Тематическое планирование курса «История России». 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование курса «История России». 8 класс. 44 часа.


Р/К: Наш край на рубеже веков

1

Лекция

Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Сословия.

Социально-экономическое и политическое развитие.


Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу века, используя историческую карту; социально-экономическое и политическое развитие

Вопросы

Записи в тетради

2.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

1

Изучение нового материала

Внутренняя политика Александра I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерств. Попытки проведения реформы.

Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, вольные хлебопашцы.

Называть характерные черты внутренней политики Александра I. Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов.

Характеризовать личность Александра I.

Беседа по вопросам, задания в тетради

§1

вопросы и задания

3.

Россия в системе международных отношений начала

XIX века

1.

Комбинированный урок

Внешняя политика. Война со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифранцузских коалициях.

Коалиция, конвенция, сейм

Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики России; оценивать ее результат.

Беседа по вопросам учебника, работа с документами

§2

вопросы и задания

4

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1

Комбинированный с элементами лабораторной работы

Реформы М. М. Сперанского. Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы.

Отставка Сперанского: при­чины и последствия.

Государственный совет, либеральные проекты

Знать основные понятия темы, развивать умение анализировать, давать характеристику исторической личности, работать с документом.

Вопросы и задания

§3

вопросы и задания

5.

Отечественная война 1812 г.

1.

Комбинированный урок

Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России

Отечественная война, генеральное сражение, партизаны

Знать планы сторон, характер войны, ее основные этапы; полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения. Объяснять, в чем заключались последствия Отечественной войны для российского общества.

Алгоритм военных действий, сообщения о героях войны 1812 года.

§4

вопросы и задания

6.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825гг.

1.

Комбинированный урок

Заграничный поход 1812-1914 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз

Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз

Объяснить цели и результаты заграничных походов 1812 -1814 гг. Называть основные направления внешней политики страны в новых условиях. Показывать территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса. Давать оценку роли России в европейской политике.

Беседа по вопросам учебника, работа с документами

§5

вопросы и задания

7.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1.

Комбинированный урок

Перемены в о внутренней политике. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи». Отказ от политики реформ. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Гражданские свободы, Автономия, мистицизм, ценз

Называть либеральные и консервативные меры Александра I . Объяснять причины и последствия изменения внутренней политики в 1815-1820 гг. давать оценку внутренней политики. Завершить составление характеристики личности и деятельности Александра I.

Проблемное задание, сравнительная таблица

§6

вопросы и задания, таблица

8.

Социально экономическое развитие России после Отечественной войны 1812г.

1.

Комбинированный урок

Экономический кризис 1812-1815гг Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Военные поселения. Развитие промышленности и торговли.

Аракчеевщина,

военные поселения

Характеризовать социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг. Использовать историческую карту.

Тест

§7

вопросы и задания

9.

Общественное движение при Александре I.

1.

Урок изучения нового материала

Зарождение организованного общественного движения. Тайные общества Северное и Южное, их программы. Власть и тайные общества.

Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция

Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.

Сравнительная таблица

§8

вопросы и задания

10.

Династический кризис 1825г. Выступление декабристов

Р/К: Декабристы на Севере

1.

Урок - диалог

Смерть Александра I и династический кризис. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Династический кризис

Объяснять цели и результат деятельности декабристов. Раскрыть причины неудачи выступления. Давать оценку движения декабристов.

Творческое задание

§9

вопросы и задания

11.

Внутренняя политика

Николая I

1.

Урок изучения нового материала

Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом.

Кодификация законов, жандармерия

Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, оценивать их последствия. Давать характеристику Николая I. Давать оценку деятельности М.М.Сперанского, П.Д.Киселева, А.Х.Бенкендорфа.

Проверочная работа «Россия при Александре Первом»

§10

вопросы и задания

12.

Социальное экономическое развитие в 20-50гг. XIXв.

1.

Комбинированный урок

Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйства. Денежная реформа Е.Ф.Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Экономический уклад, товарно-денежные отношения, «капиталистые» крестьяне

Называть характерные черты социально-экономического развития; рассказывать о начале промышленного переворота, используя карту. Давать оценку деятельности Е.Ф. Канкрина.

Понятийный диктант

§11

вопросы и задания

13.

Внешняя политика

Николая I.

1.

Комбинированный урок

Россия и революции в Европе. Русско-иранская война (1826-1828), Русско-турецкая война (1828-1829). Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия.

«Международный жандарм»,

мюридизм,

имамат

Характеризовать основные направления внешней политики страны. Рассказывать, используя карту, о военных кампаниях. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада

Опрос по вопросам учебника

§12

вопросы и задания

14.

