История России. Внутряння политика Николая 1

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Цели урока:

  1. Обучающие:

    • познакомить учащихся с личностью Николая I;

    • с внутренней политикой Николая I, основными направлениями.

  2. Развивающие:

    • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

    • развивать навыки анализа документов;

    • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

    • развивать коммуникативную культуру.

  3. Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

План урока:

І. Проверка домашнего задания.

ІІ. Объявление темы и целей урока.

  1. Личность Николая I.

  2. Укрепление государственного аппарата.

  3. Укрепление социальной базы самодержавия.

  4. Попытки решения аграрного вопроса.

  5. Русская православная церковь и государство.

  6. Усиление борьбы с революционными настроениями.

ІІІ. Выставление оценок и подведение итогов урока.

Подготовка к уроку:

  1. Деление учащихся на группы.

  2. Подборка раздаточного материала.

  3. Сообщение учеников о личности Николая I, его помощников.

  4. Подготовка мультимедийных слайдов.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов.). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами и проверяют ; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы. (Приложение 1).

2. Объявление темы и целей урока

Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I.

Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

Цели урока:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;

  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;

  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

1. Личность Николая I

На экране Слайд 1. Ученики записывают в тетради годы правления Николая I.

Учитель .: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране - соответствующая цитата)

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном Павла І.

Николаю было пять лет, когда скончался его отец. Все сыновья Павла Петровича унаследовали от отца страсть к военному делу, но особенно Николай.

Страсть Николая ко всему военному не нравилась его матери Марии Федоровне. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император интересовался военным делом.

Учитель: К какой карьере готовили Николая Павловича? (К военной.)

Начинаем работу с документом, чтобы узнать мнение современников о Николае І.

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у Николая I? (властность, тре6овательность, ответственность)

  • Какая организация была идеалом для будущего императора? (армия)

  • Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности)

2. Основные направления внутренней политики Николая I

Николая I в своей внутренней политике, с одной стороны пытался искоренить недостатки существующей системы, с другой стороны сохранить и укрепить самодержавие.

Слайд 2. Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

  1. Централизация управления государством:

    • усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;

    • увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.

  2. Борьба с революционными настроениями:

    • а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф - А.Х. Бенкендорф);

    • б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.

После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством и борьба с вольнодумием. Полномочия личной канцелярии расширяются , количество чиновников и их власть увеличивается.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф (сообщение индивидуальное).

Учитель: Генерал А. Х. Бенкендорф был начальником третьего отделения канцелярии, шефом жандармского корпуса. Был приближённым царя.

Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

Работа в группах.

Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Мероприятия направленные на укрепление социальной базы самодержавия»; 2-я группа «Мероприятия направленные на решение аграрного вопроса»; 3-я группа «Русская православная церковь и государство».

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).

  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

Слайд 3 - портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Автор проекта преобразований государственного управления, который не был утвержден. Собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

Слайд 4 - портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв - граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

Учитель.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований работа по параграфу

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

Он старался улучшить существующие порядки, например: приказал привести в порядок законы и решить «крестьянский» вопрос.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

ІІІ. Выставление оценок и подведение итогов урока.

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

В начале урока мы определили цели нашей работы.

  • Выполнили мы цели урока?

  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?

  • С какими личностями вы познакомились?

Домашнее задание: § 10 и вопросы к нему; задания к документам; выучить новые термины

© 2010-2022