- Преподавателю
- История
- Исследовательская работа по краеведению Все дороги ведут в храм
Исследовательская работа по краеведению Все дороги ведут в храм
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Кулемина Т.П. |
Дата | 29.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ХИТРОВЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ В ХРАМ
ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО
СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКОГО ХРАМА
В СЕЛЕ ХИТРОВЩИНА КИМОВСКОГО РАЙОНА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Авторы работы:
Карпушкина Анжела Геннадьевна,
Шишлова Карина Алексеевна,
МКОУ Хитровщинская СОШ,
7 класс
Научный руководитель:
Кулемина Татьяна Петровна,
учитель начальных классов,
МКОУ Хитровщинская СОШ
Хитровщина - 2015 г
Тема исследовательской работы:
«История православного Свято-Богоявленского храма в селе Хитровщина Кимовского района»
Актуальность:
наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней в рамках реализации программы «Растим патриотов России».
Гипотеза:
мы предполагаем, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма.
Объект исследования: Свято-Богоявленский храм.
Цель исследовательской работы:
-
изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Хитровщина и показать его историческую значимость в жизни жителей села,
-
пополнить школьный музей новыми экспонатами, сведениями.
Задачи:
-
найти сведения о возникновении села Хитровщина и строительстве православного храма в селе,
-
изучить историю храма,
-
проанализировать роль церкви в жизни села.
Методы исследования:
-
изучение Интернет-ресурсов,
-
изучение газетных публикаций.
-
социологический опрос,
-
беседа,
-
экскурсия,
-
наблюдение.
Содержание:
Введение___________________________________________4
Глава 1. История села и храма________________________4-5
Глава 2. Архитектура храма__________________________5-6
Глава 3. Роль церкви в жизни жителей села______________ 6
Глава 4. Закрытие и открытие храма__________________ 6-7
Глава 5. Икона Казанской Божией Матери_____________ 7-8
Глава 6. Обретение иконы Божией Матери______________ 8
Глава 7. Престольный праздник Рождества Богородицы__ 8-9
Глава 8. Дни сегодняшние_____________________________9
Глава 9. Итоги анкетирования_______________________ 9-10
Глава 10. Заключение________________________________11
Глава 11. Вывод__________________________________11-12
Список литературы__________________________________13
ВВЕДЕНИЕ
Дорога широкой лентой убегает вперёд. Села ещё не видно, но на горизонте уже виднеется остроконечная башня церковной колокольни. В селе Богоявленском (Хитровщина) стояла и стоит и ныне церковь каменная во имя Богоявления Господня.
Обращение к истории родного края - явление естественное и закономерное. Постигая историю, люди глубже начинают осознавать непрерывную связь времён и свою причастность к событиям сегодняшнего дня.
Ушедшие поколения оставили нам, ныне живущим, богатое наследие, и сегодня не потерявшие своё значение традиции, духовные устои и самое главное культурные памятники, которые мы, молодое поколение, должны сохранять и оберегать.
Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в прекрасном селе с красивым названием Хитровщина. Я очень люблю свою малую родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и всё что с ним связано. Я узнала, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нём находилась небольшая церквушка. В нашем селе есть храм. Я немного знала историю родного села из материалов школьного музея, из рассказов нашего классного руководителя и моей бабушки. А на одном из классных часов, на котором присутствовал настоятель нашего храма, мы узнали, что через 3 года наш храм будет отмечать своё 250-летие. Вот тогда-то мы и решили провести своё исследование и собрать, по возможности, материал об истории храма нашего села.
На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках «Основ религиозной культуры и этики» (ОРКСЭ) мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть ещё и своя собственная история, свои особенности. Вот об этом мы и хотели рассказать в своей работе.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СЕЛА И ХРАМА
В 1693 году Пётр I подарил село своему учителю и сподвижнику Францу Яковлевичу Лефорту. Несколько раз царь заезжал в усадьбу своего друга во время инспекции строительства Волго-Донского канала.
Богоявленский храм первоначально был деревянным. В 1698 году новое деревянное церковное здание было выстроено на средства Елизаветы Лефорт, жены Ф. Я. Лефорта. Елизавета Лефорт в письме мужу писала: «В селе я построила церковь, которая почти окончена».
