- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа по краеведению
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Путинцева Т.Н. |
Дата | 12.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Караяшниковская средняя общеобразовательная школа
Ольховатский район, Воронежская область
на ШМО учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1 от «29» августа 2016 г
«Согласовано»
Зам. директора по УВР ______________________Л.Ф.Шестакова
«31» августа 2016 г
«Утверждено»
Директор школы ___________А.В.Яковенко
Приказ № 49 от «01» сентября 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Краеведение»
10 класс
1 ч. в неделю, 35 ч. в год
учитель истории и обществознания Путинцева Т.Н.
2016-2017 уч.г.
Структура рабочей программы
-
Пояснительная записка.
-
Общая характеристика учебного предмета
-
Место предмета в базисном учебном плане
-
Требования к уровню подготовки обучающихся.
-
Содержание курса.
-
Календарно - тематическое планирование.
7. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Пояснительная записка
Статус документа
Программа регионального курса «Историко- культурное краеведение» составлена на основе Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне.
Изучение курса (70 ч) возможно в 10-11 классах, 1 час в неделю.
Образовательные задачи курса - формирование знаний:
- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов;
-об этапах развития историко - культурного наследия на примере конкретных объектов;
- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;
- о проблемах и перспективах края;
- о перспективах собственного существования в этом крае
2.Общая характеристика учебного предмета
Историко - культурное краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.
Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.
Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний обучающихся по учебным школьным программам.
3.Место предмета в базисном учебном плане
Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Воронежской области отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» в 10 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.
Данная рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Караяшниковская СОШ рассчитана на 35 часов в 10 классе.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результат обучения.
Обучающиеся должны:
знать:
-исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
-знаменитые персоналии истории и культуры;
-содержание жанров искусства и их значения для развития культуры;
-алгоритм работы с различными типами заданий.
Уметь:
-объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;
-характеризовать события, процессы, явления;
-осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
-осуществлять сравнение;
-аргументировать свою позицию;
- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
-работать с картой, иллюстрацией , текстом;
-осуществлять наблюдение;
-применять знания в конкретной ситуации жизни;
-определять цели и мотивы соей деятельности;
-вести конструктивный диалог;
-осуществлять презентацию творческой работы.
В тематическом планировании конкретно указаны требования к знаниевому и компетентностному компоненту содержания образования каждого урока.
5. Содержание курса
Историческое краеведение.
Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина.
Древние культуры на территории Воронежского края.
Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.
Воронежский край в XVIII веке.
Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск.
Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохоперск.
Города Воронежской области: Острогожск, Павловск.
Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва.
Города Воронежской области: Коротояк, Костенск, Ольшанск, Орлов.
Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров.
Воронеж до и после Великой Отечественной войны.
Уроки - экскурсии в краеведческий музей.
Народное просвещение в Воронежской губернии.
Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII- первой половине XIX века.
Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX века.
Становление советской школы.
Система образования Воронежской области в 1940-1970-е гг.
Развитие высшей школы и науки.
Урок систематизация знаний с элементами дискуссии и творческой работы.
Рукам работа - душе радость (Художественные ремесла и промыслы Воронежской области).
Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры.
Домашнее узорное творчество. Ковровый промысел. Шерстовязальный промысел. Ручное вышивание. Ремесло изготовления народного костюма. Бисероплетение.
Промыслы: кожевенно - обувной; пошив меховых изделий, валяльный; художественная обработка древесины; плетение из растительных материалов.
Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка.
Нетрадиционные ремесла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники.
Когда дома заговорили (Архитектура Воронежской области)
Рождение города и его «архитектурная эволюция» (XVI-XVIII)
Архитектурный облик Воронежа в XIX
Воронеж в начале XX века - 40-х гг. XX века.
Воронеж во второй половине XX века- центр Черноземья.
Урок - заочное путешествие по улицам города
Палитра земли воронежской. (Изобразительное искусство)
У истоков воронежской живописи.
Эпоха знаменитостей.
Развитие музейного дела в начале XX века.
Становление советского изобразительного искусства в крае.
Изобразительное искусство в Воронежском крае в 30 - 90-е годы XX века.
Сокровища музыкальной шкатулки.
Истоки музыкальной традиции в Воронежском крае.
Воронежский театр - центр музыкальной культуры в XIX веке
Музыкальная жизнь дореволюционного Воронежа
Воронежский симфонический оркестр: рождение и развитие
Музыкальная культура в 30-е годы XX века
Музыка служит победе
Современная профессиональная и любительская культура
Начало театрального пути Воронежа
Воронежский театр в XIX веке
Театр в первой половине XX века
Воронежский театр во второй половине XX века
Театры городов Воронежской области. Летописцы театра
Посещение театра.
