Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре истори­ческого образования, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Ми­нистерством образования и науки РФ, авторской программы Д. А.Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира».

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных. учрежде­ний / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2013.

  2. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2013.

  3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Г реция. Древний Рим / Г. И. Г одер. - М. : Просвещение, 2013.


Общая характеристика учебного предмета


Целью курса истории Древнего мира является формирование у школьников знаний о дале­ком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа преду­сматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, муд­рости.

Задачи курса:

  1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое раз­витие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

  2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

  3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо совре­менному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, респуб­лика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства).

  4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности ос­тавил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.

  5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.


Место учебного предмета, курса в учебном плане

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю. 5 классе - 34 учебных недели (68 часов).

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Динамизм социальных процессов в стране и мире в XXI в., широкие информационные контакты, глобализация в различных сферах жизни, взаимодействие представителей различных этнических и социальных групп и многое другое порождают новые требования к изучению истории.Уровень подготовки обучающихся 5-9 классов в значительной мере определяется тем, насколько изучение истории помогает им ответить на вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит

жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Учебный предмет «История» дает обучающимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.




Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этниче­ской и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятель­ность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, форму­лировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, пред­ставлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического ана­лиза для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систе­матизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


требования к уровню подготовки учащихся.

Должен знать:

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древ­ней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе истори­ческого развития;

  • изученные виды исторических источников.

  • ' Примерная программа по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011.

  • Должен уметь:

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения на­родов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников куль­туры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источ­ников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней исто­рии, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений совре­менной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использова­ния знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой куль­туры, национальной и религиозной принадлежности.






Учебно-тематический план

Тема урока.


Кол. часов


Контрольные, практические работы

Проектная деятельность

План

Факт

1

Раздел1. Жизнь первобытных людей (8 ч.)

1.1

Что и как изучает история?

1ч.





1.2

Древнейшие люди.

1ч.





1.3

Родовые общины охотников и собирателей.

1ч.





Ё.4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1ч.





1.5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1ч.





1.6

Появления неравенства и знати.

1ч.





1.7

Счет лет в истории.

1ч.





1.8

Повторение по теме: «Жизнь первобытных людей»

1 ч.

1








Раздел II Древний Восток (20 часов)

Тема 1. Древний Египет (8 ч.)

2.1

Государство на берегах Нила.

1ч.





2.2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1ч.





2.3

Жизнь египетского вельможи

1ч.





2.4

Военные походы фараонов.

1ч.





2.5

Религия древних египтян.

1ч.





2.6

Искусство древнего Египта.

1ч.





2.7

Письменность и знания древних египтян.

1ч.





2.8

Повторение по теме «Древний Египет»

1ч.

1





Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч.)

2.9

Древнее Двуречье





2.10

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы





2.11

Финикийские мореплаватели





2.12

Библейские сказания





2.13

Древнееврейское царство





2.14

Ассирийская держава.





2.15

Персидская держава «царя царей»






Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч.)

2.16

Природа и люди Древней Индии





2.17

Индийские касты





2.18

Чему учил китайский мудрец Конфуций





2.19

Первый властелин единого Китая.





2.20

Повторение по теме: «Азия в древности»

1





Раздел III Античность (40 часов)

Тема 1. Древняя Греция (22 ч)

3.1

Греки и критяне





3.2

Микены и Троя





3.3

Поэма Гомера «Илиада».





3.4

Поэма Гомера «Одиссея».

1 ч





3.5

Религия древних греков





3.6

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу





3.7

Зарождение демократии в Афинах





3.8

Древняя Спарта





3.9

Основание греческих колоний.





3.10

Олимпийские игры в древности





3.11

Победа греков над персами в Марафонской битве





3.12

Нашествие персидских войск на Элладу





3.13

Повторение по теме «Борьба греческих полисов за свободу».

1




3.14

В гаванях афинского порта Пирей





3.15

В городе богини Афины.





3.16

В афинских школах и гимназиях





3.17

В театре Диониса

1ч.





3.18

Афинская демократия при Перикле





3.19

Города Эллады подчиняются Македонии





3.20

Поход Александра Македонского на Восток





3.21

В Александрии Египетской





3.22

Повторение по теме «Древняя Греция»

1 ч.

1





Тема 2. Древний Рим (18 часов)

3.23

Древнейший Рим





3.24

Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.





3.25

Вторая война Рима с Карфагеном





3.26

Установление господства Рима во всем Средиземноморье





3.27

Рабство в Древнем Риме.





