Урок на тему: Эпоха дворцовых переворотов

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата













Эпоха дворцовых переворотов

Урок-игра

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Учителя истории

Агафоновой Натальи Александровны



Урок на тему:Эпоха дворцовых переворотов.



«Великое благо для себя, я вижу в служении Отечеству»

Петр Первый

УРОК-ИГРА

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ

Тип урока: Обобщающий.

Цели урока: 1. Расширение знаний учащихся по теме дворцовые перевороты в России.

2. Формирование собственных взглядов и жизненных позиций по проблемным вопросам.

3. Развитие логического и абстрактного мышления. Формирование умения делать собственные умозаключения и выводы.

4. Формирование патриотических чувств у учащихся на основе глубоких знаний исторического прошлого страны.

Оснащение занятия

1. Карточки с заданиями по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

2. Карты Российская империя во второй четверти XVIII века, Россия во второй половине XVIII века.

3. Карточки по теме «Правление Елизаветы Первой», «Правление Анны Иоанновны», »Золотой век Екатерины Второй».

4.Тексты

5. Карточки с частично заполненными схемами.

6. Цветные фломастеры, карандаши, листы бумаги.

Класс делится на команды. Каждая команда выбирает капитана. Учащимся объявляются цели занятия, оглашаются правила игры.

При неточных ответах команды её соперники имеют право дополнить выступления и получают за это определенное количество баллов.

Во время проведения конкурса капитанов команда имеют право дать ответ за своего капитана, но при этом количество баллов сокращается вдвое. Учитель выступает в роли ведущего, а также оценивает ответы команд по балльной системе.

Ход урока

Задание №1

Восстановите логическую цепочку.

Каждой команде выдаются карточки с логическими цепочками, в которых необходимо удалить лишнее звено.

1. Волынский, Ленар, Бирон, Бестужев.

2. Цорндорф, Кунерсдорф, Берлин, Ларги.

3. Суворов, Румянцев, Чернышев, Потемкин.

Добавить недостающее звено.

1.Зубов, Потемкин, Орлов.

2. Остерман, Голицын, Толстой.

Задание №2

У доски двое учащихся из разных команд выполняют тестовые задания (10 тестов)

ТЕСТЫ

1. Кондиции были подписаны в правление

а) Петр Третий б) Анна Иоанновна в) Елизавета Петровна

2. Московский университет был учрежден в правление

а) Елизаветы б) Екатерины Второй в) Петра Третьего

3. Перечислите полки дворянской гвардии

а) Гренадерский б) Преображенский в) Семеновский г) Московский

4. В царствование этого монарха не применялась смертная казнь

а) Екатерина Первая б) Екатерина Вторая в) Елизавета Петровна

5. Идеи, каких философов повлияли на формирование взглядов Екатерины Второй

а) Гегель б) Аристотель в) Вольтер г) Монтескье

6. Кто возглавил заговор против Павла Первого

а) Зубов б) Орлов в) Пален г) Александр Первый

7. С какой целью созывалась Уложенная комиссия а) Систематизация законов б) учреждение налогов в) регламентация общественной жизни

8. Академия наук была открыта в правление

а) Анны Иоанновны б) Екатерины Первой в) Екатерины Второй

9. В правление Екатерины Первой был учрежден

а) Кабинет министров б) Верховный Тайный Совет в) Сенат

10. Русской «железной маской» называли

а) Петра Третьего б) Иоанна Антоновича в) Павла Первого

Задание №3

Работа с терминами

Учащиеся команд должны дать определения следующим терминам:

Кондиции, контрибуции, абсолютизм, рекрутский набор, легитимизм, коалиция, экспансия.

Задание № 4

Блиц-опрос учащихся.

В это время у доски представители команд работают с картами.

Задание № 5

Ребята отвечают на вопросы. Кому принадлежат высказывания.

1. В правление нашей матушки Екатерины, ни одна пушка в Европе, без нашего разрешения, пальнуть не могла.

2. Призвав к себе старшую дочь, умирающий произнес : « Отдайте все».

3. Велик только тот, с кем я говорю и когда я с ним говорю.

4. Пуля - дура, штык молодец.

5. Я вижу себя подобно Петру Великому слугой государства Российского.

6. Елизавета Петровна это умная, добрая, своенравная русская барыня.

Задание № 8

У доски двое учащихся выполняют задание. Сопоставьте даты и события.

