Обобщающий урок 5 класс Путешествие по Афинам

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путешествие по древним Афинам

Цель урока: продолжить знакомство с культурой Древней Греции, с примечательными местами и сооружениями Древних Афин.

Задачи:

-формирование навыков визуальной коммуникации;

-формирование умения описывать памятники культуры;

-развитие умения отличать художественные особенности произведений искусства, понимать язык, которым «говорит» искусство данной эпохи;

-воспитание чувства прекрасного при общении с произведениями искусства.

Тип урока: урок-путешествие.

Учитель.

Клио, богиня, наскучив с богами сидеть

На высоком Олимпе

На землю решила спуститься.

Премудрая Клио

И игру провести здесь, на нашем уроке

Устроить для всех,

Кто желает!

Богиня Клио.

Вам, пришедшим сюда,

К состязанью готовым

Слово привета свое

Я обращаю.

Вам пожелаю я, о, сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородством блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Слайд 2(Крылатая Ника)

Пусть же дарует великая Ника

Победу тем, кто достойнее будет

И знанья покажет искусней.

Муза истории Клио

Вас приглашает. Идемте!

Тема 1. География.

  1. Это государство находится на Балканском полуострове. (Греция)

  2. Самый богатый остров около Греции. (Крит)

  3. Самый богатый и могущественный из древнегреческих городов, расположенный в Южной Греции на скалистом холме. (Микены)

  4. Где в Древней Греции были длинные стены? (Стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами)

  5. Первое - название священной горы греков, второе - соединительный союз, третье - самая хвастливая буква в алфавите, целое - город в Пелопонесе, известный всей Греции. (Олимпия)

Религия древних греков.

1.Он собьет с пути

Или на путь наставит,

От усталости глаза сомкнуть заставит.

Весть, как молнию,

Доставит всем с небес,

И зовут его … (Гермес)

2. под землей на троне

Мрачный он сидит,

Души эллинов умерших

Он надежно сторожит.

Пес его свирепый Цербер

Никогда не спит.

Бога этого зовут…(Аид)

3. Своей наружностью пугает всех невест.

От горы его огонь пылает до небес.

Троны, щит для героя и много чудес

Кует в своей кузнице…(Гефест)

3. Белолика и стройна,

Из пены родилась она.

Богиня эта…(Афродита)

4. На фронтоне Парфенона

В спор вступила с Посейдоном

5.Он меткий стрелок и на лире играет.

Девять муз его сопровождают.

В блеске и свете является он -

Брат Артемиды, бог…(Аполлон)

Крылатые выражения.

Пояснить историческое происхождение выражений

Танталовы муки, покрывало Пенелопы, со щитом или на щите, яблоко раздора, гордиев узел, достичь апогея, сизифов труд, танталовы муки.

Тема3. Герои мифов.

  1. - Афиняне! - закричал он - я узнаю корабль, но не могу различить цувет паруса - Мужайся, царь, - был ответ, - парус остался черным. (царь Эгей)

  2. Знаменитый мастер, строитель лабиринта (Дедал)

  3. Если ты присудишь это яблоко мне, - вмешалась она, - я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться. (Афина)

  4. Мать и отец Зевса. (Бог Крон и богиня Рея)

  5. Он научил людей разводить виноград и делать душистое вино из его гроздей. (Бог Дионис)

Тема 4. Великие ученые и писатели.

  1. Слепой поэт, автор поэм «Одиссея» и «Иллиада». (Гомер)

  2. Афинский мыслитель шутливо утверждал, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Как зовут греческого мыслителя? (Сократ)

  3. Древнегреческий историк начал свою книгу словами: «Соблрал и написал эти сведения, чтобы великие и достойные дела эллинов и других народов не остались в безвестности». Кто это написал? (Геродот)

  4. Известный древнегреческий ученый собрал все накопленные к тому времени (IV век до н.э.) научные знания и объединил их в самостоятельные науки. О каком ученом идет речь? (Аристотель)

Тема 5.

