• Преподавателю
  • История
  • Урок Образование централизованного государства на территории русских княжеств и земель

Урок Образование централизованного государства на территории русских княжеств и земель

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержательная часть

Конспект урока


План урока

  1. Организационный этап. Актуализация знаний. Формулировка темы урока, целеполагание.

  2. Определение задач урока, мотивация

  3. Изучение нового материала.

  4. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок.

Конспект урока

Деятельность учителя, номер слайда

Деятельность учащихся

1.Организационный этап. Формулировка темы урока, целеполагание.

Цель этапа - совместная постановка темы, цели и задач урока, определение плана изучения темы, форм работы на уроке

А) актуализация знаний:

Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

1 группа - работа с терминологией (государство, раннефеодальное государство, политическая раздробленность, централизованное государство)

2 группа - работа с картой; учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

Какие государства граничили с русскими землями в середине XIII-началеXIV вв.?

Какие государства в этот период образуются в Западной Европе?

Какой процесс в этот период идет в государствах Западной Европы?

3 группа - работа по вопросам:

Какие этапы истории нашей страны мы изучили? (укажите название и хронологические рамки и особенности этапов)

Б) Учитель задает вопросы, которые выводят учеников на постановку темы и цели урока:

- На основании вашей работы по повторению изученного материала предположите, каким будет следующий этап исторического развития нашего государства? (Определение темы урока «Образование централизованного государства»)

- Предположите, какова цель изучения данной темы? (учитель выводит учащихся к цели: проанализировать процесс формирования централизованного государства на территории русских княжеств и земель)

Цель этапа - постановка темы, цели и задач урока совместно с учителем

Учащиеся в группах выполняют предложенные задания




Учащиеся совместно с учителем определяют тему и цель урока

Учащиеся записывают тему в тетрадь

Учащиеся предлагают свои варианты цели урока и совместно с учителем формулируют наиболее корректный вариант.

2. Определение задач урока. Мотивация

Цель учителя - определить задачи урока, составить план изучения темы, определить основные формы работы учащихся


А)Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

- Какую работу мы должны проделать для того, чтобы достичь поставленной цели?

Учитель подводит учащихся к постановке следующих задач (одновременно они являются пунктами плана изучения темы):

  1. Определить хронологические рамки изучаемого процесса;

  2. Сформулировать причины и предпосылки образования централизованного государства;

  3. Определить центр объединения русских земель;

  4. Проследить основные события этапа образования централизованного государства (выделить главные);

  5. Дать характеристику деятельности наиболее ярких исторических персонажей;

  6. Определить особенности и итоги процесса объединения.

Б) Учитель предлагает определить методы работы:

- Если бы вам дали эту тему на самостоятельное изучение, где бы вы искали ответы?

Мотивационный момент: учитель обращает внимание на

- необходимость подготовки к ЕГЭ по истории (получение необходимого объема знаний, формирование навыков работы с картой (задания В8-11), навыков анализа исторической ситуации (С4), умений аргументировать свою точку зрения (С5)

- необходимость развития логического мышления для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности

Цель ученика - определить совместно с учителем задачи, план и формы работы над пунктами плана


Варианты пунктов плана могут быть иными по форме, но аналогичными по содержанию


Учащиеся называют свои варианты (учебник, карта, исторический источник, справочная литература и т.д.)

3. Изучение нового материала.

Цель учителя - познакомить учащихся с основными этапами и особенностями процесса объединения русских земель в единое государство, продолжить формирование навыков работы с картой, навыков анализа исторической ситуации

Учитель организует работу по пунктам плана.

1) Определение хронологических рамок изучаемого процесса:

При определении хронологических рамок учитель обращает внимание учащихся: а) на совпадение периодов политической раздробленности и формирования централизованного государства; б) основные направления процесса централизации (объединение земель, создание центральных органов управления)

2)Определение причин и предпосылок образования централизованного государства:

Учащиеся работают в группах по вопросам:

  1. Предпосылки объединения русских земель;

  2. Причины объединения русских земель;

  3. Возможные центры объединения (ответ должен быть обоснован с помощью карты);




3) определение центра объединения русских земель:

Особое внимание уделяется работе 3 группы. Учитель акцентирует:

  1. Упадок старых центров государственности;

  2. Определение трех новых центров;

  3. Выясняет, на каком основании учащиеся назвали Москву.


Учащимся предлагается сравнить географическое положение и климатические условия Москвы , Твери и Литвы и ответить на вопрос:

- Является ли географическое положение Москвы причиной ее возвышения?


4) Проследить основные события этапа образования централизованного государства (выделить главные)

Учитель предлагает учащимся решить задание С4

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 50-е - 60-е гг. XIII в. в Новгородской земле начались волнения и восстания, направленные против ордынских баскаков и сбора дани. В подавлении этих восстаний принял участие князь Александр Невский.

  • Какие причины обусловили именно такую позицию князя? Укажите не менее двух причин.

