Тема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествие

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествиеТема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках Урок – путешествие





Тема: «Древняя (Киевская) Русь

в IX-XI веках»
Урок - путешествие

Подготовила учитель ДОШ № 144

Резниченко Т. Е.













г. Донецк


Тема: Древняя (Киевская) Русь в IX-XI веках
Урок - путешествие

Цель: - Ознакомить учащихся с процессом становления Древней (Киевской Руси) при первых князьях в IX - первой половине X века; укрепления Руси в середине X века, во время княжения Ольги, князя Святослава; ознакомить с реформами, проводимыми князьями Владимиром Великим и Ярославом Мудрым;
- Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности;

- Воспитывать чувство патриотизма на примере жизни и деятельности исторических деятелей; активизировать познавательный интерес к изучению истории.

Задачи:

- Ознакомить с хронологической последовательностью и деятельностью князей на Руси;

- Научить использовать новые исторические понятия и термины;

- Развивать навыки работы с историческими документами, картой

Тип урока: урок усвоения нового учебного материала, урок - путешествие

Оборудование: карта «Русь в IX-XI вв.»; дополнительная литература для работы в группах; портретная галерея князей Руси; выдержки из «Повести временных лет», «Русской правды», эпиграф; схемы; эмблема с изображением князей; изображение чемодана и корзины, рисунок «Полюдья», «В славянском поселке»; мультимедийная доска, проектор, презентация «Древняя Русь», видеоролик «Сказание о Крещении Руси»

Понятия и термины: Русь, «Повесть временных лет», варяги, христианство, «Русская Правда», Золотые ворота, Софийский собор.

Дата: 988 год - принятие христианства на Руси

Ход урока:

I.Организационный момент:
1) Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места.

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся:
Учитель: - Сегодня мы начинаем изучать появление и развитие Древнерусского государства - Киевской Руси (слайд № 1 презентации «Древняя Русь»)

С этой целью я хочу предложить вам совершить путешествие в далекую Древнюю Русь. Но перед тем, как отправиться в путешествие, я предлагаю вам вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках. Это поможет сделать наше путешествие интересным, полезным и запоминающимся.

1)Фронтальная беседа и использование слайдов презентации «Древняя Русь»:

- Какой древний народ, населявший Восточную Европу и наш край, является нашим давним предком? (славяне)
- Как жили славяне? (семьями, племенами) (слайд № 2 «Древнее поселение у славян»)

- Кто правил славянскими племенами? (князья, старейшины)
- Каковы были основные занятия древних славян? (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля)

2) Работа с картой (показать территории расселения славянских племен)
Вывод: Каждый народ, живший на территории нашего края, оставил след в его истории, но нашими непосредственными предками являются славяне, именно на землях славянских племен образовалось в IX веке первое государство у славян - Русь.

3) Работа с понятием (слайд презентации № 4)

Русь - первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Согласно летописи «Повести временных лет» (ученики вспоминают, кто автор этого исторического источника) название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности:

Учитель: - Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашому уроку:

Гордиться славой предков

Не только можно, но и должно

А.С. Пушкин

- Как вы понимаете значение этих слов?

Проблемные вопросы:
1. Кто такой Рюрик?
2. Почему князь Владимир - Великий?
3. Почему Ярослав - Мудрый?

ІV. Объявление темы, плана, целей и задач урока:

Учитель: - Записываем тему, план урока в тетрадь

План:

  1. Русь в IX - первой половине Х века.

  2. Князь - Владимир Великий: крещение Руси.

  3. Киевская Русь при Ярославе Мудром.

Учитель знакомит учащихся с задачами урока и ожидаемыми результатами на конец урока: «После этого урока ученики смогут...»