  1. Это сосуд с узким горлышком и двумя ручками для вина и молока. (Амфора)

  2. Так называется главная площадь Афин. (Агора)

  3. Храм богини Афины. (Парфенон)

  4. В греческих школах учили ясно и красиво говорить. Ученики заучивали стихи Гомера и других поэтов. Греки н считали образованным человек, не умевшего петь и танцевать. О каком воспитании здесь идет речь - афинском или спартанском? (афинском)

  5. Зрелище в честь бога Диониса. (Театр)

Тема 6. Администрация.

  1. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати. Как это называется? (Ареопаг)

  2. Ареопаг ежегодно выбирал из числа знатных девять правителей. Как их называли? (Архонты)

  3. Кого в 594 г. до н.э. избрали архонтом? Он отменил долговое рабство. (Солон)

  4. Народное собрание выбирало путем поднятия рук первого стратега сроком на один год. Пятнадцать раз подряд, начиная с 443 года до н.э., собрание выбирает этого человека на должность 1-го стратега. Кто он? (Перикл)

Ход урока

I.Организационный момент

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные)

II.Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. А куда, давайте определим из рассказа грека. (слайд 1)

-Приветствую вас! Я люблю путешествовать, многое я видел, а сейчас возвращаюсь в свой родной город. Во время путешествия я часто вспоминал его городские площади, украшенные храмами и другими постройками, где повсюду много мраморных и бронзовых статуй. На улицах моего города можно встретить ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания. Все обмениваются новостями, занимаются делами. Я люблю свой город. Это моя Родина.

-Этот город Афины.

III.Изучение нового материала.

- Мы с вами отправляемся в город, которым гордились афиняне - Афины.

«Да ты - чурбан, коли Афин не выдывал;

Осел - коли, увидев, не пришел в восторг;

Верблюд - коли покинул их, не жалуясь» - Говорили они.

-Как вы думаете, на чем мы отправимся в Афины?

Итак, мы подплываем по морю на корабле к городу Афины. (слайд 3)

Мы подплываем к прекрасному порту.

Как он назывался? (слайд 4, 5)

-Это Пирей.

Мы выходим на берег и идем по Пирею. Это хорошо распланированный город, его улицы прямые и пересекаются под прямым углом. За мелкую серебряную монету нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге мажду двух стен. Как они называются и для чего они были построены?

-Длинные стены, соединяющие Пирей с Афинами. Их протяженность 5-6 километров и построены они были для защиты от врагов.

- И вот мы вступаем в Афины! Идем по улицам, которые на удивление не кажутся нам привлекательными: они кривые, пыльные, не имеют моствых и настолько узкие, что по ним с трудом проезжает одна повозка. С двух сторон улицы видны невзрачные дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один-два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступают над первыми. Многие не имеют дворов и двери из комнат выходили сразу на улицу. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Но берегитесь, иначе прямо из окон на вас могут быть вылиты помои.

Дом афинянина. Дома древних греков строились из необожженного кирпича:их было нелегко сломать и легко обновить. Двери и оконные рамы делали из дерева, которое считалось дорогим материалом - его было мало.

Греческие дома располагались около внутреннего дворика. Во внутреннем дворике проходила вся хозяйственная жизнь. В него вели двери из комнат первого этажа с земляным полом, который позже заменился мозаичным. Комнаты обогревались нагретым деревянным углем в небольших металлических жаровнях. Окна, которые выходили на улицу, были маленькими, располагались практически под потолком и закрывались ставнями.

Ступеньки вели со двора на второй этаж, где находились спальни и помещения для слуг. Греческие дома были поделены на две части: мужскую и женскую на мужской половине греки встречались с друзьями, устраивали гулянки. На женской - работали: пряли, ткали, вышивали. Женщина считалась полноправной хозяйкой дома: в ее руках были ключи от кладовых, расчетные книги, ей подчинялись все слуги-рабы, от нее зависело процветание семейных дел.

