- Преподавателю
- История
- Поурочный план по Истории Казахстана на тему Сарматы (6 класс)
Поурочный план по Истории Казахстана на тему Сарматы (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аманжолов К.К. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дата: _________ Класс: 6 ИК Урок: ____
Тема: Сарматы
Цель: составить общее представление об истории сарматских племен, их культуре и происхождении, археологических памятниках, общественном строе и хозяйственном укладе
Задачи урока:
Создать условия для усвоения знаний об истории сарматских племен;
Создать условия для отработки навыков выделения главного, классификации информации, выявления причинно-следственных связей, составления схем;
Способствовать воспитанию гордости за свою страну и культуру своего народа.
Методы: частично-поисковый, мозговой штурм, исторический диктант, диаграмма Венна
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия: ИД, схемы, презентация, карта.
ХОД УРОКА:
-
Орг.момент
-
Мозговой штурм
-
Какие племенные объединения проживали на территории Казахстана?
-
Какой титул носил правитель гуннов?
-
Какой титул носил правитель уйсуней?
-
Кто такой Аттила?
-
Как называли Аттилу в казахских легендах?
-
Назовите группы сакских племен.
-
Для какой археологической культуры характерны «курганы с усами»?
-
«Золотой человек», найденный в Иссыкском кургане относится к сакам?
-
Каргалинская диадема относится к находкам племени.
-
Какие стили были развиты в ювелирном стиле племен эпохи железа на территории Казахстана?
-
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель знакомит учащихся с задачами урока
Сарматы (греч.) - общее название кочевых ираноязычных племён (4 в. до н.э. - 4 в. н. э): аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
На смену скифам пришли новые завоеватели. Новые народы назывались сарматами. Термин «Сарматы» употребляется в античных источниках с III в.до н.э.
Работа с картой и схемой «Расселение сарматов»
Назовите основные группы сарматских племен.
Определите места их расселения.
-
Приведите в соответствие численность сарматов(работа с учебником стр.138)
6-4век.до н.э 5-7 тыс. человек
3-2 в. до н.э. около 20 тыс человек
1 век до н. э. -1 тыс. н.э около 10 тыс человек
Работа с опорной схемой «Общественный строй сарматов»
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ САРМАТОВ
При формировании кочевого скотоводства был пик «ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ»
Распадается первобытнообщинный строй и появляется имущественное неравенство
В господствующем положении в обществе находилось
ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ
Равноправие всех членов общества. Женщины могли войти в состав военного ополчения.
Учитель по опорной схеме рассказывает о хозяйстве сарматов.
Далее у доски 1 ученик работает со схемой
Скотоводство
*Какие виды скота разодили сарматы? (продолжить схему)
- Как и скифы сарматы были кочевыми скотоводами. Основным занятием было коневодство и овцеводство. Кочевники не имели долговременных поселений. У сарматов имелись также постоянные селения, жители которых занимались земледелием.
Задание: По картинкам составить рассказ о хозяйстве сарматов.
Просмотр видеоролика «Сокровища сарматов»
-
Черный ящик. «Подумай и ответь»
(Ящик передается по кругу всем ученикам. Каждый ученик достает билет с вопросом и передает ящик следующему ученику. Пока другой достает билет, первый ученик готовится к ответу и т. д. пока ящик не обойдет всех учащихся. А теперь можно отвечать. У вас было время подумать.)
-
Чем преимущественно занимались сарматы? (кочевым скотоводством)
-
Какая посуда использовалась у кочевников -сарматов?
(Кожаная)
-
Чем кроме скотоводства занимались сарматы? (земледелием и охотой)
-
Какое искусство было широко развито у сарматов? (ювелирное)
-
Выбери правильный ответ:
Памятники сарматов в основном встречаются на территории :
Южного Казахстанана, Северного, Западного, Восточного
-
Выбери правильный ответ
Виды посуды, которую использовали сарматы:
(Керамическая, фарфоровая, металлическая, глиняная)
-
В трудах каких древних ученых встречается слово « Сарматы»
( Геродот, Плиний старший)
-
Найди лишнее
В одежду сарматов- мужчин входили:
(короткий полушубок, чапан, пояс, сапоги с короткими голенищами, металлические бляхи и застежки)
* О военных походах сарматов рассказывает ученик (опережающее задание)
Война была едва ли не повседневным занятием сарматов. Основной силой сарматского войска была тяжелая конница. Всадники были вооружены длинными и короткими мечами, копьями, луками и стрелами. Конь был для сармата всем. Он давал пищу, питьё, одежду, конь давал силу и богатство, спасал жизнь. В военных операциях участвовали не только боеспособные мужчины, но и женщины. Во всех погребениях взрослых мужчин и в каждом пятом женском погребении археологи находят оружие и конскую сбрую. О сарматских женщинах - воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна женщина не выходит замуж, пока не убьёт врага». Почти 600 лет сарматы держали в ужасе античный мир, и гром копыт их коней предрекал беду и смерть. Однако блеск сарматского золота померк. В 3 веке н. э. ощутимый удар им нанесли готы, а в начале 4 века н. э. сарматы оказались на пути гуннов, которые окончательно разгромили сарматов. И они сошли с исторической арены.
V. Исторический диктант
( Записываем только последнее недостающее слово)
-
В савроматском обществе положение мужчин и женщин было … (равноправное)
-
Сарматы в основном изготавливали ювелирные изделия из …(золота)
-
Бусы изготовляли из…(Сердолика, агата, горного хрусталя, халцедона)
-
Посуда при раскопках найдена только из… (глины и металла)
-
У сарматов, живших по течению рек Илек и Урал, в погребениях часто находят красную краску. У сарматов это был символ…(огня и солнца)
-
Хотим стать археологами
Класс делится на 3 группы
1 группа археологов савромато-сарматских памятников
2 группа археологов сарматских памятников.
Две группы отстаивают свою точку зрения о том, что эти памятники относятся именно к их группе.
3 группа экспертов -они оценивают работу обеих групп.
Сравните обе группы памятников и найдите сходство и отличия между ними. (сходство-ложили в погребения много украшений и предметов быта. Оружие; отличия- в савромато-сарматских памятниках людей захоранивали по несколько сразу, а в сарматских по одному)
Просмотр видеролика о Аралтобе
Сравним: (диаграмма Венна)
Саки Сарматы
VII. Домашнее задание: §28,§29 Составьте рассказ «Положение женщин в сарматском обществе»
VIII. Рефлексия, «Знаю, узнали, хотим узнать» оценка, подведение итогов