Интегрированный урок по истории Утро космической эры

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: « Утро космической эры».

Цели и задачи урока:

Учебная: 1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепели».

2. Развитие навыка работы с документом, критического мышления, умения рассуждать, делать выводы, применять знания.

3. Формирование понимания истории России XX века, личностного отношения к историческим событиям и политическим деятелям

Воспитательная: продолжить формирование гражданской позиции обучающихся и воспитание чувства уважения к Отечественной истории; продолжить развивать культуру ведения спора и дискуссии;

Развивающая: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, устную и письменную речь;

Дидактическая цель: Выявить сущность и значение изменений в сфере духовной жизни советского общества 1954 -1961годах.

Задачи развития:

развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, анализировать, работать в группе, составлять таблицу.

На уроке используется технология критического мышления, сочетающаяся с фронтальной, групповой и индивидуальной формами работы.

Документы.

.

Программно-дидактическое обеспечение:

компьютерная презентация: «полет первого советского космонавта».

Основные методы обучения, используемые на уроке:

проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный.

Тип урока: Интегрированный ( Обществознание, Литература)

Материалы и оборудование: персональный компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска,

рабочая тетрадь.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: Интегрированный ( Обществознание, Литература)

Время проведения: 1 академический час (45 минут).





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

Формируемые умения (УУД)

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

8

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя

1мин.

Личностные: положительно относятся к учебе, познавательной деятельности, приобретают новые знания совершенствуют имеющиеся

2

Вступительная часть. Сообщение темы и постановка целей урока.

Фронтальная

Объявляет тему урока и раскрывает цели и задачи урока

2 мин.

3.

Актуализация знаний

Фронтальная, 5 учащихся работа по карточкам

Работает по вопросам домашнего задания.

Оценивает ответ учащихся.

Ученики работают с учителем и отвечают на вопросы

6 мин.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции сравнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Вступительная беседа

Фронтальная

Задает вопрос классу:

1.Какой период советской истории и почему получил название «оттепель»? 2.Что нового произошло в духовной жизни общества в это время?

Наша задача восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, и в итоге оценить место и роль "Оттепели" в истории страны.

Отвечают на поставленные вопросы

3 мин

Метапредметные:Построение рассуждений по теме.

Личностные: Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, умение слушать, дополнять ответы одноклассников.

5.

Изучение новой темы

Работа в группах


Прочитайте документы, проанализируйте, дайте ответы на вопросы.

Учащиеся изучают документы, дают ответы на поставленные вопросы(см. приложение)

12 мин

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции сравнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: приобретают новые знания, умения. Работают в команде.

6.

Физкультминутка

Учитель показывает ученикам зарядку для глаз. Просит их встать и сделать зарядку.

Ученики с учителем выполняет физкультминутку.

1.5 мин

Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма.

7.

Продолжение изучения новой темы

Представление презентации- проекта.

« Полет первого космонавта».

Учитель помогает группе выступающих.

Помогает правильно оценить ответ рецензентам.

4 учащихся представляют презентацию о полете первого советского космонавта.

2 рецензента- оценивают рассказ, презентацию, дают оценку. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы по теме.

7 мин

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач. Уделить внимание проектной деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: приобретают новые знания, умения.

Метапредметные: Построение рассуждений по теме. Формирование умения контролировать и оценивать действия свои и других людей

8

Продолжение изучения новой темы

Работа в парах.

Учитель дает задание составить сравнительную таблицу

«Научно-технические открытия стран Запада и СССР в 1950-1960-е гг.;

Учащиеся, используя учебник составляют таблицу. ( Для этого заранее на каждую парту кладется учебник по Всеобщей истории)

8 мин

Привлечение учащихся самостоятельному поиску информации с помощью учебника

8.

Закрепление изученного материала

Фронтальная

Задает вопрос

- Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?

Отвечают на вопрос

3 мин

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретаемых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

8.

Рефлексия деятельности

Оценивает деятельность учащихся, подводит итог урока.

Оценивают урок

1.5 мин




Приложение к плану-конспекту урока

Документы для работы в группе

1 группа:

Ответьте на вопросы:

• Как относились власти к новым веяниям культуры?

• Как осуществлялся контроль за деятелями литера­туры?

• Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологи­ческих недостатков?

• Что было поставлено в вину Б. Л. Пастернаку за его роман «Док­тор Живаго»?

• Все ли писатели радостно восприняли идеи «оттепели»?

Сделайте вывод.

Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г.

...Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомер­ное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обы­вателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым пу­тям, которые он хотел бы ей предписать.

Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превра­тил свое имя и свою деятельность в полити-

ческое оружие в руках реакции. При­суждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Жи­ваго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реак­ционных кругов...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие Э.М. Щагина, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)

Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…".

Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия":

Я пропал, как зверь в загоне. Что же сделал я за пакость,

Где-то люди, воля, свет, Я - убийца и злодей?

А за мною шум погони, Я весь мир заставил плакать

Мне наружу хода нет. Над судьбой страны моей.

Темный лес и берег пруда, Но и так, почти у гроба,

Ели сваленной бревно - Верю я, придет пора -

Путь отрезан отовсюду. Силу подлости и злобы

Будь что будет, всё равно. Одолеет дух добра.

Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.

...Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талан­том незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммуниз­ма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кла­дью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым челове­ком, неисчислимых бюрократических дел.

И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скром­ности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература-этот высший плод нового строя-унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них , можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается под­лость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государ­ством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)

2 группа:

Ответьте на вопросы:

• Как относились власти к ранее репрессированным композиторам?