3.28

Земельный закон братьев Гракхов





3.29

Восстание Спартака





3.30

Единовластие Цезаря





3.31

Установление империи





3.32

Соседи Римской империи.





3.33

В Риме при императоре Нероне.





3.34

Первые христиане и их учение.





3.35

Расцвет империи во II веке





3.36

«Вечный город» и его жители.





3.37

Римская империя при Константине





3.38

Взятие Рима варварами. Падение Западной Римской империи.





3.39

Повторение по разделу: «Древний Рим»

1




3.40

Итоговый тест по курсу: «История Древнего мира»

1 ч

1












Содержание тем учебного курса.


№ п/п


Тема урока

Элементы содержания

требования к уровню подготовки учащихся с учетом УУД

УУД

1

Что и как изучает история?

Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний о прошлом.

Объяснять смысл терминов Почему изучают историю. Знать понятия: история, этнография, исторические источники

Личностные:

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Познавательные:

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

2

Древнейшие люди.

Предки человека. Современные орудия труда. Покорение огня.

Рассказать о расселение древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять чем занимался, какими орудиями труда пользовался

Личностные:

Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Регулятивные:

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Коммуникативные:

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе.

Познавательные:

Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство.


3

Родовые общины охотников и собирателей.

Неандертальцы и кроманьонцы. Родовые общины

Описывать портрет человека разумного. Знать понятия: человек разумный, родовая община, сородичи

Личностные:

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Регулятивные:

Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

Коммуникативные:

Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

Познавательные:

Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

Возникновение искусства и религиозных верований

Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства. Знать понятия: верования, душа, религия

Личностные:

Освоение общемирового культурного наследия.

Регулятивные:

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Коммуникативные:

Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Познавательные:

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Переход от собирательства к земледелию и от охоты к скотоводству

Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов

Личностные:

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные:

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.

Коммуникативные:

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Познавательные:

Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

6

Появления неравенства и знати.

Древние города. Переход к цивилизации. От бронзового к железному веку

Указывать признаки появления первых цивилизаций

Личностные:

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Регулятивные:

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Коммуникативные:

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Познавательные:

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Счет лет в истории.

Хронология - порядок событий. Точка отсчета времени. Измерение времени по векам. Наша эра, до нашей эры

Объяснять смыл терминов: лента времени, столетие, век, тысячелетие. Объяснить как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет времени. Устанавливать последовательность счета на ленте времени

Личностные:

Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени.

Регулятивные:

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Коммуникативные:

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные:

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

8

Повторение по теме: «Жизнь первобытных людей»

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе первобытности к цивилизации. Рассказывать о жизни и занятиях первобытного мира

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.

Личностные:

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Познавательные:

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

9

Государство на берегах Нила.

Древний Египет. Местоположение и природные условия, население, труд, быт

Показывать на карте положение Древнего Египта. Объяснять смысл терминов: шадуф, государство, фараон.

Личностные:

Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору.

Регулятивные:

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Коммуникативные:

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды.

Познавательные:

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Труд, быт и жилище ремесленников и землевладельцев.

Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян

Личностные:

Экологическое сознание.

Регулятивные:

Оценивать достижения культуры.

Коммуникативные:

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Познавательные:

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.

11

Жизнь египетского вельможи

Возникновение и управление государством в Древнем Египте. Фараон - повелитель Египта, жизнь египетского царского вельможи

Описать условия жизни и основные занятия фараона

Личностные:

Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм

Регулятивные:

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Коммуникативные:

Учиться работать в малой группе над об­щим заданием.

Познавательные:

Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

Военные походы фараонов.

Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Управление государством, фараон, военные походы

Описывать условия жизни и занятия египтян. Нарисовать характерные черты политического строя

Личностные:

Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.

Регулятивные:

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Коммуникативные:

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке.

Познавательные:

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

13

Религия древних египтян.


Религия, культура Древнего Египта, храмы и пирамиды, письменность


Описывать назначение богов Древнего Египта

Личностные:

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Регулятивные:

Характеризовать религию древних егип­тян.

Коммуникативные:

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Познавательные:

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

14

Искусство древнего Египта.

Строительство пирамид, их назначение

Объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов

Личностные:

Освоение общекультурного наследия древних египтян.

Регулятивные:

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Коммуникативные:

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов.

Познавательные:

Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

15

Письменность и знания древних египтян.

Культура Древнего Египта: письменность и научные познания, древнеегипетская школа

Объяснить назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов

Личностные:

Составлять короткое сообщение о древне­египетских иероглифах.

