- Преподавателю
- История
- Конспект урока: Новые явления в экономике
Конспект урока: Новые явления в экономике
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пузанова И.В. |
Дата | 12.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7
Конспект урока по истории России в 7 классе по теме:
«Экономическое развитие России в XVII в., новые явления в экономике»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о новых явлениях в сельском хозяйстве, ремесленном производстве, торговле России в XVII в.
- познакомить учащихся с новыми явлениями в экономике после окончания Смутного времени
- развивать умения сравнивать экономическое положение России в XVII в. с её положением накануне Смуты;
- познакомить учащихся с новыми понятиями "экономика", "отрасли экономики", "мануфактура", "фабрика", "капитализм", знакомые из курса всеобщей истории, и уяснить их на примере нашей страны;
- развитие исторического мышления и речи через работу в группах;
Основные знания: социально-экономические последствия Смуты; начало экономической специализации различных районов страны; усиление роли барщины и оброка в аграрном секторе экономики; превращение ремесла в мелкотоварное производство; предпосылки, становление и развитие мануфактурного производства; сущность и специфика формирования всероссийского рынка; предпосылки роста городов.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Экономическое развитие России в XVII в.», схема «Развитие отраслей экономики в XVII в.», презентация, атласы, компьютер, проектор
Внутрипредметные связи: Средние века: рост торговли и городов в Европе; Новая история: развитие капитализма.
Персоналия: А. Д. Виниус.
Ключевые понятия: мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право.
Даты и события: 1653 г. - принятие Таможенного устава; 1667 г. - принятие Новоторгового устава.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
объяснять значение понятий мелкотоварное ремесло, специализация, укреплённые линии, бобыли, купцы, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное право;
обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России XVII в.
Ход урока
1. Орг. момент. Начало урока (отметить отсутствующих)
Проверка домашнего задания: вопросы
- Ребята, на прошлом уроке мы завершили период , который в истории России носит название Смута и скажите мне пожалуйста, что же такое Смута?
(ответы детей) - крупнейшие политические, социально-экономические потрясения.
- А какое событие мы можем считать «точкой отсчета» Смуты и когда оно случилось? (смерть Федора Иоанновича в 1598 г. и пресечение династии Рюриковичей). Смерть Федора Иоанновича стала одной из причин Смуты.
- Какие еще причины Смуты вы можете назвать? (усиление налогового гнета, закрепощение крестьян, ослабление центральной власти).
Молодцы, ну а теперь блиц-опрос домашнего задания слайд 1-2
Вопросы для учащихся:
- Сколько лет длилась и чем завершилась Смута? К каким результатам эта борьба привела ?
- . По каким направлениям шло восстановление Российского государства?
- Возвращение потерянных в годы смуты земель и расширение территории страны (внешнеполитические)
- Какие ещё важные проблемы стояли перед страной? От их решения зависела судьба страны (восстановление разрушенной экономики страны).
- Из курса обществознания, давайте вспомним, что экономика? Экономика - это хозяйство страны.
Итак, следствием Смуты стало величайшее разорение страны. По выражению В.О. Ключевского "смута отняла спокойствие и довольство, но дала взамен опыт и идеи".
- именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока и определите его цели (слайд 3-4)
(запись темы в тетрадь)
План урока (слайд 5)
1. Последствия Смуты.
2. Сельское хозяйство.
3. Ремесло.
4. Мануфактура.
5. Торговля.
6. Рост городов.
- Подумайте в течении урока над следующим вопросом: «Какие новые черты появились в экономике страны в 17 веке»?( слайд 6)
Изучение нового материала
рассказ учителя:
1. Последствия Смуты.
- Какое событие можно считать окончанием Смутного времени? (избрание нового царя Михаила Романова). Когда оно произошло? ( в 1613 г.)
- Какие последствия ожидали страну после Смутного времени?
- Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли
Задание 1. Прочитать 1 пункт пар. 4 на с. 33-34 и назвать последствия Смуты: (слайд. 7)
- Назовите последствия Смуты (ответы детей)
Ребята, а какие земли наиболее сильно пострадали? ( западные, центр, юг)
1) - разорение западных и центральных районов страны;
- Почему именно западные и центральные земли страдали от запустения? С какими событиями это связано? (война с поляками и шведами)
2)- сокращение посевных площадей
- По какой причине произошло это сокращение?
- Почему в одних районах не хватало рабочих рук, а в других их было много и они не могли бы быть использованы в работе? Какими фактами это можно подтвердить (бегство крестьян на север, за Волгу, к казакам на юг).
