Рабочая программа по истории (6 класс) ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ


РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического

совета МБОУ СОШ № 42

г. Ставрополя

Протокол №____

от «___»____________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________/___________/

«____»____________20___г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ № 42 г. Ставрополя

_____________ Н.В. Воронина

Приказ № ____

от «___»___________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

6 класс

2016-2017 учебный год

Составлена на основе:

Программы по истории к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций авторов Агибаловой Е.В., Донского Г.М. (Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2014); авторов Арсентьева Н.М., Данилова А.А. (История России. М.: Просвещение, 2016)

Программу составил:

Кондрашова А.А.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 42 г. Ставрополя

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Предметными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения:

Овладение исторической картиной мира:

- умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину:

  • Определять по датам век, этапы, место исторического события и т.д.

  • Разделять целое на части, выявлять главное, обобщать, группировать, сравнивать.

Формирование открытого исторического мышления:

- умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия):

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

- умение объяснять разнообразие современного мира:

  • Учиться добывать, сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).

  • Определять и объяснять временные границы средневековой истории Запада и истории России, разделять средневековую российскую историю на этапы и объяснять выбранное деление.

  • Отличать черты средневековой Западной цивилизации от традиций цивилизаций Востока; определять и доказывать собственное мнение о месте средневековой России в системе мировых цивилизаций Запада и Востока.

  • В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху средневековья: в экономике - феодализм, натуральное хозяйство, аграрное общество; в общественном делении - сословия; в государственной жизни - самодержавие, абсолютизм, реформы, конституционная монархия, республика; в культуре - религиозная идеология и т.д.

  • умение рассматривать общественные процессы в развитии:

  • Определять основные причины и следствия складывания аграрного общества в странах Запада и в России; а также реформ и войн, сопровождающих этот сложный процесс.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей, так и представителей различных общественных слоев и цивилизаций периода Средневековья.

Нравственное самоопределение:

  • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, колониальных войн, народных восстаний.

  • При оценке явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение:

  • Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.

  • Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Средневековья. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков

Ведение (1 час)

Происхождение понятия «Средние века». Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (4 часа)

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктианский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франкское государство в VI-VIII вв. усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феодал. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX-XI вв. феодальная раздробленность во Франции. Усиление королевской власти в Германии и создание Славянской Римской империи. Императоры и церковь.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.

Тема 2. Византийская империя и славяне VI-XI веках (2 часа)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь-столица Византии и воплощение его могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии, взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабы в VI- XI вв. (2 часа)

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммеда. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Распад халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Тема 4. Феодалы и крестьяне (1 час)

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести.

Крестьяне и сеньоры. Повинности. Жизнь крестьянства. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, её функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

Особенности средневекового города в Западной и Центральной Европе. Развитие торговли и ремесла. Образ жизни и повседневность горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (1 час)

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестового движения. Значение Крестовых походов.

Папство в зените могущества. Ереси XI -XIII вв., причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, её союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение». Столетняя война. Восстание Уота Тайлера. Жакерия.

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI-XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, её историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII - XIV вв.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа)

Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус, гуситские войны и их значение.

Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (2 часа)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт средневековой науки. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика. Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 часа)

Природные условия Индии, её богатства. Занятия и население. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религия Индии. Достижения индийской культуры.

Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Общие черты различия держав Чингисхана и Тимура.

Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовской Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков, инков, их достижения и особенности развития.

Раздел 2. История России с древнейших времен до конца XV века

Ведение (2 часа)

Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Моя малая родина - Ставрополь. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Тема 11. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 часов)

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на терри­тории нашей страны. Славяне и русы на Северном Кавказе Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Тема 12. Русь в IX - первой половине XII в. (9 часов)

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерус­ской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 13. Русь в середине XII - начале XIII в. (4 часа)

Начало раздробленности Древнерусского государства. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен­ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотноше­ния между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Тема 14. Русские земли в середине XIII-XIV в. (13 часов)

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение. Народы Северного Кавказа после нашествия монголо-татар.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Северный Кавказ в составе Золотой Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско­го владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное един­ство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема. Формирование единого Русского государства (9 часов)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Взаимоотношения народов Кавказа с Россией. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV - конце XV в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература.

Резерв (2 часа).


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (4 часа)

2.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

1 час

Изложение нового материала с

элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: схемы, презентация, атлас по средневековой истории, карта «Образование Франкского королевства»

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§1. Вопросы к параграфу, основные понятия и даты

3.

