• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

министерства здравоохранения краснодарского края



Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»




Методическая разработка

открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного

исторического кружка «Колесо истории»

по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

для студентов 1-2 курсов





Подготовили: Шкарупа В.Г.

Астапеева Е.В.


Место проведения: актовый зал ККБМК

Время проведения: 45 мин.










Краснодар

2016

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦК гуманитарно- Заместитель директора по УР

экономических дисциплин _________Ротаренко И.В.

протокол №___от ­_______2016 г.

председатель ЦК гуманитарно-

экономических дисциплин

________________Астапеева Е.В.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела

по методической работе

__________Панжинская Н.Н.


Составители:

Шкарупа В.Г. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин,

первая квалификационная категория

Астапеева Е.В. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин, первая квалификационная категория

Рецензент:

Буталий С.В. - преподаватель гуманитарно-экономических дисциплин, высшая квалификационная категория, кандидат исторических наук





Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта

3. Выписка из рабочей программы дисциплины «История»

4. Цели занятия

5. Оснащение занятия

6. Сценарий

7. Библиографический список

8. Приложение







  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка создана для проведения открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев». Занятие проводится в рамках открытой недели цикловой комиссии гуманитарно-экономических дисциплин.

В методической разработке представлен опыт проведения открытого внеаудиторного занятия по истории в соответствии с современными требованиями жизни: активным использованием персонального компьютера, умением работать с информационно-коммуникативными технологиями, поиском и использованием информации в сети Интернет.

ФГОС СПО третьего поколения предусматривает внедрение в учебный процесс общих и профессиональных компетенций, а также увеличение количества часов самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.

Форма коллективной творческой работы является одним из эффективных методов организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Это возможность раскрытия творческого и интеллектуального потенциала, как студента, так и преподавателя, взаимный творческий поиск педагога и обучающихся. Эта форма внеаудиторной работы помогает студентам осознать возможности применения приобретенных знаний в смежных областях науки и сферах деятельности, синтеза фактов, явлений, процессов, с целью выдвижения новых идей и их аргументации. Именно на таких занятиях происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Данное открытое занятие направлено на формирование у студентов знаний и умений, необходимых как для профессиональной деятельности, так и для развития собственной личности. Закрепление, расширение и углубление знаний по истории помогут студентам свободно ориентироваться в реалиях современного мира, избежать ошибок прошлого, сформировать свою личностную позицию гражданина и патриота.

2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта

По учебной дисциплине: «История»

Для всех специальности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования

Студент должен уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

Студент должен знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


3. Выписка из рабочей программы

Дисциплина: «История»

Раздел №1, тема №2

Вторая мировая война. Послевоенное десятилетие

Открытое заседание исторического кружка «Колесо истории»

Время проведения - 45 мин.

Тема: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Содержание учебной информации:

- Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.

- Советский Союз накануне войны.

- Причины, начало, особенности войны в Европе.

- Великая Отечественная война 1941-1945гг. Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии. Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция. Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.

- Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения.

- Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях.

Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы.

- Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы

Студент должен уметь:

- анализировать исторические события;

- сопоставлять исторические события прошлого с реалиями современной действительности;

- использовать полученные исторические знания для анализа современных геополитических изменений.

Студент должен знать:

- основные этапы в подготовке и проведении Московской битвы;

- ход Московской битвы, Сталинградской битвы, блокады Ленинграда, битвы на Курской дуге и т.д.;

- роль победы в Московской битве во Второй мировой войне.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

- работа с дополнительной литературой;

- использование Интернет-ресурсов при выполнении индивидуальных заданий преподавателя.






4. Цели занятия

1. Методические:

Продемонстрировать методику повышения эффективности закрепления, расширения, систематизации учебного материала за счет:

- использования в учебном процессе личностно-ориентированных технологий с элементами развивающего обучения;

- демонстрации интеграционных связей;

- применения технических средств обучения с целью визуализации учебного материала для повышения активности мыслительной деятельности студентов.

2. Образовательные:

- обобщить, систематизировать и закрепить знания студентов по теме «Вторая мировая война»;

- сформировать у студентов знание таких понятий, как Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, битва Курской дуге и т.д.

- контроль уровня знаний студентов по предложенной теме.

