Конспект урока: Новые явления в экономике

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Конспект урока по истории России в 7 классе по теме:

«Экономическое развитие России в XVII в., новые явления в экономике»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о новых явлениях в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, торговле России в XVII в.

- познакомить учащихся с новыми явлениями в экономике после окончания Смутного времени

- развивать умения сравнивать экономическое положение России в XVII в. с её положением накануне Смуты;

- познакомить учащихся с новыми понятиями "экономика", "отрасли экономики", "мануфактура", "фабрика", "капитализм", знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;

- развитие исторического мышления и речи через работу в группах;

Основные знания: социально-экономические последствия Смуты; начало экономической специализации различных районов страны; усиление роли барщины и оброка в аграрном секторе экономики; превращение ремесла в мелкотоварное производство; предпосылки, становление и развитие мануфактурного производства; сущность и специфика формирования всероссийского рынка; предпосылки роста городов.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Экономическое развитие России в XVII в.», схема «Развитие отраслей экономики в XVII в.», презентация, атласы, компьютер, проектор

Внутрипредметные связи: Средние века: рост торговли и городов в Европе; Новая история: развитие капитализма.

Персоналия: А. Д. Виниус.

Ключевые понятия: мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право.

Даты и события: 1653 г. - принятие Таможенного устава; 1667 г. - принятие Новоторгового устава.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

объяснять значение понятий мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право;

обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России XVII в.

Ход урока

1. Орг. момент. Начало урока (отметить отсутствующих)

Проверка домашнего задания: вопросы

- Ребята, на прошлом уроке мы завершили период , который в истории России носит название Смута и скажите мне пожалуйста, что же такое Смута?

(ответы детей) - крупнейшие политические, социально-экономические потрясения.

- А какое событие мы можем считать «точкой отсчета» Смуты и когда оно случилось? (смерть Федора Иоанновича в 1598 г. и пресечение династии Рюриковичей). Смерть Федора Иоанновича стала одной из причин Смуты.

- Какие еще причины Смуты вы можете назвать? (усиление налогового гнета, закрепощение крестьян, ослабление центральной власти).

Молодцы, ну а теперь блиц-опрос домашнего задания слайд 1-2

Вопросы для учащихся:

- Сколько лет длилась и чем завершилась Смута? К каким результатам эта борьба привела ?

- . По каким направлениям шло восстановление Российского государства?

- Возвращение потерянных в годы смуты земель и расширение территории страны (внешнеполитические)

- Какие ещё важные проблемы стояли перед страной? От их решения зависела судьба страны (восстановление разрушенной экономики страны).

- Из курса обществознания, давайте вспомним, что экономика? Экономика - это хозяйство страны.

Итак, следствием Смуты стало величайшее разорение страны. По выражению В.О. Ключевского "смута отняла спокойствие и довольство, но дала взамен опыт и идеи".

- именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

Сформулируйте тему урока и определите его цели (слайд 3-4)

(запись темы в тетрадь)

План урока (слайд 5)

1. Последствия Смуты.

2. Сельское хозяйство.

3. Ремесло.

4. Мануфактура.

5. Торговля.

6. Рост городов.

- Подумайте в течении урока над следующим вопросом: «Какие новые черты появились в экономике страны в 17 веке»?( слайд 6)

Изучение нового материала

рассказ учителя:

1. Последствия Смуты.

- Какое событие можно считать окончанием Смутного времени? (избрание нового царя Михаила Романова). Когда оно произошло? ( в 1613 г.)

- Какие последствия ожидали страну после Смутного времени?

- Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли

Задание 1. Прочитать 1 пункт пар. 4 на с. 33-34 и назвать последствия Смуты: (слайд. 7)

- Назовите последствия Смуты (ответы детей)

Ребята, а какие земли наиболее сильно пострадали? ( западные, центр, юг)

1) - разорение западных и центральных районов страны;

- Почему именно западные и центральные земли страдали от запустения? С какими событиями это связано? (война с поляками и шведами)

2)- сокращение посевных площадей

- По какой причине произошло это сокращение?

- Почему в одних районах не хватало рабочих рук, а в других их было много и они не могли бы быть использованы в работе? Какими фактами это можно подтвердить (бегство крестьян на север, за Волгу, к казакам на юг).

