нарве, Ревеле , Астрахани.

В 1707г. Петр основал меицинскую школу в Москве. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают артиллерийская и инженерная школы.

11,12,13 слайды Книгоиздательское дело

При Петре значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников.

Издавались пособия по математике, физике, разнообразные словари «лексиконы» календари.

Петр ввел новый гражданский алфавит, сам лично вычеркнул непринятые буквы.

Открылись новые типографии в Москве и Петербурге, а при них гравировальные мастерские.

В 1714 г. Возникла первая в России государственная публичная библиотека в Петербурге. С декабря 1702г стала выходить 1 русская печатная газета «Ведомости» Газета сообщала о событиях в России и за рубежом. Охотно раскупалась. Первоначально издавалась в Москве, а затем в Петербурге

14 слайд-20слайд СООБЩЕНИЯ 2 УЧЕНИКОВ О РАЗВИТИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

  1. Как повлияло изобретение Нартовым токарного станка на развитии промышленности?

  2. Для чего Петр создавал различные музеи?

  3. О чем писал Петр в книге «Юности честное зерцало»?

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ СО СЦЕНКОЙ «НА АССАМБЛЕЕ»

21слайд-30слайд СООБЩЕНИЯ 3 УЧЕНИКОВ Европейские обычаи и театр.

Как вы оцениваете обычаи: какие нужны, какие нет(положительные. отрицательные)

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1 Работа учащихся с карточками.

образование

книгоиздательское дело

наука и техника

Европейские обычаи

31 слайд Распределить по колонкам слова, явления: цифирные школы, «Морская Академия», «Ведомости», Кунсткамера, «лексиконы», публичная библиотека, ассамблеи, 1 января, «бородовые знаки», горные училища, «юности честное зерцало», гарнизонные школы, издание карт, изобретение токарного станка, Академия наук, Ботанический сад, Нартов, фонарь, алфавит.

Анализ работы 4 человека.

  1. Итог урока

1 Выводим и обсуждаем все 9 реформ.

(32 слайд) 2 Говорим о значении Петровских реформ для России (записать)

- Признание России великой державой

-Создание регулярной армии и флота

- Россия утвердилась на берегах Балтийского моря.

-Подчинение церкви государству.

- Оформление в России абсолютной монархии

3 Роль Петра

(33 слайд)V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. п.37,38 2.Ответы на вопросы 1,2,4 стр 227(для тех кто не работал в проектах) 3. По желанию: Сочинение на тему «Роль Петра I в истории России»

VI Оценивание



© 2010-2022