Конспект урока +презентация по истории для 5 класса на тему Рабство в Древнем мире

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9




Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

«Вяткинская средняя общеобразовательная школа»



Урок истории в 5 классе

(по технологии критического мышления)


«Рабство в Древнем Риме»







Автор: Бурцева Ольга Андреевна,

учитель истории и обществознания.





2012 год.

Ключи от форта знаний:

урок в 5-м классе на тему «Рабство в Древнем Риме»

Цели:

познакомить учеников с особенностями рабовладения в Древнем Риме; развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа, воспитывать гуманизм и человеколюбие.

Задачи:

1. На основе повторения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме. Продолжить формирование навыков работы с историческими терминами.

2. Развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

3. Подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы. Воспитывать честность и порядочность.

Основные этапы урока:

  1. Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

  2. Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.

  3. Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

План - конспект урока:

Организационный момент. Стадия вызова.

Учитель: Ребята, мне срочно нужна дружная команда, чтобы завоевать ключи от форта знаний. Поможете? (слайд №1)

Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек работая в команде?

Вам хотелось бы узнать, как называется наш форт? Название форта и тема нашего урока совпадают. Определим тему урока: прочитайте слова, которые я взяла в качестве эпиграфа. (слайд №2) О какой категории населения идет речь в этих словах? Правильно, речь идет о рабах. Название форта, а значит и тема урока - «Рабство в Древнем Риме».(слайд №3) Если мы сумеем собрать за урок 9 ключей, то форт нам покорится, и мы узнаем, каковы были особенности рабовладения в Древнем Риме.

Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Начнем с разминки. Вы должны ответить на вопросы, которые появятся на экране. За правильный ответ получите монеты. Если ответ дать не успеете, вопрос рассыплется. Когда будет собрано достаточное количество монет, сундучок даст вам первый ключ.

Вопросы по домашнему заданию:

1. Кто и по какому поводу говорил такие слова: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»? (слайд №4)

2. Объясните термин «триумф»? (слайд №5)

3. Кто такой легионер? (слайд №6)

1-й ключ заработан!

Стадия осмысления.

I. Составляем кластер! (слайд №7) Ребята, нам предстоит определить источники рабства в Древнем Риме. Для этого нам нужно поработать с документами:

1 группа «Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов»

Назовите источник рабства?

2 группа «В неурожайный год приходилось брать земледельцам в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство»

Назовите источник рабства?

3 группа «После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала. В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности»

Назовите источник рабства?

4 группа «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами становились дети рабов, то есть распространилось наследственное рабство»

Назовите источник рабства?

2-й ключ заработан!

II. Столкновение с проблемой.

Как к рабству относились в Древнем Риме и Греции, например, ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства. (слайд №8)

Римский ученый Варрон писал:

«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие - рабы, мычащие - быки, немые - повозки, лопаты, плуги».

Греческий ученый Аристотель писал:

«Одни орудия являются одушевленными, другие - неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».

Сравните взгляды ученых. Ваше мнение по этому вопросу. Справедливо ли рабство? Почему?

3-й ключ получен!

III. Рассказ учащихся с опорой на иллюстрации.

Расскажите, как жили рабы в имениях землевладельцев? (слайд №9-11)

4-й ключ получен!

Расскажите, как жили рабы в богатых домах? (слайд №12-13)

5-й ключ получен!

IV. Сюжетно-описательный рассказ учителя.

Гладиаторами становились самые сильные и ловкие рабы. Их обучали искусству владения оружием в специальных школах. А после обучения заставляли сражаться друг с другом на арене для развлечения собравшихся римлян. Первый известный поединок гладиаторов произошел в 264 г. до н.э. (слайд №14)

Возможно, обычай гладиаторских схваток идет от древних этрусков. Они приносили человеческие жертвы на могилах знатных покойников. Обреченных на смерть людей заставляли брать в руки оружие и сражаться друг с другом. Позднее гладиаторские бои стали просто популярным зрелищем для римского плебса.

Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, львами. Поединки зачастую бывали очень жестокими. Как рассказывают римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой. (слайд №15)

Участие в сражениях гладиаторов в Риме считалось позорным занятием. В школы гладиаторов попадали только провинившиеся рабы, преступники и пленные. Но удачливый гладиатор становился любимцем римской публики. Ему доставались деньги и призы. В редких случаях человек, одержавший победу во многих схватках с другими гладиаторами, мог рассчитывать на особое признание римского народа. Ему вручали деревянный меч - символ почетной отставки. Отныне бывший гладиатор мог жить в Риме как простой римский гражданин.

