- Преподавателю
- История
- Урок Образование централизованного государства на территории русских княжеств и земель
Урок Образование централизованного государства на территории русских княжеств и земель
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Литвинцева Ю.М. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Содержательная часть
Конспект урока
План урока
-
Организационный этап. Актуализация знаний. Формулировка темы урока, целеполагание.
-
Определение задач урока, мотивация
-
Изучение нового материала.
-
Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок.
Конспект урока
Деятельность учителя, номер слайда
Деятельность учащихся
1.Организационный этап. Формулировка темы урока, целеполагание.
Цель этапа - совместная постановка темы, цели и задач урока, определение плана изучения темы, форм работы на уроке
А) актуализация знаний:
Учащимся предлагается выполнить следующие задания:
1 группа - работа с терминологией (государство, раннефеодальное государство, политическая раздробленность, централизованное государство)
2 группа - работа с картой; учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие государства граничили с русскими землями в середине XIII-началеXIV вв.?
Какие государства в этот период образуются в Западной Европе?
Какой процесс в этот период идет в государствах Западной Европы?
3 группа - работа по вопросам:
Какие этапы истории нашей страны мы изучили? (укажите название и хронологические рамки и особенности этапов)
Б) Учитель задает вопросы, которые выводят учеников на постановку темы и цели урока:
- На основании вашей работы по повторению изученного материала предположите, каким будет следующий этап исторического развития нашего государства? (Определение темы урока «Образование централизованного государства»)
- Предположите, какова цель изучения данной темы? (учитель выводит учащихся к цели: проанализировать процесс формирования централизованного государства на территории русских княжеств и земель)
Цель этапа - постановка темы, цели и задач урока совместно с учителем
Учащиеся в группах выполняют предложенные задания
Учащиеся совместно с учителем определяют тему и цель урока
Учащиеся записывают тему в тетрадь
Учащиеся предлагают свои варианты цели урока и совместно с учителем формулируют наиболее корректный вариант.
2. Определение задач урока. Мотивация
Цель учителя - определить задачи урока, составить план изучения темы, определить основные формы работы учащихся
А)Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:
- Какую работу мы должны проделать для того, чтобы достичь поставленной цели?
Учитель подводит учащихся к постановке следующих задач (одновременно они являются пунктами плана изучения темы):
-
Определить хронологические рамки изучаемого процесса;
-
Сформулировать причины и предпосылки образования централизованного государства;
-
Определить центр объединения русских земель;
-
Проследить основные события этапа образования централизованного государства (выделить главные);
-
Дать характеристику деятельности наиболее ярких исторических персонажей;
-
Определить особенности и итоги процесса объединения.
Б) Учитель предлагает определить методы работы:
- Если бы вам дали эту тему на самостоятельное изучение, где бы вы искали ответы?
Мотивационный момент: учитель обращает внимание на
- необходимость подготовки к ЕГЭ по истории (получение необходимого объема знаний, формирование навыков работы с картой (задания В8-11), навыков анализа исторической ситуации (С4), умений аргументировать свою точку зрения (С5)
- необходимость развития логического мышления для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности
Цель ученика - определить совместно с учителем задачи, план и формы работы над пунктами плана
Варианты пунктов плана могут быть иными по форме, но аналогичными по содержанию
Учащиеся называют свои варианты (учебник, карта, исторический источник, справочная литература и т.д.)
3. Изучение нового материала.
Цель учителя - познакомить учащихся с основными этапами и особенностями процесса объединения русских земель в единое государство, продолжить формирование навыков работы с картой, навыков анализа исторической ситуации
Учитель организует работу по пунктам плана.
1) Определение хронологических рамок изучаемого процесса:
При определении хронологических рамок учитель обращает внимание учащихся: а) на совпадение периодов политической раздробленности и формирования централизованного государства; б) основные направления процесса централизации (объединение земель, создание центральных органов управления)
2)Определение причин и предпосылок образования централизованного государства:
Учащиеся работают в группах по вопросам:
-
Предпосылки объединения русских земель;
-
Причины объединения русских земель;
-
Возможные центры объединения (ответ должен быть обоснован с помощью карты);
3) определение центра объединения русских земель:
Особое внимание уделяется работе 3 группы. Учитель акцентирует:
-
Упадок старых центров государственности;
-
Определение трех новых центров;
-
Выясняет, на каком основании учащиеся назвали Москву.
Учащимся предлагается сравнить географическое положение и климатические условия Москвы , Твери и Литвы и ответить на вопрос:
- Является ли географическое положение Москвы причиной ее возвышения?
4) Проследить основные события этапа образования централизованного государства (выделить главные)
Учитель предлагает учащимся решить задание С4
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 50-е - 60-е гг. XIII в. в Новгородской земле начались волнения и восстания, направленные против ордынских баскаков и сбора дани. В подавлении этих восстаний принял участие князь Александр Невский.
-
Какие причины обусловили именно такую позицию князя? Укажите не менее двух причин.
