• Преподавателю
  • История
  • Мультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школы

Мультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школы

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Управление дополнительного профессионального образования












ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ


курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку


по программе «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ

МУЛЬТИМЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ»


Тема: «Мультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школы»







Выполнила: Гарастюк Марина Станиславовна

МБУ СОШ № 49 ____________

(подпись)

Проверила: Гущина О.М.,

Тольяттинский государственный

университет ___________

(подпись)





Тольятти, 2014 г.

с 9.10.2014 г. по 17.10.2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие мультимедийной презентации…………………………..….4

Глава 2. Особенности восприятия информации………………………………8

Глава 3. Мультимедийная презентация «Солнечные боги восточных славян» на уроке истории в 6 классе……………………………………………………..11

Глава 4. Результаты применения мультимедийной презентации «Солнечные боги восточных славян» на уроке истории в 6 «А» классе МБУ СОШ № 49………………………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………....14

Список литературы…………………………………………………………..…15





























Введение.

Стремление к визуальному восприятию как общее культурное явление, характерное для современного этапа развития цивилизации приводит к тому, что зачастую в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения предмету новых информационно-коммуникативных технологий, которые обладают тотальной мультимедийностью.

Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Цель работы: рассмотреть роль мультимедийной презентации как эффективного средства восприятия информации учащимися на уроках истории.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Определить понятие мультимедийной презентации.

  2. Выявить особенности восприятия информации.

  3. Разработать мультимедийную презентации для урока истории в 6 классе.

  4. Определить эффективность мультимедийной презентации урока истории в 6 классе.


Глава 1. Понятие мультимедийной презентации.

Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определённым образом изменяться и реагировать на действия пользователя.

Преимущества мультимедийной презентации:

• она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога с временного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих учащихся;

• дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного, образования отсюда, изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной не использовать те средства информации, которые ему доступны;

• предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны; каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;

• повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

• гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель - учению»

• способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциации темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);

• повышает мотивацию учения;

• способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления. Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств и повысить вероятность убеждения вашей аудитории на 43%.;

• изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске;

• по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам;

• для создания видеоматериалов с помощью Microsoft PowerPoint не обязательно быть художником, поставляемые с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Microsoft PowerPoint позволяет создавать эффектные проекты.

Классификация мультимедийных презентаций:

По интерактивности:

1. Линейная презентация

• Слайды презентации сменяют друг друга последовательно.

• Пользователь пассивен, его участие в управлении презентацией незначительно.

• Внимание пользователя акцентируется на просматриваемом слайде, содержание просмотренных слайдов быстро забывается.

• Требования пользователя к качеству потребляемой информации невысоки.

2. Презентации со сценарием

• Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории.

• Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.

• Презентация, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала - это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе.

• Эту методику можно применять в любой сфере обучения.

3. Обучающие презентации

• Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал.

• Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.

4. Самовыполняющиеся

• Законченные информационные продукты.

• Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.

5. Интерактивная презентация

• В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.

• С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии'' по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.

• Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя.

• Пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации.

• Пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих.

• Требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки - он ожидает адекватной реакции на производимый выбор.








Глава 2. Особенности восприятия информации.

Информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную среду, через которую с помощью системы прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные. В настоящий период развития общества любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения.

Термин «информация» уходит корнями к латинскому informatio - разъяснение, изложение. Изначально в это слово вкладывался смысл, соответствующий «сведениям, передаваемым одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений». Жизнь и развитие человечества способствовали постоянному накоплению исторических, научных, культурных и многих других знаний, основанных на информации.

Виды и формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации. Всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса:

  • по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;

  • по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.

Утверждения о целесообразности использования различных типов информационного воздействия в педагогическом процессе подтверждается исследованиями в области психологии воздействия информации на человека.

Вопросы, связанные с эффективным представлением учебной информации являются одними из важнейших проблем обучения. Особую значимость они приобрели в настоящий период, в связи с широким использованием в системе образования информационных технологий.

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. Если рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе обучаемых с современной компьютерной и коммуникационной техникой, то всю информацию по способу восприятия обучаемыми, можно разделить на три основные группы:

1. информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация;

2. информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки;

3. информация, частично воспринимаемая сенсорной системой человека при работе с помощью специальных технических средств с видеороликами, телеобъектами и др. - сенсорная или тактильная информация.

Сочетание видео- и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека - зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия. Воздействуя на органы чувств комплексом красок, звуков, словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц, так как при одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении аудиовизуальных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.







Глава 3. Мультимедийная презентация «Солнечные боги восточных славян» на уроке истории в 6 классе.

Мультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школыДля повышения качества восприятия информации учащимися на уроке истории в 6 классе «Религия древних славян», была предложена мультимедийная презентация «Солнечные боги восточных славян» выполненная в презентационной программе Power Point .

Целью введения презентации на данном уроке было представление новой информации и привлечение внимания учащихся.

Данная презентация выполнена по сценарию, в ходе которой подача нового материала осуществлялась дозированно. Преподаватель самостоятельно руководит процессом представления информации расположенной на слайдах.

ВМультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школы теме урока «Религия древних славян» трудности в восприятии учащихся вызывают определения, термины и имена языческих богов. Красочные слайды с изображением исторических событий и явлений раннего периода Древней Руси, дают возможность ребятам наглядно увидеть изучаемый материал.

Кроме учебных иллюстраций и исторических картин, в мультимедийной презентации «Солнечные боги восточных славян» активно используется анимация, цель которой актуализация отдельных элементов темы.

Мультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школыВ ходе изучения темы с помощью презентации осуществляются не только изложение и видиолизация нового материала, но и его проверка.

СМультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школыМультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школыМультимедийная презентация на уроках истории как эффективное средство восприятия информации учащихся средней школы помощью цветных шрифтов и анимации ребятам предлагаются различные задания, в ходе работы над которыми при правильном ответе учитель имеет возможность изменить цвет ответа или обеспечивает переход анимации.


Глава 4. Результаты применения мультимедийной презентации «Солнечные боги восточных славян» на уроке истории в 6 «А» классе МБУ СОШ № 49.

Проведение урока истории в 6 классе на тему: «Религия древних славян» с использованием мультимедийной презентации «Солнечные боги восточных славян» стал для учащихся запоминающимися и прошел в благоприятной эмоциональной атмосфере.

Опрос знаний учащихся показал глубокий и последовательный результат усвоения материала. Ребята демонстрировали интерес к предмету и любознательность.

Творческое задание в рамках презентации позволило учащимся активно участвовать и отвечать на уроке. Мотивация ребят на уроке была высокая.

Все учащиеся показали высокие результаты усвоения материала.







Заключение.

На сегодняшний день мультимедийные презентационные технологии прочно укрепились в сфере образования.

С помощью мультимедийной презентации происходит информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения.

На смену пассивным технологиям обучения истории приходят активные и интерактивные технологии. Последние позволяют организовывать урок таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. Презентации позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.




Список литературы:

Интернет ресурсы:

  1. km.ru/referats/333211-multimediinye-prezentatsionnye-tekhnologii

  2. xreferat.ru/71/2349-1-audiovizual-nye-sredstva-obucheniya.html

  3. kursiikt.ucoz.ru/publ/prezentacionnye_tekhnologii/teoreticheskij_material

  4. nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/03/10/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya-mou

15


© 2010-2022