6.Календарно - тематическое планирование
07.09.2016
Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина.
Знать роль краеведения в изучении природы и общества. Фамилии ученых-краеведов.
Уметь распознавать источники краеведения, называть объекты краеведения, имена воронежских ученых-краеведов.
Таблицы, схемы
2
14.09.2016
Древние культуры на территории Воронежского края.
Знать особенности природных условий Воронежского края и их влияние на развитие материальной культуры; называть основные памятники древней культуры.
Дата: 1177г.
Понятия: археологическая культура, Борщевская культура.
Уметь характеризовать памятники сарматской, аланской, славянской культуры; излагать точки зрения ученых о происхождении слова «Воронеж»
Карты, схемы, документы, презентации
3
21.09.2016
Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства.
Знать причины и последствия раздробленности; факты борьбы с монгольской агрессией.
Даты:1237, 1380, 1480, 1585, 1594, 1652гг.
Уметь получать информацию по карте и показывать на ней первые города-крепости Белгородской черты; составлять сюжетный рассказ по иллюстрации.
Таблицы, схемы
4
28.09.2016
Воронежский край в XVIII веке.
Знать экономические, политические, культурные изменения в Петровскую и Екатерининскую эпохи.
Даты: 1695, 1696, 1708,1709, 1711, 1725, 1775, 1748, 1773гг.
Уметь показывать на карте воронежские верфи эпохи Петра I; работать с иллюстрацией (составлять сюжетный рассказ).
Таблицы, схемы
5
07.10.2016
Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск.
Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.
Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.
Таблицы, схемы, презентации
6
14.10.2016
Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохоперск.
Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области.
Имена знаменитых людей.
Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.
Таблицы, схемы, презентации
7
21.10.2016
Города Воронежской области: Острогожск, Павловск.
Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.
Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.
Таблицы, схемы, презентации
8
28.10.2016
Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва.
Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.
Уметь работать с картой, источниками;
давать описание герба города.
Таблицы, схемы, презентации
9
11.11.2016
Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров.
Знать даты образования городов и основные вехи развития, а также вклад в развитие экономики и культуры Воронежской области. Имена знаменитых людей.
Уметь работать с картой, источниками; давать описание герба города.
Таблицы, схемы, презентации
10
18.11.2016
Воронеж до и после Великой Отечественной войны.
Знать факты борьбы «белых» и «красных» на территории г. Воронежа; последствия социалистической модернизации.
Даты: 1918-1919; 1935гг.
Уметь работать с картой; объяснять взаимосвязь процессов индустриализации, коллективизации, репрессий 30-х годов ХХ в.
Знать значение Воронежского сражения, причины награждения государственными наградами.
Даты: 25.01.1943, 1956, 1975, 1986, 2008.
Уметь работать с историческими источниками; видеть исторические взаимосвязи между сражениями Великой Отечественной войны; приводить примеры успешного развития города.
Таблицы, схемы, презентации, карта «Великая Отечественная война»
11
25.11.2016
Урок систематизации знаний по разделу.
Знать основные даты, отражающие вехи развития города; раскрывать с помощью фактов успехи современного развития области.
Уметь находить в информации главное, делать выводы, выполнять творческую работу «Моя малая родина».
Тестовый материал
12
02.12.2016
Урок - презентация.
Знать содержание сообщения; обоснование идеи коллажа.
Уметь представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.
Мультимедиа
13-14
09.12.2016
16.12.2016
Уроки - экскурсии в краеведческий музей.
Знать историческую справку о краеведческом музее.
Уметь выполнять работу «Самая интересная для меня композиция…».
Народное просвещение в Воронежской губернии.
15
23.12.2016
Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.
Знать типы школьных заведений в XVIII в.
Даты: 1703, 1714, 1716, 1725, 1732, 1745 гг.
Имена: митрополит Митрофаний, архиепископ Феофилакт.
Уметь отличать типы школьных заведений, характеризовать роль того или иного типа школы в деле просвещения населения.
Учебник, таблицы, схемы, исторические документы
16-17
13.01
20.01
Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII- первой половине XIX в.
Знать цели образовательной реформы Екатерины II, типы училищ.
Даты: 1786, 1809.
Имена: В.Жуковский, К. Арсеньев, А. Кольцов, Н. Костомаров, Л. Змеев, А. Афанасьев, М. де Пуле, Н. Станкевич, И. Крамской, П. Сенцев.
Уметь объяснять новизну педагогических принципов, на которых строилась школьная система в XVIII веке; выстраивать зрительный ряд; выступать с сообщениями, сравнивать типы учебных заведений.
Знать содержание нового Устава гимназий и училищ; систему общеобразовательных школ в Воронежской губернии.
Даты: 1828, 1834, 1840 гг.