• Как осуществлялся контроль за деятелями искусства?

• Каковы направления и идеология популярных песен?

• Что осуждалось, а что поощрялось в постановке музыкальных произведений?

Сделайте вывод.

Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»

28 мая 1958 г.

ЦК КПСС отмечает, что постановление ЦК об опере В.Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального искусства на основе принципов социалистического реа­лизма,

подчеркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества. Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музы­ке, мнимое «новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии.

Вместе с тем, оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными. В опере В.Мурадели «Великая дружба» имелись

недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примером форма лизма в музы­ке. Талантливые композиторы тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями анти­народного формалистического направления...

...Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъек­тивный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.).

Учебное пособиеЭ.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)

3 группа

Наука

Внимательно изучите литературу, которая указана ниже

Ответьте на вопросы:

• Каких успехов добилась советская наука в 1953-1964 гг.?

• В развитии каких наук СССР занимал ведущее место в мире?

• Происходят ли изменения в количественном и качественном составе ученых?

• Появляются ли новые отрасли науки?

Сделайте вывод.

Интегрированный урок по истории Утро космической эрыИнтегрированный урок по истории Утро космической эры

И.В. Курчатов П.Л. Капица

Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атом­ном проекте и разработке межконтинентальных бомбардиров­щиков и баллистических ракет - носителей ядерного оружия.

В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который наря­ду с руководителями ведущих ведомств вошли крупнейшие советские ученые - академики И.В. Курчатов и П.Л. Капица. По­требности атомного проекта удовлетворялись государством в пер­вую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие (непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).

В США преобладало убеждение, что секрет ядерной бомбы

похитила советская разведка. По опубликованным впоследствии сведениям ста­ло известно, что, хотя полученные ею данные в какой-то мере ускорили ход работ (по примерной оценке, на 1-2 года), все же решающую роль в лишении Соединенных Штатов ядерной монополии сыграли отече­ственные ученые. Показательно, что в 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И.В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу, намного более разру­шительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).

Интегрированный урок по истории Утро космической эры

С.П.Королев

Искания творческой интеллигенции пользовались нравственной поддержкой высококвалифицированных спе­циалистов в области науки и техники, особенно занятых в военных проектах, которым, как и в сталинские времена, предоставлялась значительная свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое признание.

В 1956-1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали известные ученые Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, ИМ. Франк, И.Е. Тамм, Л Д. Ландау, Н.Г. Басов, A.M. Прохоров. Впечатля­ющими были достижения в «закрытых» научно-иссле­довательских институтах и лабораториях, связанных с оборонными заказами. Эта сфера оставалась приоритетной с точки зрения вложения материальных и интеллектуальных ресурсов.

Значительные средства выделялись на развитие ракетной техники. Под руко­водством академика СП. Королева созда­вались космические корабли «Восток» и «Восход». В 1957 г. был образован круп­нейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки «закрытых» научных городков, работавших на военные цели.

Владимир Войнович (р. 1932), писатель. Из воспоминаний.

Один известный советский астроном рассказал мне такую историю. В конце 40-х - начале 50-х годов работал он в одном научно-исследовательском институте, вел какие-то наблюдения, смотрел в телескоп на сверхновые звезды и никак не мог понять, отчего они возникают.

Может быть, я неправильно излагаю проблему, может быть, астрономы меня даже поднимут на смех. Но, во-первых, я надеюсь, что большинство моих читателей в астрономии понимают не больше меня, а во-вторых, суть не в проблеме, а в том, что этот ученый смотрел в телескоп на эти звезды и не мог в их поведении понять чего-то существенного.

Иногда его отрывал от телескопа коллега из соседней лаборатории. Он приходил к нашему астроному и рассказывал на ухо о неприятностях, которые происходят с представителями других наук, генетиками и кибернетиками. После того, как эти науки были объявлены буржуазными лженауками, генетиков и кибернетиков травили в печати и на собраниях, увольняли с работы, а особо злостных просто сажали.

Астроном выслушивал эти новости и, хотя они были ему весьма неприятны, думал: "Слава Богу, что я не генетик и не кибернетик, а занимаюсь астрономией, которую со времен Галилея никто не рисковал и уже вряд ли рискнет назвать лженаукой".

4 группа

Образование

Ответьте на вопросы:

• Какие реформы были проведены в образования?

• Как развитие образования противоречило развитию экономи­ки?

• Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве?

• Какие проблемы в образовании не были решены?

Сделайте вывод.

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г.

...Мы непомерно и без экономической потребности и возможности раздува­ем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответ­ствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем пал­ку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики.

Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачи ха, прядильщица и другие аналогич­ные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилет­нее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производ­ство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производитель­ного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования?

То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру эконо­мических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.

Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподава­нию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М. Туманит, изд. центр ВЛЛДОС, 1996с.266.)

Список используемой литературы:

История государства и народов России XX - начало XXI века: Учебник для 9 класса. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

"История России с древнейших времен до конца XX века" (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, 797;

Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989, 284;

"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)" т. 7, М., 1971, 558;

"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)" т. 8, М., 1972, 566;



Приложение 2

2

ЕК ЦОР


Информационный

стихи

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a72c717b-dff1-4a25-a80b-32f54b52eab2/Pasternak_nobelevskaya_premiya_Arkhipov.mp3

3.

ЕК ЦОР


Информационный

фото

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3e94-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/01_01_03_06.jpg


© 2010-2022