В доме обязательно была ванная комната с терракотовой ванной с отводной трубой, по которой вода вытекала на улицу. Предусматривалась и специальная чаша для умывания.

Улицы греческих городов были кривыми и настолько узкими, что выходя со двора, надо было постучать в двери, чтобы открывая ее, не ударить прохожего.

Мебели было мало. В основном, это были деревянные стулья: «тронос» - кресло хозяина дома, скамейки, стулья с загнутыми спинками. Столы были маленькими, потому что ели и спали на «ложах» - деревянных скамейках. Шкафов не было, вместо них для одежды использовали сундуки.

Питание древних греков. Большинство жителей Греции питались хлебом и кашей. Обычно это был ячменный хлеб, потому что пшеница стоила дороже, чем ячмень. Другой доступной едой были: сыр, рыба, овощи, яйца и фрукты. Охота на зайцев, оленей и кабанов давала возможность использовать мясо.

На завтрак обычно подавали кусок хлеба, замоченный в вине. На обед мог быть -ячменную кашу или хлеб с овощами. Как приправы использовались кориандр и кунжут.

В терракотовых ульях держали пчел. Мед был единственной сладостью на столе древних греков. Зажиточные люди питались более разнообразно. Они больше употребляли рыбы, мяса, могли позволить себе хлеб из пшеницы.

Вино делали из винограда. Виноград собирали в сентябре. Сначала виноград мяли ногами в больших чанах. Потом раздавленную виноградную массу помещали под пресс, отжимали и разливали сок в большие сосуды - пифосы, где он постепенно превращался в вино. Вино смешивали с водой так, чтобы воды было больше, примерно, вдвое, чем вина. По сути, это был лишь способ обеззараживания воды греческих колодцев.

Одежда, обувь, украшения, прически. Греческая одежда была очень простой. И мужчины, и женщины драпировались в ткани, обертывая ее вокруг тела в виде туники или плаща. Ткань выбиралась в зависимости от погоды и достатка: шерсть, лен иностранные прозрачные ткани.

Женщины носили хитоны - платья, которые делали из одного куска ткани. Такие платья закреплялись на плече шпильками или брошками и подвязывались поясом. Гимнасий - прямоугольная накидка.

Мужчины тоже носили туники. Молодые люди, выходя из дома, одевали короткие, до колена, туники. Пожилые и зажиточные люди обычно одевали туники до щиколоток. Мужчины носили гимнатий, который обертывали около тела, перекинув один конец через плечо. Иногда его одевали поверх туники. Многие греки ходили босиком практически все врем, особенно дома. Когда выходили на улицу, одевали кожаные сандалии или ботинки. Путешественники и наездники носили высокие полуботинки.

В прическах греки следовали моде. Волосы у мужчин были короткими, а лицо чисто выбритым. Женщины из своих волос делали сложные прически, украшенные диадемами, шарфами или сетками.

Учитель. - Давайте спросим у кого-нибудь из местных жителей, в каком районе мы находимся?

(Роль местного жителя играет один из учеников)

- Вы находитесь в районе Афин, где живут гончары. Эта часть района называется Керамик. По гречески - «кЕрамос» - глина. Давайте войдем в мою гончарную мастерскую. В углу двора находится круглая печь для обжига посуды, за забором дымится печь соседней мастерской. Кроме меня - хозяина, в мастерской вы видите покупателя, носильщиков сосудов и работников. Один месит ногами глину в прямоугольном бассейне, другой, стоя на коленях, разминает глиняное тесто. Третий работник вращает руками гончарный круг, четвертый формирует сосуд. Два художника расписывают вазы.

Обратите внимание на сосуды. В верхнем ряду - три: кратер, амфора и гидрия-ведро. В нижнем ряду - пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф, кубок-канфар, черпак киаф и чашка-скиф. Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко. Пифос - это глиняная бочка для хранения припасов; амфора - это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» - так называют археологи его части. Гидрия с тремя ручками - это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом, без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»); чашка с ручкой - «скиф»; кубок, имеющий форму звериной морды, - «ритон». Это все - сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленмких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

Но все они отличаются не только по форме, но и по цвету. У нас в Греции два стиля вазописи: чернофигурный и краснофигурный.

