Рабочая программа по краеведению

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Караяшниковская средняя общеобразовательная школа

Ольховатский район, Воронежская область


на ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от «29» августа 2016 г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР ______________________Л.Ф.Шестакова

«31» августа 2016 г


«Утверждено»

Директор школы ___________А.В.Яковенко

Приказ № 49 от «01» сентября 2016г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Краеведение»


10 класс


1 ч. в неделю, 35 ч. в год


учитель истории и обществознания Путинцева Т.Н.



2016-2017 уч.г.


Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета

  3. Место предмета в базисном учебном плане

  4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  5. Содержание курса.

  6. Календарно - тематическое планирование.

7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.




















1.Пояснительная записка

Статус документа

Программа регионального курса «Историко- культурное краеведение» составлена на основе Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне.

Изучение курса (70 ч) возможно в 10-11 классах, 1 час в неделю.

Образовательные задачи курса - формирование знаний:

- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов;

-об этапах развития историко - культурного наследия на примере конкретных объектов;

- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

- о проблемах и перспективах края;

- о перспективах собственного существования в этом крае

2.Общая характеристика учебного предмета

Историко - культурное краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.

Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.

Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.

Различные формы краеведческого образования (научно-исследо­вательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний обучающихся по учебным школьным программам.

3.Место предмета в базисном учебном плане

Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» в 10 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.

Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Караяшниковская СОШ рассчитана на 35 часов в 10 классе.




4.Требования к уровню подготовки обучающихся:

Результат обучения.

Обучающиеся должны:

знать:

-исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

-знаменитые персоналии истории и культуры;

-содержание жанров искусства и их значения для развития культуры;

-алгоритм работы с различными типами заданий.

Уметь:

-объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

-характеризовать события, процессы, явления;

-осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;

-осуществлять сравнение;

-аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;

-работать с картой, иллюстрацией , текстом;

-осуществлять наблюдение;

-применять знания в конкретной ситуации жизни;

-определять цели и мотивы соей деятельности;

-вести конструктивный диалог;

-осуществлять презентацию творческой работы.

В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.




5. Содержание курса

Историческое краеведение.

Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина.

Древние культуры на территории Воронежского края.

Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.

Воронежский край в XVIII веке.

Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск.

Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохоперск.

Города Воронежской области: Острогожск, Павловск.

Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва.

Города Воронежской области: Коротояк, Костенск, Ольшанск, Орлов.

Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров.

Воронеж до и после Великой Отечественной войны.

Уроки - экскурсии в краеведческий музей.

Народное просвещение в Воронежской губернии.

Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.

Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII- первой половине XIX века.

Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX века.

Становление советской школы.

Система образования Воронежской области в 1940-1970-е гг.

Развитие высшей школы и науки.

Урок систематизация знаний с элементами дискуссии и творческой работы.

Рукам работа - душе радость (Художественные ремесла и промыслы Воронежской области).

Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры.

Домашнее узорное творчество. Ковровый промысел. Шерстовязальный промысел. Ручное вышивание. Ремесло изготовления народного костюма. Бисероплетение.

Промыслы: кожевенно - обувной; пошив меховых изделий, валяльный; художественная обработка древесины; плетение из растительных материалов.

Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка.

Нетрадиционные ремесла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники.

Когда дома заговорили (Архитектура Воронежской области)

Рождение города и его «архитектурная эволюция» (XVI-XVIII)

Архитектурный облик Воронежа в XIX

Воронеж в начале XX века - 40-х гг. XX века.

Воронеж во второй половине XX века- центр Черноземья.

Урок - заочное путешествие по улицам города

Палитра земли воронежской. (Изобразительное искусство)

У истоков воронежской живописи.

Эпоха знаменитостей.

Развитие музейного дела в начале XX века.

Становление советского изобразительного искусства в крае.

Изобразительное искусство в Воронежском крае в 30 - 90-е годы XX века.

Сокровища музыкальной шкатулки.

Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае.

Воронежский театр - центр музыкальной культуры в XIX веке

Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа

Воронежский симфонический оркестр: рождение и развитие

Музыкальная культура в 30-е годы XX века

Музыка служит победе

Современная профессиональная и любительская культура

Начало театрального пути Воронежа

Воронежский театр в XIX веке

Театр в первой половине XX века

Воронежский театр во второй половине XX века

Театры городов Воронежской области. Летописцы театра

Посещение театра.



6.Календарно - тематическое планирование


07.09.2016


Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина.

