Урок истории в 6 классе на тему Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Цели

На основании исторических фактов сформировать представление о времени правления Ярослава Мудрого, особенностях его внешней и внутренней политики. Уметь выделять достижения деятельности Ярослава Мудрого, и определять их влияние на развитие государства.

Создать ситуацию, когда на основании своего жизненного опыта учащиеся сделают вывод о положительных и отрицательных чертах «Правды Ярослава». Способствовать формированию личностного отношения к истории своей страны.

План урока:

I. Проблема урока: почему Ярослава прозвали Мудрым и какие его личные качества повлияли на расцвет Древнерусского государства?

II. Поиск решения проблемы:

1. «И встал брат на брата...»

2. По правде русской

3. Мудрость Ярослава

Оборудование: проектор, экран, аудиоколонки, презентация, листы с рабочими материалами, карта «Древнерусское государство в ΧΙ веке».

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

2. Создание проблемной ситуации. Формулирование

проблемы

Слайд 1. Постер фильма «Ярослав. Тысячу лет спустя»

- Можем ли мы определить, кому посвящен фильм?

- А каким мы представляем Ярослава, глядя на это изображение?

Отвечают на вопросы



3. Версии

Какую проблему урока нам предстоит решить?

Какая информация нам может понадобиться?

- предлагают свои версии

- Почему Ярослава прозвали Мудрым и какие его личные качества повлияли на расцвет Древнерусского государства?

5. Поиск решения проблемы (этап получения новых знаний).

























Физ. минутка.






1. «И встал брат на брата...»

Слайд 4. «И встал брат на брата...» - как вы думаете, о чем пойдет речь?

  1. Слайд 5. Видеоролик о борьбе за Киевский престол между сыновьями князя Владимира.

  2. Какой вывод мы можем сделать, после просмотра этого видеофрагмента?

Микроитог: Ярослав получил власть в 1019 году и правил до 1054 года

Посчитайте, пожалуйста, сколько лет правил Ярослав?

2. По правде русской.

Из-за усобиц между Ярославом и его братьями 4 года в стране царили беспорядки. И нужно было наладить порядок в стране. Именно с порядка и начал Ярослав.

А вспомните, были ли в Древнерусском государстве законы?

До 11 века жизнь общества регламентировалась только родовыми обычаями.

Обычаи для всех могут быть свои, разные, а закон един и обязателен для всех. И именно при Ярославе Мудром появился первый письменный свод законов на Руси. Он называется Русская Правда или Правда Ярослава. В те времена слово «правда» означало - закон или устав.

Сейчас мы с вами рассмотрим один древний обычай, который существовал на Руси. И он назывался - обычай кровной мести.

Слайд 6. Видеофрагмент об обычае кровной мести

Согласны ли вы с мнением Ярослава о том, что этот обычай способствовал разжиганию розни?

Работа со статьями из Русской Правды.

- Какое наказание за убийство предполагалось по РП?

- Как назывался штраф за преступление?

- А согласны ли вы с таким наказанием?

Микроитог: Ярослав не мог резко уйти от родовых обычаев, он мог их только урегулировать.

Слайд 7. Завет Ярослава своим потомкам

3. Мудрость Ярослава

После того, как жизнь в государстве появился закон, Ярослав ставит задачу - сохранить целостность страны.

Слайд 8. Давайте поработаем с картой, какие условные знаки вы видите на Севере государства?

Действительно, при Ярославе Мудром появляются города крепости. Давайте озвучим название этих городов.

Подчеркните на карте названия этих городов.

В рабочих материалах есть задание для любознательных, которое, вы можете выполнить дома.

Слайд 9. Памятник Ярославу Мудрому в г. Ярославле.

А скажите, где вы могли встречать изображение этого памятника?

Слайд 10. На банкноте в тысячу рублей у нас изображен Ярослав Мудрый.

