Урок по истории для 8 класса «Отечественная война 1812 года»

Конспект урока  по истории для 8 класса «Отечественная война 1812 года» подготовлен для изучения истории   на базовом уровне. Урок разработан с основными этапами: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного материала.Изучение нового материала основано на самостоятельной работе учащихся, в ходе которой учащиеся учатся работать с картой, преобразовывать вербальную информацию в графику и таблицу. Материал содержит видеоотрывки, способствующие актуализации темы и п...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Бочкарева Елена Михайловна
учитель истории
Нижний Тагил
МБОУ СОШ № 20
Урок по истории для 8 класса «Отечественная война 1812 года»
Оборудование урока: мультимедиапроектор, отрывок из фильма «Офицеры», карточки для проверки домашнего задания, карточки для закрепления материала урока, портреты полководцев, настенная карта «Отечественная война 1812 года», карточки для выполнения задания у доски, контурные карты для каждого ученика.
Актуализация цели урока - 3 мин
В начале урока демонстрируется отрывок из художественного фильма «Офицеры» (реж. В. Рогов, 1971 год)
Учитель: Есть такая профессия - Родину защищать. Неважно кто ты- бедный, богатый, крестьянин - помещик, женщина или мужчина, но если Отечество в опасности - ты должен защитить его. Именно этой работе - защищать Отечество - посвящен сегодняшний урок.

Проверка домашнего задания - 10 мин

Учитель: В начале 19 века Россия жила надеждами на светлое будущее. «Дней Александровых прекрасное начало» назвал это время Пушкин. Основное содержание данного исторического периода для России это - реформы. Вспомним, какие проблемы стояли перед Россией в этот период. У вас на столах письменная работа для проверки домашнего задания. В ходе проверки мы в общем плане представим важнейшие проблемы России начала 19 века.

Двое учащихся выполняют задания на доске:

Задание для первого учащегося: «На доске составить схему государственного управления Российской империи в начале 19 века»

Задание для второго учащегося: «Написать даты, указанных на доске событий: Начало правления Александра I, Указ о вольных хлебопашцах, Создание министерств, Создание Государственного Совета»

Один учащийся устно в это время отвечает по теме «Реформы Сперанского»

Остальные учащиеся письменно выполняют задания в карточках:

  1. Правитель Российской империи в1801-1825гг _________________________

  2. Укажите название указа 1803г _______________________________________

В чем его суть? ____________________________________________________

  1. Какие органы исполнительной власти были созданы в 1802 году?__________

На смену, каким органам исполнительной власти они пришли?____________

  1. Дайте определение понятий:

Самодержавие______________________________________________________

Крепостное право___________________________________________________

Негласный комитет__________________________________________________

  1. Начертите схему управления Российской империи после 1810 года


  1. Напишите фамилию человека, который предложил реформы в области управления государством _____________________________ Какова судьба этого человека?______________________

По истечении времени письменные работы сдаются и затем проверяются работы учащихся, выполнявших задания на доске

Постановка цели урока - 2мин

Учитель: Итак, в России сохранялось самодержавие - единоличная власть царя, сохранялось крепостное право - состояние личной и экономической зависимости. В начале своего правления Александр I намеривался вместе со своими друзьями изменить жизнь в стране к лучшему. Но еще одну проблему имела Россия в начале 19 века- отношения с Францией. Конфликт назревал в течение десятилетия и вылился в войну . Война между Францией и Россией называется Отечественная война 1812 года. Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года». На уроке мы выясним причины войны, составим карту военных действий, запишем хронологию войны, и ее результаты.

Запись домашнего задания -3 мин

Знать хронологию Отечественной войны 1812 года, уметь показывать по карте ее ход.

Изучение нового материала - 20мин

Учитель: Причины войны. Из уроков новой истории мы знаем о противоречиях между Россией и Францией. Усиление противоречий Тильзитский мир. Континентальная блокада.

