Рабочая программа по истории 5 класс

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   По     истории Классы           5 «А», 5 «Б»  класс Учитель           Гоголева Ирина Васильевна Количество часов    70 Всего  70   часов,  в неделю   2   часа Плановых контрольных работ ____, тестов _____,  практических работ_____. Планирование составлено на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.      2.Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира»       3.Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.   Учебно-методический комплект для обучающегося: Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.   Методическая литература: Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2005 г.
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ /Мерзлякова Н.Г/

Протокол № ___________

От «____»________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

___________/Третьякова Г.Н./

«_____»____________20_____г.

«Утверждён»

Директор школы

___________ / Нечунаева С.А/

Приказ №__

от «_____»_______20_____г.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Азёвская средняя общеобразовательная школа

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории Древнего мира 5 класс.

Князевой Людмилы Ивановны, учителя истории 2 квалиф. категория

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №___________

от «___»______20__ г.

Срок реализации программы 1 год

Год разработки 2013-2014 уч. год

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По истории

Классы 5 «А», 5 «Б» класс

Учитель Гоголева Ирина Васильевна

Количество часов 70

Всего 70 часов, в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ ____, тестов _____, практических работ_____.

Планирование составлено на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

2.Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира»

3.Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2006 г.

  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г.

  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.

Методическая литература:

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

  2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2005 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427), Письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

С учетом инструктивных писем:

1. «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях» письмо МО и Н РТ от 04.09.2008 №03-1905 г;

2. МО и Н РТ от 16.10.2009 года № 7831/9 «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин»;

3. Приказа МО и Н РТ от 09.06.2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;

4. Письма МО и Н РТ от 08.07.2014 г. № 11005/14 «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году».

В соответствии с учебным планом школы на 2014/2015 учебного года, приказом школы от 26.08.2014 года № 417 «О» «Об утверждении учебного плана, рабочих программ, элективных курсов, дополнительных образовательных программ».

Базисный учебный план для изучения «Истории Древнего мира» в 5 классе выделяет 70 ч. (из них 5ч пропедевтика и 5 ч. История Татарстана). Пропедевтика (5 ч.) изучается в начале курса. История Татарстана (5 ч.) изучается после раздела «Жизнь первобытных людей».

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которое послужит одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - даётся представление об общем и особенном при характеристике древний обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Курс «История Татарстана» является одной из важнейших частей национально-регионального компонента, Базисного учебного плана. Он содержит единое и целостное, систематизированное изложение истории. Курс даёт представление о месте и роли этой истории в общих цивилизационных процессах, её своеобразии, о том вкладе, который внесли народы региона в материальную и духовную культуру Евразии. Содержание курса ориентировано не только на обеспечение предметного знакомства учащихся с историей, культурой народов Татарстана. Оно имеет и чётко выраженный воспитательный аспект. Одними из ключевых идей являются идеи творческого потенциала поликультурного, полиэтнического, поликонфессионального общества, значимости гуманистических ценностей, гражданственности, патриотизма, взаимопонимания между народами, чувств межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам, верованиям людей вне зависимости от их этнокультурной принадлежности, искусства компромисса. В данном классе отводится 5 ч. на изучение темы «Первобытное общество на территории Среднего Поволжья.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения предмета «История Древнего мира:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала Греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего мира, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельно оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умения отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.



Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение. Что изучает история (5 ч.)

Источники знаний о прошлом. Историческая память. Исторические события. Причинные связи между событиями.

Происхождение имён и фамилий. Генеалогия. Геральдика.

Гербы, Флаги, гимны государств.

Историческая карта. Географические названия-свидетели прошлого. Хронология-наука об измерениях времени. Историческое летоисчисление (счёт лет «до н.э.» и «н. э»).

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

Раздел 1. Первобытное общество (6 ч.)

Первобытное общество. Понятие «первобытности» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведёнными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Повторение (1ч)

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Раздел 2. История Татарстана (5ч.)

Счёт лет и календарь у тюрков. Родословная. Люди каменного века на берегах Волги и Камы. Древние металлурги. Первобытные люди в начале железного века.

Раздел 3. Древний Восток (17 ч.)

Древний Египет: природные условия, население. Занятия жителей. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население жителей.. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и её завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население, занятия жителей. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население, занятия жителей. Империя Цинь. Император и его поданные. Возникновение религиозно- философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Повторение(1ч)

Культурное наследие цивилизации Древнего Востока.

Раздел 4. Древняя Греция (17ч)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древние государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис-город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Империя Александра Македонского. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Повторение(1ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Раздел 5. Древний Рим (17ч)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстание рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Римской империи.

Культурное наследие Древнего мира. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Культурное наследие Древнего мира.

Итоговое повторение (1ч).