Имена: П.Д. Киселев.
Уметь выделять достоинства и недостатки Устава гимназий и училищ; делать выводы при работе с таблицей; давать аргументированную оценку деятельности Министерства государственных имуществ в деле развития образования.
Таблицы, схемы, презентации, карта «Россия во второй половине XVIII- первой половине XIX века.»
18
27.01
Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX в.
Знать роль земств в развитии образования; характеризовать земский проект всеобщего начального образования.
Даты6 1864, 1884, 1845, 1865, 1871, 1907.
Имена: Н.Д. Чертков, С.И. Мосин, А. Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С. Суворин, А.П. Киселев, Н.В. Троицкий.
Уметь составлять кроссворд, делать выводы об эволюции системы школьного образования с XVII до начала XX века; работать с источником, формулировать вопросы.
Исторические документы, схемы, учебник
19
03.02
Становление советской школы.
Знать отличия советской школьной системы от дореволюционной; сущность реформ 1931 и 1934 гг.; понятия: наркомпрос, ФЗУ, ШКМ.
Имена: Н. Крупская.
Уметь составлять план рассказа, работать с высказываниями; сравнивать системы образования в России до и после 1917г.
Исторические документы, учебник
20
10.02
Система образования Воронежской области в 1940-1970-е гг.
Знать факты, свидетельствующие о патриотическом подъёме в годы Великой Отечественной войны; факты, свидетельствующие о большом вкладе государства в развитие образования; отличие школы 40-х годов от школы 20-х годов.
Даты: 1943, 1962-1963, 1972.
Уметь давать оценку государственной политике в области образования.
Учебник, таблицы, исторические документы, презентации
21
17.02
Развитие высшей школы и науки.
Знать даты открытия вузов, их роль в подготовке кадров для народного хозяйства, основные науко-исследовательские центры и достижения воронежских ученых.
Имена: К.Д. Глинка, А. В. Миропов,
Н.Н. Бурденко.
Уметь характеризовать успехи научно-исследовательских центров.
Учебник, таблицы, исторические документы
22
24.02
Урок-презентация
Знать содержание сообщения, значение социологического опроса как метода социального познания.
Уметь представлять результаты самостоятельной работы; делать выводы; прогнозировать.
Мультимедиа
23
03.03
Урок систематизация знаний с элементами дискуссии и творческой работы.
Знать основные вехи развития системы образования в Воронежском крае.
Уметь беседовать, аргументировать ответ; формировать проблемы и видеть варианты решения; осуществлять рефлексию.
Тестовый материал
Рукам работа - душе радость (Художественные ремесла и промыслы Воронежской области).
24
10.03
Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры.
Знать содержание понятий «ремесло», «промысел».
Даты: 1924г.
Имена: Н.В. Валукинский, Ф.И. Поликарпов, А.М. Путинцев, Ф.К. Рындин, П.Д. Пономарев, Е.Н. Губанова.
Уметь характеризовать основные этапы ремесел и промыслов; цели государственной политики в области декоративно-прикладного искусства.
Мультимедиа, презентации
25
17.03
Домашнее узорное творчество. Ковровый промысел. Шерстовязальный промысел. Ручное вышивание. Ремесло изготовления народного костюма. Бисероплетение.
Знать содержание изучаемых на уроке видов ремесел и промыслов; называть знаменитых мастеров, учебные заведения профессионального обучения промыслам.
Понятия: «килим», «артель».
Даты: 1882, 1909, 1913 гг.
Имена: Н. И. Второв, Н.В. Гладнева, М. И. Гладнева, М. Готовцева, Е. Плеханова, Л.Т. Удовенко, С.П. Павлов, Е.Н. Губанова, А.И. Лебедева.
Уметь соотносить виды ремесел и промыслов с районами их наиболее успешного развития; давать описание народного костюма Воронежского края.
Мультимедиа, презентации
26
24.03
Промыслы: кожевенно - обувной; пошив меховых изделий, валяльный; художественная обработка древесины; плетение из растительных материалов.
Знать содержание изучаемых промыслов; называть знаменитых мастеров.
Понятия: «бондарь», «лозоплетение».
Даты: 2004 г.
Имена: И.Н. Шальмэ, А.А. Чикунов, В.Н. Мамонов, Е.Г. Матвеева, В.В. Картунов, Н.К. Букреева.
Уметь соотносить виды промыслов с районами их наиболее успешного развития; уметь объяснять практическую значимость ремесел и промыслов.
Мультимедиа, презентации
27-28
07.04
14.04
Развитие гончарного дела, изразцового искусства, художественной обработки металла, стеклоделания. Воронежская игрушка.
Знать содержание изучаемых ремесел и промыслов воронежских мастеров.
Даты: 1880, 1902,1946, 2000, 2001.