Идет индивидуальная работа учащихся. Побеждает тот, кто первым выполнит задание.

1722 Начало царствования Елизаветы 1725 Открытие Московского университета

1730 Указ о престолонаследии 1741 Открытие Академии наук 1755 Смерть Петра Второго

Задание №6

Учащиеся команд должны характеризовать государственного деятеля.

Работа с портретным рядом.

Урок на тему:Эпоха дворцовых переворотов.Урок на тему:Эпоха дворцовых переворотов.Урок на тему:Эпоха дворцовых переворотов.

Задание №7

Работа с текстом.

Перед началом работы с источником учитель ставит перед классом проблемный вопрос.

Анализируя подписание Анной Иоанновной «Кондиций» ребята на основании источника должны ответить на вопрос, высказав доводы за или против.

Первая группа.

Вступив на престол, Анна Иоанновна подписала «Кондиции». В случае их утверждения в России произошло бы ограничение самодержавия. Было бы дано прогрессивное начало формированию либерализма в России. Согласны ли вы с этой позицией.

Вторая группа.

Подписание Анной Иоанновной «Кондиций» привело к ограничению самодержавной власти в России. Это стало регрессом в развитии страны, поскольку установилось олигархическое правление, выражавшее интересы узкого круга старой дворянской аристократии. Выскажите свою точку зрения.

ТЕКСТ

Верховный Тайный совет в количестве восьми человек шесть из которых были представители старой аристократии составили документ (Кондиции), которые Анна Иоанновна при вступлении на престол должна была подписать и обещать:

1.Императрица должна не выходить замуж и не назначать себе наследника.

2. Верховный Тайный Совет содержать всегда в 8 персонах и без его согласия не объявлять войны и не заключать мира; не налагать податей и не расходовать государственных доходов; не жаловать вотчин и не отнимать имения и чести у шляхетства; не жаловать никого в придворные и генеральные чины.

3. Гвардии и всем прочим войскам быть в ведении Верховного Тайного Совета, а не императрицы.

4. Исповедовать веру греческую, православную и не какую иную.

А будет то, что по этому обещанию не исполнено, то лишена императрица будет, короны Российской.

Команды могут во время дискуссии, задавать соперникам дополнительные вопросы.

Задание №9

Конкурс капитанов.

Капитанам команд даются карточки с зашифрованными в них событиями, которые необходимо раскрыть.

Капитаны работают самостоятельно (без помощи класса и учителя). В случае если капитаны не справляются с заданиями, то команда соперников, может задать им ряд вопросов, которые они самостоятельно подготовили.

Карточка №1

Дата смерти Екатерины Первой (1727)+Количество членов Верховного Тайного Совета на момент его создания (6)+Екатерина Вторая прибыла в Россию в возрасте (15 лет) + Петр Третий скончался в возрасте (53г)

Итог: 1727+6+15+53=1801(событие: смерть Павла Первого)

Карточка №2

Дата смерти Анны Иоанновны (1740) + За время дворцовых переворотов на престоле сменилось монархов (8) + Разделов Речи Посполитой было (3) + Павел Первый правил полных…лет (4)

Итог: 1740+8+3+4=1755 (событие: открытие Московского университета)

Затем капитанам предлагается ответить на вопросы:

1. Кого в России называли «Полудержавным властелином»?

2. Кого Петр Первый называл «Оком государевым » и почему?

3. Кто руководил заговором, целью которого было устранение Павла Первого. Каково было отношение к нему Александра Первого?

4. Какие гвардейские полки участвовали в дворцовых переворотах?

5. Кто из правителей гордился дружбой с Вольтером и Дидро?

Задание №10

Работа с рядом слайдов.

Урок на тему:Эпоха дворцовых переворотов.Урок на тему:Эпоха дворцовых переворотов.Урок на тему:Эпоха дворцовых переворотов.

Вопросы: Какой из представленных памятников архитектуры являлся: 1. Загородная резиденция российских императоров? 2. Резиденцией императора Павла Первого 3. Строительство, какого дворца началось в правление Анны Иоанновны?

4. В этом дворце была создана знаменитая Янтарная комната?

Заключительный 1.Преподаватель делает выводы. 2.Подсчитывается количество заработанных командами баллов. 3.Называются имена наиболее отличившихся учащихся. 4.Выставляются оценки за урок, дается домашнее задание.



© 2010-2022