Календарно-тематическое планирование истории Древнего мира (70ч)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

примечание

план

факт

Что изучает история (5ч)


1.

Источники знаний о прошлом. Исторические события. Историческая память Причинные связи между событиями.

1

03.09

2

Происхождение имён и фамилий. Генеалогия. Геральдика

1

05.09

3

Гербы, Флаги, Гимны государств.

1

10.09

4

Историческая карта. Географические названия - свидетели прошлого. Хронология - наука об измерениях времени. Историческое летоисчисление (счёт лет «до н. э. и «н. э.)

1

12.09

5

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

1

17.09

Раздел 1. Первобытное общество (6ч)


6

Первобытное общество. Понятие «первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества.

1

19.09

7

Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки на территории нашей страны, края.

1

24.09

8

Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

1

26.09

9

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведёнными продуктами.

1

01.10

10

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

1

03.10

11

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности?

1

08.10

Раздел 2. Древнейший Татарстан (5ч)


12

Счёт лет и календарь у тюрков.

1

10.10

13

Родословная

1

15.10

14

Люди каменного века на берегах Волги и Камы. Стоянки первобытных людей.

1

17.10

15

Древние металлурги.

1

22.10

16

Первобытные люди в начале железного века.

1

24.10

17

Повторение по теме «Первобытное общество»

1

29.10

Раздел 3 Древний Восток (17 ч)


18

Древний Египет: природные условия, население.

1

31.10

19

Занятия жителей. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни.

1

12.11

20

Возникновение государства в Древнем Египте.

1

14.11

21

Фараоны, жрецы, чиновники.

1

19.11

22

Религия древних египтян. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Мифы о богах. Храмы и пирамиды.

1

21.11

23

Научные познания, письменность и школы в Древнем Египте.

1

26.11

24

Древние государства передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население.

1

28.11

25

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

1

03.12

26

Финикия: природные условия, население. Религиозные верования.

1

05.12

27

Палестина: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговли. Сказания о героях и богах.

1

10.12

28.

Ассирийская держава.

1

12.12

29

Персидская держава и её завоевания.

1

17.12

30

Древняя Индия: природные условия, население, занятия жителей. Варны. Касты. Религиозные верования. Легенды и сказания. Будда.

1

19.12

31

Древний Китай: природные условия, население, занятия жителей. Империя Цинь. Император и его подданные.

1

24.12

32

Возникновение религиозно - философских учений. Конфуций.

1

14.01

33

Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

1

16.01

34

Повторение.(1ч)

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

1

21.01

Раздел.4. Древняя Греция (17ч)


35

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины.

1

23.01

36

Древнейшие государства (Крит, Микены).

1

28.01

37

Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах.

1

30.01

38

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

1

04.02

39

Полис-город-государство.

1

06.02

40

Развитие земледелия, ремесла, торговли. Свободные и рабы.

1

11.02

41

Афины. Афинская демократия. Демос и знать.

1

13.02

42

Древняя Спарта

1

18.02

43

Греческие колонии

1

20.02

44

Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

1

25.02

45

Возвышение Македонии.

1

27.02

46

Завоевания Александра Македонского и его держава. Империя Александра Македонского.

1

04.03

47

Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

1

06.03

48

Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель.

1

11.03

49

Школа и образование. Литература и театральное искусство. Литература и театральное искусство.

1

13.03

50

Олимпийские игры.

1

18.03

Повторение(1ч)


51

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Особенности афинской демократии

1

20.03

Раздел 5. Древний Рим (17 ч)


52

Природные условия и население древней Италии. Этруски.

1

01.04

53

Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян.

1

03.04

54

Патриции и плебеи.

1

08.04

55

Возникновение римской республики. Консулы, сенаторы, трибуны.

1

10.04

56

Война с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

15.04

57

Рабство в Древнем Риме. Римские учёные о рабах.

1

17.04

58

Восстание рабов. Спартак.

1

22.04

59

Гражданские войны.

1

24.04

60

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти.

1

29.04

61

Римская империя: территория, управление. Римское право. Соседи Римской империи.

1

01.05

62

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики.

1

06.05

63

Признание христианства государственной религией.

1

08.05

64

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны.

1

13.05

65

Падение Западной римской империи.

1

15.05

66

Культурное наследие Древнего Рима.

1

20.05

67

Архитектура и скульптура.

1

22.05

68

Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство

1

27.05

69

Повторение по теме Древний Рим.

1

29.05

70

Итоговое повторение. Вклад народов древнего мира .

1

29.05



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Вигасин А.А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. -М.: Просвещение, 2012.-303 с.:ил., карт.

  2. Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И. С. Свинцицкой и Ф.А. Михайловского. 2-е изд.. исп. И доп. - М.: ВАКО, 2005. - 304с.

  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира в 2-х частях

  4. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира.

10


© 2010-2022