-
На какие уступки вынуждена была пойти Золотая Орда? Назовите не менее двух фактов.
Вывод учителя: Александр Невский надолго определил основные направления внутренней и внешней политики московских князей - экономическое восстановление после нашествия, союз с Золотой Ордой, противостояние Западу. Московские князья - потомки Александра Невского
Учитель организует работу в группах по опережающему домашнему заданию (учащиеся анализировали по группам деятельность московских князей (1 группа - Даниил, Юрий, Иван Калита, 2 группа - Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, 3 группа - Василий I, Василий II, Иван III):
-
Какие территории были присоединены в XIV-XVвв к московскому княжеству?
-
Какие меры были предприняты князьями для усиления Москвы (работа со схемой)
Москва -центр:
Политический ?????????
Религиозный ??????????
Культурный ??????????
-
Какова политика московских князей по отношению к Золотой Орде? Сделайте вывод на основании следующих событий
1 группа - 1327 год
2 группа - 1380 год
3 группа - 1480 год
Учитель обращает внимание на формирование в ходе борьбы с Золотой Ордой основ национального самосознания русского народа, осознание значимости борьбы и победы над монголо-татарами для всего русского народа (отражение перечисленных событий в литературе, живописи и т.д.)
Подводя итоги работы над 4 пунктом плана учитель вместе с учащимися делает вывод о причинах возвышения Москвы благодаря продуманной и эффективной политике московских князей
Цель ученика - проанализировать процесс образования централизованного государства в соответствии с пунктами плана
Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь хронологические рамки периода, основные направления процесса централизации
Ответы учащихся должны включать в себя следующие элементы:
1 группа:
-
единый язык
-
единая вера
-
единая культура, традиции, обычаи
-
единая правовая основа
-
единое историческое прошлое
2 группа:
-
восстановление и дальнейшее развитие экономики с конца XIII в.
-
необходимость расширения торговых связей между областями
-
усиление роли князей
-
необходимость освобождения от ига
3 группа:
Тверь, Литва, Москва (возможно обоснованное выделение других центров, допустимо выделение только Москвы)
Обоснование: удаленность от опасных окраин, наличие удобных торговых путей, пригодная для возделывания земля
Учащиеся дают отрицательный ответ и делают вывод о необходимости дополнительной информации о внутренней и внешней политике московских князей
Учащиеся сравнивают свои варианты ответов с критериями, выведенными на электронную доску
Учащиеся слушают учителя, работают с генеалогическим древом
Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы
4. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок.
Цель учителя - показать важность анализа и обобщения исторического материала, целостность и непрерывность исторического процесса, сформулировать вместе с учащимися домашнее задание, повторить и закрепить пройденный материал.
Рефлексия, определение домашнего задания (вернуться к записям на доске: тема, цель, задачи урока).
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Было ли закономерным объединение русских земель в единое государство?
- Было ли закономерным объединение русских земель вокруг Москвы?
- Посмотрите еще раз на цели и задачи урока, определите, какие задачи мы не выполнили?
- Какие вопросы нам надо рассмотреть более подробно?
Исходя из ответов учащихся учитель формулируетдомашнее задание:
§ 22, вопр.4-6 (стр.181), исторический портрет Ивана Калиты, Дмитрия Донского ( по плану С6, ЕГЭ), исторический портрет Сергия Радонежского (индивидуальное задание)
Каковы особенности процесса объединения русских земель?
Рефлексия:
-
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
8. Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?
1. работа стала более эффективной;
2. это тормозило процесс;
3. в работе мы допускали неточности;
4. не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.
Выставление отметок в группах, самооценка.
Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, подводят итоги, делают выводы
Учащиеся записывают домашнее задание
Учащиеся анализируют свою работу
Пояснительная записка к уроку
Предмет: история (профильный уровень)
Класс: 10 (гуманитарный профиль)
Учитель: Литвинцева Ю.М.
Тема урока «Образование централизованного государства»
Место урока в изучении темы: История России, раздел «Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.», 11 урок в разделе, тема: «Образование централизованного государства на территории русских княжеств и земель» (6 часов)
УМК:
Цель урока: проанализировать процесс формирования централизованного государства на территории русских княжеств и земель.
Задачи:
Образовательные:
-
сформировать у учащихся знания о предпосылках, причинах, этапах, особенностях и основных событиях процесса объединения русских княжеств и земель в централизованное государство;
-
продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, историческими понятиями, исторической картой.
Воспитательные:
-
продолжить формирование коммуникативных навыков учащихся;
-
способствовать формированию познавательной мотивации, стремлению расширить свой кругозор.
Развивающие:
-
на материале урока продолжить формирование навыков анализа, сопоставления, обобщения изучаемого материала, выделения в нем главного, существенного;
-
способствовать развитию речевых навыков учащихся.
Социализации:
-
Ориентировать учащихся на подготовку и успешную сдачу Единого государственного экзамена по истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, атлас, интерактивная доска