Учитель: - Давайте продолжим нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь - Агору. Слышите громкий крик ослов и мулов? Это жители окрестных селений везут на торговую площадь города вино, ячмень, овощи, фрукты.

В утренние часы на Агоре слышны громкие крики торговцев. «Купите масла!», «Купите рыбу!», «Вы забыли зелень!» Здесь же и развлечения: петушиные бои, выступление фокусников, глотателей кинжалов.

Подойдем с вами к храму Гефеста.

- Вспомните, какие были здания в Керамике? А как вы думаете, почему общественные здания - храмы, стадионы и театры строились большими и красивыми.

Жрец храма. Наше сооружение, как и большинство храмов в Афинах, представляет собой огороженное колоннами прямоугольное каменное сооружение с двускатной крышей. Колонны и стены храма расположены на трехступенчатой основе, чтобы кровля храма поднималась над другими сооружениями. В нашей архитектуре используются колонны трех типов: дорические, ионические и коринфские. Храмов в Афинах очень много.

Войдем в храм. Важно отметить, что в середине он не очень просторный. Одако этой площади достаточно, чтобы разместить статую бога, в честь которого сооружен этот храм. Тут находятся дорогие подарки, поднесенные верующими от чистого сердца. Все большие праздник в честь нашего заступника мы проводим не в середине храма, а на площади перед ним. Там, конечно, собирается большое количество народа. Поэтому строители стремились достичь того, что именно внешний вид храма был наряден и красив.

Ниже храма Гефеста расположено длинное полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. Прочитайте, как оно называется?

В Афинах и других греческих полисах было много портиков. Здесь было удобно назначать встречи, обсуждать дела, можно было отдохнуть, обсуждая последние новости. Портик защищал от прямых солнечных лучей, но там не было душно, так как постоянно дул ветерок.

На площади под портиком я вижу нашего известного ученого Аристотеля. Видите невысокого человека, рядом с которым стоят молодые люди. Аристотель никогда не отказывается поговорить с интересными людьми, и, если среди вас есть журналист или человек, способный на равных общаться с великим сыном Греции, давайте подойдем поближе.

Журналист. В своей стране я достаточно известный журналист и могу попробовать взять у Аристотеля интервью.

1-й экскурсовод. Ну что же, давайте попробуем.

Журналист. (подошел к ученому). Нам очень интересно пообщаться с живой легендой Греции. С вашего позволения я задам вам несколько вопросов.

Аристотель. Пожалуйста, я буду рад.

Журналист. Где вы получили такое прекрасное образование?

Аристотель. В 18 лет я приехал из своего родного города в Афины и стал учеником известной школы - академии, которой руководил Платон. Кстати, вы знаете, почему она так называется?

Журналист. Что-то слышал, но хотелось бы узнать информацию что называется из первых уст.

Аристотель. Дело в том, что мой учитель очень любил разговаривать с учениками около статуи легендарного героя Академа. Поэтому нас стали называть академиками, а школу - академия. Этому учебному заведению я отдал 20 лет.

Журналист. Говорят, что благодаря вам, в наш быт вошло выражение «отставать в учебе». Это так или нет?

Аристотель. Да, действительно так. Дело в том, что у меня есть привычка во время объяснения нового материала, прогуливаться, а ученики ходят за мной и записывают. Иногда случается так, что кто-то не успевает за пояснением, отстав. Тогда он пропускает это место, чтобы заполнить его позднее. Отсюда и вульгарное выражение «отставать в обучении».

Журналист. Как вы думаете, есть разница между человеком образованным и необразованным?

Аристотель. Конечно, и она настолько же значительна, как между живым и мертвым.