Христианская церковь в раннее Средневековье

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, схема

Устный опрос, индивидуальный опрос. Задания с кратким ответом

§2. Вопросы к параграфу, основные даты и определения

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1 час

Комбинированный урок с

элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: схемы, презентация, карта «Завоевания Карла Великого», карта «Раздел Франкской империи», атлас по средневековой истории

Устный, фронтальный опрос. Задания с развернутым ответом

§3-4. Вопросы к параграфу, основные определения. Задания в рабочей тетради

5.

Англия в раннее Средневековье

1 час

Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: карта, ЦОР по истории средних веков

Устный опрос по тексту параграфа

§5. Вопросы к параграфу

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2 часа)

6.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешним врагом. Культура Византии

1час

Комбинированный урок с элементами контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал: карта, ЦОР по истории средних веков

Устный и письменный опрос. Задания с кратким ответом

§6-7. Вопросы к параграфу, основные понятия.

7.

Образование славянских государств

1 час

Комбинированный урок с элементами проблемной беседы

Демонстрационный материал: Учебник, карта «Болгарское царство в VII-X вв.», «Образование славянских государств в IX-XI вв.», презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§8. Вопросы к параграфу.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

8.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: карта «Завоевания арабов в VII-IX вв.», ЦОР по истории средних веков

Устный опрос по карте и тексту параграфа. Задания с кратким ответом.

§9-10. Вопросы к параграфу.

9.

Обобщение и контроль по разделу «Раннее средневековье»

1 час

Повторительно-обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний

Демонстрационный материал

Письменный опрос. Тестирование

Повторение изученного материала

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (1 час)

10.

Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: схема, презентация

Устный опрос по тексту учебника. Задания с развернутым ответом.

§11-12. Вопросы к параграфу.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа)

11.

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Торговля в Средние века

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Развитие ремесла и торговли в Европе XIV в.»

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§13-14. Основные даты и понятия.

12.

Горожане и их образ жизни

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§15. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (1 час)

13.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Первый крестовый поход», карта «Четвертый крестовый поход»

Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом

§16-17. Основные даты и понятия

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (6 часов)

14.

Как началось и происходило объединение Франции

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Франция в XI-XII вв.».

Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с кратким ответом

§18. Вопросы к параграфу

15.

Что англичане считают началом своих свобод

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с кратким ответом

§19. Вопросы к параграфу

16.

Столетняя война

1 час

Урок-лекция с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Англия и Франция во время Столетней войны (1337-1453 гг.)

Устный опрос по карте и тексту. Задания с кратким ответом

§20. Вопросы к параграфу. Составить сравнительную таблицу восстаний во Франции и Англии

17.

Усиление королевской власти в Англии и Франции в конце XV века

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: схемы, презентация

Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом

§21. Вопросы к параграфу

18.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Реконкиста на Пиренейском полуострове»

Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом

§22. Вопросы к параграфу

19.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с развернутым ответом

§23. Вопросы к параграфу

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа)

20.

Гуситское движение в Чехии

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Гуситские войны (1419-1434 гг.)»

Устный опрос по тексту учебника. Задания с кратким ответом

§24. Основные понятия. Вопросы к параграфу

21.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Османская империя в XIV-XV вв.», карта «Османская империя в XVI-XVII вв.»

Устный опрос по карте и тексту параграфа. Задания с кратким ответом

§25. Вопросы к параграфу

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (2 часа)

22.

Средневековая культура и наука

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§26-28, 30. Вопросы к параграфу

23.

Культура раннего Возрождения Италии

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§29. Вопросы к параграфу

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3 часа)

24.

Средневековая Азия. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Индия и Китай в XI-XVI вв.», карта «Государства доколумбовой Америки»

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§31-32. Вопросы к параграфу

25.

Наследие Средних веков в истории человечества

1 час

Обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний

Демонстрационный материал

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

Прочитать с.277-280

26.

Обобщение и контроль по разделу «Позднее средневековье»

1 час

Повторительно-обобщающий урок с контролем, оценкой и коррекцией знаний

Демонстрационный материал

Письменный опрос. Тестирование

Повторение изученного материала

Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XV века (44 часа)

Введение (1 час)

27-28.

Вводный урок. Наша Родина - Россия. Р/К Моя малая родина - Ставрополь

1 час

Вводная лекция с элементами беседы.

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос

Прочитать с.6-9

Тема 11. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 часов)

29-30.

Древние люди и их стоянки на территории современной России. Р/К Народы Северного Кавказа

2 часа

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: презентация, карта «Мир восточных славян в VIII-IX вв.»

Устный опрос.

Задания с кратким ответом

§1. Вопросы к параграфу.

31.