Знать роль краеведения в изучении природы и общества. Фамилии ученых-краеведов.

Уметь распознавать источники краеведения, называть объекты краеведения, имена воронежских ученых-краеведов.

Таблицы, схемы


2

14.09.2016


Древние культуры на территории Воронежского края.

Знать особенности природных условий Воронежского края и их влияние на развитие материальной культуры; называть основные памятники древней культуры.

Дата: 1177г.

Понятия: археологическая культура, Борщевская культура.

Уметь характеризовать памятники сарматской, аланской, славянской культуры; излагать точки зрения ученых о происхождении слова «Воронеж»

Карты, схемы, документы, презентации


3

21.09.2016


Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.

Знать причины и последствия раздробленности; факты борьбы с монгольской агрессией.

Даты:1237, 1380, 1480, 1585, 1594, 1652гг.

Уметь получать информацию по карте и показывать на ней первые города-крепости Белгородской черты; составлять сюжетный рассказ по иллюстрации.

Таблицы, схемы


4

28.09.2016


Воронежский край в XVIII веке.

Знать экономические, политические, культурные изменения в Петровскую и Екатерининскую эпохи.

Даты: 1695, 1696, 1708,1709, 1711, 1725, 1775, 1748, 1773гг.

Уметь показывать на карте воронежские верфи эпохи Петра I; работать с иллюстрацией (составлять сюжетный рассказ).

Таблицы, схемы


5

07.10.2016


Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск.

Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.

Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.

Таблицы, схемы, презентации


6

14.10.2016


Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохоперск.

Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области.

Имена знаменитых людей.

Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.

Таблицы, схемы, презентации


7

21.10.2016


Города Воронежской области: Острогожск, Павловск.

Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.

Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.

Таблицы, схемы, презентации


8

28.10.2016


Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва.

Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.

Уметь работать с картой, источниками;

давать описание герба города.

Таблицы, схемы, презентации


9

11.11.2016


Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров.

Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.

Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.

Таблицы, схемы, презентации


10

18.11.2016


Воронеж до и после Великой Отечественной войны.

Знать факты борьбы «белых» и «красных» на территории г. Воронежа; последствия социалистической модернизации.

Даты: 1918-1919; 1935гг.

Уметь работать с картой; объяснять взаимосвязь процессов индустриализации, коллективизации, репрессий 30-х годов ХХ в.

Знать значение Воронежского сражения, причины награждения государственными наградами.

Даты: 25.01.1943, 1956, 1975, 1986, 2008.

Уметь работать с историческими источниками; видеть исторические взаимосвязи между сражениями Великой Отечественной войны; приводить примеры успешного развития города.

Таблицы, схемы, презентации, карта «Великая Отечественная война»


11

25.11.2016


Урок систематизации знаний по разделу.

Знать основные даты, отражающие вехи развития города; раскрывать с помощью фактов успехи современного развития области.

Уметь находить в информации главное, делать выводы, выполнять творческую работу «Моя малая родина».

Тестовый материал


12

02.12.2016



Урок - презентация.

Знать содержание сообщения; обоснование идеи коллажа.

Уметь представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.

Мультимедиа


13-14

09.12.2016

16.12.2016


Уроки - экскурсии в краеведческий музей.

Знать историческую справку о краеведческом музее.

Уметь выполнять работу «Самая интересная для меня композиция…».


Народное просвещение в Воронежской губернии.

15

23.12.2016



Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.

Знать типы школьных заведений в XVIII в.

Даты: 1703, 1714, 1716, 1725, 1732, 1745 гг.

Имена: митрополит Митрофаний, архиепископ Феофилакт.

Уметь отличать типы школьных заведений, характеризовать роль того или иного типа школы в деле просвещения населения.

Учебник, таблицы, схемы, исторические документы


16-17

13.01

20.01


Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII- первой половине XIX в.

Знать цели образовательной реформы Екатерины II, типы училищ.

Даты: 1786, 1809.

Имена: В.Жуковский, К. Арсеньев, А. Кольцов, Н. Костомаров, Л. Змеев, А. Афанасьев, М. де Пуле, Н. Станкевич, И. Крамской, П. Сенцев.

Уметь объяснять новизну педагогических принципов, на которых строилась школьная система в XVIII веке; выстраивать зрительный ряд; выступать с сообщениями, сравнивать типы учебных заведений.

Знать содержание нового Устава гимназий и училищ; систему общеобразовательных школ в Воронежской губернии.

Даты: 1828, 1834, 1840 гг.