Учитель кратко рассказывает о начале войны, опираясь на таблицу, размещенную на доске:

Сравнительная таблица армии Франции и России в начале войны

Вопросы для сравнения

Франция

Россия

Численность армии

600тыс

210 тыс

Количество пушек

1400

1600

главнокомандующий

Наполеон

Александр I

Барклай-де Толли

Кутузов

При этом учитель демонстрирует портреты военачальников, учащиеся делают записи в тетрадь о командующих русскими армиями.

Учитель: Характер войны освободительный. Отечественный. Отечественная война - справедливая война за свободу и независимость Отечества против иноземных захватчиков» - трактует академический словарь русского языка ещё советских времён.

У каждого учащегося - контурная карта с заранее нанесенными на неё объектами. Учащиеся будут по ходу рассказа учителя заполнять карту.

Учитель: Перед вами контурная карта. Заполним ее, пройдем по пути побед и подвигов русских чудо- богатырей. Для лучшей ориентации на карте нанесены точки- города, нам надо их подписать, а затем подписать даты событий, связанных с этими местами. Итак, город Тильзит. Учитель рассказывает о событиях, показывает на настенной карте места событий, учащиеся выполняют задания. (Тильзитский мир, Расположение русских армий, Неман, Смоленск, Бородино, Фили, Москва, Березина).

Учитель: Соедините эти точки стрелками, учитывая, что русская армия отступала до Москвы, а затем начинается отступление французской армии.

Учитель: преобразуем наши записи в контурной карте в хронологическую таблицу:

Хронология Отечественной войны 1812 года

дата

Место, событие

результат

12 июня

Переправа Наполеона через Неман

Начало войны

2 августа

Смоленск

Соединение 1 и 2 армии под Смоленском,

4-5 августа

Смоленск, Смоленское сражение

Сдача Смоленска, продолжение отступления русской армии

17 августа

Царево Займище, прибытие Кутузова в расположение русской армии в качестве главнокомандующего

Подъем морального духа русской армии, продолжение отступления русской армии

26 августа

Бородино, Бородинское сражение

Самое кровопролитное сражение в истории (12 часов) продолжение отступления русской армии

1 сентября

Фили

Военный совет, решение о сдачи Москвы

2 сентября

Москва, уход русских из Москвы

Вступление французов в Москву

сентябрь

Тарутино, Тарутинский маневр

Русская армия восстановила сила и перекрыла подступы к новой Смоленской дороге для отступления Наполеона

11 октября

Москва, выход французов из Москвы

Начало отступления французов из Москвы

14-16 ноября

Река Березина, сражение при Березине

Окончательное уничтожение французской армии, бегство наполеона в Париж

25 декабря

Санкт - Петербург

Подписан манифест об окончании войны «Война закончилась за полным истреблением неприятеля».

Учитель: Война раскрыла лучшие качества русского народа. Рассказ о партизанском движении, о начале заграничного похода русской армии.

Учитель: Результат победы России в войне 1812года: усиление престижа России усиление освободительного движения в Европе

Закрепление материала урока -5 минут

письменное выполнение задания в карточке:

1. В какой день и год французские войска пересекли границу Российской империи?

20 августа 1812 года 15 мая 1812 года 24 июня 1811 года

24 июня 1812 года 5 сентября 1812 года

2. Кто был главнокомандующим русской армии в начале Отечественной войны 1812 г?

М. И. Кутузов П. И. Багратион М. Б. Барклай-де-Толли

Д. С. Дохтуров П. А. Румянцев А. В. Суворов

3. Почему многие русские полководцы не хотели давать Наполеону генерального сражения?

  • Боялись проиграть, хотели сохранить армию и лучших русских солдат, офицеров и генералов.

  • Надеялись на то, что Наполеон уйдет и России сам, без боя.

4. По какой дороге наполеоновские войска уходили из Москвы?

По Боровскому шоссе По Владимирскому тракту

По Старо-Калужской дороге По дороге на Санкт-Петербург

5. Когда закончилась война?

В сентябре 1812 года 24 октября 1812 года

В начале октября 1812 года В ноябре 1812 года

В декабре 1812 года



© 2010-2022