3. Развивающие:

- расширить диапазон знаний по предложенной теме;

- развить умение самостоятельной работы по применению полученных знаний;

- развить способности анализировать, интерпретировать, сопоставлять;

- продолжить формирование умения вести дискуссию;

- способствовать развитию творческого потенциала студентов.

4. Воспитательные.

- воспитание уважения студентов к истории и бережного отношения к мировому историческому наследию;

- формирование чувства патриотизма;

- стремиться к воспитанию чувства гуманизма, справедливости, партнерства, отзывчивости, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта.

5. Оснащение занятия

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Интерактивная доска.

  3. Мультимедийная презентация.

  4. Компьютер.







6. Сценарий

Приветствие

Ведущий № 1 (Азнаурян Евгения)

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном подвигу панфиловцев в битве под Москвой.

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»


Ведущий № 2 (Кулакова Елизавета)

Московская битва

Боевые действия Советских Вооружённых Сил велись с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942 на московском направлении против немецко-фашистских войск во время Великой Оте­чественной войны 1941-1945 гг.

Московская битва делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября - 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступле­ния (5 декабря 1941 - 7 января 1942) и общего наступления советских войск (8 января - 20 апреля 1942).

Видео (Операция Тайфун)

Ведущий № 1 (Азнаурян Евгения)

Наступление врага началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по левому крылу Брянского фронта. 2 октября перешли в наступление главные силы группы армий «Центр» из районов Ярцево и Ярославля против войск Западного и Резервного фронтов. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, противник в 1-й же день прорвал оборону, а его подвижные соединения продвинулись на 40-50 км в направлениях Орла, Юхнова и Вязьмы.

Звучит песня «Кукушка» в исполнении Демченко Елизаветы

Ведущий № 1 (Азнаурян Евгения)

Враг подошел к Москве на расстояние 25-35 км.

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Видео (Оборона Москвы)

Ведущий № 1 (Азнаурян Евгения)

Велика Россия, да отступать некуда - позади Москва. (Эти слова принадлежат
политруку Клочкову, который произнёс их у разъезда Дубосеково).

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Политрук В.Г. Клочков

В боях под Волоколамском особо отличилась 316 стрелковая дивизия И.В. Панфилова. Шесть дней они отражали непрерывные атаки врага, подбив при этом 80 танков, уничтожив несколько сот офицеров и солдат. Противник хотел овладеть районом Волоколамска, что открыло бы путь с запада к Москве, но их попытки провалились. За эти героические действия соединение наградили орденом Красного Знамени, а также преобразовали в 8-ю гвардейскую дивизию. Ее командиру генералу Панфилову присвоили звание Героя Советского Союза. Он не смог увидеть полного разгрома немцев под Москвой, так как пал смертью храбрых у деревни Гусенево 18 ноября.

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

И.В. Панфилов

16 ноября немецкие войска предприняли второе наступление на Москву. Снова под Волоколамском закипело ожесточенное сражение. У разъезда Дубосеково 28 бойцов-панфиловцев под командованием В.Г. Клочкова отразили атаку фашистских танков, удержав тем самым занимаемый рубеж. Не пробились танки противника и в направлении сел Строково и Мыканино. Дивизия Панфилова прочно удерживала позиции, ее солдаты стояли насмерть.

Звучит песня «Темная ночь» в исполнении Демченко Елизаветы

Ведущий № 2 (Кулакова Елизавета)

Фильм "28 панфиловцев" выйдет в прокат 24 ноября. Однако для подавляющего большинства СМИ эта новость стала поводом для того, чтобы приписать к ней напоминание не о подвиге защитников Москвы, а о "сомнениях некоторых историков" - мол, "28 панфиловцев - миф, который фактами не подтверждается".

В этих изложениях напутано всё. И сейчас, в 75-ю годовщину битвы за Москву, считаем необходимым расставить точки над "i": что известно исторической науке о бое у разъезда Дубосеково, что означает бренд "28 панфиловцев", в чем причина всех этих спекуляций вокруг него.

Что было написано в "Красной звезде". Передовая статья "Завещание 28 павших героев" (28 ноября 1941 г.) и очерк "О 28 павших героях" (А. Кривицкий, 22 января 1942 г.)

1. Под Москвой приняли бой 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии Панфилова. Названа дата: 16 ноября. Названо место: высота 251 - деревня Петелино - разъезд Дубосеково.

2. Против них шли волнами до 50 немецких танков.

