Русские земли под властью Золотой Орды. (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Дата:____

Урок №46.

Тема: Русские земли под властью Золотой Орды.

Планируемые ууд:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности

Предметные: узнать о борьбе русского народа против завоевателей, рассмотреть последствия монгольского нашествия, изучить борьбу князей за первенство на Руси.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

.

  1. Формирование темы и целей урока

Учащиеся формируют тему и цели урока

  1. Изучение нового материала

План урока:

  1. Последствия монгольского нашествия

  2. Борьба за первенство на Руси

Эта тема у нас довольно обширная, поэтому на ее рассмотрение мы потратим два урока.

За эти 2 урока временный отрезок времени будет начиная с 1243 по 1293 год. Рассмотрим ровно 50 лет из истории России.

Давайте сейчас обратимся к учебнику и рассмотрим, каких личной и какие термины мы должны будем выучить и наш проблемный вопрос.

Теперь переходим к самому изучению.

Последствия монгольского нашествия.

Сейчас проведем исследование. Читаем первый абзац параграфа и читая, выделяем для себя последствия нашествия монголов.

После прочтения на доске и в тетради фиксируются причины:

- людские потери;

- разрушение городов;

- угон ремесленников в рабы;

- временно пресеклась торговля со странами Востока и Запада;

Также были существенные последствия в изменении структуре общества и принципов управления.

Как вы думаете, кто первыми погибал в вооруженных столкновениях?

За годы нашествия бояре-дружинники Северо-Восточной Руси практически исчезли

В тетрадь:

- гибли дружинники;

Новой опорой княжеской власти стали привыкшие повиноваться слуги. Это создавало благоприятные условия для расширения и углубления отношений подданства. К тому же в Монгольской империи действовала очень близкая политическая система безусловного «вертикального» подчинения.

И даже придворный историк Монгольской империи свидетельствовал, что «все племена и роды монгольские из родных и чужих были его(Чингисхана) рабами и слугами». И вот близость системы Монгольской империи и теперь в Северо-Восточной Руси закрепила и расширила деспотический принцип управления на территории княжеств.

Сразу же спрошу: Деспотия - это что?

В тетрадь:

- На Руси установилась деспотия.

Борьба за первенство на Руси.

В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович получил от Батыя специальную грамоту, разрешавшую ему править в русских землях от имени ордынского хана.

Найдите в учебнике как называлась эта грамота?

В тетрадь:

Ярлык - грамота на княжение в русских землях от имени ордынского хана

Так князю впервые было пожаловано право представлять интересы Орды в русских землях.

Тем самым монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.

Кто такой вассал?

Русские князья по-разному восприняли установленные порядки. Одни князья пытались сопротивляться и искать союзников в этой борьбе. Другие, наоборот, считали разумным на время подчиниться монголам.

Кто были эти князья?

Черниговский князь Михаил Всеволодович, приехав к Батыю, не пожелал пройти монгольский религиозный обряд, за что был зверски убит. И рязанского князя Романа Ольговича, также не предавшего своей веры, ордынцы жестоко казнили. Эти князья-мученики почитаются Русской православной церковью как святые.

Сейчас обратимся к учебнику, узнайте, кому достался ярлык на княжение после Ярослава?

Получается на Руси начинается гонка за ярлык на великое княжение: кому хан его жаловал, тот и становился «старейшим» на Руси.

Даже гордый князь Даниил Романович явился в 1250 году в Орду к Батыю для получения ярлыка.

Но ярлык Батый передал Александру Ярославичу, к которому он явно был благосклонен.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Но были те, кто был не согласен с тем, что ярлык достался Александру.


Кто же это?
Прочитайте последний абзац на странице 145 и ответьте на мой вопрос.

Как мы с вами поняли, Александр пошел на контакт с Ордой. Его действиям были объяснения.

Давайте в них разберемся.

Политику Невского можно охарактеризовать как политику подчинения или умиротворения. Александр Невский- князь мудрый, предвидел будущее, понимал, что у него недостаточно сил, чтобы идти войной на татар. Тем более, что были враги и на Западе. Надо было сохранить на время мир, чтобы уберечь землю от новых разорений.

Объясните свое отношение к политике князя.

Иногда в конфликтной ситуации нужно идти на уступки даже врагу, чтобы сохранить жизнь другим людям, собрать силы для отпора, успокоить врага.

Что удалось сделать Александру Невскому благодаря такой политической мудрости?

1. Удалось предотвратить разгром городов.

2. Орда пошла на уступки - право сбора дани было передано русским князьям.

3. В результате власть князей укрепилась.

Политика Александра Невского оказалась более правильной и разумной на тот период.


  1. Закрепление

  1. Как повлияли на дальнейшее развитие Руси угон ремесленников в плен?

  2. Какой принцип управления расширился на Руси?

  3. Какие самые значительные последствия нашествия монголов?

  4. Что такое ярлык?

  5. К каким последствиям приводили княжеские междоусобицы?

6. Рефлексия

• Какую цель ставили?

• Удалось решить поставленную цель?

• Какие большие выводы по теме нашего урока вы можете сделать?

* Какую мысль или вывод лично для себя вы запомнили, чтобы использовать в жизни?

7. Подведение итогов

Ордынское владычество нанесло сильный удар по экономической жизни людей, привело к изменению характера власти

8. Домашнее задание

Параграф 20-21: стр. 143 - 146.

Базовый уровень для учащихся: устно отвечать на вопросы после пункта

Высокий - стр. 149. Задание 2.

Повышенный- работа с документом на стр. 150.


© 2010-2022