Урок -практикум по истории Рабочий лист. XVII век. (10 класс)

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочий лист: XVII век.

1.Дайте определение:

  1. импорт

  1. белая слобода

  1. всероссийский рынок

  1. экспорт

  1. засечная черта

  1. специализация районов

  1. мелкооптовое ремесло

  1. абсолютная (самодержавная) монархия

  1. ярмарка

  1. черная слобода

  1. поминки

  1. мелкооптовое ремесло

  1. раскол

  1. посад

  1. оброк

  1. казачество

  1. ясак

  1. натуральное хозяйство

  1. обмирщение культуры

  1. ясырь

  1. крепостное право

  1. парсуна

  1. барщина

  1. товарное хозяйство

  1. «бунташный» век

  1. гарь

2. Деятели XVII века. Кто такие? Чем известны?

1.Михаил Федорович 10. протопоп Аввакум

2.Филарет 11.Никон

3.Алексей Михайлович 12.Богдан Хмельницкий

4.Борис Иванович Морозов 13.Иван Выговский

5.Афанасий Лаврентьевч Ордин - Нащекин 14.Семен Дежнев

6.Федор Михайлович Ртищев 15.Ерофей Хабаров

7.Степан Тимофеевич Разин 16.Мария Михайловна Милославская

8.Федор Алексеевич 17. Наталья Кирилловна Нарышкина

9. Софья Алексеевна 18. Василий Васильевич Голицын

3.События и даты.

  1. 1613 -1645

  1. 1617

  1. 1618

  1. 1632- 1634

1645- 1676

  1. 1648 -1650

  1. 1649

  1. 1653

  1. 1654 -1667

1656 -1658

  1. 1662

  1. 1667

  1. 1668 -1676

  1. 1670 -1671

1676 -1682

  1. 1677 - 1681

  1. 1682

  1. 1686

  1. 1687

4.Вопросы, задания

1.Почему В.О.Ключевский дал следующую характеристику царю Алексею Михайловичу: «Он был хорош, но только не на троне»? Какими критериями, по вашему мнению, должен руководствоваться историк при оценке государственного деятеля?

2.Познакомьтесь с фрагментом сочинения В.О. Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве», укажите понятия, которыми следует охарактеризовать власть московских царей в XVII веке. Объясните свое мнение.

«По описаниям иностранцев, этот государь стоит неизмеримо высоко над всеми подданными и властью своей превосходит всех монархов на свете. Эта власть одинаково простирается как на духовных, так и на светских людей; ни от кого не завися, никому не давая отчета в своих действиях, свободно располагает государь имуществом и жизнью своих подданных Боярин и последний крестьянин равны перед ним, одинаково безответны перед его волей. Такому значению верховной власти соответствует высокое понятие о ней самих подданных. Иностранцы дивятся благоговейной покорности, с которой подданные относятся к московскому государю… «яко Богу».. Подданные открыто говорят, что воля государя - Божья воля и государь - исполнитель воли Божьей. Когда их спрашивают о каком либо сомнительном деле, они отвечают выражениями, затверженными с детства вроде следующих: «Это знает Бог и великий государь», «Один государь знает все».

3. О каком приказе писал в своем сочинении «О России и царствовании царя Алексея Михайловича» бежавший в Швецию подъячий Григорий Котошихин? Приведите аргументы(не меньше трех), обосновывающие ваше мнение.

«А в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот же приказ бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подьячие с послами, и в войну с воеводами, и те подьячие над послы, над воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают… а устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем ни ведали…»

4.Как вы думаете, что имел в виду А.Л. Ордин -Нащекин, отмечая: «У нас любят дело или ненавидят его, смотря не по делу, а по человеку, который его делает»? Остается ли актуальным это положение в наши дни? Обоснуйте свое мнение.

5. Познакомьтесь с фрагментом сочинения В.О. Ключевского и кратко ответьте на вопросы 1 - 3.Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

« До XVII в. русское общество отличалось цельностью своего классового состава Боярин и холоп не одинаково ясно понимали вещи, неодинаково знали свой житейский катехизис; но они черпали свое понимание из одних и тех же источников, твердили один и тот же катехизис и поэтому хорошо понимали друг друга, составляли однородную нравственную массу.

Западное влияние разрушило эту цельность. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних классах общества .. . оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось.

Раскол, произошедший в русской церкви в XVII в.был церковным отражением этого нравственного раздвоения, вызванного западным влиянием в обществе. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебные порядка понятий и чувств, два лагеря…»

1.Кто возглавил противоборствующие стороны в период раскола?

2.В чем видит сущность раскола, произошедшего в церкви и в российском обществе историк?

3.Затрагивали ли преобразования церковные догматы?

7. «Эпохе Московского царства» с характерными для него «живыми следами прежней автономии» В.И. Ульянов (Ленин) противопоставлял «новый период русской истории»- примерно с XVII века.

Какие особенности развития страны свидетельствуют о том, что XVII век - действительно - «новый период» в истории России (не менее трех)?

  1. «XVII век занимает особое место в истории средневековой России. Это время небывалых противоречий и контрастов в экономике, политике, духовной жизни общества - небывалых даже по сравнению с острейшими потрясениями второй половины XVI в.» - А.М.Сахаров.

Согласны ли вы , что это было «время небывалых противоречий и контрастов»? Аргументируйте свое мнение (не менее трех аргументов)

  1. Заполните таблицу: «Внешняя политика России в XVII веке »

Задачи, которые

надо решить

Время решения проблемы

Страны, народы, участвующие в решении

Средства , применяемые при решении

Итоги, значение


© 2010-2022