Рабочая программа история 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ








Рабочая программа учебного предмета

«ИСТОРИЯ»

5 класс, II уровень

на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы по истории для 5 класса.

Автор- составитель: Ф.А. Михайловский- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015 год


Разработана: Фистуновой Светланой Викторовной,

учителем истории













с. Успенка, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» с учётом УМК автора: Михайловского Ф.А.

  1. Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. Тематическое и поурочное планирование/ авт.- сост. Ф.А. Михайловский.- 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.- 40 с.- (ФГОС. Инновационная школа).

  2. Рабочая программа к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных организаций / авт.- сост. Ф.А. Михайловский.- 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2015.- 56 с.-(Инновационная школа).

  3. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Ф.А. Михайловский.- ООО «Русское слово-учебник», 2015 (Инновационная школа).

  4. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс/ Ф.А. Михайловский.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.-184 с.- (ФГОС. Инновационная школа)

  5. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных организаций/ С.А. Жукова-М.:ООО «Русское слово-учебник», 2015.-(Инновационная школа).

Цель и задачи обучения предмету:

Цель изучения курса «История Древнего мира»состоит в освоении исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, в приобщении учащихся к мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.

Эта общая цель определяет и задачи курса «Истории Древнего мира»:

овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах развития древних обществ;

формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;

формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;

развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религиям различных народов;

формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе освоенных знаний по курсу истории древней истории.

В учебном плане МБОУ «Успенская СОШ» на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 2 часа в неделю. Учебных недель 35, поэтому рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Программа содержит 56 урочных тем, включая тему «Счет лет в истории», для изучение которой обязательно требуется отдельный урок. Кроме того, отдельный урок составляет Введение. Остающиеся 11 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся по следующей схеме: 1 час - на повторение I раздела, 4 часа- на повторение II раздела (в первой половине учебного года желательно более частое повторение и обсуждение изученного материала), по 3 часа - на повторение III и IV разделов. Дополнительно в конце года, при наличие учебного времени, учителю предлагается провести два занятия, посвященные повторению материала всего курса и контролю знаний учащихся.

Изменения в авторскую программу не вносились.

Общая характеристика учебной деятельности

Основным дидактическим средством обучения истории в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся в рамках системно- деятельностного подхода.

Технологии: сотрудничества, здоровье сберегающие.

Методы: упражнения, выполнение творческих проектов, наглядный, словесный, практический методы с опорой на схемы, таблицы, памятки, инструкции, игровые методы.

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная, работа в паре.

Средства обучения: таблицы, учебник, рабочая тетрадь, демонстрационный материал.

Формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении:

индивидуальная работа; наглядный, словесный, практический с опорой на схемы, таблицы, пояснения.

Формы контроля: устный опрос, самостоятельная письменная работа, тестирование, проект.

Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О критериях контроля и нормах оценки по учебным предметам основного, среднего общего образования» МБОУ «Успенская СОШ».

Планируемые результаты

Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;

усвоения основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений и процессов;

умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;

применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век - с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;

умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.

Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение организовывать свою учебную деятельность: определять цели и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;

умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:

формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;

развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и

различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних

обществ в мировой истории.









Содержание учебного предмета

Введение. (1 ч.) Что изучает история. История Древнего мира как часть всеобщей, или всемирной, истории. Основные разделы истории Древнего мира. Письменные и вещественные исторические источники. Археология и этнография. Вспомогательные научные дисциплины. Историческая карта.

Увлекательный мир истории

Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей (7 ч.)

Тема 1. Собиратели и охотники каменного века (3 ч.)

Первые люди на земле. Происхождение человека. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Охота и собирательство - способы добывания пищи. Овладение огнем и его роль в развитии человека. Появление «человека разумного»: неандерталец и кроманьонец. Понятие «первобытные люди».

Открытия и изобретения древних охотников. Расселение первобытных людей по Земле и причины этого. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Совершенствование орудий каменного века. Великое оледенение. Загонная охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на Земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота и лодки.

Искусство и религия первобытных людей. Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.

Тема 2. У истоков цивилизации (3+1 ч.)

Возникновение земледелия и скотоводства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему как важнейший переход в жизни первобытного общества. Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.

От первобытности к цивилизации. Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение имущественного и социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Выделение знати. Старейшины и вожди. Рабство. Переход к цивилизации и ее основные признаки (имущественное и социальное неравенство, государственность, города, письменность).