Вспомните постер, который, мы видели в начале урока, изображение какого животного встречается и на постере и на купюре?

А как называется такое изображение, которое является символом города?

Слайд 11. Неслучайно медведь изображен на гербе города Ярославля. Существует легенда, о том, что где сейчас находится город Ярославль, раньше было селение, и оно называлось Медвежий Угол. Здесь жили племена, поклоняющиеся языческим богам. Ярослав прибыл в это селение с дружиной и священниками. В результате язычники натравили на князя медведя, в надежде, что он растерзает его, но Ярослав секирою своей победил зверя. И на том месте приказал построить город и дал ему свое имя. С тех пор медведь с секирой изображен на гербе города Ярославля.

А теперь мы с вами снова вернемся к картам. Какой условный знак, обозначающий военные действия, вы видите? Рядом с каким городом?

Давайте вспомним, кто постоянно совершал набеги на Русь с юга?

Слайд 12. Да, действительно, вы правы, печенеги. И в 1036 году, под стенами города Киева Ярослав дал последний бой печенегам. Эта дата очень важная. Предлагаю вам взять ручки и записать у себя на карте.

В результате, после этого поражения, степняки перестали совершать набеги на Русь.

Скажите, а какой еще условный знак, вы видите на карте?

Ребята, а вообще, почему заключают союзы государства?

Ярослав первым из русских князей стал подкреплять политические союзы - союзом семьи.

Слайд 13. Он стал устраивать браки своих ближайших родственников с представителями правящих династий европейских государств. Такие браки называются династическими, этот термин вам нужно запомнить.

Слайд 14. Карта. Назовите, с какими странами породнилось Древнерусское государство благодаря династическим бракам?

Почему было столько желающих в Европе, заключать браки с родственниками Ярослава?

Слайд 15. очень интересная история связана с браком дочери Ярослава Мудрого - Анны. Анна вышла замуж за французского короля, ей было 18 лет, когда она прибыла во Французский город Реймс, в этом городе состоялось бракосочетание.

Слайд 16. На брачном свидетельстве необходимо было поставить подписи. Анна написала по латыни Anna Regina, что означало «Анна - королева», а вот Генрих поставил крестик. Как вы думаете, о чем это свидетельствует?

Как вы думаете, может ли этот пример проиллюстрировать уровень образования во Франции?

Слайд 17. Правильно, и в подтверждение, слова Анны из ее письма к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Зачитывает один из учащихся

Слайд 18. Представьте себе, что каждый из вас князь.

Утром княже просыпался и с кровати поднимался.Ясны очи открывал. Белы ручки поднимал,в разны стороны разводит, а потом их снова сводит. Резвы ножки разминал и на месте зашагал, а затем слегка стряхнув, приподняв свой княжий дух, направлялся на свой трон.

Слайд 19. Давайте продолжим нашу работу. В рабочих материалах у вас есть отрывок из ПВЛ, предлагаю вам прочитать его, обсудить в парах и выбрать из предложенных утверждений те, которые вы считаете правильными. (На работу вам дается 1 минута.)

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много он и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам»

1. Первые школы появились при домах знатных бояр

2. Первые школы появились при церквях

3. первыми учителями были священники

4. при Ярославе появились первые печатные книги

5. При Ярославе на Руси распространились рукописные книги.

Давайте зачитаем выбранные вами утверждения.

Совершенно верно, Ярослав сам был очень образованным человеком, он с детства любил читать книги, знал 4 иностранных языка, в совершенстве владел немецким и шведским языком. Потому что ему приходилось много общаться с иностранцами.

Какой храм упоминается в отрывке из повести?

Слайд 20. Именно по приказу Ярослава в 1037 году был возведен собор Святой Софии в городе Киеве. Считается, что он был построен на том месте, где Ярослав разбил войско печенегов.

Слайд 21. Впоследствии, такие храмы появились в в других городах.