Имена: П.Д. Киселев.

Уметь выделять достоинства и недостатки Устава гимназий и училищ; делать выводы при работе с таблицей; давать аргументированную оценку деятельности Министерства государственных имуществ в деле развития образования.

Таблицы, схемы, презентации, карта «Россия во второй половине XVIII- первой половине XIX века.»


18

27.01


Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX в.

Знать роль земств в развитии образования; характеризовать земский проект всеобщего начального образования.

Даты6 1864, 1884, 1845, 1865, 1871, 1907.

Имена: Н.Д. Чертков, С.И. Мосин, А. Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С. Суворин, А.П. Киселев, Н.В. Троицкий.

Уметь составлять кроссворд, делать выводы об эволюции системы школьного образования с XVII до начала XX века; работать с источником, формулировать вопросы.

Исторические документы, схемы, учебник


19

03.02


Становление советской школы.

Знать отличия советской школьной системы от дореволюционной; сущность реформ 1931 и 1934 гг.; понятия: наркомпрос, ФЗУ, ШКМ.

Имена: Н. Крупская.

Уметь составлять план рассказа, работать с высказываниями; сравнивать системы образования в России до и после 1917г.

Исторические документы, учебник


20

10.02


Система образования Воронежской области в 1940-1970-е гг.

Знать факты, свидетельствующие о патриотическом подъёме в годы Великой Отечественной войны; факты, свидетельствующие о большом вкладе государства в развитие образования; отличие школы 40-х годов от школы 20-х годов.

Даты: 1943, 1962-1963, 1972.

Уметь давать оценку государственной политике в области образования.

Учебник, таблицы, исторические документы, презентации


21

17.02


Развитие высшей школы и науки.

Знать даты открытия вузов, их роль в подготовке кадров для народного хозяйства, основные науко-исследовательские центры и достижения воронежских ученых.

Имена: К.Д. Глинка, А. В. Миропов,

Н.Н. Бурденко.

Уметь характеризовать успехи научно-исследовательских центров.

Учебник, таблицы, исторические документы


22

24.02


Урок-презентация

Знать содержание сообщения, значение социологического опроса как метода социального познания.

Уметь представлять результаты самостоятельной работы; делать выводы; прогнозировать.

Мультимедиа


23

03.03


Урок систематизация знаний с элементами дискуссии и творческой работы.

Знать основные вехи развития системы образования в Воронежском крае.

Уметь беседовать, аргументировать ответ; формировать проблемы и видеть варианты решения; осуществлять рефлексию.

Тестовый материал


Рукам работа - душе радость (Художественные ремесла и промыслы Воронежской области).

24

10.03


Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры.

Знать содержание понятий «ремесло», «промысел».

Даты: 1924г.

Имена: Н.В. Валукинский, Ф.И. Поликарпов, А.М. Путинцев, Ф.К. Рындин, П.Д. Пономарев, Е.Н. Губанова.

Уметь характеризовать основные этапы ремесел и промыслов; цели государственной политики в области декоративно-прикладного искусства.

Мультимедиа, презентации


25

17.03


Домашнее узорное творчество. Ковровый промысел. Шерстовязальный промысел. Ручное вышивание. Ремесло изготовления народного костюма. Бисероплетение.

Знать содержание изучаемых на уроке видов ремесел и промыслов; называть знаменитых мастеров, учебные заведения профессионального обучения промыслам.

Понятия: «килим», «артель».

Даты: 1882, 1909, 1913 гг.

Имена: Н. И. Второв, Н.В. Гладнева, М. И. Гладнева, М. Готовцева, Е. Плеханова, Л.Т. Удовенко, С.П. Павлов, Е.Н. Губанова, А.И. Лебедева.

Уметь соотносить виды ремесел и промыслов с районами их наиболее успешного развития; давать описание народного костюма Воронежского края.

Мультимедиа, презентации


26

24.03


Промыслы: кожевенно - обувной; пошив меховых изделий, валяльный; художественная обработка древесины; плетение из растительных материалов.

Знать содержание изучаемых промыслов; называть знаменитых мастеров.

Понятия: «бондарь», «лозоплетение».

Даты: 2004 г.

Имена: И.Н. Шальмэ, А.А. Чикунов, В.Н. Мамонов, Е.Г. Матвеева, В.В. Картунов, Н.К. Букреева.

Уметь соотносить виды промыслов с районами их наиболее успешного развития; уметь объяснять практическую значимость ремесел и промыслов.