3. Бой продолжался более 4 часов. Он описан в очерке.

4. Все участники боя погибли, но не пропустили врага. Имена всех 28 приведены в очерке.

5. В очерке приведены слова политрука Клочкова: "Тридцать танков, друзья, придется нам всем умереть, наверно. Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва".

Ведущий № 1 (Азнаурян Евгения)

"В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах".

Выживший панфиловец И.Р. Васильев сообщал в конце 1942 года о том, что политрук Клочков перед знаменитым боем ободрял бойцов, говорил слова: "Ничего, сумеем отбить атаку танков: отступать некуда, позади Москва".

"Наши люди бились, помня старый девиз: "Гвардия умирает, но не сдается". И они сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага!". ("Завещание 28 павших героев").

Накануне, 27 ноября, (до появления передовой) "Красная звезда" сообщила о бое еще 5-й роты с 54 немецкими танками, в ходе которого было подбито 18 танков. "Погибли все до одного, но врага не пропустили", - сообщала газета о героях-панфиловцах.

Ведущий № 2 (Кулакова Елизавета)

Что показало расследование Главной военной прокуратуры (ГВП) от 10 мая 1948 года

1. 21 июля всем 28 гвардейцам, перечисленным в очерке "Красной звезды", присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В действительности погибли не все. Названы имена 5 выживших из списка "Красной звезды".

2. Двое из названных в очерке, будучи раненными, попали в немецкий плен. Один из них (Добробабин) оказался впоследствии изменником Родины (собственно, из-за него ГВП и предприняла расследование).

3. Бой у Дубосеково был. Вела его 4-я рота 1075 стрелкового полка. Здесь полк понес большие потери. Непосредственно в ходе боев о подвиге 28 никто не знал.

4. Корреспондент "Красной звезды", первым сообщивший о бое, назвал источником информации комиссара полка (который упомянул около 30 бойцов, оставшихся в роте, против 54 немецких танков).

5. Редактор "Красной звезды" Ортенберг сообщил, что, так как 2 бойца оказались в плену, он счел неправильным включать их в число 30 героев. Так появилось число 28. Их имена и были предоставлены.

Конечно, любой пропагандист знает, насколько выигрышны в этом деле цифры и яркие образы. А советские спецы не глупее нынешних были - и легенда о "28 панфиловцах", основанная на реальных событиях, стала во время войны мощным мобилизационным фактором, а позже и ярким символом массового героизма советского солдата.

6. Вывод военной прокуратуры в 1948 г.: "Подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати (т.е. в дословной версии "Красной звезды"), является вымыслом".

Доклад был представлен Жданову.

Цитата: "Оказалось, что не все "двадцать восемь" оказались погибшими. Что из этого? То, что шестеро из двадцати восьми названных героев, будучи ранеными, контуженными, вопреки всему выжили в бою 16 ноября 1941 года, опровергает тот факт, что у разъезда Дубосеково была остановлена танковая колонна врага, рвавшаяся к Москве? Не опровергает".

Академик РАН Г.А. Куманев

Ведущий № 1 (Азнаурян Евгения)

Правда о жизни и смерти героя-панфиловца политрука Василия Клочкова.

Самоотверженность бойцов была подкреплена новаторской "противотанковой тактикой", которую умело применял генерал Панфилов. Это, во-первых, "отсечные позиции" в глубине обороны, "артиллерийские засады" - когда расчёты на направлении вражеского удара располагаются так, чтобы прорвавшиеся танки попадали под фланговый обстрел. Во-вторых, создание троек бойцов, вооружённых противотанковым ружьём, гранатами и "коктейлями Молотова" и встречавших лобовую атаку на полевых позициях: "одна тройка - на один танк", но получалось и на два, и на три...

То, что призывники стали "хорошо обученными солдатами" - это результат каждодневной подготовки, которую командиры проводили буквально "на марше". То, что на подступах к столице стояла намертво дивизия, укомплектованная казахами и киргизами, украинцами и великороссами, - это к вопросу о том, что такое настоящая "дружба народов" и их единая историческая судьба.