3) -отсутствие у крестьян денег, скота, с/х орудий ( появление бобылей)
- Почему крестьяне не имели с/х орудия? К чему это могло привести?(к разорению и запустению земли)
4)- А почему государство не могло помочь крестьянам приобрести с/х инвентарь и зерно?
- опустение казны
- Как мы выяснили, с\х не развивалось, а как, на ваш взгляд, обстоят дела с ремеслом, с развитием промыслов?
5) -упадок промыслов и ремесла (слайд8 )
- Исходя из этих последствий, какую задачу должен был поставить перед собой новый царь, чтобы вывести страну из кризиса?
( найти источники экономического возрождения страны)
Наверно вы уже заметили, что парты стоят не совсем для вас привычно, Сейчас, опираясь на учебник, рабочие тетради и атлас, мы, разделившись на 4 группы, будем искать источники экономического возрождения страны.
1 группа, работая с п.2 на стр.34 назовет нам нововведения в этой отрасли
2 группа, работая с п.3 на стр.36 назовет нам нововведения в ремесле
3. группа, работая с п.5 на стр.38 назовет нам особенности торговли
4. группа, работая с п. 6 на стр.38-39 расскажет нам о появлении и росте новых городов. самостоятельная работа учащихся в группах. (5-7 мин.)
1 группа - Сельское хозяйство
- Так как именно сельское хозяйство имело важную роль в жизни страны, то первым нововведения коснулись именно этой отрасли. (слайд 10-11 после ответов детей)
1. Сельское хозяйство
1. Раздача земель дворянам, что должно было укрепить дворянское и крестьянское хозяйство.
2. Подтверждение прав на землю тех дворян, которым она была дарована ранее.
3. Велось освоение заволжских и сибирских территорий.
4. В 1637 г. увеличен сыск беглых крестьян на 9, позднее 10 и 15 лет.
5. Сокращение крестьянских налогов
6. Увеличен денежный оброк.
7. Наметившаяся специализация отдельных районов.
8. Развитие предпринимательства и торговли.
- Что такое специализация районов?
- Докажите, что в сельском хозяйстве появляется специализация. слайд 15
( Работа с картой) Вывод: слайд 16
Каковы последствия данного явления? Рост товарного обращения
2 группа - Ремесло
Какие -же нововведения появились в ремесле?
2. Ремесло
1. Ремесло превращается в мелкотоварное производство.
2. Укрупнение ремесленных предприятий
3. Специализация ремесленного производства в различных районах страны.
Слайд 17
Как вы понимаете понятие мелкотоварное производство? Слайд 18
- Запишем определение мелкотоварного производства - система, основанная на производстве небольшой партии товаров, предназначенных для продажи на рынке.
- Докажите, что в ремесле появляется специализация.
Слайд 19( Работа с картой - работают все)
3. рассказ учителя МАНУФАКТУРЫ
Оправившись после войны и интервенции начала века, страна вступила в новый этап социально-экономического развития. XVII век был временем значительного роста производительных сил в области промышленности и земледелия. Несмотря на господство натурального хозяйства, успехи общественного разделения труда привели не только к расцвету мелкого производства, но и возникновению первых русских мануфактур.
Мануфактура. Перемены в ремесленном производстве создавали предпосылки для развития в России предприятий нового типа - мануфактур.
- Что такое мануфактура?
Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники. слайд 20
Первой русской мануфактурой был Пушечный двор, возникший ещё в конце XV в.
Еще в начале 30-х годов XVII века появились казенные медеплавильные предприятия на Урале. Затем были основаны частные мануфактуры - купеческие: канатные дворы в Вологде и Холмогорах, железоделательные заводы бояр И.Д.Милославского и Б.И.Морозова. Привлекался также иностранный опыт и капитал: швед Е. Койет основал стекольную мануфактуру, голландец Иоган ван Сведен - бумажное производство, другие голландские купцы.
Обратимся к персоналиям: Виниус Андрей Денисович - голландский купец, поселившийся в России при Михаиле Федоровиче. Первоначально занимался хлебной торговлей, потом получил разрешение построить близ Тулы чугуноплавильный и железоделательный завод 1637 г.. Здесь были пущены первые в России доменные печи При этом Виниус обязывался "учить государевых людей всякому железному делу" и поставлять в государеву казну свои изделия (пушки и железо) по определенной цене; остававшийся излишек он мог продавать на сторону и вывозить в Голландию. (сообщения детей)
3. Мануфактура
1. Начинают развиваться мануфактуры.
