Сценарий интегрированного урока. .. Первое правильное сражение выигранное русскими

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С. ПОЛЯНА











Сценарий

интегрированного урока историко-патриотического

и спортивно-театрализованного занятия



«…Первое правильное сражение, выигранное русскими»




Составители:

Петрова Екатерина Сергеевна, истории и обществознания

Кузнецова Валентина Борисовна, учитель физической культуры














2012

Цели: на основе материала учебного пособия, дополнительного материала продолжить знакомство с процессом централизации Руси, возвышения Москвы. Рассказать о ходе Куликовской битвы, показать единение народа перед столкновением с Ордой;

Продолжить работу по формированию устойчивой гражданской позиции; развивать силу, ловкость и быстроту.

Уметь применять игровые качества командой и индивидуально.

Оформление: рисунки «Воины России», портрет Дмитрия Донского, гербы русских городов, рабочие листы, запись песни «Дмитрий Донской»

Ход занятия

I.Организационный момент(10 мин)

Учитель физкультуры.

1.Построение, рапорт, приветствие.

2.Объявление темы, целей урока.

3.Повороты на мете.

4.Ходьба, бег.

5.Общеобразвивающие упражнения в движении по залу.

II.Информационный блок.

Учитель истории:

Прочитайте в рабочем листе отрывок из стихотворения.

Слушай, слушай, добрый люд,

Слову князя внемли!

Хан Батый жесток и лют,

Разоряет земли.

Губит нас проклятый враг,

Грабит нас безбожно,

Но от хана как-никак

Откупиться можно.

Дань заплатим, спору нет

Стянем пояс туже.

Но ливонец - наш сосед,

Дело тут похуже!

Вот теперь не отбери

у ливонцев Пскова-

Доберутся до Твери, Суздаля, Ростова.

А захватят города

И начнут селиться.

И прости-прощай тогда

Русская землица!

(Н. Кончаловская. Слово о ледовом побоище)

Вопросы: 1. О каком периоде истории поведала Наталья Кончаловская?

2.Кто из русских князей не развязывал войн с татарами, предпочитая воевать на западных границах?

Несколько лет ожесточённой борьбы за нерушимость новгородский и псковских рубежей принесли князю Александру Ярославовичу громкую славу.

Учитель физической культуры

А мы посмотрим, кому принесёт славу наше первое соревнование. Игра «Осада крепости»

Класс делится на две команды. Из картонных ящиков сооружена крепость.

1-я команда-жители города, 2-я-монголы-татары.По сигналу начинается наступление, а жители города снежными комьями(изделия из бумаги) .

Учитель истории: Какую политику по отношению к Орде проводил Иван Калита?

-Как вы думаете, существовали ли в первой половине XIVв. иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники?

(По всей вероятности нет, Русь еще не была готова померяться силой с Ордой; Руси необходимо было копить силы и средства, крепить единство, а для этого требовалась жесткая и хитрая политика, которую и проводили московские князья, начиная с Ивана Калиты)

Благодаря умелой политике московских князей, Москва стала медленно, но уверенно укреплять свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись все русские земли.

Учитель физическойкультуры .

Игра «Попади в цель».

Ведение мяча и бросок в круг или ящик.защитник должен закрыть цель выполнял сойку защитника в баскетбол.

Валентина Борисовна: Всем известно, что Иван Калита обладал такими качествами, как хитрость, умение владеть ситуацией.

Игра «Перетяни противника»

Учитель истории.

Выдающимся политическом успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты - Дмитрия Ивановича, который внес огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык с суздальско-нижегородским князем, затем тверским. Он расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород). Силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы; заменил деревянные стены Московского Кремля белокаменными; Дмитрий решительно бросил вызов Орде - прекратил выплату дани.

-Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием.)

Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом. Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. (записать в рабочем листе) Поражение монголо-татар было полное. "Это было первое правильное сражение, выигранное русскими" (К.Маркс)

Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.

Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.

Учитель физкультуры:

… Сверху солнышко печёт,

А в низу река течёт.