Журналист. У вас есть особая мысль по поводу мирового устройства. Не могли бы вы коротко изложить ее.

Аристотель. Пожалуйста. Я считаю, что Земля является центром мира, и еще не родился человек, который бы переубедил меня, что это не так.

Журналист. Но вы не исключаете возможность появления такого человека?

Аристотель. В принципе, в науке все возможно. Ведь смог же я в противоречие своему учителю и другу Платону доказать, что его теория существования Атлантиды ошибочна. Хотя, честно сказать, сомневаюсь, что это так.

Журналист. Ну что же, спасибо вам за содержательную и интересную беседу. Будем ждать от вас новых открытий.

Развлечения греков. Афиняне - искусные земледельцы, ремесленники и мореплаватели - были людьми трудолюбивыми. Но они не считали работу главным делом жизни. Труду они посвящали 6 часов, а дальше - «дзети»!- по гречески - живи! Жить совсем не означало просто отдыхать. Жить означало общаться с людьми, наслаждаться красотой, набираться ума и знаний. Отдых взрослые афиняне проводили не с семьей, а на улице, в мужской компании. Друзья и собеседники собирались в парикмахерских, на лавочках или в гимназиях. Греческие гимназии - это зеленые парки с банями, стадионами и помещениями для спортивных соревнований - они назывались палестрами; тут же были и портики - коридоры с колоннами вместо стен - для прогулок, залы для школьных занятий и ученых бесед. Любой гражданин мог упражняться в борьбе, гулять с друзьями, слушать умные споры. Греки любили театральные представления, считали театр «школой жизни». Но больше всего афиняне любили встречаться за праздничным столом.

Каждый день то в одном, то в другом доме собиралось небольшое, по 9-10 человек, общество; женщины в это общество не допускались. Хозяева и гости располагались на обеденных ложах: греки ели полулежа. В начале банкета подавались закуски, а потом, вымыв руки, сотрапезники брались за чаши, в которые наливалось вино, разведенное водой - пить неразбавленное вино считалось варварством. Главное удовольствие участники банкета получали не от еды и питья, а от застольных бесед. Говорили обычно про искусство, философию, государственные дела. Поэтому греческие и римские авторы философские произведения писали в виде разговоров участников банкета. Некоторые философские произведения так и назывались - «Банкет».

Воспитание детей. В Афинах не было государственных школ, как в Спарте. Каждый гражданин воспитывал своих детей как мог. Дети ходили к платным учителям начальной школы, которые учили их читать и писать. Образование детей бедняков на этом и заканчивалось, а дети зажиточных родителей отправлялись в гимназии, где занимались с платными наставниками литературой, музыкой и физическими упражнениями. Старшие мальчики поступали в школы какого-нибудь известного философа или оратора. Дети аристократов обучались у наиболее знаменитых учеников и музыкантов у себя дома. Девочки учились только дома.

В «добрые старые времена» Солона афинские мальчики в послушании едва ли уступали спартанцам. Но постепенно афинская молодежь стала более своевольной и менее уважительной к старшим. Был такой случай: один раз в Афинах во время праздника в театр вошел старик. Он стал искать свободное место. Но никто из молодых людей е обратил на него внимания. Кода же он дошел до спартанских послов, те дружно встали и уступили ему место. Афиняне сразу поняли, что спартанцы дали им хороший урок - весь театр взорвался аплодисментами.

Рабство в Греции. Афиняне были не только свободными гражданами свободного государства, они были еще и рабовладельцами. Ученые подсчитали, что в Афинах рабов было больше, чем взрослых мужчин-афинян. Некоторые рабы трудились в сельских усадьбах богатеев, но большинство их работало в мастерских зажиточных афинских ремесленников. Афинское ремесло процветало в большом количестве небольших «предприятий» с 10-15 рабами. Мастерская с сотней рабов считалась большой «фабрикой». Домашние слуги, а также няньки и дядьки, которые приглядывали за маленькими детьми тоже были рабами.