Мультимедиа, презентации


27-28

07.04

14.04


Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка.

Знать содержание изучаемых ремесел и промыслов воронежских мастеров.

Даты: 1880, 1902,1946, 2000, 2001.

Понятия: «керамика», «изразец», «глазурь», «ковка», «витраж».

Имена: И.Н. Кудряшов, С.Н. Кудряшов, Дорохин, П.Д. Пономарев, Н.Ф. Суворков, З.П. Суворкова, С.Е. Муравьев, Ю. Астапченко, А. Муханов, В. Михеев, В. Щеглов, Н.В. Сазонкин, Б.И. Лямзин, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбачева.

Уметь соотносить виды ремесел и промыслов с районами их развития; объяснять практическую значимость ремесел и промыслов; составлять описание игрушки, делать эскиз новой игрушки.

Мультимедиа, презентации


29

21.04


Нетрадиционные ремесла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники.

Знать виды нетрадиционных ремесел, развивающихся в Воронежском крае, музеи.

Понятие: «этнография».

Уметь представлять изделие собственного изготовления или изделие из «семейной мастерской».

Мультимедиа, презентации


30-31

28.04

05.05


Урок-экскурсия (музей, выставка) или урок-мастерская

Знать основные виды ремесел и промыслов, развивающихся в Воронежском крае; историческую справку о музее.

Уметь объяснить значения развития традиций декоративно-прикладного искусств ав национальной культуре страны; изготовить поделку и представить её.


32

12.05


Рождение города и его «архитектурная эволюция» (XVI-XVIII)

Знать сведения об основании города Воронежа, роль крепости в XVI в.; памятники архитектуры XVIII в., сохранившиеся до наших дней; города области, возникшие в период строительств флота.

Понятия: «цитадель», «цейхгауз», «немецкая слобода», «арсенал».

Даты: 1595, 1690, 1695, 1674, 1699-1703, 1720, 1774 гг.

Имена: С. Сабуров, И. Судаков, В. Биркин, И. Кретинин, Н.И. Иевский, И.Е. Старов, Д. Кваренги.

Уметь объяснять особенность архитектурной застройки древнего Воронежа и Воронежа XVIII века; видеть связь между названиями улиц Воронежа и историей города.

Мультимедиа, презентации


33

19.05


Архитектурный облик Воронежа в XIX

Знать изменения, которые произошли в архитектуре города в XIX в.; архитектурные стили; имена воронежских архитекторов.

Даты: 1825, 1868, 1889, 1931, 1914 гг.

Понятия: «модерн».

Имена: В.Н.Шебалин, А.А. Кюи, М.Н. Замятин, В.Н. Гайн, Н. Троицкий, Б. Троицкий.

Уметь составлять рассказ по фотографии, иллюстрации, приводить примеры, доказывающие развитие архитектуры; доказывать взаимосвязь между развитием искусства и социальными, экономическими, политическими процессами и явлениями.

Мультимедиа, презентации


34

26.05


Воронеж в начале XX века - 40-х гг. XX века.

Знать изменения произошедшие в архитектурном облике города в первой половине ХХ века.

Понятия: «сталинский неоклассицизм», «иллюзион».

Даты: 1907, 1908, 1930, 1939 гг.

Имена: А.В. Миронов, А.С. Гинцберг, Н.В. Троицкий, А.И. Попов-Шаман, П.Н. Косцов, Л.В. Руднев.

Уметь выявлять причинно-следственные взаимосвязи, осуществлять ценностно-ориентировочную деятельность.

Мультимедиа, презентации


35



Урок систематизация знаний

Тестовый материал


Учебно-тематический план




  1. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Историко -культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ Коллектив авторов, науч. ред. Б.Я. Табачников. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.

Баранникова М.И. историко-культурное краеведение: учебно - методическое пособие/М.И Баранникова. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012.

Н.П. Красикова Историко -культурное краеведение: книга для учителя- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012.

Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. - Воронеж, 1994.

Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. - Воронеж, 1997.

Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. - Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. - М., 1990.

Винников А.З. По дорогам минувших столетий / А.З. Винников, А.Т. Синюк.

Воронеж - колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16-18 мая 1996 г. - Воронеж, 1996.

Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За­горовский. - Воронеж, 1982.

Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. - Воронеж, 2005.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.

Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. - Воронеж, 1985.

«Ольховатка - край Воронежский» М.И. Голованёв, Н.И. Караичев…


© 2010-2022