Конструкт урока истории на тему: «Нашествие с Востока» 6 класс

Конструкт урока истории предназначен для 6 класса. Разработан в соответствии с ФГОС.УМК- "История России с древнейших времен до конца XVI века" А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Апробирован в 2014 уч.году. Данная разработка поможет провести урок в соответствии с новым стандартом, содержит цели, задачи, планируемые результаты, включает приложения в виде исторических документов.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым









КОНСТРУКТ

тема урочного занятия «Нашествие с Востока»

для _6_-го класса





Автор: Свиридова Анна Геннадьевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 33 п. Кытлым

Предметная область: общественно - научные предметы

Урок № 18 модуля «От Древней Руси к Московскому государству»

Тема: «Нашествие с Востока»

Базовый учебник: Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Учебник для 6 класса. М.; Просвещение, 2010.

Тип урока: Освоение новых знаний (ОНЗ)

Цель урока:. Создать условия для ознакомления учащихся с ходом монгольского нашествия; подвести учащихся к пониманию того, каковы причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать представление о походах Батыя на Русь.

2. Способствовать усвоению знаний о времени создания Золотой Орды и ее территории.

Развивающие:

1.Развивать познавательную активность;

2. Развивать осмысленное отношение к своей деятельности

3.Развивать умения работы с текстом учебника, историческим источником и исторической картой.

Воспитательные:

1.Воспитывать осознание важности единения народа в борьбе против захватчиков.

2. Воспитывать культуру общения;

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию.

Научиться решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Развивать умение осознанно и грамотно строить литературный текст с опорой на исторические термины.

Знать основные события, связанные с монголо- татарским нашествием на Русь, понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту и соотносить ее данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Педагогический инструментарий Приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Формы работы:

- групповая;

-индивидуальная;

-фронтальная;

Методы и приемы:

-эвристический;

-частично- поисковый;

- метод проблемного изложения;

-репродуктивный;

Средства обучения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Учебник для 6 класса. М.; Просвещение, 2010. Анимированная презентация «Монголо- татарское нашествие// История России(Электронный обозревательный комплекс). Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Учебник для 6 класса. М.; Просвещение, 2010, исторический атлас, историческая карта

Межпредметные связи: география, русский язык, литература














ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационный момент

(1 мин.)

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку. Путем просмотра видео фрагмента происходит включение учащихся в работу.

Приветствуют учителя. Слушают учителя




2.Мотивация.

(3 мин.)

Мотивирует на учебную деятельность на основе чтения слов А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…».

Вопросы: Какая главная мысль в этих словах? Почему он это сказал?

Дает установку на решение проблемного задания в конце урока: доказать справедливость слов Пушкина после изучения темы .

Предлагает записать тему урока

(тема на слайде)

Выражают осознанное речевое высказывание

О том, как понимают смысл слов А.С.Пушкина

Записывают тему урока

Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

Выявлять главное.

Развивать мотивы и интерес познавательной деятельности


3.Актуализация знаний.

(4 мин.)

Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению задания. Вопросы:

• Каковы по оценке современников негативные последствия феодальной раздробленности для Руси?

• Кто воспользовался слабостью Руси?(показать на карте)

Предлагает индивидуальную работу с источником (слайд) (Приложение1)

Задание: Что нам рассказывает летописец?

Проследите линию сравнения Руси.

Отвечают на поставленные вопросы. (показывают на карте)

Читают источник и отвечают на вопрос к источнику.

Прослеживают линию сравнения Руси в источнике: красота и разорение.

Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Выработка умений работать с учебной информацией

Давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;

4.Введение в тему. (2 мин.)

Подводит учащихся к значимости изучения событий темы урока вопросами: Какую трагедию нам поведал этот исторический источник? Нужно ли потомкам знать более глубоко развитие событий? Что нам нужно знать?

Строят цепочку получения необходимых знаний: когда? Кто они? Зачем? Ход действий, почему?...

Формирование нравственных чувств

Формирование представления о событиях

Определять цель, проблему в учебной деятельности.

Выдвигать версии

5.Постановка учебных задач.(3 мин.)

Организует с помощью вопросов процесс постановки целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа их реализации:

Какую мы поставим цель перед собой? Способы достижения цели? Если у вас вопрос, на который вы хотели особенно получить ответ.

Обдумывают проект будущих учебных действий (цели, способы реализации цели, план):

-Ставят цель:

Мы познакомимся с нашествием монголо-татар на Русь и попробуем ответить на главный проблемный вопрос: почему монголо-татары победили Русь?

-Составляют в тетради план достижения цели: 1.новый враг 2.причины вторжения

2. Нашествия на Русь

3. Ответ на вопрос

Определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать


Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- принимать решения в проблемной ситуации;

-слушать и понимать других;
- работать в группах.

Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

6.Изучение нового материала.

(15 мин.)

1.Организует работу с текстом и предлагает сформулировать вопросы к тексту.

Текст (Приложение 2): «В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом…»

2.организует работу по группам

1 группа: 31 мая 1223 года на берегу реки Калки началось кровопролитное сражение.