Кроме рабов хозяйских были рабы государственные. Так, например, 300 государственных рабов-скифов несли в Афинах полицейскую службу. Грамотные рабы работали писарями в государственных архивах. Самой тяжелой была судьба рабов, которые трудились в рудниках: глубоко под землей, без света, согнувшись, в низких шахтах день и ночь добывали они серебро.

И все же гости-иностранцы считали, что в Афинах рабам живется свободно. Характер афинян не позволял грубого обращения с рабами: жестокость по отношению к живому существу считалась у них недостойной свободного человека. Афинянин не имел права бить своего раба. Раб мог оставить жестокого господина и требовать чрез суд, чтобы его продали другому хозяину. Одевались домашние рабы также как свободные люди. За верную службу рабов отпускали со временем на свободу.

Учитель. Мы покидаем с вами агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это - Акрополь. Он был разрушен во время греко-персидских войн. Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого считается красивейшим, выпало Фидию. Размеры Акрополя невелики-300 м в длину и 130 м в ширину. И на таком пространстве греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания. О! Нам повезло, вы видите, как много людей идут на Акрополь? Сегодня большой праздник в честь богини Афины. Нам повезло: такое зрелище можно увидеть раз в четыре года. Этих быков и баранов приносят в жертву Афине. Видите дым на холме? - жертвоприношение началось.

- Ребята, а вы помните. Почему город назван в честь богини Афины?

(Миф о споре Афины и Посейдона)

1-й экскурсант. (рассказывает миф). В те времена, когда город только основали. И он еще не имел названия, поспорили между собой Посейдон и Афина за право стать покровителем нового города. И вот на вершине Акрополя собрались люди и боги. Решено было: кто сделает городу лучший подарок, тот и станет его покровителем. Ударил по скале трезубцем Посейдон - и забил источник воды. Все обрадовались - воды в Аттике было мало - и бросились пить. Но вода в источнике была соленой. Тогда Афина воткнула в землю свое копье, оно зазеленело и превратилось в оливковое дерево. Все признали подарок Афины лучшим, и город назвали в ее честь.

Экскурсовод. Обойдем строение и посмотрим скульптурную группу на восточном фронтоне. Она изображает рождение Афины. Известен ли вам этот миф?

2-й экскурсант. Да, известен. Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Тогда он позвал своего сына - бога -кузнеца Гефеста - и попросил избавить его от головной боли. Взмахнул Гефест секирой и ударил по голове Зевса. Голова раскололась и из нее в полном боевом вооружении вышла Афина - любимая дочь Зевса, богиня мудрости и защитница городов.

Учитель. Не спешите! Перед вами схема Акрополя. (раздаточный материал. Лист 2)

Задание. Вы должны будете отмечать цифрами те памятники, о которых пойдет речь. Посмотрите направо.

Ученик. (заранее подготовленный). Пропилеи построил архитектор Мнесикл. Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами, в древние времена во врем раздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкала пинакотека - картинная галерея, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. Справа от Пропилей находился крошечный, изящный, легкий храм Ники Аптерос (Бескрылой) - богини Победы. После победы над персами афиняне пожелали оставить навсегда богиню у себя и не дать ей улететь.

Учитель. Пройдя через ворота Пропилей, мы оказываемся на удлиненной площади. Смотрите, какая красивая статуя. Эта статуя Афины Промахос (т.е. завоевательницы), покровительствующей Афинам. Она была воздвигнута прославленным скульптором Фидием в честь Марафонской победы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Она сделана из бронзы. Шлем и острие копья сделаны из золота. Видите, как ярко они сверкают на солнце! Эта статуя видна со всех сторон города и это ее мы видели с мор. Правее статуи Афины Промахос находился знаменитый Парфенон.