Понятия: «керамика», «изразец», «глазурь», «ковка», «витраж».
Имена: И.Н. Кудряшов, С.Н. Кудряшов, Дорохин, П.Д. Пономарев, Н.Ф. Суворков, З.П. Суворкова, С.Е. Муравьев, Ю. Астапченко, А. Муханов, В. Михеев, В. Щеглов, Н.В. Сазонкин, Б.И. Лямзин, Г.И. Арефьева, В.Я. Горбачева.
Уметь соотносить виды ремесел и промыслов с районами их развития; объяснять практическую значимость ремесел и промыслов; составлять описание игрушки, делать эскиз новой игрушки.
Мультимедиа, презентации
29
21.04
Нетрадиционные ремесла современного Воронежского края. Музейные экспозиции и выставки, праздники.
Знать виды нетрадиционных ремесел, развивающихся в Воронежском крае, музеи.
Понятие: «этнография».
Уметь представлять изделие собственного изготовления или изделие из «семейной мастерской».
Мультимедиа, презентации
30-31
28.04
05.05
Урок-экскурсия (музей, выставка) или урок-мастерская
Знать основные виды ремесел и промыслов, развивающихся в Воронежском крае; историческую справку о музее.
Уметь объяснить значения развития традиций декоративно-прикладного искусств ав национальной культуре страны; изготовить поделку и представить её.
32
12.05
Рождение города и его «архитектурная эволюция» (XVI-XVIII)
Знать сведения об основании города Воронежа, роль крепости в XVI в.; памятники архитектуры XVIII в., сохранившиеся до наших дней; города области, возникшие в период строительств флота.
Понятия: «цитадель», «цейхгауз», «немецкая слобода», «арсенал».
Даты: 1595, 1690, 1695, 1674, 1699-1703, 1720, 1774 гг.
Имена: С. Сабуров, И. Судаков, В. Биркин, И. Кретинин, Н.И. Иевский, И.Е. Старов, Д. Кваренги.
Уметь объяснять особенность архитектурной застройки древнего Воронежа и Воронежа XVIII века; видеть связь между названиями улиц Воронежа и историей города.
Мультимедиа, презентации
33
19.05
Архитектурный облик Воронежа в XIX
Знать изменения, которые произошли в архитектуре города в XIX в.; архитектурные стили; имена воронежских архитекторов.
Даты: 1825, 1868, 1889, 1931, 1914 гг.
Понятия: «модерн».
Имена: В.Н.Шебалин, А.А. Кюи, М.Н. Замятин, В.Н. Гайн, Н. Троицкий, Б. Троицкий.
Уметь составлять рассказ по фотографии, иллюстрации, приводить примеры, доказывающие развитие архитектуры; доказывать взаимосвязь между развитием искусства и социальными, экономическими, политическими процессами и явлениями.
Мультимедиа, презентации
34
26.05
Воронеж в начале XX века - 40-х гг. XX века.
Знать изменения произошедшие в архитектурном облике города в первой половине ХХ века.
Понятия: «сталинский неоклассицизм», «иллюзион».
Даты: 1907, 1908, 1930, 1939 гг.
Имена: А.В. Миронов, А.С. Гинцберг, Н.В. Троицкий, А.И. Попов-Шаман, П.Н. Косцов, Л.В. Руднев.
Уметь выявлять причинно-следственные взаимосвязи, осуществлять ценностно-ориентировочную деятельность.
Мультимедиа, презентации
35
Урок систематизация знаний
Тестовый материал
Учебно-тематический план
-
-
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Историко -культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ Коллектив авторов, науч. ред. Б.Я. Табачников. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012.
Баранникова М.И. историко-культурное краеведение: учебно - методическое пособие/М.И Баранникова. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012.
Н.П. Красикова Историко -культурное краеведение: книга для учителя- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012.
Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа / А.Н. Акиньшин. - Воронеж, 1994.
Амелькин А.О. История создания русского флота / А.О. Амелькин. - Воронеж, 1997.
Богославский М.М. Петр I / М.М. Богославский. - Т. 1: Детство. Юность. Азовские походы. - М., 1990.
Винников А.З. По дорогам минувших столетий / А.З. Винников, А.Т. Синюк.
Воронеж - колыбель Российского военно-морского флота : тез. докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16-18 мая 1996 г. - Воронеж, 1996.
Воронеж в документах и материалах. - Воронеж, 1987.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1982.
Кононов В.И. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.И. Кононов. - Воронеж, 2005.
Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области / В.И. Кононов. - Воронеж, 1979.
Край наш Воронежский. К 50-летию образования области. - Воронеж, 1985.
«Ольховатка - край Воронежский» М.И. Голованёв, Н.И. Караичев…
-