Следующие владельцы села - графы Измайловы - вписали печальную
страницу в его историю. Лев Дмитриевич Измайлов был одним из самых
«жестоких помещиков» своего времени. Литературоведы считают, что характер одного из главных героев романа Дубровский» Кириллы Петровича Троекурова создан Пушкиным по сходству с хитровщинским «большим барином» Л.Д. Измайловым. О его «шутках», даже с себе равными, ходили легенды в высшем свете. Особенно Измайлов был жесток с крепостными.
Ещё одна незабываемая страница истории села - пребывание в нём Блаженного Феофилакта Христа ради юродивого. По преданию, не выдержав творимых Измайловым грехов, он перешёл полноводный тогда Улыбыш, ступая «по воде аки по суху», и ушёл из Хитровщины навсегда.
В документах фонда «Тульская духовная консистория» в клировых ведомостях Богоявленской церкви села Хитровщина Епифанского уезда за 1916 г. записано: церковь (каменная) построена в 1768 г генерал-поручиком Михаилом Львовичем Измайловым, а трапезная с колокольней в 1875 и 1876 г. штабс-капитаном Евилом Андреевичем Манским.
После смерти Измайлова село перешло к графам Толстым (дальним родственникам Л.Н. Толстого). Некрополь Толстых сохранился до наших дней в церковном дворике.
В 1881 г. церковное здание обновлялось графом Михаилом Толстым. С 1886 по 1894 г. Была устроена тёплая трапезная, обновлялись Царские ворота, иконостасы и иконы.
ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРА ХРАМА
Свято-Богоявленская церковь (1768 г.) состоит из колокольни, по размерам приближающейся к квадрату. Она примыкает к прямоугольной в плане трапезной. Трапезная разделена четырьмя столбами. Церковная часть имеет квадратные в плане очертания, с востока к ней примыкает прямоугольная алтарная часть.
Трапезная Свято-Богоявленский храм
Композиционно-пространственная структура состоит из двух высоких объёмов - церкви и колокольни и более низких трапезной и алтарной частей. В плане храм имеет форму разных по объёму прямоугольников.
Алтарная часть имеет прямоугольные окна по одному с каждой стороны, кровля алтаря скатная. Собственно церковь двухсветная. На втором уровне - по три окна с северной и южной сторон, на первом уровне - по два окна и по входной (боковой) двери. Кровля четырёхскатная. Завершением церковной части является звонница с шатром и главкой.
Шатёр имеет четыре слуховых окна. На северном и южном фасадах по четыре пилястры, по углам они спаренные. По всему периметру проходит широкий раскрепованный карниз. Трапезная часть одноярусная, имеет по семь окон на северном и южном фасадах. Скатная кровля завершается низким барабаном с круглыми окнами. Барабан покрыт шатром с главкой. По периметру трапезной идёт карниз, повторяя тему карниза церковной части.
Колокольня состоит из трёх убывающих к верху объёмов и завершена скатной кровлей с главкой на изящном барабане. Первый и второй ярус колокольни - четверик на четверике, третий - шестигранник. Второй и третий ярус колокольни прорезаны с четырёх сторон окнами с полукруглым завершением. Окна второго яруса обрамлены пилястрами. Второй ярус завершается карнизом простого рисунка. Церковная часть перекрыта сомкнутым сводом, а трапезная имеет парусные своды.
На территории храма находится воскресная школа 1877 года постройки.
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА
По рассказам некоторых старожилов, в то время было принято гордиться тем, у кого в селе церковь краше и выше. Своим храмом гордились и наши предки. Церковь была одной из самых красивых церквей, стоящих в соседних сёлах.
Церковь занимала важное место в ходе крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть - официально фиксировались ею). Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а чёткие нормы мировоззрения и поведения. В любой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневно обиходе.
ГЛАВА 4. ЗАКРЫТИЕ И ОТКРЫТИЕ ХРАМА
В России всё сначала не впервые начинать -
Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,
Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота,
После крови, после страха вырастала красота.
Н.А. Мельников.
23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от церкви был закреплён Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.
В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие церкви стали закрываться, другие бездействовали. Хитровщинский храм постигла участь многих русских храмов. В результате массовой атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия стали утрачивать своё значение.
С 1937 г. по 1946 г. церковь была закрыта, о её судьбе в советское и военное время известно немногое, только то, что здание храма использовалось не по назначению, возможно как зернохранилище. А в здании воскресной школы был молокозавод.
ГЛАВА 5. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Один из значительных церковных праздников - праздник, который отмечают 4 ноября, День Казанской Божией Матери.