Откройте учебник на стр. 97. Проведите исследование: почему русские князья потерпели поражение?

Почему именно в то время монголы-татары приступили к окончательному нападению на Русь? Причины вторжения?

2 группа (работа с картой)

1.Рассмотрите карту на странице 101.

2.Проследите по карте путь Батыя и даты сражений.

3. Пользуясь легендой карты, исследуйте места сражений, даты и княжества, которые были захвачены татарами.

3 группа (работа с текстом учебника стр.101,)- Новгород, обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»

1.направляет на завершение и уточнение общего характера нового знания, фиксирует возникшие затруднения, способствует к подведению итогов исследования.

Осуществляют реализацию построенного проекта:

1)Читают, анализируют текст и формулируют вопросы и ответы к тексту, например: 1) Какие из наших предположений текст подтверждает, а какие - опровергает?

2) Какие сведения, приведенные в тексте, для нас новы?

3) Какой вывод можно сделать на основании этого документа

4)Какой вывод о государственном устройстве и о монголо-татарской армии мы можем сделать?

2)работают в группе и проводят исследование: а)причин поражения на Калке б)причины вторжения в) путь продвижения по территории Руси (работа с картой) в) обоснование решения Батыя «повернуть морды коней на юг»

3)уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление затруднения.

Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность

Формирование навыков переработки информации и понимания текста;

Находить на карте и устно комментировать события;

Определять причины и прогнозировать следствия;

Определять по датам век, этапы, место события

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации

Формировать готовность к сотрудничеству с соучениками; организовывать работу в группе

Развивать умения ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

7. Первичное закрепление.

(4 мин.)

Предлагает составить рассказ по опорным словам:

Крепость, 7 недель, злой город, Батый, весна, сопротивление, мужество,2 месяца, ловушка, злой город, штурм, бегство, Батый, весна, сопротивление,

Учащиеся выполняют задание:.

озвучивают варианты ответов по опорным словам

Формировать логические рассуждения, умозаключения

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Развивать умение выдвигать гипотезы при решении задач.

8. Физминутка

(1 мин.)


9.Проверка усвоения учащимися нового материала(С/р с самопроверкой по эталону)

(4 мин.)

Выявляет применимость новых знаний.

Игра «Верю - не верю».

(выполнить в тетради (да/нет)

1. Монголо-татары были кочевниками-скотоводами.

2. Все русские князья объединили свои дружины, чтобы дать отпор войскам Батыя.

3. Рязанское княжество первым из русских земель приняло на себя удар войск хана Батыя.

4. Первая встреча русских дружин с монголо-татарами произошла на р. Калке в 1223 г..

5. Великий Новгород, Псков, Смоленск и Полоцк не были захвачены монголо-татарами.

Учащиеся сравнивают ответы на вопросы(да/нет) по эталону в презентации.

Читает вновь слова А.С.Пушкина: «России определено было высокое предназначение, ее необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…», предлагает на основе полученных знаний на уроке и знаний всемирной истории доказать справедливость слов Пушкина.

Дополняет аргументы детей словами Чаадаева: «необозримые равнины» Киевской Руси «поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока…»

Учащиеся самостоятельно выполняют индивидуальные задания в тетради и затем осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном.

Подводят итоги исследования, т.е. Причины поражения Руси.

А) сильные стороны монголо-татар:

·Численное превосходство

·Железная дисциплина

·Военно-тактическое превосходство

Б)Слабые стороны Руси:

·Феодальная раздробленность

·Отсутствие единой армии

·Техническая отсталость русских дружин

Аргументируют слова Пушкина на основе новых полученных знаний.

Выявлять главное. Обобщать. Делать выводы.

Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения делать выводы из сформулированных посылок.



10.Дифференцированное домашнее задание

(1 мин.)


Домашнее задание.

На «5» параграф 7 пересказ+

Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо-татарского завоевания (город по выбору), термины наизусть

На «4» параграф7 пересказ+ ответить на вопросы 1,2, 4* письменно

На «3» параграф 7 пересказ.

Записывают в дневники дифференцированное домашнее задание.

11. Подведение итогов(1 мин.)

Выставление оценок.

Создает, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирует его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


12.Рефлексия учебной деятельности.

(1 мин.)

Предлагает поделиться впечатлениями об уроке. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

На уроке мы говорили о…..

Я запомнил(а), что…..

Мне понравилось…..

Мне не понравилось…..

Рефлексия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«О светло-светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами представлена ты: озерами многими славишься, реками, источниками, горами, крутыми холмами, чистыми полями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, храмами Божьими и князьями грозными, и боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, Земля Русская, о, прославленная вера христианская!

…И в те дни обрушилась беда на христиан.

…Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«В ХII веке во главе монголо-татар встал Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти").

В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову.. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть». (по Л.Гумилеву)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань…»В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Ингваревич попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.

Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1238 года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись пушки и огнеметы (стенобитные орудия и камнеметные машины). Монголы ворвались в город 8 марта (7 февраля). Жители города попытались укрыться в Софийском (Успенском) соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 года».



© 2010-2022