Регулятивные:

Осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса.

Познавательные:

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

Повторение по теме «Древний Египет»

Значение культуры Древнего Египта. Мир пирамид

Определять необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснять исторические термины

Личностные:

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

Регулятивные:

Анализировать достижения в земледелии.

Коммуникативные:

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Познавательные:

Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

17

Древнее Двуречье

Древнее Двуречье: природные условия, местоположение климат, население, его занятия
Шумер - древнейшая цивилизация, культура Шумера

Называть и показывать расположение Месопотамии на карте.
Уметь работать с историческим документом

Личностные:

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Регулятивные:

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Коммуникативные:

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Познавательные:

Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Хаммурапи и его законы, общество Древнего Вавилона, боги и храмы

Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств. Объяснять цели, мотивы, результатов законов Хаммурапи.

Личностные:

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

Регулятивные:

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Коммуникативные:

Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Познавательные:

Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.

19

Финикийские мореплаватели

Финикия: население и его занятия, ремесла, торговля, религия

Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств

Личностные:

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Регулятивные:

Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Коммуникативные:

Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников.

Познавательные:

Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей

20

Библейские сказания

Библейские пророки, пророк Моисей, пророк Ной

Знать понятия: Библия, пророки, Ветхий Завет

Личностные:

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Регулятивные:

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

Коммуникативные:

Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Познавательные:

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

21

Древнееврейское царство

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Предания о первых царя. Правление Соломона. Храм в Иерусалиме

Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств

Личностные:

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Регулятивные:

Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Коммуникативные:

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

Познавательные:

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

22

Ассирийская держава.

Ассирийская империя: местоположение, военное искусство

Определять хронологические рамки существования государств

Личностные:

формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Регулятивные:

Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Коммуникативные:

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

Познавательные:

Определять причины падения Ассирийской державы

23

Персидская держава «царя царей»

Могущество Древней Персии, завоевание персов, Персидская держава при Дарии Первом

Называть и показывать расположение государств, показывать на карте передвижение войск. Знать понятия: смута, сатрапия, зороастризм

Личностные:

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

Регулятивные:

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Коммуникативные:

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

Познавательные:

Установить причины возникновения Персидской державы

24

Природа и люди Древней Индии

Природные условия в Индии, занятия населения, религиозные верования

Объяснять понятия: джунгли, дравиды, санскрит, Веды, индуизм, йога. Показывать на карте расположение Индии

Личностные:

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Регулятивные:

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Коммуникативные:

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

Познавательные:

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25

Индийские касты

Деление общества на касты, религии спасения

Объяснять понятия: касты, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, буддизм

Личностные:

Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Регулятивные:

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану

Коммуникативные:

Подготовить сообщение о жизни Будды

Познавательные:

Доказывать, что брахманы - хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Религиозно-философские учения в Китае

Знать изобретения древних китайцев

Личностные:

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

Регулятивные:

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Коммуникативные:

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

Познавательные:

Определять и формировать особенности китайской религии

27

Первый властелин единого Китая.

Природные условия Китая, император и подданные

Показывать по карте. Рассказывать об особенностях природных условий Древнего Китая

Личностные:

Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

Регулятивные:

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Коммуникативные:

Составлять кроссворды по тематике урока

Познавательные:

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

28

Повторение по теме: «Азия в древности»

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Сравнение культур Индии и Китая

Читать карту. Поиск информации в учебнике и документах. Рассказывать о занятиях людей

Личностные:

Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев

Регулятивные:

Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае

Коммуникативные:

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

Познавательные:

Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета

29

Греки и критяне

Природные условия Древней Греции. Население и его занятия

Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятия

Личностные:

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

Регулятивные:

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Коммуникативные:

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

Познавательные:

Называть отличительные признаки критской культуры

30

Микены и Троя

В крепкостенных Микенах, Древнейшие государства: Тиринф, Пилос, Микены

Объяснять появление Троянского царства, излагать миф о причинах Троянской войны

Личностные:

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Регулятивные:

Показывать по карте местоположение Микен

Коммуникативные:

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

Познавательные:

Выделять различия между микенской и критской культурой

31

Поэма Гомера «Илиада».

Поэмы Гомера «Илиада», Гомер и две его поэмы, поединок Ахиллеса с Гектором

Объяснять появление Троянского Царства.

Личностные:

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

Регулятивные:

Характеризовать образы основных героев «Илиады»

Коммуникативные:

Принимать участие в ролевой игре

Познавательные:

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

32

Поэма Гомера «Одиссея».