3) -отсутствие у крестьян денег, скота, с/х орудий ( появление бобылей)

- Почему крестьяне не имели с/х орудия? К чему это могло привести?(к разорению и запустению земли)

4)- А почему государство не могло помочь крестьянам приобрести с/х инвентарь и зерно?

- опустение казны

- Как мы выяснили, с\х не развивалось, а как, на ваш взгляд, обстоят дела с ремеслом, с развитием промыслов?

5) -упадок промыслов и ремесла (слайд8 )

- Исходя из этих последствий, какую задачу должен был поставить перед собой новый царь, чтобы вывести страну из кризиса?

( найти источники экономического возрождения страны)

Наверно вы уже заметили, что парты стоят не совсем для вас привычно, Сейчас, опираясь на учебник, рабочие тетради и атлас, мы, разделившись на 4 группы, будем искать источники экономического возрождения страны.

1 группа, работая с п.2 на стр.34 назовет нам нововведения в этой отрасли

2 группа, работая с п.3 на стр.36 назовет нам нововведения в ремесле

3. группа, работая с п.5 на стр.38 назовет нам особенности торговли

4. группа, работая с п. 6 на стр.38-39 расскажет нам о появлении и росте новых городов. самостоятельная работа учащихся в группах. (5-7 мин.)

1 группа - Сельское хозяйство

- Так как именно сельское хозяйство имело важную роль в жизни страны, то первым нововведения коснулись именно этой отрасли. (слайд 10-11 после ответов детей)


1. Сельское хозяйство

1. Раздача земель дворянам, что должно было укрепить дворянское и крестьянское хозяйство.

2. Подтверждение прав на землю тех дворян, которым она была дарована ранее.

3. Велось освоение заволжских и сибирских территорий.

4. В 1637 г. увеличен сыск беглых крестьян на 9, позднее 10 и 15 лет.

5. Сокращение крестьянских налогов

6. Увеличен денежный оброк.

7. Наметившаяся специализация отдельных районов.

8. Развитие предпринимательства и торговли.

- Что такое специализация районов?

- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация. слайд 15

( Работа с картой) Вывод: слайд 16

Каковы последствия данного явления? Рост товарного обращения

2 группа - Ремесло

Какие -же нововведения появились в ремесле?


2. Ремесло

1. Ремесло превращается в мелкотоварное производство.

2. Укрупнение ремесленных предприятий

3. Специализация ремесленного производства в различных районах страны.

Слайд 17

Как вы понимаете понятие мелкотоварное производство? Слайд 18

- Запишем определение мелкотоварного производства - система, основанная на производстве небольшой партии товаров, предназначенных для продажи на рынке.

- Докажите, что в ремесле появляется специализация.

Слайд 19( Работа с картой - работают все)

3. рассказ учителя МАНУФАКТУРЫ

Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур.

Мануфактура. Перемены в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития в России предприятий нового типа - мануфактур.

- Что такое мануфактура?

Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. слайд 20

Первой русской мануфактурой был Пушечный двор, возникший ещё в конце XV в.

Еще в начале 30-х годов XVII века появились казенные медеплавильные предприятия на Урале. Затем были основаны частные мануфактуры - купеческие: канатные дворы в Вологде и Холмогорах, железоделательные заводы бояр И.Д.Милославского и Б.И.Морозова. Привлекался также иностранный опыт и капитал: швед Е. Койет основал стекольную мануфактуру, голландец Иоган ван Сведен - бумажное производство, другие голландские купцы.

Обратимся к персоналиям: Виниус Андрей Денисович - голландский купец, поселившийся в России при Михаиле Федоровиче. Первоначально занимался хлебной торговлей, потом получил разрешение построить близ Тулы чугуноплавильный и железоделательный завод 1637 г.. Здесь были пущены первые в России доменные печи При этом Виниус обязывался "учить государевых людей всякому железному делу" и поставлять в государеву казну свои изделия (пушки и железо) по определенной цене; остававшийся излишек он мог продавать на сторону и вывозить в Голландию. (сообщения детей)

3. Мануфактура

1. Начинают развиваться мануфактуры.

2. в 17 веке появляются казённые мануфактуры с использованием принудительного труда.