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учеников:

1) Слово учителя: Русь - это объединение нескольких славянских племен в единое целое. - Дети, как вы думаете, с какой целью славяне объединялись? (противостоять внешним врагам)

Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», первоначально связывал основание государства у славян с личностью князя Кия. « Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрой Лыбедью, жили между полянами на трех горах…Кий начальствовал в роде своём… Потомки его княжили среди полян»

(детям предлагается самостоятельно прочитать легенду о Кие, Щеке, Хориве)

Кий- легендарный князь полян, основавший столицу Киевской Руси - город Киев - «Мать городов русских» (слайд презентации «Древняя Русь» № 3 )

Далее Нестор рассказывает о призвании варягов (работа с понятием устно) в Новгород (слайд № 5 - 8 )

- Кто такой Рюрик? Легендарный основатель древнерусского государства.

- Что означало выражение - «призвать варягов»? Метод «микрофон»

Учитель: - Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Древней Руси (Один из учеников выполняет роль «Нестора - Летописца» и зачитывает отрывок из «Повести временных лет» о приходе к власти Рюриковичей)

«В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варягу Рюрику (слайд № 9) Всех его потомков стали звать Рюриковичами. После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, (работа с картой) установил границы своих владений, обложил все население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих земель от вражеских нападений»

2)Работа с предложенной схемой; ознакомление учащихся с хронологической последовательностью правления князей на Руси:

Схема на доске:

Кий (серединаVII ст.)

Дир (середина IXст.)

Аскольд (середина IXст.)

Олег (882-912)

Игорь (912-945)

Ольга (945-957)

Святослав (957-972)

Владимир (980-1015)

Ярослав (1015-1054)

3)Слово учителя, «Нестора - Летописца»: Повествование о княжении Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Использование слайдов презентации «Древняя Русь» № 10 - 16

«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам…»

«Олег воевал с племенами северян и радимичей. Победил их и обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907г. совершил успешный поход на Византию».

«…Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь»

«Нестор-летописец» рассказывает отрывки о походе Игоря против древлян и мести Ольги. Использование слайдов презентации «Древняя Русь»

«Прощу жителей Полоцка за смерть мужа моего князя Игоря. Но в память о муже дань все-таки соберу. Она не велика: 3 голубя, да 3 воробья с каждого двора». «Ольга - мудрейшая среди мужчин, имела дипломатический талант» ,- говорит «летописец».

«Легко и неслышно ходил он в походах как барс, не вез за собой обозов с котлами. Не возил он и шатров расписных, спал как простой воин, подложив седло под голову. Отправляясь на войну, всегда предупреждал противника: «Иду на Вы» (слайд презентации № 16 с описанием походов Святослава)

«Нестор-летописец» зачитывает отрывок, характеризующий простоту, храбрость, военный талант, честность князя.

4) Учитель:

Во времена княжения Ольги и Святослава произошло укрепление Древней Руси

(на доске эмблема с изображением имен князей Руси)



Русь

Русь

Святослав

Аскольд

Кий

Київська

Русь



Київська

Русь

ий

Ольга

Игорь

Олег

5)Учащиеся заполняют таблицу «Потомки Рюрика, первые князья на Руси» в тетрадях на основании материала презентации «Древняя Русь»; оценивается работа через взаимопроверку учениками.

«Первые князья на Руси, их деятельность»:

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

6) Учитель: Продолжаем путешествие по Древней Руси и сейчас мы встретимся со следующим князем, Владимиром Великим - Красное Солнышко

«Нестор-летописец»: в правление Владимира Святославовича произошло одно из самых важных событий - в 988 г. Русь приняла христианство (работа с понятием)

Историческое значение Крещения Руси:
- Способствовало укреплению Руси.
- Способствовало развитию письменности, зодчества, иконописи.
- Повысило международный авторитет Киевской Руси

7) Детям предлагается просмотреть видеоролик «Сказание о Крещении Руси»

openclass.ru/sites/default/files/lesson/2013/01/__11448.3gp

8) Составление схемы-портрета по окончании просмотра видеоролика:

Владимира называли Святым

ВладимирНарисуем вокруг него нимб:

Владимира называли «Солнышком»

Владимир



Нарисуем лучики солнца

Владимира называли Великим

Владимир





Покажем это!