О предстоящих поединках гладиаторов жителей Рима оповещали за несколько дней. Устроители сообщали число пар гладиаторов и их вооружение. Сражения проходили в амфитеатрах - открытых сооружениях, где вокруг сцены рядами вверх располагались места для зрителей. Сигнал к началу смертельной схватки подавался звуком трубы. Обычно бой шел между двумя гладиаторами. Реже на арену выходили несколько десятков бойцов. Гладиатора, отказавшегося идти на бой, выгоняли на арену плетьми и раскаленными наконечниками копий.

Если во время сражения гладиатор был ранен, он мог просить о пощаде у римского народа, подняв большой палец руки вверх. Тогда устроитель обращался к зрителям, которые и решали судьбу раненого. Если они решали оставить ему жизнь, то махали платками, если же не хотели пощадить поверженного гладиатора - опускали большой палец руки вниз. (слайд №16-17)

V. Использования приема «Шляпы мышления». (слайд№18)

Использование ИКТ (просмотр видеосюжета «Гладиатор»).

I группа - «белая шляпа»: нейтральная позиция, учащиеся анализируют материал и извлекают полезную информацию.

II группа - «красная шляпа»: эмоциональное восприятие увиденного.

III группа - «черная шляпа»: позиция «против», критическая, негативная.

6-й ключ получен!

VI. Следующий ключ можно получить у старца Фура. Пойдемте к нему?

(слайд №19)

Старец Фура предлагает сыграть с ним в игру «Найди ошибки». Для этого надо прочитать в учебнике о жизни рабов. Затем закрыть учебники и поработать над текстом с ошибками. Ошибки подчеркнуть, объяснить.

«Рабы в Древнем Риме были у каждого гражданина.Но содержание рабов обходилось очень дорого их владельцам. Ведь приходилось два раза в год выдавать рабам одежду: рубаху, плащ, деревянные сандалии; хорошо кормить. Рабов ценили, поэтому заболевших лечили. За добросовестную работу рабам платили небольшую плату. Зато за провинность пороли и наказывали. Особо строптивых рабов отправляли работать в каменоломни. Лишь ночью рабы могли отдохнуть, выспаться в мягких постелях» (слайд№20)

7-й ключ заработан!

VII. Следующий ключ вы получите, разгадав кроссворд. Задания кроссворда. (слайд№21)

8-й ключ получен!

Рефлексия.

I. Составление синквейна. (слайд №22)

9-й ключ получен!

II. С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?

III. Эмоциональное завершение урока. А теперь нам остается только открыть форт под названием «Рабство в Древнем Риме». Молодцы! (слайд №23)

Выставление оценок за урок.

Запись домашнего задания: О. Параграф 49, Д. Напишите сочинение о применение рабского труда от имени богатого аристократа.

Приложение:

Слова по вертикали:

1. Карфагенский полководец.

2. Сооружения для гладиаторских игр.

3. Повелитель, главнокомандующий.

4. Высокие горы на севере Апеннинского полуострова.

5. «Говорящее орудие труда».

Слово по горизонтали:

Раб, обученный сражаться друг с другом на потеху публике.

1

2

3

4

5
















Колизей - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в I веке н. эр. и имеет форму амфитеатра.

Колизей был заложен императором Веспазиано (Виспасиан) в 72 году, этим жестом он желал ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тито.

По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов.

Своё название Колизей получил от имени огромной скульптуры, находящейся рядом на территории Domus Aurea. По-итальянски "огромный" - colosso, отсюда и название стадиона. Он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров и периметр 527 метров. Высота неразрушенной части составляет 57 метров. Это четырёхэтажная постройка когда-то была облицована белым мрамором. Во время Средневековья Колизей пострадал от землетрясений, а в эпоху Возрождения был частично разобран на строительство новых римских зданий, о чём свидетельствуют большие дыры. Но вернёмся к римскому Колизею, каким он представал во времена своей славы.

Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительских местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Средняя вместимость Колизея составляла около 50 тысяч человек, но могло войти до 68 тысяч. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Хотя нужно заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап.

Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса.

Нижний ярус - знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй - для свободных граждан Рима среднего сословия, последний - для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами.

Представьте себе, что вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, чтобы легче держать его под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

© 2010-2022