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Трейлер фильма оказался столь популярен, что установил новый рекорд: менее чем за сутки после появления в сети его посмотрело свыше 300 тысяч

2. Основной удар танковой армады врага пришелся по 4-й и 6-й стрелковым ротам 2-го батальона 1075 сп, оборонявшимся у разъезда Дубосеково и д. Петелино. Обе роты проявили себя стойко в этом неравном бою, отбив несколько танковых атак с помощью ПТР, гранат и бутылок с зажигательной смесью, уничтожив при этом вместе 24 танка.

3. Наиболее массированным атакам подверглись позиции именно 4-й роты во главе с политруком Василием Георгиевичем Клочковым. Именно этот бой вошел в историю, как подвиг 28 героев-панфиловцев у разъезда Дубосеково и стал символом массового героизма, проявленного воинами панфиловской дивизии. Именно остатки (ко второй половине дня) роты Клочкова (число неизвестно) уничтожили большую часть из 24 танков. По разным версиям до 18.

4. Уже 18 ноября 1941 г. дивизия была переименована в 8-ю гвардейскую и награждена орденом "Красного Знамени". В этот же день погиб ее легендарный командир генерал Панфилов.

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Фото: Предоставлено

Ведущий № 2 (Кулакова Елизавета)

Где правда?!

Правда в том, что в тот самый миг, когда упал, сраженный пулей или осколком, первый боец, держащий в своем сердце, как пример - как надо Родину защищать, - подвиг 28 панфиловцев, эта красивая легенда перестала быть легендой. И правда в том, что все ее ниспровергатели стали врагами и этого бойца, и миллионов других погибших, для которых память 28 была свята.

Мы не знаем, какими политическими соображениями руководствовался т. Жданов, получая заключение военного прокурора. Можно только предполагать, что это связано с новой волной репрессий против генералитета.

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия-заседания студенческого научного исторического кружка «Колесо истории» по теме: «Подвиг панфиловцев в битве под Москвой»

Иван Васильевич Панфилов. 1941 г. Фото: М. Калашников/ ТАСС

Что же до сегодняшних ниспровергателей... Не будем наивными, за ними стоит тонкий расчет: доказав несостоятельность истории 28-ми, равно как и подвига Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло, возможно поставить под сомнение не только нашу пропаганду в годы Великой Отечественной, но и весь смысл жертвенной борьбы советского народа за свою Родину.

Миллионы панфиловцев остановили и разгромили непобедимый вермахт у стен Москвы в 1941-м, миллионы панфиловцев в конце концов взяли Берлин в 1945-м.

Звучит заключительное слова организаторов внеаудиторного мероприятия Шкарупы В.Г. и Е.В. Астапеевой.

Данное открытое внеаудиторное занятие-заседание, направленное на формирование у студентов знаний и умений, необходимых как для профессиональной деятельности, так и для развития собственной личности, достигло поставленной цели. Были закреплены, расширены и углублены знания по истории Великой Отечественной войны, которые помогут студентам свободно ориентироваться в реалиях современного мира, избежать ошибок прошлого, сформировать свою личностную позицию гражданина патриота.

Выражаем огромную благодарность, участникам открытое внеаудиторного занятия-заседания, всем зрителям студентам и присутствующим преподавателям.



7. Библиографический список

Основные источники:

  1. Орлов А.С. История России. - М., 2010;

  2. История России XX - XXI вв./ Под редакцией А.Н. Сахарова. - М., 2012.

Интернет ресурсы:

1. istorya.ru;

2. bibliotekar.ru;

3. ronl. Ru;

4. ru.wikipedia.org;

5. student. Ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст песни «Кукушка»

Песен ещё ненаписанных

Сколько, cкажи, кукушка, пропой.

В городе мне жить или на выселках,

Камнем лежать или гореть звездой, звездой.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Кто пойдёт по следу одинокому,

Сильные да смелые головы сложили

В поле в бою.

Мало кто остался в светлой памяти,

В трезвом уме да с твердой рукой

В строю, в строю.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Где же ты теперь, воля вольная,

С кем же ты сейчас ласковый рассвет

Встречаешь, ответь.

Хорошо с тобой да плохо без тебя,

Голову да плечи терпеливые

Под плеть, под плеть.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Солнце моё, взгляни на меня,

Моя ладонь превратилась в кулак,

И если есть порох, дай и огня,

Вот так.

Текст песни «Темная ночь»


Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают...
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами...
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная черная степь пролегла между нами.

Верю в тебя, дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи,
Вот и теперь надо мною она кружится...
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!



© 2010-2022