2. в 17 веке появляются казённые мануфактуры с использованием принудительного труда.
3. Развиваются купеческие мануфактуры.
4. Начинают складываться первые династии промышленников - предпринимателей.
Типы мануфактур . Мануфактуры были 3 видов: слайд 21
1.ПОСЕССИОННЫЕ В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне) .
2.Казенные или дворцовые: - На казенных и дворцовых мануфактурах работало население московских казенных и дворцовых слобод. Рабочие, хотя и получали жалование, являлись феодально-зависимыми людьми, не имели права бросать работу.
3.Купеческие: - на купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца. Они производили пеньковые канаты для нужд флота (продавались за границу). Кроме Москвы, центрами мануфактурного производства стали Тульско - Каширский район и Урал. Немало было кожевенных мануфактур, а также соляных промыслов. Всего за 17 век было создано около 60 мануфактур, однако из-за отсутствия рабочей силы, к концу осталось 30. Тем не менее именно в этот период из крупных купцов сформировались династии промышленников - предпринимателей. (Демидовы, Шорины, Строгановы и др.)
Вывод: Рост производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности, углубление общественного разделения труда и территориальной производственной специализации приводили к неуклонному расширению торговых связей.
Группа 3 - Торговля
- Какие новшества появились в торговле? С чем они связаны?
- Главной особенностью развития торговли и экономического укрепления государства в XVII в. стало начало формирования всероссийского рынка, под которым понимают укрепление хозяйственных связей и расширение обмена товарами между различными частями страны, основанного на экономической специализации территорий. слайд 22
Впервые появились крупные всероссийские ярмарки. - Где появились всероссийские ярмарки?
- Работа с картой. Покажите на карте месторасположение всероссийских ярмарок назовите их. слайд 23
4. Торговля.
1. Формирование всероссийского рынка ( опр.)
2.Рост сельских Торжков.
3. Появление первых крупных ярмарок.
4. Наметилась специализация отдельных районов.
5. Запрет английским купцам торговать внутри страны.
6. Принятие в 1653 г. таможенного устава.
7. Введение высоких пошлин на иностранные товары.
- Макарьевская около Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале и Свенская под Брянском.
Активно развивалась внешняя торговля, шедшая в западном направлении в основном через Архангельск (до 75 %), в восточном - через Астрахань. слайд 24
Теперь давайте посмотрим в историческом документе на стр. 40, какие товары вывозили и сделаем вывод?
(работа с историческим документом) показ слайда 24
А что тормозило торговлю?
Поскольку развитие торговли сдерживали внутренние таможенные барьеры, то в 1653 г. был принят Таможенный устав, ликвидировавший мелкие таможенные пошлины.(словарик). Пртекционизм и введение Новоторгвого Устава.
В 1667 году Новоторговый устав, который составил А.Л. Ордин-Нащокин. Прежде, чем мы начнем работать с документом, подумайте…
- Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе?
- С какой целью было необходимо принять такие меры?
(работа с историческим документом стр. 41)
(Устав ограничил права иностранных купцов: они должны были продавать свои товары оптом в приграничных районах, а на импортные товары были введены более высокие пошлины). Вот эта политика государства и называется - протекционизм.слайд 25
Несмотря на успехи в развитии мануфактурного производства и торговли, Россия отставала от развитых стран Западной Европы.
Группа 4 - Рост городов
Развитие торговли, ремёсел, промышленности привело к росту городов. Расширение границ страны требовало хозяйственного освоения новых территорий. Большую роль сыграли созданные в эти годы, укреплённые линии, состоявшие из цепи городов-крепостей. слайд 26
Выводы: Какие новые явления появились в экономике России в 17 веке?
В течение XVII в. в хозяйственной жизни России произошли значительные перемены. Развивалось мануфактурное производство, усиливалась специализация районов страны на производстве определённых видов продукции, происходит превращение ремесла в мелкотоварное производство, формируется всероссийский рынок. Однако все эти перемены происходили на фоне дальнейшего закрепощения крестьянства, усилением роли барщины и оброка. В своём экономическом развитии Россия отставала от передовых стран Европы.
Подведение итога урока. Выставление оценок
Вопросы на стр. 40 работа по учебнику:
Домашнее задание: § 4, вопросы и задания к нему, термины. В рабочей тетради: задания 1-5, 7