Повторение и проверка знаний. Значение периода первобытности в истории человечества. Важнейшие открытия и изобретения первобытных людей. Переход от первобытности к цивилизации. Понятие «Древний Восток».

Счет лет в истории. Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.

Раздел II. Древний Восток (19 ч.)

Тема 3. Цивилизации речных долин.(4+1 ч.)

Египет - дар Нила. Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Преобразование нильской долины в результате трудовой деятельности людей. Возникновение неравенства между людьми. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис - столица единого государства. Папирус как материал для письма. Иероглифическая письменность египтян.

Страна двух рек. Местоположение, природные условия и население Южного Междуречья (Двуречья). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Ирригационные земледелие. Образование шумерских городов-государств. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Писцовые школы. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи - важный исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи. Имущественное и правовое неравенство людей. Положение крестьян-общинников. Законы о рабах. Ограничение долгового рабства. Значение законов Хаммурапи.

Древнейшие цивилизации Индии и Китая. Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Не дешифрованная письменность. Местоположение и природа Китая. Хуанхэ - «река, надрывающая сердце». Первые китайские государства. Гадательные надписи.

Повторение и проверка знаний. Где и почему возникли первые цивилизации. Сравнительная характеристика древнейших в истории цивилизаций речных долин (Египта, Междуречья, Индии и Китая). Закрепление основных признаков цивилизации и историко-географического понятия «Древний Восток».

Тема 4. Древний Египет (4+1 ч.)

Фараоны и пирамиды. Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Ж. Ф. Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон - повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Управление государством. Вельможи, чиновники и писцы. Налоговое обложение.

Жизнь в Древнем Египте. Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами. Трудовой год крестьян-земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, одежда, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.

Завоевания фараонов. Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы - столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегиддо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители-жрецы. Последующее ослабление Египта.

Культура Древнего Египта. Понятие «культура» как совокупность достижений народа в разных сферах деятельности. Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины.

Повторение и проверка знаний. Обобщенная характеристика древнеегипетского общества, государства, культуры, религии. Достижения древних египтян (орошаемое земледелие, каменное строительство, изобразительное искусство, письменность и научные знания). Особенности и историческое значение древнеегипетской цивилизации.

Тема 5. Западная Азия в век железа (4+1 ч.)

Финикийские мореплаватели. Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Ремесленное производство. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита, его особенности и значение.

Древняя Палестина. Местоположение и природные условия Палестины. Переселение в страну филистимлян и европейских племен. Библия и Ветхий Завет. Ветхозаветные сказания о происхождении и истории еврейских племен. Переход к единобожию. Борьба евреев с филистимлянами. Древнееврейское царство и его первые правители: Саул, Давид и Соломон. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.

Ассирийская военная держава. Местоположение и природные условия страны. Освоение и начало обработки железа. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.

Победители Ассирии. Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Образование Нововавилонского царства. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев. Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране. Мидийское царство в правление Киаксара и Астиага.

Повторение и проверка знаний. Изменения в истории древних народов, к которым привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.

Тема 6. Великие державы Древнего востока(3+1 ч.)

Образование державы Маурьев в Индии. Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Освоение джунглей в долине Ганга. Образование государств. Раджи. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Индийские варны. Верования древних индийцев. Будда и возникновение буддизма. Держава Маурьев при царе Ашоке.

Единое государство в Китае. Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Раздробленность страны. Учение Конфуция. Причины и условия объединения страны. Царство Цинь. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой Китайской стены. Империя Хань. Великий шелковый путь. Открытия и изобретения древних китайцев.

Великая Персидская держава. Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Захват власти магом Гауматой. Приход к власти Дария I. Персидская держава при Дарии I. Организация сатрапий. Налоговая система. Строительство дорог (Царская дорога). Развитие торговли. Чеканка Дарием золотой монеты.

Повторение и проверка знаний. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.

Раздел III. Древняя Греция (19 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция (3 ч)

Греция и Крит в эпоху бронзы. Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Коринфский перешеек. Фермопильское ущелье. Эгейское море и его острова. Остров Крит. Миф о Тесее и Минотавре. Археологические открытия на Крите. Кносский дворец: архитектура, фресковая живопись. Древнейшая письменность. Морское могущество Крита. Ахейская Греция. Троянская война. Вторжение дорийцев.

Поэмы Гомера. «Темные века» в истории Греции и слепой поэт Гомер, певец на пирах басилеев. Содержание поэм. «Илиада» - поэма о Троянской войне. Другие предания о Троянской войне: гибель Ахиллеса и троянский конь. Приключения Одиссея. На острове циклопов и возле острова сирен. Возвращение к Пенелопе.