Образование первых государств

2 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Мир восточных славян в VIII-IX вв.»

Устный опрос по карте и параграфу.

Задания с кратким ответом

§2. Вопросы к параграфу. Контурная карта

32-33.

Восточные славяне и их соседи. Р/К Славяне и русы на Северном Кавказе

2 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Мир восточных славян в VIII-IX вв.»

Устный опрос по тексту параграфа. Задания с развернутым ответом

§3. Вопросы к параграфу. Контурная карта

34.

Обобщение по разделу: «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Устный и письменный опрос

Повторение

Тема 12. Русь в IX - первой половине XII в. (9 часов)

35.

Первые известия о Руси

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Русь в IX- X вв.»

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§4. Основные понятия.

36.

Становление Древнерусского государства

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Русь в IX- X вв.»

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§5. Вопросы к параграфу

37.

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, схема, карта «Русь в IX- X вв.»

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§6. Вопросы к параграфу

38.

Русское государство при Ярославе Мудром

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в X - начале XII века»

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§7. Вопросы к параграфу

39.

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в X - начале XII века»

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§8. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

40.

Общественный строй и церковная организация на Руси

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: схема, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§9. Вопросы к параграфу

41.

Культурное пространство Европы и культура Руси

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§10. Основные понятия. Вопросы к параграфу

42.

Повседневная жизнь населения

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§11. Основные понятия. Вопросы к параграфу

43.

Обобщение по разделу: «Русь в IX - первой половине XII в.»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Письменный опрос. Тестирование

Повторение

Тема 13. Русь в середине XII - начале XIII в. (4 часа)

44.

Политическая раздробленность на Руси

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XII - начале XIII вв.»

Устный опрос

§12. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта

45.

Владимиро-Суздальское княжество

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XII - начале XIII вв.»

Устный опрос по тексту учебника. Задания с кратким ответом

§13. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

46.

Новгородская республика

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XII - начале XIII вв.»

Устный опрос по тексту учебника. Задания с кратким ответом

§14. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

47.

Обобщение по разделу: «Русь в IX - первой половине XII в.»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Устный и письменный опрос

Повторение

Тема 14. Русские земли в середине XIII-XIV в. (13 часов)

48.

Монгольская империя и изменение политической карты мира

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: схемы, презентация, карта «Русь в середине XIII века»

Устный опрос по тексту учебника. Задания с развернутым ответом

§15. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

49-50.

Батыево нашествие на Русь. Р/К Народы Северного Кавказа после нашествия монголо-татар

2 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: схемы, презентация, карта «Русь в середине XIII века»

Устный опрос по карте и тексту учебника. Задания с кратким ответом

§16. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта

51-52.

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

2 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Невская битва»

Устный опрос по карте и тексту параграфа. Задания с кратким ответом

§17. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта

53.

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Р/К Северный Кавказ в составе Золотой Орды

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§18. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

54.

Литовское государство и Русь

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Великое княжество Литовское в XIII-XV веках»

Устный опрос по тексту учебника

§19. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

55-56.

Усиление Московского княжества

2 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§20. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

57.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

2 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта «Русь в XIV - первой половине XV века»

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§21. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Контурная карта

58.

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§22. Основные понятия. Вопросы к параграфу

59.

Обобщение по разделу: «Русские земли в середине XIII-XIV в.»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Устный и письменный опрос

Повторение

Тема. Формирование единого Русского государства (9 часов)

60.

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1 час

Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся

Демонстрационный материал: презентация, карта

Устный опрос. Задания с кратким ответом

§23. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

61-62.

Московское княжество в первой половине XV в.

2 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§24. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

63.

Распад Золотой Орды и его последствия

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Устный опрос. Задания с развернутым ответом

§25. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу

64.

Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Р/К Взаимоотношения народов Кавказа с Россией

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация, карта

Устный опрос. Задания с развернутым ответом.

§26. Основные даты и понятия. Вопросы к параграфу. Карта

65.

Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

1 час

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Тестирование.

Письменная работа

Прочитать с.96-100

66.

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1 часа

Комбинированный урок с элементами беседы

Демонстрационный материал: презентация

Работа с раздаточным материалом (устно и письменно)

§27. Основные понятия. Вопросы к параграфу

67.

Обобщение по разделу: «Формирование единого Русского государства»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Письменный опрос. Тестирование

Повторение

68.

Повторительно-обобщающий урок по курсу: «История России с древнейших времен до конца XV века»

1 час

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Демонстрационный материал

Письменный и устный опрос

Повторение

69-70.

Резерв

2 часа


Учитель: Кондрашова А.А.

«___» ______________ 2016 г.


© 2010-2022