3. Развиваются купеческие мануфактуры.

4. Начинают складываться первые династии промышленников - предпринимателей.

Типы мануфактур . Мануфактуры были 3 видов: слайд 21

1.ПОСЕССИОННЫЕ В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне) .

2.Казенные или дворцовые: - На казенных и дворцовых мануфактурах работало население московских казенных и дворцовых слобод. Рабочие, хотя и получали жалование, являлись феодально-зависимыми людьми, не имели права бросать работу.

3.Купеческие: - на купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Они производили пеньковые канаты для нужд флота (продавались за границу). Кроме Москвы, центрами мануфактурного производства стали Тульско - Каширский район и Урал. Немало было кожевенных мануфактур, а также соляных промыслов. Всего за 17 век было создано около 60 мануфактур, однако из-за отсутствия рабочей силы, к концу осталось 30. Тем не менее именно в этот период из крупных купцов сформировались династии промышленников - предпринимателей. (Демидовы, Шорины, Строгановы и др.)

Вывод: Рост производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности, углубление общественного разделения труда и территориальной производственной специализации приводили к неуклонному расширению торговых связей.

Группа 3 - Торговля

- Какие новшества появились в торговле? С чем они связаны?

- Главной особенностью развития торговли и экономического укрепления государства в XVII в. стало начало формирования всероссийского рынка, под которым понимают укрепление хозяйственных связей и расширение обмена товарами между различными частями страны, основанного на экономической специализации территорий. слайд 22

Впервые появились крупные всероссийские ярмарки. - Где появились всероссийские ярмарки?

- Работа с картой. Покажите на карте месторасположение всероссийских ярмарок назовите их. слайд 23

4. Торговля.

1. Формирование всероссийского рынка ( опр.)

2.Рост сельских Торжков.

3. Появление первых крупных ярмарок.

4. Наметилась специализация отдельных районов.

5. Запрет английским купцам торговать внутри страны.

6. Принятие в 1653 г. таможенного устава.

7. Введение высоких пошлин на иностранные товары.

- Макарьевская около Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале и Свенская под Брянском.

Активно развивалась внешняя торговля, шедшая в западном направлении в основном через Архангельск (до 75 %), в восточном - через Астрахань. слайд 24

Теперь давайте посмотрим в историческом документе на стр. 40, какие товары вывозили и сделаем вывод?

(работа с историческим документом) показ слайда 24

А что тормозило торговлю?

Поскольку развитие торговли сдерживали внутренние таможенные барьеры, то в 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины.(словарик). Пртекционизм и введение Новоторгвого Устава.

В 1667 году Новоторговый устав, который составил А.Л. Ордин-Нащокин. Прежде, чем мы начнем работать с документом, подумайте…

- Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе?

- С какой целью было необходимо принять такие меры?

(работа с историческим документом стр. 41)

(Устав ограничил права иностранных купцов: они должны были продавать свои товары оптом в приграничных районах, а на импортные товары были введены более высокие пошлины). Вот эта политика государства и называется - протекционизм.слайд 25

Несмотря на успехи в развитии мануфактурного производства и торговли, Россия отставала от развитых стран Западной Европы.

Группа 4 - Рост городов

Развитие торговли, ремёсел, промышленности привело к росту городов. Расширение границ страны требовало хозяйственного освоения новых территорий. Большую роль сыграли созданные в эти годы, укреплённые линии, состоявшие из цепи городов-крепостей. слайд 26

Выводы: Какие новые явления появились в экономике России в 17 веке?

В течение XVII в. в хозяйственной жизни России произошли значительные перемены. Развивалось мануфактурное производство, усиливалась специализация районов страны на производстве определённых видов продукции, происходит превращение ремесла в мелкотоварное производство, формируется всероссийский рынок. Однако все эти перемены происходили на фоне дальнейшего закрепощения крестьянства, усилением роли барщины и оброка. В своём экономическом развитии Россия отставала от передовых стран Европы.

Подведение итога урока. Выставление оценок

Вопросы на стр. 40 работа по учебнику:

Домашнее задание: § 4, вопросы и задания к нему, термины. В рабочей тетради: задания 1-5, 7

© 2010-2022