Общественное движение в годы правления Николая I.

1.

Комбинированный урок

Особенности общественного движения 1830-1850х гг. Консервативное и либеральное движение. Западники и славянофилы. Кружки 1820-1830х гг. Революционное движение. Петрашевцы.

Западники, славянофилы,

теория официальной народности,

общинный социализм

Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку.

Работа в малых группах: работа с документами, сравнительная таблица

§13

вопросы и задания, документы

15.

Крымская война 1853-1856гг.

Р/К: Наш край в годы Крымской войны

1.

Комбинированный урок

Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения.

Знать хронологические рамки войны, ее причины и характер; показать на карте места военных действий; знать полководцев и участников войны; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора. Объяснять причины поражения России в Крымской войне.

Алгоритм военных действий

§14

вопросы и задания, опережающее задание

16.

Образование и наука

1.

Урок -

конференция

Развитие образования. Достижения науки. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Сословность образования

Характеризовать достижения российской науки.

Сообщения, творческие задания,

таблица

§15

вопросы и задания

17.

Русские первооткрыватели и путешественники

1

Комбинированный урок

Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневос­точные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское ге­ографическое общество.

Знать о выдающихся географических открытиях в первой половине XIX века; уметь работать с исторической картой, оценивать достижения соотечественников.

Задания с кратким

ответом

§16

вопросы и задания

18.

Художественная культура

Р/К: Художественная культура нашего края первой половины XIX века.

1.

Урок изучения нового материала

Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской литературы. Вклад российской культуры в мировую культуру.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры. Составлять описание памятников культуры.

Викторина

§17

вопросы и задания

19

Быт и обычаи.

Р/К: Быт и обычаи населения нашего края

1.

Урок изучения нового материала

Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья. Семейные обряды и обычаи.

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации первой половины XIX века.

Составлять рассказ о жизни и быте отдельных сословий, используя материал учебника и дополнительную информацию.

Сообщения

§18

вопросы и задания

20.

Россия в первой половине XIX века.

1.

Повторительно-обобщающий урок

Повторение и контроль по теме «Россия в первой половине XIX века».

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX века.

Высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX века для современного общества.

Итоговая работа

Повторение терминов

21

Р/К : Наш край в первой половине XIX века

1.

Урок -

конференция

Социально-экономическое и политическое развитие края.

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие края.

Сообщения

вопросы и задания

Тема: Россия во второй половине XIX века

22.

Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II.

1.

Урок изучения нового материала

Александр II. Накануне отмены крепостного права. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима.

Характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX века; предпосылки и причины отмены крепостного права. Составлять исторический портрет Александра II.

Беседа по вопросам с учебника

§19

вопросы и задания

23.

Крестьянская реформа 1861 г.

1

Комбинированный урок

Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.

Редакционные комиссии,

временнообязанные крестьяне, отрезки, выкупные платежи, мировые посредники.

Называть основные положения крестьянской реформы. Приводить оценки характера и значения Реформы 1861г., приводить оценки характера и значения реформы; высказывать и обосновывать свою оценку.

Беседа по вопросам с учебника

§20

вопросы и задания

24-25.

Либеральные реформы 60-70х гг. XIX века

2.

Комбинированный урок

Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. «Диктатура сердца» М.Т.Лорис-Меликова и его проект реформ.

Земство, куриальная система выборов, суд присяжных, городские управы, мировой суд, адвокатура

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной, реформ, реформ в области просвещения, приводить оценки характера и значение соц. реформ

Составление таблиц, логических цепочек,

тест

§21-22 вопросы и задания

26.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1.

Комбинированный урок

Развитие сельского хозяйства и промышленности после отмены крепостного права. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем.

Отработочная система

Характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Объяснять причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства.

Обобщающая беседа

§23

вопросы и задания

27.

Общественное движение: либералы и консерваторы

1.

Комбинированный урок

Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. Земское движение.

Либералы, консерваторы

Раскрывать существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма. Характеризовать особенности российского либерализма и консерватизма.

Беседа по вопросам домашнего задания, индивидуальное тестирование

§24

вопросы и задания

28.

Зарождение революционного народничества и его идеология

1.

Комбинированный урок

Причины роста революционного движения. Теория революционного народничества.

Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты

Называть существенные черты идеологии и практики народничества. Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве.

Составление сравнительных таблиц, взаимопроверка

§25

вопросы и задания, документы

29.

Революционное народничество второй половины 60- начало 80-х гг. XIX века

1.

Комбинированный урок

Народнические организации второй половины 1860х-начала 1870х гг «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II.