Ученик. Храм Парфенон посвящен Афине Парфенос (т.е. Деве)выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом, он стал одним их прекраснейших греческих храмов. Огромный и могучий, построенный из золотисто-розового мрамора, Парфенон стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Центром храма была колоссальная 12-метровая статуя Афины Парфенос работы Фидия. Она была из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На гребне шлема Афины - сфинкс и пегасы. На ладони правой руки помещались статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит (эгиду), на внешней стороне щита - битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея,- сцена битвы богов с титанами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи. Печальна судьба Парфенона. Он был разрушен в 1687 году в ходе войны венецианцев с турками, под игом которых находилась Греция. Во время осады афинского Акрополя ядро, пущенное из венецианской мортиры, попало в Парфенон, где был расположен турецкий пороховой склад. Взрыв превратил прославленное здание в руины. Хотя, как писал Корбюзье, «настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах».

Учитель. Напротив Парфенона возвели Эрехтейон - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. На этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды - каменные фигуры юных девушек. Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть посвящалась Посейдону. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу.

Экскурсовод. А наша экскурсия тем временем приближается к концу. Мы сейчас оставим гостеприимный Акрополь. Возле главных ворот стоит лавка с сувенирами, где вы можете приобрести на память о пребывании в греческой столице чудесные вазы и амфоры, копии известных картин и скульптур.

Хозяин лавки и сувениров. Народ говорит, что статуй в Афинах больше, чем людей. Это, конечно, шутка, но в нашем городе действительно большое количество статуй. Их изготовляют из дерева, камня, бронзы. Мраморные статуи раскрашивают под цвет человеческого тела, а бронзовым вставляют глаза из цветных драгоценных камней. Деревянные же скульптуры наши мастера обклеивают тонкими пластинками из слоновой кости, чтобы также придать им цвет человеческого тела. Наша сувенирная лавка особенная. Покупатели не только платят за товар, но и могут получить приз до 12 драхм, о чем свидетельствует специальная грамота. В отдельных случаях, когда вы ничего не можете рассказать про сувенир, разрешено взять его в кредит. Но в таком случае награда не предусмотрена. Выбирайте сувениры.

1-й покупатель. Я хочу приобрести статую богини Ники работы Пеония. Эта работа привлекает меня своей легкостью. Фигура богини, как птица, плывет в воздухе, плавно опускаясь на землю. Прозрачная ткань ее хитона подчеркивает формы тела, плащ развевается на ветру. Дайте мне эту статую.

2-й покупатель. А мне, пожалуйста, «Копьеносца» Поликлета. Мне нравится эта статуя, которая изображает отважного воина и гражданина. Свободная, природная поза копьеносца: он стоит, опираясь на правую ногу, в то время как левая слегка согнута. Я знаю, что прежде чем создать статую, автор сделал математические расчеты, чтобы придерживаться всех пропорций.

Продавец. Мне кажется, вам очень повезло. В двух шагах от нашей лавки я вижу великого Праксителя, который направляется сюда. У нас выставлено несколько копий его работ, которые, кстати, очень быстро продаются. Вот и сегодня у меня уже купили две его скульптуры. А вы имеете возможность пообщаться с великим человеком.

Входит Пракситель и экскурсанты обращаются к нему.

Экскурсант. Ваши герои - лирические, поэтические личности. Вам особенно близки лирика и поэзия?

Пракситель. Да, это действительно так. Мои герои живут в мире грез, их вид временами беззаботный, а временами элегически грустный. Они мечтательны, поэтичны и гармоничны.

Экскурсант. Традиции какой школы искусства вы придерживаетесь?

Пракситель. Порвав с архаическими традициями, я придерживаюсь традиций античной школы, которая опирается на достижения ионических и пелопонесских мастеров.

Экскурсант. К чему вы стремитесь, создавая скульптуру?

Пракситель. Стремлюсь показать не только красоту человека, но и его мужественность, стремление к героическому поступку. Не случайно главными героями моих скульптур становятся победители Олимпийских игр, беги и богини, герои-греки.

Экскурсант. Где вы подбираете такие точные модели к своим скульптурам?

