Статья по истории на тему Позднее славянофильство (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Ю. Смородская

учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №21»

Позднее славянофильство: пути развития России.

Аннотация: Статья посвящена выдающемуся русскому мыслителю Николаю Федоровичу Федорову (1829-1903)гг., идеи которого лежат у истоков религиозно-философского подъема конца XIX-XX вв. В ней рассматриваются философские и религиозные взгляды мыслителя, его понимание смысла и назначения истории. Особое внимание уделяется судьбе идей философа всеобщего дела в культуре XIX-XX вв. их значению в контексте современности.

Особое место в развитии общественной мысли второй половины XIX века принадлежит Николаю Федоровичу Федорову (1828 -1903). Оригинальные идеи Федорова еще малоизвестны широкой публике, но в свое время они произвели большое впечатление на Владимира Соловьева, Достоевского и Толстого.

Николай Фёдорович Фёдоров - это, в действительности, Николай Павлович Гагарин. Он был внебрачным сыном князя Павла Ивановича Гагарина и дворянской девицы Елизаветы Ивановой. Отчество же и фамилия достались будущему русскому мыслителю от его крестного отца.

Особо впечатляющей является родословная Федорова по отцу. Генеалогические корни восходят к Рюрику, прослеживаются через князя Владимира, Юрия Долгорукова и Всеволода Большое Гнездо. Существование четко прослеживаемых родословных, "родовая память", и целый ряд других взаимосвязанных обстоятельств, сыграли свою роль в возникновении главной идеи мыслителя о необходимости воскрешения своих предков, идя по соответствующим генеалогическим цепочкам.

Образование он получил в Одесском лицее Ришелье, а затем преподавал историю и географию в провинциальных городах. В течение многих лет Федоров был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве. В последние годы жизни он также работал в библиотеке, но уже при Архиве Министерства иностранных дел. Фёдоров избрал для служения строго аскетический образ жизни и в определенном смысле "одиночество среди людей". Этот русский мыслитель и энтузиаст не решился иметь семью, детей, делать карьеру и обогащаться, чтобы все это не стало для него ловушкой, которая отвлекла бы его от самого главного. Фёдоров считал славу и популярность проявлениями бесстыдства. Его статьи редко печатались, а если все-таки выходили в свет, то под псевдонимом. [1]
Большую часть из них так и осталась неопубликованной. Только после его смерти друзья, В. Кожевников и Н. Петерсон, собрали все записи воедино и опубликовали их под общим названием « Философия общего дела».

В данном философском труде он провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для автора является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. [2]

Свои размышления он сам назвал « нравственным материализмом», ибо мечтал нравственно преобразовать человека и общество, используя при этом науку, которая совпадала с материализмом. Его учение сложно и многогранно, так как оно включает в себя христологию (учение о Христе).

По его мнению, нравственное падение человечества началось, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали е господство и возвели в закон. Тем самым они восстали против Христа, и сформировали цивилизацию, культивирующую особые формы взаимоотношений между поколениями: молодые (сыны) восприняли смерть отцов (предков) как естественную необходимость, освобождавшую от чувства вины и ответственности перед умершими. Молодое поколение заявило о своем превосходстве пред отцами, о своей свободе от их нравственных устоев в эпоху гуманизма и Просвещения.

В XVIII веке возник культ молодости, приведший к первому глубокому падению совести в человеческом роде. Притча о блудном сыне стала символом европейской цивилизации, в которой высшей ценностью стало не отцелюбие, а веще - и женолюбие. Забывшие отцов теряют чувство Отечества.

Отрекшись от отцов, сыны человеческие стали служить корыстным целям, будь то экономические, политические, национальные и даже религиозные, что породило ситуацию, когда жить вместе стало невыносимо, а жить врозь невозможно. В итоге всего появилась вражда, рознь, пороки, от которых общество не может освободиться, оно судит и наказывает, а преступления не прекращаются; оно устанавливает порядок, который вечно нарушается.

По мнению Николай Федоровича, идеальный социальный строй должен основываться на единстве сознания и действия. При этом строй не должен иметь ни классовых различий, ни военного и полицейского принуждения, ни «демиургической» т.е. промышленной деятельности, формирующей внешние материалы и отношения. При этом идеальном режиме, который Федоров называл « психократией», каждый будет исполнять свои дела, вполне сознавая задачи, которые стоят перед ним. [3]

Когда человечество научится управлять силами природы и таким образом покончит с голодом и удовлетворит свои другие потребности, оно, по мнению Федорова, тем самым покончит и с источниками человеческой вражды. Человечество сосредоточит все свои силы на общей задаче по управлению природой на земном шаре и даже в пределах всей вселенной.

В контексте этой проблемы Фёдоров предложил новое определение - "Супраморализм, или всеобщий синтез", которое затрагивает философские и этические подходы его учения.

Эта философия этическая и можно сказать сверхэтическая выдвигает приоритет должного над сущим, зовёт к преображению бытия в благобытие. И предлагает последовательно синтетический способ мышления и достижения высших целей - это философия синтеза, "синтеза двух разумов (теоретического и практического) и трёх предметов знания и дела" (Бог, человек и природа), и, наконец, "синтеза науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхой".[4]

Федоров, уверенный в том, что современная европейская цивилизация приведет человечество к полной моральной, а также нравственной деградации, разработал проект построения цивилизации братства и родства, дружбы и любви. Логика его рассуждений такова: если все беды современной цивилизации коренятся в том, что люди признали неизбежность смерти, подчинились слепой природе, несущей гибель, отступили от Христа, победившего смерть и оповестившего людей об их бессмертии, то начинать построение цивилизации братства и родства следует с объединения людей в едином общем деле борьбы со смертью, продлении жизни живущих.

На вопрос, какой народ может первым начать всеобщее дело построения нравственного общества на планете, Николай Федорович отвечал - православный. Этим, как он считал, определяется и особая историческая роль России, которой суждено трудиться для достижения цели объединения человечества и построения священной истории. Опыт объединения людей у России уже есть, ибо с древних времен славяне в своей континентальной глуши легко шли на контакты с другими племенами. Но выполнить до конца свою миссию Россия не сможет до тех пор, пока наш, русский народ, « не проснется», не освободиться от интеллектуального, экономического и нравственного ига Запада. [5]

Таким образом, бесспорно, учение Федорова есть разновидность утопического общественного мнения 60- 80-х годов XIX века, в которой мыслитель искал способ выхода человечества из нравственного тупика современной цивилизации, предлагая ему реализовать еще не испробованный в истории путь развития.

В наши дни, когда человечество, опираясь на гигантские темпы развития науки и техники, ставит перед собой необычайно смелые задачи, философские взгляды Фёдорова, возможно, приобретут большее влияние.

Библиографический список.

  1. Семенова С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров. М.: Пашков дом, 2004.- 584 с.

  2. Режабек Б.Г. Николай Фёдоров - родоначальник ноосферного мировоззрения. М.: Наш дом, 1998. -70 с.

  3. Ильин В.П. Философия в России М.: Вильямс, 2000. -198 с.

  4. Зеньковский В.В. История русской философии.Т.1˗Париж.1948.-342с.

  5. Туманов, А.В. Очерки истории русской культуры XIX-XX вв. М.: Просвещение, 1998. -201с.


© 2010-2022