Икона Казанской Божией Матери - это изображение Пресвятой Богородицы и Спасителя, стоящего слева от неё. Правая рука Христа воздета в благословении, а голова Богоматери чуть наклонённая к Сыну Своему.
Казанская икона Божией Матери на Руси пользуется особым почитанием. Икона Казанской Богоматери присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы есть и в каждой верующей семье, поскольку икона эта имеет особую силу.
Иконой Казанской Божией Матери благославляют молодых, идущих к венцу, также икону Казанской Богоматери вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик озарял и оберегал ребёнка. Просят у иконы Казанской Божией Матери об исцелении от недугов, а также о семейном счастье и благополучии.
Защитила Казанская икона Божией Матери Россию от гибели и в Великой Отечественной войне. По научению Божией Матери, явившейся патриарху Александру III, чудотворную икону обнесли вокруг осаждённого Ленинграда. Город выстоял.
Ныне чудотворная икона Казанской Божией Матери стоит в пережившем блокаду городе.
К Казанской Божией Матери чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах.
ГЛАВА 6. ОБРЕТЕНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
( Из газеты «Районные будни» от 14.02.2013 г.)
Шестого февраля 2013 года в Свято-Богоявленском храме села Хитровщина было многолюдно. На то была особая причина - из Иерусалима сюда была доставлена икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимской», освящённая в Храме Гроба Господня на плите миропомазания, где тело Иисуса Христа омывали после его распятия. Икона сделана по византийским канонам, и её появление в сельском храме - большое событие в жизни православных христиан не только Хитровщины, но и всего Кимовского района. Настоятель храма иерей Алексий провёл первую службу у образа Богоматери. Обращаясь к прихожанам, он отметил, что появление новой иконы, освящённой на исторической земле Иерусалима, является большой радостью для всех православных христиан. Он тепло поблагодарил Валерия Васильевича Степанова, который привёз её с земли обетованной.
В.В. Степанов родился в Кимовске, куда в 50-х годах приехали на строительство шахт его родители. Уже более 20 лет он живёт в Москве.
На вопрос газеты «Районные будни», чем вызваны его хлопоты по приобретению и передаче иконы в Хитровщинский храм. Владимир Васильевич коротко ответил:
- Я родился в Кимовске, и сейчас у меня есть возможность отдать долги своей малой родине.
Сегодня церковь стремится внести в души людей христианскую нравственность, в основе которой лежит любовь к Богу и своему ближнему.
ГЛАВА 7. ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
21 сентября все православные христиане отмечают один из главных праздников Рождество пресвятой Богородицы. В Хитровщине этот праздник престольный.
Престольный праздник - это память святого или того события, которому посвящён сам храм. То есть, если храм (его престол) освящён в честь святого, то в тот день. Когда по церковному календарю припадает святой, служится торжественное богослужение. Так заведено, что в Хитровщинском храме к этому празднику очень тщательно готовятся, потому что на него обычно приходят в храм много прихожан и гостей.
Пресвятая дева Мария родилась в Палестине, в небольшом городе Назарете у праведных престарелых Иоакима и Анны. Супруги были бездетны, но не теряли надежды на милость Божию и дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлёт Господь. Они горячо молились о даровании дитя, и Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принёс великую весть: у них родится дочь, через неё будет даровано спасение всему миру; пусть назовут её Марией, что значит благодать. Дева Мария воспитывалась в благочестии и чистоте при храме и была удостоена стать матерью Иисуса Христа.
Этот день поражает благочестием и торжественностью, потому что пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась живым храмом Божиим.
ГЛАВА 8. ДНИ СЕГОДНЯШНИЕ
В Свято-Богоявленском храме села Хитровщина стараниями настоятеля священника Алексия Зенина недавно состоялось открытие Воскресной школы.
Обращаясь к родителям отец Алексий призвал их не охладевать в стремлении приобщить детей к удивительному и прекрасному миру верующего человека. Батюшка отметил: «Мы постараемся организовать работу в нашей Воскресной школе так, чтобы всем было интересно и увлекательно». Батюшка выразил радость по случаю открытия новой школы и надежду, что по её окончании выпускники станут настоящими христианами.
Отец Алексий задал детям вопрос: «Ребята, сегодня мы открываем новую Воскресную школу. Скажите, а зачем вы пришли в эту школу?» И получил ответ. «Учиться любить Бога!» - хором ответили дети.