Боги и герои Эллады. Древнегреческие боги и герои. Олимпийская религия. Земледельческие культы. Мифы о богах и героях. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Подвиги Геракла.

Тема 8. Рождение античного мира (3+1)

Греческие полисы и Великая греческая колонизация. Понятие античной (полисной) цивилизации. Причины и условия ее возникновения («греческого чуда»). Образование греческих полисов. Акрополь и агора. Гражданское и негражданское население полиса. Причины и направления Великой греческой колонизации. Скифы в Северном Причерноморье.

Афинский полис. Афины и Аттика. Афинский порт Пирей. Аристократы и демос. Ареопаг и коллегия архонтов. Закабаление земледельцев. Борьба демоса против знати. Личность Солона и его законы. Запрет долгового рабства. Зарождение полисной демократии. Совет четырехсот. Тирания Писистрата, ослабление позиций аристократии. Реформы Клисфена. Совет пятисот. Победа демократии в Афинах.

Древняя Спарта. Местоположение Лаконии. Образование Спартанского полиса. «Община равных». Тяжелое положение илотов. Государственное устройство Спарты: Совет старейшин, цари и народное собрание. Понятие «олигархия». Спартанская армия. Военный характер спартанского воспитания. Лаконичная речь.

Повторение и проверка знаний. Древняя Греция и Древний Восток к V веку до н. э.: образование мира полисов и «мировой» Персидской державы.

Тема 9. Греко-персидские войны (2 ч.)

Герои Марафонской битвы. Причины и характер греко-персидских войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 году до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 году до н. э. и Марафонское сражение. Военное искусство Мильтиада. Причины и значение победы греков при Марафоне.

Персидское вторжение в Грецию. Деятельность Фемистокла. Строительство флота и укрепление демократии. Переправа войск Ксеркса через Геллеспонт и вторжение в Грецию в 480 году до н. э. Оборона Фермопил спартанцами во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Фемистокл и Эврибиад. Поэма Эсхила «Персы». Бегство Ксеркса в Малую Азию. Битва при Платеях. Изгнание персов из Греции. Окончательная победа греков.

Тема 10. Могущество и упадок Афин. (3 ч.)

Расцвет демократии в Афинах. Путь Афин к демократии. Роль афинского демоса и военного флота в победе над персами. Народное собрание и его функции. Афинские граждане, их права и обязанности. Остракизм. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Введение оплаты должностей. Строительство на афинском Акрополе. Афинская морская держава. Значение афинской демократии и ее ограниченный характер.

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э. Роль рабства в Греции. Источники рабства. Работорговля. Роль рабского труда в ремесленном производстве. Афинский Керамик. Чернофигурный и краснофигурный стили вазописи. Правовое положение рабов. Развитие торговли. Пирей - главные морские ворота Афин, центр международной торговли.

Пелопонесская война. Противостояние Афин и Спарты. Причины и начало войны. Никиев мир. Алкивиад и Сицилийская экспедиция афинян. Персидская помощь Спарте. Война на море. Алкивиад - стратег-автократор. Битва при Аргинусских островах. Лисандр и победа спартанцев. Итоги войны.

Тема 11. Древнегреческая культура (2+1 ч.)

Граждане, ученые и атлеты Греции. Воспитание гражданина. Роль простого человека в государственном управлении. Школа в Древней Греции. Гимнасии. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Знаменитые греческие атлеты. Виды спортивных состязаний.

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции. Архитектура греческих храмов. Ордерная система. Памятники Афинского акрополя. Греческие скульпторы Фидий, Пракситель, Мирон, Поликлет. Греческий театр, его происхождение и устройство. Организация театральных зрелищ. Трагедии и комедии. Знаменитые трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедиограф Аристофан.

Повторение и проверка знаний. Вклад древних греков в развитие мировой культуры (афинская демократия, развитие науки, греческие ученые, памятники архитектуры и скульптуры, появление театра, олимпийские игры).

Тема 12. Македонские завоевания (3+1 ч.)

Возвышение Македонии. Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа II. Македонская фаланга. Оратор Демосфен и его борьба против македонской агрессии. Установление власти Македонии над Грецией. Битва при Херонее и Коринфский конгресс. Потеря Грецией независимости. Убийство царя Филиппа и приход к власти Александра.