Переправу не пройти -

Басурманы на пути.

В руки вы мешки возьмите

И соперника свалите.

Игра с мешками.


Назревало решающее сражение между Русью и Ордой. Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, копившееся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота, множество мелких феодалов-разбойников потянулись со своими отрядами к Мамаю.

Князь Дмитрий формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Как пишет летописец, ему удалось собрать не бывалую для Руси того времени армию. По сути это было всенародное ополчение, 36 городов принимали участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи.

Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

Что означает слово "игумен"?

-Каково толкование слова "инок"? (Ответы учащихся)

И у толпы притихшей на глазах

Встал Дмитрий пред игуменом на колени

И получил его благословенье:

- Иди!

Да не коснется сердца страх!

Ты вернешься скоро!...

И двух богатырей измерил взором: -

Вот иноки - сподвижники тебе.

Имена двух монахов история сохранила- Пересвет и Ослябя. А вот церковь Старается не упоминать их имена. Почему?

Битва на Куликовом поле началась рано утром 8 сентября 1380года с поединка Пересвета и Челубея. (запись в рабочем листе) Противники отъехали на некоторое расстояние друг от друга и остановились, чтобы в следующую минуту пустить коней и сшибиться на полном скаку. Стычка оказалась гибельной для обоих: противники пронзили друг друга копьями и, бездыханные, рухнули на землю.

Учитель физкультуры.

« На копьях»

Учитель истории: На поле Куликовом. По преданию, против татар сражались и русские женщины. (История России- стр. 111)

Учитель физкультуры.

конкурс для девочек « Переноска провианта» в виде челночного бега

Учитель истории (Смотри схему)

Уже 2 часа кипел бой, и много воинов полегло на поле и с русской , и монгольской стороны, но ордынцев было больше, и постепенно они стали брать верх. Плохо пришлось бы русской рати, если бы князь Дмитрий, следуя примеру А. Невского, заранее не спрятал в зелёной дубраве отборное войско. Внезапное появление свежих русских сил сразу же изменило картину боя. Хвалёные ордынские воины ударились в панику и превратились в испуганное стадо.

Мамай покинул поле боя.

-Что произошло с Дмитрием Ивановичем.?

Битва закончилась

Искали князя.

Нашли живого у реки,

возле берёзы, оглушён он,

меч сжат в руке, убитых три.

Придя в себя, объехал поле.

Свою победу оценил.

Она ещё землёй стонала,

но Русь спасла, лишившись сил.

Надолго ли? Нет, не надолго.

Но сделан первый важный шаг.

Монголов иго можно сбросить,

соединив усилия в сто крат.

Нужно отметить искусство мастеров, изготовивших доспехи. Дмитрию Ивановичу.

Работа с документом. Познакомимся с мнением историка Карамзина о Дмитрии Донском. Читают отрывок из сочинений Н.М. Карамзина и отвечают на вопрос.

«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

-Почему Н. М. Карамзин ставит в один ряд с Дмитрием Донским Александра Невского и Владимира Мономаха?

III. Аналитический блок. Рефлексия. Звучит песня «Дмитрий Донской» В результате урока «Куликовская битва» .

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:

Три самых важных качества.

Виктор Афанасьев

Здесь начинается рай.


Путь наш - полями, лесами...

Все наше милое - здесь:

Мы и душой и глазами

Смотрим на все, что тут есть.

- Что же, - нам скажут, - за диво

Сосны да ели, да рожь...

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край ваш хорош?

Вместо ответа, над рожью

Благовест вдруг пропоет:

Все здесь святое, все Божье -

Небо, природа, народ!..

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край;

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.


Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь - твое начало,

И преподобный Сергий в ней.


Христианин! Об этом помни:

Отчизна - мать, её храни!

Молись за Русь! Ведь нет ей ровни.

В ней вера предков, как гранит.

Так было и должно быть снова!

Ветвям не утерять корней.

Россия - поле Куликово.

Дух Преподобного над ней.

IV. Оценка деятельности учащихся.

VI. Д\з Выделить значение Куликовской битвы.





© 2010-2022