9) Работа в малых группах:

Составление схемы на основе презентации (слайд № 17 - 18):

Укрепил ? Воевал ?

Почему

Владимир

Построил? Великий? Создал ?

10) Учитель: Преемником Владимира Великого стал.......

«В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета» (слайд презентации № 19)

Он принял «Русскую правду» - первый свод законов на Руси (слайд № 20)
Мы продолжаем путешествие по Руси XI века. Но наше время пребывания в древнем Киеве ограниченно - всего 10 минут. «Нестор» проведет нас по самым важным достопримечательным местам древнего города. Чтобы как можно больше узнать, разделимся на группы, а потом поделимся своими впечатлениями.
1-я группа выяснит, в каких отношениях был князь Ярослав с соседями Руси.
2-я группа познакомится со сводом Ярославовых законов - «Русской правдой».
3-я группа «осуществит» экскурсию по Софийскому собору.
4-я группа «осуществит» экскурсию по городу Киеву и поделится впечатлениями. (Одновременно учитель демонстрирует слайды «Золотые ворота», «Софийский Собор» слайды № 21 - 22)

11) Учитель предлагает ученикам составить схему на основе полученных знаний:

Укрепил Международный

Русь авторитет

Ярослав Мудрый



Создал Построил

законы Софийський собор

Открыл школу, библиотеку

12) Метод «Пресс»: почему Ярослава называют Мудрым?

VІ. Осмысление новых знаний и умений:
Учитель: Дети, а сейчас у нас есть возможность, благодаря «Нестору - Летописцу», который сегодня помог нам узнать много нового и интересного о жизни наших предков, древних славян и их правителей, «встретиться» с героями «Повести временных лет» (Использование слайда № 23 «Гости из прошлого»)

«Я - бесстрашный и сильный воин. Я удачлив в делах. Много походов совершил я со своей дружиной. Много легенд сложено обо мне - предводителе варягов. Назовите мое имя: (Рюрик)

«Ведун сказал мне, что конь мой - убьёт меня. Я перестал ездить на нём, но когда однажды пришел на могилу своего любимца, из черепа лошади выползла змея и ужалила меня» (Олег)

«Вы не князья и не княжеского рода. А вот- сын Рюрика» (Игорь)

«Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья» (Ольга)

«Я прославился, как неутомимый, дерзкий и отважный воин. Всю жизнь провел в походах, словно дикий барс в поисках добычи» (Святослав)

«Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или нищий - да будет мне враг» (Владимир)

«В Софийском соборе: его портрет. Этому князю собор обязан своим появлением» ( Ярослав Мудрый)

Подведение итогов «встречи».

Таким образом, наше путешествие по Древней Руси подошло к завершению. Давайте поразмышляем, что можно позаимствовать из жизни славян в Древней Руси, от князей Руси, а что стоит оставить в IX - XI веках. Свои размышления запишите на листиках. То, что вы взяли бы с собой, в ХХІ век, прикрепите на этот дорожный чемодан, а то, что остается в прошлом - вот на эту старую корзину. (Учитель прикрепляет на доске рисунки чемодана и корзины)

VІІ. Подведение итогов урока:
1) Заключительное слово учителя:
Дети в течение урока мы с вами совершили увлекательное путешествие по Древней Руси :

- Что нового вы узнали?
- Что запомнилось? Метод «Микрофон»
2) Оценивание учебных достижений учащихся:
(определяются самые активные ученики)

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию
Проработать записи в тетради; понятия и термины;
Написать сочинение - эссе:
1. «Святослав Храбрый - выдающийся полководец Руси».
2. Вы - русский летописец. Составьте «Слово - похвалу князю Владимиру».
VII.Рефлексия

«Я» доволен своей работой на уроке на уроке

«Мы»: насколько мне помогли одноклассники?

«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?


11


© 2010-2022