Завоевания Александра Македонского. Начало Восточного похода. Битва при Гранике. Захват Малой Азии. Битва при Иссе. Осада Тира. Занятие Египта и основание Александрии. Битва с Дарием III при Гавгамелах и ее результаты. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Возвращение в Вавилон. Причины побед греко-македонского войска. Образование державы Александра Македонского.

Греческий Восток. Смерть Александра и распад его державы. Борьба за власть между соратниками Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Держава Селевкидов, Птолемеевский Египет, Македонское царство. Пергам и Родос. Достопримечательности Александрии. Маяк на острове Фарос. Архитектор Сострат. Музей и Александрийская библиотека. Расцвет наук. Эратосфен, Аристарх Самосский, Евклид. Изобретение пергамена.

Повторение и проверка знаний. Повторение и обобщение учебного материала раздела. Основные периоды и условия исторического развития Древней Греции. Знаменитые греки. Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока.

Раздел IV. Древний Рим (22 ч.)

Тема 13. Образование Римской республики (3 ч)

Начало римской истории. Местоположение и природные условия Италии. Пестрота населения Древней Италии: латины, самниты, этруски, греки, галлы. Этруски, их культура и влияние на Рим. Легенда об основании Рима. Ромул и Рем. Римские цари, сенат и народное собрание. Патриции и плебеи. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики.

Республика римских граждан. Государственное устройство. Римские консулы. Диктатура как чрезвычайная должность. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Права и обязанности народных трибунов. Победа плебеев в борьбе с патрициями. Римское гражданство. Римский сенат. Организация римской армии. Легион. Римские жрецы: понтифики, авгуры, фециалы. Пантеон римских богов.

Завоевание Римом Италии. Подчинение Италии Римом. Нашествие галлов. Разграбление Рима галлами и оборона Капитолия. Войны римлян с самнитами. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром. Римская политика «разделяй и властвуй». Организация римлянами управления Италией. Положение италийских союзников Рима. Образование фонда «общественной земли». Колонии римских граждан.

Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье (3+1 ч.)

Война с Карфагеном. Карфаген и его владения. Карфагенский флот и наемная армия. Первая Пуническая война. Строительство римского военного флота. Изобретение римлянами абордажных мостиков («воронов»). Окончание войны. Захват римлянами Сицилии, Корсики, Сардинии. Подготовка сторон к новой войне. Захваты Гамилькара в Испании. Завоевание Гаем Фламинием севера Апеннинского полуострова.

Война с Ганнибалом. Вторая Пуническая война. Переход армии Ганнибала через Альпы. Первые поражения римлян. Битва при Тразименском озере. Римский диктатор Квинт Фабий Максим и его тактика. Битва при Каннах. Осада римлянами Капуи и Сиракуз. Высадка войск Публия Корнелия Сципиона в Африке. Битва при Заме и капитуляция Карфагена. Итоги войны. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Рим - завоеватель Средиземноморья. Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими. Ограбление римлянами завоеванных стран. Обогащение римской знати. Триумфы римских полководцев.

Повторение и проверка знаний. Рост Римского государства. Основные этапы римских завоеваний. Причины побед Рима. Исторические последствия римских завоеваний.

Тема 15. Гражданские войны в период Римской республики (5+1 ч.)

Народные трибуны -братья Гракхи. Начало периода гражданских войн в Римской республике. Последствия римских завоеваний. Обогащение знати. Разорение крестьян и ослабление римской армии. Земельный закон Тиберия Гракха, борьба за передел «общественной земли». Гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Итоги и значение деятельности Гракхов.

Сулла - первый военный диктатор Рима. Война с нумедийским царем Югуртой. Военная реформа Гая Мария и превращение римской армии в профессиональную. Война с союзниками в Италии. Распространение прав римского гражданства на свободное население Италии. Война с Митридатом. Гражданская война и захват Рима армией Луция Корнелия Суллы. Военная диктатура Суллы, ее отличие от традиционной власти диктатора в Риме. Проскрипции. Реформа государственной власти. Наделение землей солдат.

Восстание Спартака. Рабство в Риме. Использование рабского труда в сельском хозяйстве. Работорговля. Гладиаторы и амфитеатры. Заговор гладиаторов в Капуе и начало восстания. Бегство восставших рабов на Везувий. Создание армии рабов. Поход к Альпам. Поход на юг полуострова. Неудачная попытка переправы на Сицилию. Марк Красс во главе римской армии. Расправа с восставшими. Личность Спартака.

