- Преподавателю
- История
- Урок -практикум по истории Рабочий лист. XVII век. (10 класс)
Урок -практикум по истории Рабочий лист. XVII век. (10 класс)
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ведмедовская Т.В. |
Дата | 09.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочий лист: XVII век.
1.Дайте определение:
-
импорт
-
белая слобода
-
всероссийский рынок
-
экспорт
-
засечная черта
-
специализация районов
-
мелкооптовое ремесло
-
абсолютная (самодержавная) монархия
-
ярмарка
-
черная слобода
-
поминки
-
мелкооптовое ремесло
-
раскол
-
посад
-
оброк
-
казачество
-
ясак
-
натуральное хозяйство
-
обмирщение культуры
-
ясырь
-
крепостное право
-
парсуна
-
барщина
-
товарное хозяйство
-
«бунташный» век
-
гарь
2. Деятели XVII века. Кто такие? Чем известны?
1.Михаил Федорович 10. протопоп Аввакум
2.Филарет 11.Никон
3.Алексей Михайлович 12.Богдан Хмельницкий
4.Борис Иванович Морозов 13.Иван Выговский
5.Афанасий Лаврентьевч Ордин - Нащекин 14.Семен Дежнев
6.Федор Михайлович Ртищев 15.Ерофей Хабаров
7.Степан Тимофеевич Разин 16.Мария Михайловна Милославская
8.Федор Алексеевич 17. Наталья Кирилловна Нарышкина
9. Софья Алексеевна 18. Василий Васильевич Голицын
3.События и даты.
-
1613 -1645
-
1617
-
1618
-
1632- 1634
1645- 1676
-
1648 -1650
-
1649
-
1653
-
1654 -1667
1656 -1658
-
1662
-
1667
-
1668 -1676
-
1670 -1671
1676 -1682
-
1677 - 1681
-
1682
-
1686
-
1687
4.Вопросы, задания
1.Почему В.О.Ключевский дал следующую характеристику царю Алексею Михайловичу: «Он был хорош, но только не на троне»? Какими критериями, по вашему мнению, должен руководствоваться историк при оценке государственного деятеля?
2.Познакомьтесь с фрагментом сочинения В.О. Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве», укажите понятия, которыми следует охарактеризовать власть московских царей в XVII веке. Объясните свое мнение.
«По описаниям иностранцев, этот государь стоит неизмеримо высоко над всеми подданными и властью своей превосходит всех монархов на свете. Эта власть одинаково простирается как на духовных, так и на светских людей; ни от кого не завися, никому не давая отчета в своих действиях, свободно располагает государь имуществом и жизнью своих подданных Боярин и последний крестьянин равны перед ним, одинаково безответны перед его волей. Такому значению верховной власти соответствует высокое понятие о ней самих подданных. Иностранцы дивятся благоговейной покорности, с которой подданные относятся к московскому государю… «яко Богу».. Подданные открыто говорят, что воля государя - Божья воля и государь - исполнитель воли Божьей. Когда их спрашивают о каком либо сомнительном деле, они отвечают выражениями, затверженными с детства вроде следующих: «Это знает Бог и великий государь», «Один государь знает все».
3. О каком приказе писал в своем сочинении «О России и царствовании царя Алексея Михайловича» бежавший в Швецию подъячий Григорий Котошихин? Приведите аргументы(не меньше трех), обосновывающие ваше мнение.
«А в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот же приказ бояре и думные дьяки не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того приказу подьячие с послами, и в войну с воеводами, и те подьячие над послы, над воеводами подсматривают и царю, приехав, сказывают… а устроен тот приказ при нынешнем царе для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем ни ведали…»
4.Как вы думаете, что имел в виду А.Л. Ордин -Нащекин, отмечая: «У нас любят дело или ненавидят его, смотря не по делу, а по человеку, который его делает»? Остается ли актуальным это положение в наши дни? Обоснуйте свое мнение.
5. Познакомьтесь с фрагментом сочинения В.О. Ключевского и кратко ответьте на вопросы 1 - 3.Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение знаний по курсу истории соответствующего периода.
« До XVII в. русское общество отличалось цельностью своего классового состава Боярин и холоп не одинаково ясно понимали вещи, неодинаково знали свой житейский катехизис; но они черпали свое понимание из одних и тех же источников, твердили один и тот же катехизис и поэтому хорошо понимали друг друга, составляли однородную нравственную массу.
Западное влияние разрушило эту цельность. Оно не проникало в народ глубоко, но в верхних классах общества .. . оно постепенно приобретало господство. Как трескается стекло, неравномерно нагреваемое в разных своих частях, так и русское общество, неодинаково проникаясь западным влиянием во всех своих слоях, раскололось.
Раскол, произошедший в русской церкви в XVII в.был церковным отражением этого нравственного раздвоения, вызванного западным влиянием в обществе. Тогда стали у нас друг против друга два миросозерцания, два враждебные порядка понятий и чувств, два лагеря…»
1.Кто возглавил противоборствующие стороны в период раскола?
2.В чем видит сущность раскола, произошедшего в церкви и в российском обществе историк?
3.Затрагивали ли преобразования церковные догматы?
7. «Эпохе Московского царства» с характерными для него «живыми следами прежней автономии» В.И. Ульянов (Ленин) противопоставлял «новый период русской истории»- примерно с XVII века.
Какие особенности развития страны свидетельствуют о том, что XVII век - действительно - «новый период» в истории России (не менее трех)?
-
«XVII век занимает особое место в истории средневековой России. Это время небывалых противоречий и контрастов в экономике, политике, духовной жизни общества - небывалых даже по сравнению с острейшими потрясениями второй половины XVI в.» - А.М.Сахаров.
Согласны ли вы , что это было «время небывалых противоречий и контрастов»? Аргументируйте свое мнение (не менее трех аргументов)
-
Заполните таблицу: «Внешняя политика России в XVII веке »
Задачи, которые
надо решить
Время решения проблемы
Страны, народы, участвующие в решении
Средства , применяемые при решении
Итоги, значение