«Внешняя политика Александра II»

1.Цельурока: Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II.2.Задачи урока:- обучающие:выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи рос­сийской дипломатии при Александре II; -развивающие:развивать навыки работы с картами, в том числе и контурными, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.- воспитательные: интерес к пред...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: « Внешняя политика Александра II»


  1. Цель урока: Познакомить учащихся с основными событиями внешней политики России при Александре II.

  2. Задачи урока:

- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи рос­сийской дипломатии при Александре II;

-развивающие:развивать навыки работы с картами, в том числе и контурными, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.

- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

План урока:

  1. Российская внешняя политика после Крымской войны.

  2. Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.

  3. Триумф российской дипломатии.

  4. «Союз трех императоров».

  5. Завоевание Средней Азии.

Новые термины и даты: Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтра­лизации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Ку­рильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении террито­рии.

Предварительная подготовка: Сообщение учащегося «Министр ино­странных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».


  1. Тип урока: Изучение нового материала

  2. Формы работы учащихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, индивидуальные задания, презентация по теме.

  4. Структура и ход урока

1.Организационный момент (1 минута);

2.Проверка домашнего задания (5 минуты);

3. Изучение нового материала (20 минут)

4.Закрепление знаний умений и навыков (12 минут);

6. Подведение итогов урока (5 минут)

7. Домашнее задание (2 минуты).

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА





Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)



Деятельность ученика



Время

(в мин.)


1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Организационный момент.

- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- приветствие учителя;

1

2.

Проверка домашнего задания.

- В чем выразился кризис внутренней политики Александра II?

- Какие шаги были предприняты правительством для выхода из кризи­са? - Насколько они были результативны?

- Как повлияло убийство Александра II на внутреннюю ситуацию в стране и на внутриполитический курс правительства?


5

3.

Изучение нового материала

1. Направления российской внешней политики после Крымской войны



2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг.




3.Триумф российской дипломатии



4. «Союз трех императоров»




5. Завоевание Средней Азии









Лондонская конвенция 1871 г.

1


Союз трех императоров

2















К.П. Кауфман

4



М. Д. Скобелев

5

Объявляет тему урока. План, по которому работать.

Беседа с учащимися

-Что такое внешняя политика?

- Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны?

Запись на доске и в тетради:

Внешняя политика Александра II:

-Ближневосточное направление;

-Европейское направление;

-Среднеазиатское направление;

-Дальневосточное направление.

Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатиче­скими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами.

Беседа с учащимися

- Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе?

Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противосто­ять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предло­жила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря.

Запись на доске и в тетради:

Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черно­го моря.

Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международ­ного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностран­ных дел А. М. Горчакову.

В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России и Германией. В подобном сближении Россия могла видеть опреде­ленную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров».

Работа учащихся с контурной картой-отметить:

1) Кокандское, Хивинское ханства, Бухарский эмират;

2) Афганистан;

3) Оренбург, Сыр-Дарьинская и Западносибирская линии укреплений;

4) г. Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент;

5) Ташкент и год его вхождения в Россию;

6) Ходжент, Ура- Тюбе;

7) Хива, год взятия русскими войсками;

8) Закаспийская область;

9) Каспийское море, Аральское море, р. Сырдарья, Амударья.

К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация.

Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афгани­стан.

В первой половине XIX в. российское правительство пыталось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако российские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеази­атские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государ­ствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афгани­стане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, ко­торая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке.

С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское хан­ство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Турке­стан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укреп­ления были соединены.

-Предположите, каковы были дальнейшие планы российского коман­дования?

На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах.

Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России.

В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генерал­-губернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман.

В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказатель­ство этого.

Запись на доске и в тетради:

Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней поли­тики.

В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закас­пийской области.

Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация раб­ства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство осво­бодило до 40 000 невольников.

Записывают в тетрадь тему урока.

Взаимоотношения с другими государ­ствами.

Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России не­защищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Вос­токе.

Записывают в тетрадь.


Расстановка сил в Европе изменилась после франко­-прусской войны.




Записывают в тетрадь.

Сообщение учащегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков».















а) продолжить наступление;

б) остановиться на достиг­нутом.






Записывают в тетрадь.




Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края ­торговля, использование природных богатств (хлопководство, шел­ководство) Установление влияния в Средней Азии, на которое пре­тендовала Англия.

20

4.

Закрепление знаний.

Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II»

6


Выполняют тестовое задание

12

5.

Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.

Выставляют оценки

5

6.

Домашнее задание.

Прочитать § 27, устно ответить на вопросы после параграфа

Записывают домашнее задание.

2Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Лондонская конвенция 1871 г.

Практический

Исторический источник

school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/

2.

Союз трех императоров

Информационный

Словарная статья о союзе трех императоров (1873 г.)

school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/

3.

Хивинское ханство

Информационный

Словарная статья о государстве в Средней Азии в 1511-1920 гг.

school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/

4.

К. П. Кауфман

Информационный

Биографическая справка о государственном деятеле XIX в.

school-collection.edu.ru/catalog/res/8ae2d965-bd76-4c19-801b-6e3de23f96c2/view/

5.

М. Д. Скобелев

Информационный

Портрет

school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/

6..

Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II»

Контрольный

Интерактивное тестовое задание

school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/


© 2010-2022