Цезарь - повелитель Рима. Возрастание роли полководцев в Римской республике. Союз трех полководцев: образование триумвирата Гнея Помпея, Марка Красса и Гая Юлия Цезаря. Завоевания Заальпийской Галлии и возвышение Цезаря. Гибель Красса на войне с парфянами. Гражданская война в Римской республике (борьба Цезаря и Помпея). Битва при Фарсале. Диктатура Цезаря и его политика. Заговор Марка Брута и Гая Кассия. Убийство Цезаря в мартовские иды сторонниками аристократической республики.

Падение республики. Положение в Риме после убийства Цезаря. Союз наследников Цезаря: Марка Антония и Октавиана. Подчинение ими Рима и западных провинций. Проскрипции и гибель Цицерона. Подчинение Брутом и Кассием восточных провинций. Битва при Филиппах. Самоубийство Кассия и Брута. Борьба за власть Октавиана и Антония. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Война с Египтом. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Захват Египта и превращение его в римскую провинцию. Падение республики.

Повторение и проверка знаний. Причины гражданских войн и падения республики в Риме. Основные этапы борьбы.

Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи (4 ч.)

Император Октавиан Август. «Восстановление республики» Октавианом Августом. Раздел провинций на императорские и сенатские. Власть императора: сосредоточение республиканских полномочий проконсула и трибунской власти. Преторианская гвардия. Сохранение республиканских учреждений и должностей. Контроль императора над сенатом. Правление Августа: внутренняя и внешняя политика. Предоставление «хлеба и зрелищ» населению Рима. Завоевание новых территорий. Войны с германцами. Поражение в Тевтобургском лесу. «Золотой век» поэзии. Роль Мецената. Творчество Горация. Вергилий и его поэма «Энеида». Складывание императорского культа. «Божественный Август».

Цезари Рима. Укрепление императорской власти преемников Августа и ее характер. Правление «наихудшего императора» Нерона. Личность императора и его преступления. Актер на троне. Пожар в Риме. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Война с даками. Вторжение в Парфянское царство. Наивысшее могущество Римской империи в начале II века. Древнеримский историк Корнелий Тацит.

Жизнь в Римской империи. Рим - столица империи. Архитектура и строительное искусство. Пантеон. Колизей. Акведуки Рима. Триумфальные арки. Дворцы, особняки, многоэтажные дома. Устройство римского дома. В цирке и в термах. Римляне в повседневной жизни.

Жизнь в Римской империи. В провинциях империи. Строительство дорог. Облик провинциального города. Строительство пограничных укреплений. Предоставление прав гражданства свободному населению империи. Жизнь в деревне. Кризис рабовладения. Римский колонат.

Тема 17. Закат античной цивилизации (4+2ч.)

Кризис Римской империи в III веке. Натиск на границы империи варваров- готов, франков, алеманнов. Положение на восточных рубежах. Внутреннее ослабление империи. Натурализация хозяйства. Частая смена императоров, мятежи, захват власти полководцами, отпадение от империи провинций. Император Аврелиан - «восстановитель империи». Нерешенные проблемы: кризис хозяйства, финансовой системы и кризис религии. Попытки Аврелиана централизовать власть, опереться на новый культ Непобедимого Солнца и культ императора..

Христианство. Исторические условия возникновения христианства. Кризис языческой религии. Иудейский мессианизм. Жизнь и учение Христа. Новые моральные нормы. Идея равенства всех людей перед Богом. Распространение христианства. Евангелия. Первые христианские общины и их социальный состав. Становление и развитие христианской церкви. Епископат. Христианство и Римское государство. Гонения на христиан.

Императоры Диоклетиан и Константин. Приход к власти Диоклетиана. Личность императора. Реформа императорской власти. Тетрархия. Реорганизация управления провинциями. Рост бюрократического аппарата. Последние гонения на христиан. Константин Великий и его реформы. Укрепление императорской власти. Прикрепление колонов к земле. Признание христианской религии равноправной с любой другой. Перенесение столицы империи в Константинополь («Новый Рим»). Строительство и украшение новой столицы.

Падение Западной Римской империи. Ухудшение положения империи. Римляне и варвары. Великое переселение народов. Восстание готов на Дунае и битва при Адрианополе. Император Феодосий I - «друг готов». Христианство - государственная религия Римской империи. Разделение империи на Западную и Восточную. Деятельность Стилихона. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Битва на Каталаунских полях («Битва народов»). Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.