Пракситель. Видите ли, мы, греки, считаем, что каждый человек прекрасен. Если кто-то некрасив от природы, искусство должно эту ошибку исправить, поэтому в моих произведениях вы увидите только прекрасных, гармонично развитых людей.

Экскурсант. С какими материалами вы предпочитаете работать?

Пракситель. Мой любимый материал - мрамор. Мне кажется, что скульптуры из мрамора лучше всего способны передать подробности человеческого тела.

Экскурсант. Кто ваш любимый герой?

Пракситель. Не герой, а героиня. Это богиня Афродита, исполненная нрации и чувственного очарования, идеал женской красоты. Кроме того, в своих работах мне бы хотелось сберечь пропорции реальной героини.

Экскурсант. Большое спасибо за ваши ответы и за ту красоту, которую вы дарите людям.

3-й покупатель. Как же мы с вами забыли про легендарного «Дискобола» Мирона? Не могли бы вы показать нам копию этого прекрасного произведения? Статуя «Дискобола» обобщает представления греков про прекрасного, гармонично развитого человека. Метательный диск представленный в сложной позе в момент перехода от размаха к броску, показана кульминационная точка движения. Главная задача скульптора - создать динамическое равновесие героя, чтобы зрители представили, что дискобол сейчас выпрямится и бросит диск лучше своих соперников.

4-й покупатель. А мне больше нравятся художественные полотна, например, работы Полигнота. Говорят, что его палитра ограничена четырьмя красками, а фигуры на картинах расположены на разных уровнях, чтобы передать глубину простора. Полигнот - великий мастер, который способен создать утонченную легкость тонких и прозрачных одежд, которые развеваются на ветру, сложные прически, обычаи, жесты.

Продавец литературы. Не хотите ли вы познакомиться с моим товаром? Тут вы найдете для себя много интересного.

Покупатель. Мне очень нравятся афоризмы знаменитых греков. Могли бы вы что- нибудь посоветовать?

Продавец литературы. Вам повезло, есть у меня одно произведение. Я сейчас прочитаю несколько высказываний из него, а вы решайте, то ли это что вам надо или нет. Несколько крылатых выражений знаменитого Аристотеля: «Когда учишься, не оглядывайся на тех, кто отстал», «Корень учения горек, а плод - сладок»; а вот из Пифагора: «С людьми надо вести себя так,, чтобы не друзей делать врагами, а врагов - друзьями». А это уже Анахарсис: «Сдерживай язык: не говори про других плохо, чтобы не услышать про себя еще худшее», «Не радуйся чужому горю», «Береги себя сам», и его же вопрос-загадка: «Что в человеке одновременно и хорошее и плохое? Язык». Лично мне очень нравится случай из жизни моих земляков, который тоже можно найти здесь: когда афиняне осудили Сократа на смерть, жена сказала ему: «Ты умираешь невиновным», на что Сократ ответил: «А ты бы хотела, чтобы заслужено?» Ну что, берете вы это прекрасное произведение, полное мудрых высказываний?

1-й экскурсовод. Я слышу гудок нашего корабля. Капитан сообщает нам, что пришло время оставить гостеприимные Афины, хоть этот город открыл нам далеко не все свои тайны. Если кто-то из вас решит еще раз посетить наш город, то мы расскажем вам про греческих писателей и познакомим с их творчеством. Так что просим к нам в гости.

На этом заканчивается наше путешествие по городу богини Афины. Сегодня мы узнали не многое о культуре Древней Греции, но еще многое предстоит узнать.

IV. Рефлексия. «Кроссворд наоборот».

Учитель. Теперь вы знаете, как составить вопросы к этому кроссворду.

Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы малую толику того восхищения, которые испытывали жители древних Афин. Теперь в понимаете фразу жителей Афин: «Да ты - чурбан, коли Афин не видывал; осел - коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд - коли покинул их, не жалуясь».

Греки гордились своими достижениями в области культуры, гордились своим городом. И в последующем развитии человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры древнегреческое искусство станет образцом для подражания.



1

© 2010-2022