  • На какие уступки вынуждена была пойти Золотая Орда? Назовите не менее двух фактов.

Вывод учителя: Александр Невский надолго определил основные направления внутренней и внешней политики московских князей - экономическое восстановление после нашествия, союз с Золотой Ордой, противостояние Западу. Московские князья - потомки Александра Невского

Учитель организует работу в группах по опережающему домашнему заданию (учащиеся анализировали по группам деятельность московских князей (1 группа - Даниил, Юрий, Иван Калита, 2 группа - Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, 3 группа - Василий I, Василий II, Иван III):

  1. Какие территории были присоединены в XIV-XVвв к московскому княжеству?

  2. Какие меры были предприняты князьями для усиления Москвы (работа со схемой)

Москва -центр:

Политический ?????????

Религиозный ??????????

Культурный ??????????


  1. Какова политика московских князей по отношению к Золотой Орде? Сделайте вывод на основании следующих событий

1 группа - 1327 год

2 группа - 1380 год

3 группа - 1480 год

Учитель обращает внимание на формирование в ходе борьбы с Золотой Ордой основ национального самосознания русского народа, осознание значимости борьбы и победы над монголо-татарами для всего русского народа (отражение перечисленных событий в литературе, живописи и т.д.)

Подводя итоги работы над 4 пунктом плана учитель вместе с учащимися делает вывод о причинах возвышения Москвы благодаря продуманной и эффективной политике московских князей

Цель ученика - проанализировать процесс образования централизованного государства в соответствии с пунктами плана

Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь хронологические рамки периода, основные направления процесса централизации

Ответы учащихся должны включать в себя следующие элементы:

1 группа:

  • единый язык

  • единая вера

  • единая культура, традиции, обычаи

  • единая правовая основа

  • единое историческое прошлое

2 группа:

  • восстановление и дальнейшее развитие экономики с конца XIII в.

  • необходимость расширения торговых связей между областями

  • усиление роли князей

  • необходимость освобождения от ига

3 группа:

Тверь, Литва, Москва (возможно обоснованное выделение других центров, допустимо выделение только Москвы)

Обоснование: удаленность от опасных окраин, наличие удобных торговых путей, пригодная для возделывания земля

Учащиеся дают отрицательный ответ и делают вывод о необходимости дополнительной информации о внутренней и внешней политике московских князей


Учащиеся сравнивают свои варианты ответов с критериями, выведенными на электронную доску


Учащиеся слушают учителя, работают с генеалогическим древом



Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы

4. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия. Выставление отметок.

Цель учителя - показать важность анализа и обобщения исторического материала, целостность и непрерывность исторического процесса, сформулировать вместе с учащимися домашнее задание, повторить и закрепить пройденный материал.

Рефлексия, определение домашнего задания (вернуться к записям на доске: тема, цель, задачи урока).

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Было ли закономерным объединение русских земель в единое государство?

- Было ли закономерным объединение русских земель вокруг Москвы?

- Посмотрите еще раз на цели и задачи урока, определите, какие задачи мы не выполнили?

- Какие вопросы нам надо рассмотреть более подробно?

Исходя из ответов учащихся учитель формулируетдомашнее задание:

§ 22, вопр.4-6 (стр.181), исторический портрет Ивана Калиты, Дмитрия Донского ( по плану С6, ЕГЭ), исторический портрет Сергия Радонежского (индивидуальное задание)

Каковы особенности процесса объединения русских земель?

Рефлексия:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

8. Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?

1. работа стала более эффективной;

2. это тормозило процесс;

3. в работе мы допускали неточности;

4. не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Выставление отметок в группах, самооценка.



Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, подводят итоги, делают выводы

Учащиеся записывают домашнее задание


Учащиеся анализируют свою работу

Пояснительная записка к уроку

Предмет: история (профильный уровень)

Класс: 10 (гуманитарный профиль)

Учитель: Литвинцева Ю.М.

Тема урока «Образование централизованного государства»

Место урока в изучении темы: История России, раздел «Русские земли и княжества в XII - середине XV вв.», 11 урок в разделе, тема: «Образование централизованного государства на территории русских княжеств и земель» (6 часов)

УМК:

Цель урока: проанализировать процесс формирования централизованного государства на территории русских княжеств и земель.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся знания о предпосылках, причинах, этапах, особенностях и основных событиях процесса объединения русских княжеств и земель в централизованное государство;

  • продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, историческими понятиями, исторической картой.

Воспитательные:

  • продолжить формирование коммуникативных навыков учащихся;

  • способствовать формированию познавательной мотивации, стремлению расширить свой кругозор.

Развивающие:

  • на материале урока продолжить формирование навыков анализа, сопоставления, обобщения изучаемого материала, выделения в нем главного, существенного;

  • способствовать развитию речевых навыков учащихся.

Социализации:

  • Ориентировать учащихся на подготовку и успешную сдачу Единого государственного экзамена по истории.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, атлас, интерактивная доска

© 2010-2022