Давать характеристику участников народнического движения. Излагать оценки значения революционного народничества, высказывая свое отношение к нему. Систематизировать информацию о революционных организациях (в форме таблицы).

Самостоятельная работа с документами

§26

вопросы и задания

30.

Внешняя политика Александра II

1.

Комбинированный урок

Основные направления внешней политики России в 1860-1870х гг А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Называть цели и основные направления внешней политики. Рассказывать, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях.

Показывать территории, включенные в состав Российской империи.

Обобщающая беседа

§27

вопросы и задания

31.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1.

Комбинированный урок

Балканский кризис. Начало войны, ход военных действий, итоги. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне.

Балканский кризис, национально-освободительная война

Характеризовать отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов. В 1870ые гг. Знать причины, характер, итоги войны. Рассказывать о событиях, используя историческую карту.

Объяснять причины победы России в войне.

Алгоритм военных действий

§28

вопросы и задания

32-33

Внутренняя политика Александра III

2.

Комбинированный урок

Личность Александра III. Консервативная политика Александра III. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения.

Реакционная политика

Приводить оценку личности Александра III. Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие. Излагать различные оценки деятельности Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку. Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III.

Повторительно-обобщающий тест

§29-30 вопросы и задания

34.

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1.

Комбинированный урок

Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства в 80-90-х гг. Экономическая политика Александра III. Изменения в социальной структуре общества

Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение

Называть основные черты экономической политики Александра III. Раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIXв. Сравнивать экономические программы Н.Х.Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю.Витте.

Развернутый план

§31

вопросы и задания

35.

Положение основных слоев общества.

Р/К: Положение основных слоев населения на Севере

Комбинированный урок

Социальная структура пореформенного общества. Крестьянство. Дворянство. Социальный облик российской буржуазии. Особенности российского пролетатиата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.

Раскрывать, в чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX века. Рассказывать о положении основных слоев населения.

§32-33

вопросы и задания

36.

Общественное движение в 80-90-е гг. XIX века

1.

Комбинированный урок

Кризис революционного народничества. Новые формы либерального движения. Распространение марксизма в России. Усиление позиций консерваторов.

Марксизм

Сравнивать народничество и марксизм, выявлять общие черты и различия. Объяснять причины распространения марксизма в России. Составлять исторический портрет Г.В.Плеханова.

Работа с документами

§34

вопросы и задания

37.

Внешняя политика Александра III

1.

Комбинированный урок

Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III.

Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III.

Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза.

Таблица

§35

вопросы и задания

38.

Просвещение и наука

Р/К: Развитие образования на Севере

1.

Урок изучения нового материала

Развитие образования.

Достижения науки.

Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX века. Характеризовать достижения российской науки. Подготовить сообщение о представителе российской науки. Давать оценку вклада российских ученых в мировую науку.

Сообщения

§36

вопросы и задания

39.

Литература и изобразительное искусство

1.

Комбинированный урок

Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.

Характеризовать достижения российских писателей и художников второй половины XIX в.

Давать оценку их вклада в мировую культуру. Подготовить сообщения о творчестве известных писателей и художников.

Сообщения

§37

вопросы и задания

40.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

Р/К: Культура нашего края второй половины

XIX века.

1.

Комбинированный урок

Основные архитектурные стили. Мировое значение русской музыки. Русский драматический театр и его значение.

Характеризовать достижения российских архитекторов, композиторов, музыкантов второй половины XIX в.

Давать оценку их вклада в мировую культуру. Подготовить сообщения по теме. Объяснить причины возрождения народных промыслов.

Сообщения

§38

вопросы и задания

41.

Быт: новые черты в жизни города и деревни

Р/К: Условия жизни населения нашего края в конце XIX века.

1.

Комбинированный урок

Рост населения. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Рассказывать об условиях жизни населения края в конце XIX века.

Сравнивать условия жизни различных слоев населения.

Тест

§39

вопросы и задания

42.

Россия во второй половине XIX века.

1.

Повторительно-обобщающий урок

Повторение и контроль по теме «Россия во второй половине XIX века».

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XIX века.

Высказывать суждения о значении наследия второй половины XIX века для современного общества.

Итоговая работа

43.

Р/К: Наш край во второй половине XIX века

1.

Урок-конференция

Социально-экономическое и политическое развитие края.

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие края.

Ответы на вопросы

44.

Россия в XIX века.

1.

Итоговый урок

Повторение и контроль по курсу «Россия в XIX веке».

Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России в XIX века. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX века.

Контрольное тестирование

Повторение


© 2010-2022