Одиссей находит приют у царя Алкиноя, на острове циклопов, встреча с сиренами

«Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни

Личностные:

Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

Регулятивные:

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

Коммуникативные:

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

Познавательные:

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

33

Религия древних греков

Религия древних греков, Двенадцать подвигов Геракла

Объяснять суть религии Древней Греции, Знать подвиги героев греков

Личностные:

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Регулятивные:

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

Коммуникативные:

Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Познавательные:

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Древняя Аттика и ее население, разведение оливок и винограда

Объяснять как образовались полисы, причины деления полисов по роду занятий

Личностные:

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

Регулятивные:

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь

Коммуникативные:

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

Познавательные:

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

35

Зарождение демократии в Афинах

Рождение демократии в Афинах

Характеризовать политическую власть в Афинах. Раскрывать суть реформ Солона

Личностные:

Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции

Регулятивные:

Дать собственную оценку поступкам Солона

Коммуникативные:

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

Познавательные:

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

36

Древняя Спарта

Олигархическая Спарта

Рассказывать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство, реформы Солона

Личностные:

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию

Регулятивные:

Показывать на карте расположение Спарты

Коммуникативные:

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников

Познавательные:

Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

37

Основание греческих колоний.

Великая греческая колонизация

Знать понятия: колония, метрополия, показывать на карте расположение греческих колоний

Личностные:

Осознавать принадлежность греков к единой культуре

Регулятивные:

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Коммуникативные:

Составлять план «Причины переселения греков»

Познавательные:

Объяснять причины и значение возникновения колоний

38

Олимпийские игры в древности

Проведение Олимпийских игр

Описывать правила проведения Олимпийских игр

Личностные:

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

Регулятивные:

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

Коммуникативные:

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Познавательные:

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

Поход персов. Битва при Марафоне.

Раскрывать причины греко-персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях. Объяснять понятия: марафон, Фемистокл, стратег, триера

Личностные:

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

Регулятивные:

Описывать ход боевых действий между персами и греками

Коммуникативные:

Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

Познавательные:

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

40

Нашествие персидских войск на Элладу

Битва у Фермопил. Саламинское сражение

Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях. Объяснять понятия: марафон, Фемистокл, стратег, триера

Личностные:

Описывать чувства человека-защитника своего государства

Регулятивные:

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Коммуникативные:

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

Познавательные:

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

41

Повторение по теме «Борьба греческих полисов за свободу».

Политическая система Древней Греции. Образ жизни и быт жителей Древней Греции. Развитие культуры Древней Греции

Сопоставить факты. Работать с документами. Выделять главную мысль

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

42

В гаванях афинского порта Пирей

Жизнь в Афинах при Перикле. Состав населения Афинского полиса

Находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов

Личностные:

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

Регулятивные:

устно описывать торговый порт Афин

Коммуникативные:

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Познавательные:

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

43

В городе богини Афины.

Город Афины. Архитектура Афин

Описывать город Афины. Описывать и выявлять особенности архитектуры

Личностные:

Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

Регулятивные:

Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

Коммуникативные:

Описывать произведения древнегреческой архитектуры

Познавательные:

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

44

В афинских школах и гимнасиях

Образование в Афинах

Знать ступени образования в Древней Греции

Личностные:

Описывать собственные представления о важности образования

Регулятивные:

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Коммуникативные:

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Познавательные:

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

45

В театре Диониса

Возникновение театра, Театр. Трагедии и комедии

Знать понятия: театр, орхестра, комедия, трагедия. Рассказывать о театре

Личностные:

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

Регулятивные:

Объяснять отличия трагедий и комедий

Коммуникативные:

Сравнивать современный театр и древнегреческий

Познавательные:

Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

46

Афинская демократия при Перикле

Народное собрание, государственная служба, Перикл, его друзья и враги

Изменения в политической системе и основных слоях населения при Перикле

Личностные:

Объяснять значение участия граждан в управлении государством

Регулятивные:

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

Коммуникативные:

Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Познавательные:

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

47

Города Эллады подчиняются Македонии

Упадок Эллады. Возвышение Македонии. Потеря Грецией независимости

Объяснять причины возникновения македонского царства. Объяснять причины потери Грецией независимости

Личностные:

Описывать значение потери Грецией независимости

Регулятивные:

Показывать на карте места сражений

Коммуникативные:

Характеризовать македонское войско

Познавательные:

