Урок по теме: Социальная структура древнего Египта (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочный план.

Дата:

Предмет: История древнего мира

Класс: 6

Подготовила: Трофимова В.П

Тема: «Социальная структура Древнего Египта».

Цели:

Образовательная: Раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; формировать знания учащихся, каким образом происходит имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте;

Развивающая: Развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы;

Воспитательная: Рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.

Оборудование урока: учебник История Древнего мира, Т.А. Тулебаев, Алматы «Атамура» 2015, иллюстрации, карточки с заданиями, схема, презентация, ватманы.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

Основные понятия: рабовладельческий строй, раб, фараон, вельможа, номарх, шадуф.

Ход урока:

1.Организационный момент. (1 мин)

Проверка посещаемости, готовность к уроку учащихся

2.Подготовка к восприятию (2 мин)

Психологический настрой на урок «Солнечный зайчик».

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Подарите его друг другу с пожеланиями удачи на уроке. (развитие доброжелательности, позитивного отношения друг к другу).

3. Мотивирование и на целивание учащихся. (1 мин)

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.

Сегодня нас вновь позвал за собой Древний Египет. Как говорил древнегреческий историк Геродот: «В мире нет страны, в которой было бы столько чудес».

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по Древнему Египту, познакомимся с жизнью и социальным положением тружеников и представителей знати, станете очевидцами завоевательной политики фараонов.

4. Проверка домашнего задания (10 мин).

А)Устный опрос

1.Охарактеризуйте природные условия Древнего Египта.

2. Какие природные условия Древнего Египта повлияли на развитие земледелия?

3. Как в Египте образовались первые государства?

4. Когда в Египте образовалось первое мощное единое государство?

5. Как называли царей в Древнем Египте? Приведите примеры безграничной власти фараонов.

6. Назовите самых могущественных фараонов, как они управляли Египтом?

Б) Проверка кластера в тетрадях- Фараоны Древнего Египта.

5. Изучение нового материала.

"Мозговой штурм".

Объяснение учителя с использованием схемы: "Имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте".( 5мин)

Урок по теме: Социальная структура древнего Египта (6 класс)

Развитие хозяйства, ремесла, торговли, завоевательные войны привели к имущественному неравенству на богатых и бедных. Большинство богатств находилось в руках фараона и вельмож.

В Египте появились сословия знатных людей.

(На интерактивной доске слайд сословий египетского общества)

Фараон

Номархи, Жрецы, вельможи

Чиновники ,воины, писцы

Земледельцы, ремесленники

Рабы

Использование приемов персонификации:

"Встретились как-то два египетских крестьянина и один другому рассказывает: "Наша семья собрала большой урожай. Я подсчитал, сколько пшеницы нам необходимо для жизни: для пропитания семьи, прокорма скота, для следующего посева. А сверх того еще осталось немного зерна"". К чему могли привести появление излишков?

"Вернулся из похода военачальник фараона - богатый рабовладелец. За храбрость, проявленную в боях, наградил фараон его золотом и драгоценностями, подарил ему рабов и плодородный земельный участок. Еще богаче, чем прежде стал военачальник.

Вернулся с войны крестьянин. Он также мужественно сражался в боях. Что же он принес домой и что увидел?".

Учитель подводит учащихся к мысли, что жизнь простых тружеников с каждым

днем все более ухудшалась. Большинство возвращалось с войны инвалидами, и трудиться не могло. Поэтому в стране появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Население Египта разделилось на большие группы людей: рабовладельцев - эксплуататоров, крестьян и рабов - эксплуатируемых.

Организация работы учащихся в группах

Задание I группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитайте пункты параграфа стр. 34, 37-38 "Положение рабов и труд земледельцев" и ответьте на следующие вопросы:

  1. Как появились рабы в Древнем Египте?

  2. Почему военнопленные стали "ценной" добычей? Почему их называли "живыми убитыми"?

  3. Греческий историк пишет о труде рабов в египетских рудниках: "Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде" Почему только смерть могла избавить их от мучений?

4. Как трудились египетские земледельцы?



5. Документ рассказывает: "Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая; стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: "Подай зерно", а его нет, они избивают батогами... его жена связана, перед ним его дети в путах". В каком положении находились египетские земледельцы?

6. "Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить". Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?


Задание II группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитайте пункт параграфа "Труд и положение ремесленников, каменщиков и каменотесов" и ответьте на следующие вопросы:

1. О труде ремесленников в документе сказано: "Кузнец черен, вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает день и ночь. Штукатура, отделывающего капители... порой сносит ветром с гребня кровли. У ткача всегда согнуты колени... Оружейный мастер вечно странствует... Такова судьба людей, занимающихся разными ремеслами в Древнем Египте" Какие ремесла были развиты в Египте? Кому доставались богатства, созданные их трудом?

2. На что обменивали свои изделия ремесленники?

3. Один из древних египтян так рассказывал о труде ремесленников: "Ткач всегда сидит за ткацким станком, не разгибая спины, и постоянно задыхается пылью от веретена. Чтобы выйти и подышать свежим воздухом, взглянуть на свет, он должен отдавать надсмотрщику хлеб, приготовленный для своего обеда. Если он не выполнит порученную работу, то надсмотрщик его безжалостно изобьет". Каково было положение ремесленников в Древнем Египте?

4. Какие камни добывали и обрабатывали египтяне?

5. Где древние египтяне использовали камень?

6. В документе сказано: "Работа каменотеса требовала тяжелого и изнурительного труда, чуткости рук и долгого терпения. Каменотес , чтобы наполнить свой желудок, в кровь сбивает себе пальцы". Какой вывод можно сделать из содержания документа?

7. Геродот пишет о строительстве пирамиды Хеопса : "Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя , каждая сторона ее шириной в 8 плефров (плефр-мера длины = 30м) и такой же высоты и сложена из тесаных , тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов". Докажите, что труд каменотесов и каменщиков в Древнем Египте был самым тяжелым?

Задание Ш группе:

Ответить на вопросы в тетради.

Прочитать пункт параграфа «Грабительские и завоевательные походы в соседние страны», ответить на следующие вопросы:

1.Какие цели преследовали фараоны совершая походы?

2. Какие территории были захвачены Египтом в результате завоевательных походов?

3. Завоевательные походы Тутмоса III

4. Результаты завоевательных походов.

Выступление участников групп. Общее обсуждение.

Учитель: Ребята! Мы рассмотрели сейчас вопрос о положении тружеников в Древнем Египте. Но в чью пользу платили налоги земледельцы, гнули спины ремесленники, с рассвета до захода солнца работали рабы? Кто такие фараон, военачальники, вельможи? На какие группы разделилось население Древнего Египта?

  1. Закрепление и систематизация (2 мин)

Игра "Пойми меня"

Ребята возьмите листок и карандаш и выпишите не менее 10 слов, которые выражают основной смысл нашей сегодняшней темы.

Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными ключевыми словами

(Египет. Земледелец. Ремесленник. Каменотес. Неравенство. Тяжелый труд. Эксплуатация. Бесправие. Раб. Труженик.)

Побеждает та команда, у кого в итоге наибольшее количество совпавших с оригиналом слов.

6.Рефлексия

  • Что я хотел узнать?

  • Что узнал на уроке?

  • Какие чувства у меня вызвал урок?

7.Домашнее задание -Параграф 5, читать и пересказывать, отв на вопросы

8.Подведение итогов (выставление оценок)


© 2010-2022