Слайд 22. Храмы были богато украшены и фресками и иконами, мозаиками. К концу правления Ярослава уже насчитывалось около 400 церквей.

Как вы думаете, о чем свидетельствует этот факт?

Совершенно верно, он был человеком глубоко верующим, а вера она объединяет людей.

Назовите дату крещения Руси?

Из какой страны мы заимствовали православное христианство?

Слайд 23. Пост главы русской церкви тогда долгое время занимали греки. Решением Ярослава был избран первый РУССКИЙ митрополит по имени Иларион.

Почему не грека он хотел видеть главой русской церкви?

Правильно, он стремился к независимости РПЦ.

    - отвечают на вопрос.


    Делают вывод

    Подсчитывают, сколько лет правил Ярослав.


    - отвечают на вопрос



    - отвечают на вопрос, предлагают свои версии

    - работают со статьями, отвечают на вопросы,

    предлагают свои версии.

    Формулируют вывод.


    - работают с картой, отвечают на поставленный вопрос.

    - называют города-крепости

    - подчеркивают названия городов на карте

    - предлагают свои версии.


    - отвечают на вопрос

    - отвечают на вопрос



    - Работа с картой, определение значения условных знаков.

    - отвечают на вопрос

    Записывают дату на карте.

    - отвечают на вопрос

    - предлагают свои версии


    - смотрят на карту и называют страны

    - Формулируют вывод.



    - отвечают на вопрос

    - рассуждают и формулируют выводы

    - зачитывает текст слайда.




    - обсуждают текст Повести Временных лет в парах, выбирают правильные утверждения.




    - Зачитывают правильные утверждения


    - отвечают на вопрос



    - размышляют и отвечают на вопрос

    - отвечают на вопросы.


    -формулируют вывод.

    Выражение решения проблемы.

    Сегодня мы познакомились с историей Руси первой половины XI в. Это было время расцвета Древнерусского государства, связанного с деятельностью князя Ярослава Мудрого.

    Ребята, как вы думаете, смогли ли мы ответить на вопрос: в чем мудрость Ярослава как правителя?

    Я предлагаю вам творчески отразить ответ на этот вопрос - создав постер. У вас будет всего лишь 5 минут. Из предложенных материалов вам нужно выбрать главное изображение, придумать название, добавить другие иллюстрации, дополнить постер датами, словами, предложениями, которые помогут нам раскрыть его смысл. Работать вы будете в группах. Группа образуется таким образом: первая парта разворачивается ко второй, третья к четвертой.

    А теперь минуточку внимания, подведем итоги. Почему именно такие изображения вы выбрали?

    Ребята, все ваши постеры замечательные, они действительно отражают, почему Ярослава прозвали Мудрым.

    Ярослав оставил нам богатое культурное наследие, за годы его правления, государство стало развитым и процветающим. Личные качества Ярослава, стремление к развитию способствовали тому, что государство каждый раз вступало на новую ступень развития.

    Ребята, в вашей жизни тоже будут эти ступеньки развития. Я желаю вам - изучать историю, осмысливать исторический опыт нашей страны и каждый раз подниматься вверх по лестнице развития! Стремиться к укреплению силы и могущества нашего государства, ведь вы будущее России!


    - предлагают свои версии.

    - работают в группах, создают постер.


    - «защита» постеров.

    Домашнее задание.

    - параграф 7 и творческое задание, которое проверит ваш учитель истории. Представьте, что в России вводится еще одна денежная купюра и объявляется конкурс - изображение какого архитектурного памятника Республики Башкортостан вы хотели бы видеть на этой купюре и почему.

    слушают и отмечают в рабочих материалах.

    Рефлексия

    Сегодня я получила истинное удовольствие, работая с вами. Спасибо вам за работу на уроке и мои аплодисменты вам.

    Если вам понравился урок - вы тоже можете поаплодировать.

    Всего доброго! До свидания!


    Аплодируют


    9


    © 2010-2022