В настоящее время храм газифицирован. От времени пострадала часть настенной росписи храма: какие-то из фресок просто поблекли, потеряли первозданную яркость красок, а какие-то и вовсе оказались утерянными. В храме нужно делать ремонт. Планы у настоятеля храма большие: очистить верхнюю часть внутренних стен храма от слоя пыли, установить колокола на колокольне и многое-многое другое.
ГЛАВА 9. ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ
Ни хлебом единым мы сыты.
Но если в душе пустота,
То будем мы также забыты -
Не будет над нами креста!
Б. Ковтун.
Совершая экскурсию в сегодняшний храм с. Хитровщина, мы помолились перед иконой Казанской Божией Матери, поставили свечи за здравие. По окончании воскресной службы, на которой были бабушки и женщины помоложе, мы задали им такой вопрос: «Какие чувства испытывают они после посещения храма?»
-
Я испытываю чувство лёгкости и радости. Прихожу домой в приподнятом настроении.
-
После посещения храма мне хочется многое сделать. Мне так легко, что хочется летать.
-
Я забываю о неприятностях, болезнях, они сами уходят. Мне легко на душе.
-
Для меня в церкви наступает благоденствие, мне спокойно, а воздух храма меня просто лечит.
-
Святой Дух, присутствующий в храме, помогает преодолеть все трудности.
-
Мне кажется, когда я стою в храме, меня окружают ангелы.
В Богоявленский храм я решила пойти не только как на экскурсию, мне были интересны мои ощущения после посещения храма. На самом деле, мне было так спокойно, дышалось легко. Во время службы я наблюдала за пожилыми людьми: как они молятся, как стоят, а как они красиво поют!
Вместе с руководителем мы разработали анкету, которая служит доказательством для выдвинутой гипотезы.
В анкетировании приняло участие 60 человек.
В результате проведения анкетирования на вопрос: «Верите ли вы в Бога?» - 100% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога.
Все из опрошенных крещённые, т.е. - 100%
-
Знаете ли вы, как называется храм нашего села?
10% ответили - нет
-
Часто ли вы посещаете храм?
40% - нет; 60% - да
-
Считаете ли восстановление храмов правильным делом?
100% - да
Большинство участников, 76%, обращаются к Богу в трудную минуту, произнося: «Господи, помоги!». 24% участников кроме «Господи, помоги!», благодарят Его «Слава тебе, Господи!»
Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества.
Итак, судя по результатам, духовная жизнь села возрождается.
ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Построенная в 1786 г. М.Л. Измайловым, церковь Богоявления до сих пор поражает всех своим величием и красотой. Это один из немногих храмов района, которого не коснулись разграбление и запустение. «Намоленные» иконы, старинные фрески создают удивительную атмосферу. Есть в храме и чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы.
Особняк Измайловых-Толстых отнесён к объектам культурного наследия. Здание не перестраивалось с тех времён. До недавнего времени там стояли «измайловские» двери. Каменные лестницы, высокие потолки с лепниной, окна арочной конструкции погружают нас в атмосферу прошлого.
Менялось время, люди, а село на протяжении веков сохраняло свой неповторимый облик. Сейчас в особняке Измайловых-Толстых находится Хитровщинская школа, и «история оживает» в школьном музее на музейных уроках и экскурсиях. На реке Улыбыш отдыхают дети и взрослые, летом берега её пестреют разноцветными палатками. По-прежнему в храм приходят люди из окрестных сёл и деревень. Приезжают в село туристы посмотреть на прекрасный уголок России…
Богоявленский храм, настоятелем которого является отец Алексей, представляет собой историческую ценность - является памятником архитектуры 18 века и охраняется государством.
Мы очень благодарны отцу Алексею за то, что он своим служением повышает уровень культуры своих прихожан - наших родителей и учащихся и поддерживает тесную связь с нашей школой.
ГЛАВА 11. ВЫВОД
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма в нашем селе. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но всё это прошло, и церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.
Когда в селе есть храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодёжь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.
Храм - символ мира, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.
Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.
Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.
Мой храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы.
Юрий Соловьёв.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Газета «Районные будни» от 14.02.2013 г
-
Государственный список памятников истории и культуры Кимовского района Тульской области.
-
Материалы М.А. Российского, кандидата исторических наук.
-
Материалы музея МКОУ Хитровщинской СОШ.
Интернет-ресурсы.