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

48

Поход Александра Македонского на Восток

Македонское войско. Поход Александра Македонского на Восток. В Древней Александрии Египетской

Описывать состояние македонской армии. Рассказывать об Александрии Египетской

Личностные:

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Регулятивные:

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Коммуникативные:

Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

Познавательные:

Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

49

В Александрии Египетской

Держава Александра Македонского и ее распад. В Древней Александрии Египетской

Объяснять причины распада державы Македонского. Знать понятия: междоусобица, фаланга, Фаросский маяк, мусей

Личностные:

Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Регулятивные:

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Коммуникативные:

Составлять рассказ- описание города Александрия

Познавательные:

Объяснять причины распада державы Александра Македонского

50

Повторение по теме «Древняя Греция»

Политическая система Древней Греции. Образ жизни и быт жителей Древней Греции. Развитие культуры Древней Греции

Сопоставить факты. Работать с документами. Выделять главную мысль

Личностные:

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

Регулятивные:

Планирование последовательности действий

Коммуникативные:

Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

Познавательные:

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

51

Древнейший Рим

Природа и население Древней Италии. Образ жизни этрусков

Показывать на карте территории расселения этрусков.

Личностные:

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Регулятивные:

Планирование последовательности действий

Коммуникативные:

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

Познавательные:

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

52

Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.

Легенды об основании Рима. Патриции и плебеи. Возникновение республики

Государственное устройство республики. Высшие магистраты. Борьба патрициев и плебеев

Излагать легенду основания Рима. Знать понятия: ликторы, гражданин, патриции, плебеи, сенат.

Объяснять причин борьбы патрициев и плебеев. Знать понятия: магистраты, цивитас, патроны, клиенты, консулы, диктатор, плебисцит, трибуны.

Личностные:

Формирование мотивации к обучению и познанию

Регулятивные:

Планирование последовательности действий

Коммуникативные:

Организация и планирование работы в группе

Познавательные:

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

53

Вторая война Рима с Карфагеном

Войны Рима с Карфагеном. Установление господства мира над всем Средиземноморьем

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия. Объяснять понятия: Пунические войны, Контрибуция, Ганнибал

Личностные:

Характеризовать цели и поступки Ганибала

Регулятивные:

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Коммуникативные:

Анализировать ответы одноклассников

Познавательные:

Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Римское войско, вооружение. Завоевание Македонии и Греции Римом

Объяснять понятия: легион, манипулы, центурии, провинции. Уметь описывать римского воина.

Личностные:

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Регулятивные:

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Коммуникативные:

Работать с картой в процессе изучения событий.

Познавательные:

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

55

Рабство в Древнем Риме.

Рабство в Древнем Риме; источники рабства, положение рабов, занятия рабов, восстание Спартака

Рассказывать о рабовладении в Древнем Риме

Личностные:

Регулятивные:

Составление плана и последовательности действий

Коммуникативные:

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

Познавательные:

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

56

Земельный закон братьев Гракхов

Земельный закон Тиберия Гракха. Деятельность Гая Гракха

Рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов.

Личностные:

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Регулятивные:

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Познавательные:

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

57

Восстание Спартака

Восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты

Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты

Личностные:

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

Регулятивные:

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

Коммуникативные:

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Познавательные:

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

58

Единовластие Цезаря

Гай Юлий Цезарь и его диктатура. Мартовские иды

Рассказывать о диктатуре Цезаря, объяснять суть

Личностные:

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Регулятивные:

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Коммуникативные:

Умение работать в группе

Познавательные:

Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

59

Установление империи

Третья гражданская война. Императоры Рима

Знать о соправительстве Антония и Октавиана

Личностные:

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

Регулятивные:

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Коммуникативные:

Организация и планирование работы в группе

Познавательные:

Формирование умений работать с исторической картой

60

Соседи Римской империи.

Кровавые императоры. Флавии - строители империи

Работать с документами. Оценивать правление императоров

Личностные:

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Регулятивные:

Умение составлять простой план

Коммуникативные:

Обмениваться в группе результатами поиска

Познавательные:

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

61

В Риме при императоре Нероне.

Лучший римский император. Войны Траяна. Рим - столица империи

Знать знаменитых императоров империи. Описывать Рим - столицу империи

Личностные:

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Регулятивные:

Планирование и организация деятельности

Коммуникативные:

Планирование учебных действий

Познавательные:

Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону

62

Первые христиане и их учение.