Повторение. Знаменитые римляне. Сравнение истории римлян с историей греков. Вклад греков и римлян в мировую культуру. Итоговое повторение по всему курсу.






Календарно-тематическое планирование


Раздел,

тема урока


Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Введение

1



1

Увлекательный мир истории

1

05.09

Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей

7


Тема 1. Собиратели и охотники каменного века

3


2

Первые люди на земле

1

06.09

3

Открытия и изобретения древних охотников

1

12.09

4

Искусство и религия первобытных людей

1

13.09

Тема 2. У истоков цивилизации

4


5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

19.09

6

От первобытности к цивилизации

1

20.09

7

Повторение и проверка знаний

1

26.09

8

Счет лет в истории

1

27.09

Раздел II. Древний Восток

19


Тема 3. Цивилизации речных долин.

5


9

Египет - дар Нила

1

03.10

10

Страна двух рек

1

04.10

11

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

10.10

12

Древнейшие цивилизации Индии и Китая

1

11.10

13

Повторение и проверка знаний

1

17.10

Тема 4. Древний Египет

5


14

Фараоны и пирамиды

1

18.10

15

Жизнь в Древнем Египте

1

24.10

16

Завоевания фараонов

1

25.10

17

Культура Древнего Египта

1

07.11

18

Повторение и проверка знаний

1

08.11

Тема 5. Западная Азия в век железа

5

19

Финикийские мореплаватели

1

14.11

20

Древняя Палестина

1

15.11

21

Ассирийская военная держава

1

21.11

22

Победители Ассирии

1

22.11

23

Повторение и проверка знаний

1

28.11

Тема 6. Великие державы Древнего востока

4


24

Образование державы Маурьев в Индии

1

29.11

25

Единое государство в Китае

1

05.12

26

Великая Персидская держава

1

06.12

27

Повторение и проверка знаний

1

12.12

Раздел III. Древняя Греция

19


Тема 7. Древнейшая Греция

3


28

Греция и Крит в эпоху бронзы

1

13.12

29

Поэмы Гомера

1

19.12

30

Боги и герои Эллады

1

20.12

Тема 8. Рождение античного мира

4


31

Греческие полисы и Великая греческая колонизация

1

26.12

32

Афинский полис

1

27.12

33

Древняя Спарта

1

16.01

34

Повторение и проверка знаний

1

17.01

Тема 9. Греко-персидские войны

2


35

Герои Марафонской битвы

1

23.01

36

Персидское вторжение в Грецию

1

24.01

Тема 10. Могущество и упадок Афин

3


37

Расцвет демократии в Афинах

1

30.01

38

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

1

31.01

39

Пелопонесская война

1

06.02

Тема 11. Древнегреческая культура

3


40

Граждане, ученые и атлеты Греции

1

07.02

41

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

1

13.02

42

Повторение и проверка знаний

1

14.02

Тема 12. Македонские завоевания

4


43

Возвышение Македонии

1

20.02

44

Завоевания Александра Македонского

1

21.02

45

Греческий Восток

1

27.02

46

Повторение и проверка знаний

1

28.02

Раздел IV. Древний Рим

22


Тема 13. Образование Римской республики

3


47

Начало римской истории

1

06.03

48

Республика римских граждан

1

07.03

49

Завоевание Римом Италии

1

13.03

Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье

4


50

Первая война с Карфагеном

1

14.03

51

Война с Ганнибалом

1

20.03

52

Рим - завоеватель Средиземноморья

1

21.03

53

Повторение и проверка знаний

1

03.04

Тема 15. Гражданские войны в период Римской республики

6


54

Народные трибуны -братья Гракхи

1

04.04

55

Сулла - первый военный диктатор Рима

1

10.04

56

Восстание Спартака

1

11.04

57

Цезарь - повелитель Рима

1

17.04

58

Падение республики

1

18.04

59

Повторение и проверка знаний

1

24.04

Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи

4


60

Император Октавиан Август

1

25.04

61

Цезари Рима

1

02.05

62

Жизнь в Римской империи

1

08.05

63

Жизнь в Римской империи

1

15.05

Тема 17. Закат античной цивилизации

6


64

Кризис Римской империи в III веке

1

16.05

65

Христианство

1

22.05

66

Императоры Диоклетиан и Константин

1

23.05

67

Падение Западной Римской империи

1

29.05

68

Повторение и проверка знаний

1

30.05

69

Повторение (резерв)

1


70

Учетно-проверочный (резерв)

1


ИТОГО

70 часов

Лист корректировки


































© 2010-2022