• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка практического занятия по истории в 7 классе на тему Смутное время

Методическая разработка практического занятия по истории в 7 классе на тему Смутное время

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект практического занятия по истории России в 7 классе

по изучению методики постановки вопросов к тексту для учащихся.

МОУ Ильинская СОШ учитель Нурова Л.А.

.На уроках мы стараемся формулировать различные вопросы, которые побуждают ученика анализировать, исследовать текст. Есть вопросы репродуктивные - они дают знания, продуктивные - побуждают нас мыслить.

Репродуктивные: Кто? Что? Где? Куда? Как?

Продуктивные (специальные): можно ли считать что-то верным…; какие выводы можно сделать из…; какие мотивы поступков героев; вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные): Если известно…, то…? Если известно…, то почему…? …или…?

Урок в 7 классе. Курс « Отечественная история:X VII век». Изучение темы: Смутное время.

Смутное время относится к тому периоду истории русского государства, которое неоднозначно трактуется историками.

Работа с историческим текстом. Учащимся предлагается прочитать текст историка В.О.Ключевского о Лжедмитрии I. Личность Лжедмитрия сама по себе очень неоднозначная и вызывает интерес.

Русский историк В.О.Ключевский о Лжедмитрии I .

1 июня 1605 г. под Москву от Лжедмитрия прибыли дворяне Плещеев и Пушкин с « царской» грамотой. В грамоте говорилось , что Дмитрий всех прощает, так как москвичи присягнули Б.Годунову по незнанию .Всем были обещаны льготы и милости за верность царю. Лжедмитрий отказался войти в Москву, пока не будут устранены Годуновы. После определённых сомнений группа дворян ворвалась в Кремль. Фёдор Борисович встретил заговорщиков в Грановитой палате на троне .Царя стащили с трона и отправили под стражу. Все родственники Годуновых были арестованы, их дома разграблены.Затем выбранные московские люди отправились к Дмитрию с повинной грамотой, приглашая его на царство. 20 июня 1605 года самозванец въехал в столицу. Москва встретила его колокольным звоном. Чтобы убедить москвичей в своём царском происхождении, самозванец вызвал в Москву инокиню Марфу ( мать царевича Дмитрия), бывшая царица признала в нём сына и обошлась с ним ласково. Московский народ на какое-то время успокоился. 30 июля 1605 г. Дмитрий венчался царским венцом, который возложил на него патриарх Игнатий. Новый царь не стал послушной марионеткой польского короля, вёл себя очень независимо .Православие оставалось государственной религией; царь не позволял строить в России католические храмы. С самого начала царствования новый монарх принялся за переустройство своего государства: он стал бороться с мздоимством чиновников, каждый день присутствовал на заседаниях Боярской думы, быстро решал государственные дела, лично принимал дважды в неделю челобитные .Мечтал об образовании народа, об открытии университета.

Новый царь нарушил вековой русский обычай послеобеденного отдыха; любил гулять по Москве, заходил в ремесленные лавки, разговаривал с купцами и торговцами. Не осенял себя крёстным знамением, не разрешал себя окроплять святой водой, перед обедом не молился, после обеда руки не мыл, носил польское платье, ходил быстро, что бояре теряли его из виду. Москвичи с неприязнью наблюдали за поведением молодого царя. Но разгневала весь народ свадьба царя. В Москву приехало около тысячи поляков. Бракосочетание проходило с нарушениями принятых на Руси православных обычаев. Народное общественное мнение всё громче звучало: « Царь - « поганый», редко посещает церковь; женился на полячке; ест « нечистую» ( свинину) пищу. У царя оставалась единственная поддержка - казаки.

К началу весны 1606 года в Москве созрел заговор в целях свержения самозванца .17 мая 1606 г. приступили к осуществлению задуманного. 200 бояр и дворян под руководством Голицыных и Шуйских ворвались в Кремль.

Дмитрий попытался бежать, но, выпрыгивая из окна сломал ногу. Стрельцы попытались защитить Дмитрия, но заговорщики схватили его, сорвали с него царский кафтан, затем застрелили. Тело, обвязав верёвкой, потащили по земле из Кремля через Спасские ворота. Труп показали Марии Нагой, и царица « отреклась» от сына. Тело ещё два дня находилось не погребённым, и каждый желающий мог надругаться над ним.

1. Репродуктивный вопрос : найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось самозванцу убедить москвичей, в том, что он царевич Дмитрий. Прочитайте. Какие выводы можно сделать из данного эпизода?

Прошу самих учащихся составить репродуктивные вопросы к тексту.

  • Когда Лжедмитрий венчался на царство?

  • Чем новый царь отличался от своих предшественников?

  • Какие реформы провёл царь Дмитрий в государстве?

  • .Какие поступки царя вызывали недовольство у народа?

  • Как могли относиться к такому поведению современники?

2.Переходим к работе над продуктивными вопросами к тексту.

Продуктивные вопросы:

  • Был ли Лжедмитрий I откровенным авантюристом или он сам верил в своё царское происхождение?

  • Если он не совершал никаких военных побед, тогда почему москвичи встретили его колокольным звоном?

  • Известно, что новый царь провёл много хороших преобразований для народа, тогда почему так короток оказался срок его правления?

3. Проблемный вопрос.

Содержательную основу любого проблемного урока составляет проблемный вопрос. Главным признаком проблемного вопроса является « возбуждение интереса» у учащихся.

Чтобы сформулировать проблемный вопрос, предлагаю учащимся

  1. Изучить информацию и выявить характерные черты личности Лжедмитрия I.

  2. Выделить главное : особенности его правления ( положительные и отрицательные стороны).

  3. Выявить противоречия в его правлении.

  4. Определить суть противоречий.

  5. Сформулировать проблемный вопрос.

Поработав с текстом и выполнив весь алгоритм , формулируем проблемные вопросы:

  • Что помогало и что препятствовало укреплению власти царя Дмитрия?

  • Почему Лжедмитрий балансировал на грани самых разных политических сил?

На примере первого вопроса рассматриваем наличие в нём всех элементов, составляющих структуру проблемного вопроса:

Объект изучения - личность Лжедмитрия I;

Направление изучения объекта - особенности правления нового царя;

Противоречие - принимает законы для народа, но нарушает обычаи народа.

Делаем вывод : Чтобы так вести себя так, как вёл себя Лжедмитрий, надо было быть уверенным в своём царском происхождении и не бояться производимого впечатления.

Лжедмитрий I был новым по духу человеком на российском престоле. Он стремился приучить русских людей к свободе и веротерпимости.

4. Методика формулировки тем проблемных докладов.

Согласно словарю русского языка С.И.Ожегова ПРОБЛЕМА - сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования. Проблемное обучение создаёт условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность « растормозить» механизм его мышления. При изучении темы Смутного времени учащимся предлагаются следующие направления для исследования, например такие: « Григорий Отрепьев - царевич Дмитрий» или « Правление и реформы царя Дмитрия», по которым нужно собрать информацию, изучить её, выявить противоречия, на основании чего сформулировать темы проблемных докладов.

В результате учащиеся выходят на такие темы:

  • Недолгий срок правления Лжедмитрия как расплата за несоответствие образу предыдущих царей;

  • Корректно ли будет назвать Лжедмитрия I реформатором XVII века?

Работая над докладом, ученики должны оценить изучаемое событие, осмыслить информацию через постановку проблемных вопросов, сформулировать и доказать свою точку зрения по проблеме.

Я считаю, что проблемное обучение - будущее нашего образования, ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.



© 2010-2022