Рим и Иудея. История Иисуса Христа. Возникновение церкви

Рассказывать о зарождении христианства

Личностные:

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Регулятивные:

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Познавательные:

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

63

Расцвет империи во II веке

Отказ от рабов, правление Траяна, города империи

Дать характеристику римским императорам

Личностные:

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные:

Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог

Познавательные:

Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

64

«Вечный город» и его жители.

Жилища римлян. Одежда римлян. Римская школа.

Знать понятия: атрий, инсулы, тога, туника, терма, диалектика

Личностные:

Развитие эстетического сознания

Регулятивные:

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Коммуникативные:

Анализировать ответы одноклассников

Познавательные:

Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме

65

Римская империя при Константине

Колоны и магнаты. Император Константин. Новая столица

Рассказывать о становлении новой столицы

Личностные:

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Регулятивные:

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

66

Взятие Рима варварами. Падение Западной Римской империи.

Великое переселение народов. Нашествие кочевников

Знать термины: готы, вандалы, дружинники, гунны, кодификация

Личностные:

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

Регулятивные:

Организация самоконтроля и самооценивания

Коммуникативные:

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Познавательные:

Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

67

Повторение по разделу: «Древний Рим»

Особенности цивилизаций Греции и Рима. Правление народом. Вклад народов древности в мировую культуру.

Знать основные вопросы раздела «Древний Рим»

Личностные:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Регулятивные:

Осознание учащимися качества и уровня усвоения

Коммуникативные:

Планирование учебных действий

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия

68

Итоговый тест по курсу: «История Древнего мира»

Обобщить знания уч-ся за курс «История древнего мира»


Знать основные вопросы курса «История Древнего мира»

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:




Перечень материально-технического обеспечения


Раздел программы.

Примерный перечень необходимого оборудования

Необходимый минимум для занятий

Библиотечный фонд

1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. 5 класс. Программы общеобразовательных учреждений «История Древнего мира». М.: Просвещение 2009

2. А.А.,Вигасин Г.ИГодер., И.С.Свинцицкая. 5 класс. Учебник История древнего мира. М.: Просвещение 2013

3. Г.И. Годер 5 класс. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 1-2 части. М.: Просвещение 2012

4. О.В.Арасланова. История древнего мира. Поурочные планы. М.: Вако 2009

5. В.И Уколова. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира». Пособие для учителя М.: Просвещение 2003

6. М.Ю Брандт. История древнего мира. Тесты. Учебно-методическое пособие. 5 класс. М.: Дрофа 2000

7. О.А Северина. Поурочные планы по учебнику «История древнего мира. 5 класс» Вигасина А.А. Часть 1, 2. М.: Учитель-аст 2003

8. О.В. Арасланова. История древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой. М.: Вако 2005




1.Афинская демократия в IV-VI вв. до н.э.

2. Древний Египет в IV-I тыся-е до н.э.

3. Древняя Италия

4. Рабство в Древней Греции и Древнем Риме

5. Римская Республика в IV-II в. До н.э.

6. Греко-Персидские войны в 500-449 гг. до н.э.

7. Комплект карт

1


1

1

1


1

1


1

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)





Технические средства обучения

Компьютер

1

Проектор

1


Колонки

1

Учебно - практическое и учебно-лабораторное оборудование



Штатив для карт и таблиц

Шкаф для хранения карт

Ящики для хранения таблиц

1

1

1

Электронные ресурсы

16. CD- ROM Всемирная история

17. CD- ROM Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX - XX век.

18. CD- ROM Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история.


1

1



1









Список литературы


Список литературы для учителя.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., 2012.

  2. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.- М 2012.

  3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2013

  4. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,2012

  5. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции - М.,2013

  6. Черкасова Е.А.. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 2012г

  7. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима - М.,2012

  8. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. - М.,2013.

  9. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. - М.,2013.

Список литературы для учащихся.

  1. Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса.-М., 2013.

  2. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира -М., 2012

  3. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,2012

  4. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. - М.,2012


Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УР Директор МБОУ «ООШ села Сплавнуха»

предметников МБОУ «ООШ села Сплавнуха» ___________________Подставина Т.И.

__________ Кинжигалиева Т.А. _______________ Цуркан Е.Н. Приказ № _____

Протокол № _____ «___»_______________2015 г. от «___» __________________2015 г.

От «___» ____________ 2015 г.


Рабочая программа педагога

Коробовой Ирины Николаевны

по истории 5 класс


Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № ____

от «___» ______________2015 г.




2015 - 2016 учебный год

© 2010-2022