- Преподавателю
- История
- Проектная деятельность Великая Отечественная война в лицах
Проектная деятельность Великая Отечественная война в лицах
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Людишина С.И. |
Дата | 28.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность
Великая Отечественная война в лицах
Составитель: учитель истории и обществознания
Людишина С.И.
Тип проекта:
-
По содержанию - межпредметный (история, обществознание, информатика).
-
По продолжительности - мини-проект (3-4 недели).
-
По методу, доминирующему в проекте - информационный.
-
По характеру координирования проекта - с явной координацией.
-
По включенности проекта в учебный план - текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)
-
По количеству участников проекта - групповой.
Цели:
Образовательные - познакомить учащихся с самоотверженнымиповедение воинов Красной Армии, партизан и подпольщиков, тружеников тыла, с односельчанами-фронтовиками и односельчанами-тружениками тыла, сформировать представление о единстве тыла и фронта в годы войны.
Развивающие: - уметь из всей полученной информации выбрать важную и нужную и использовать её при ответах; развитие творческих способностей учащихся, умения планировать свою деятельность, отбирать и систематизировать материал, уметь выбирать важную и нужную информацию и использовать её при ответах; развитие коммуникативных умений и навыков.
Воспитывающие: - воспитывать интерес к урокам истории России, к прошлому человечества; содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся.
Режим работы:уроки и внеурочные занятия.
Класс: 9
Технологии:
-
личностно-ориентированное обучение;
-
педагогика сотрудничества.
Методы:
-
проблемный;
-
деятельностный;
-
исследовательский,
-
проектирования.
Практический результат проекта:
-
Работа над проектом подразумевает участие каждого учащегося в той проектной группе, в которой он будет чувствовать себя комфортнее, сможет проявить свои способности.
-
Ознакомление с новой информацией и обмен информацией между учащимися.
-
Альбомы, устный отчет и презентации.
-
Интервьирование.
-
Творческая работа.
Обеспечение проекта:
-
Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, периодические издания, беллетристика, ресурсы "Интернет".
ЗУН,необходимые для работы в проекте:
-
Умение работать в информационном поле, используя дополнительную литературу, умение осмысливать, структурировать информацию, связывать её с прежними знаниями, находить ей место в канве урока.
Специфические ЗУН: проективные.
Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.
Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные компетентности учащихся.
Этапы работы над проектом:
-
Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
Деление на группы было проведено с учётом психолого-педагогических особенностей каждого учащегося. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу.
-
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
-
-
«Советский солдат - победитель: кто он?».
-
-
Почему войну СССР против гитлеровских захватчиков называют Великой Отечественной?
-
Должна жить память о войне, о погибших. Почему?
-
Уходит от нас поколение отстоявших Родину, защитивших нас в этом мире.
-
Как живется этим людям среди нас?
-
Как государство относится к ним? А мы с вами?
-
Распределение задач по группам, поиск информации.
Были созданы рабочие группы учащихся для исследовательской работыи распределение задач:
-
Первая группа: исследование «Солдаты нашего поселка».
-
Вторая группа:советский тыл в Великой Отечественной войне «Все для фронта, все для Победы!».
-
Третья группа:исследование «Неутомимые труженики тыла» (люди, в годы войны, работающие в поселке).
-
Четвертая группа:исследование «Война - в истории моей семьи».
-
Индивидуальные консультации учителя с каждой группой в отдельности - определение направления работы и задач, определение способов поиска источников информации (совместно со школьным библиотекарем и сельским библиотекарем), оформление результатов работы.
-
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
-
Промежуточные обсуждения собранной информации - индивидуальные консультации учителя с каждой группой в отдельности.
-
Представление проекта - в ходе урока.
-
Коллективное обсуждение, выводы.
История России, 9 класс
Составитель: учитель истории Людишина С.И.
МКОУ «Каменносанарская ООШ»
Тема урока: «Портретная галерея Великой Отечественной войны»
Задача: показать патриотизм, глубокие гражданские чувства народа в Великой Отечественной войне.
Цели:
-
Сформировать представление учащихся о солдатах Великой Отечественной войны, защищавших свою Родину; показать героический труд советского народа в годы войны.
-
Развивать гражданско-общественные и коммуникативные умения (высказывать и отстаивать свою точку зрения, вести аргументировано разговор, участвовать в диалоге, делать выводы на основе анализа документа).
-
Воспитание патриотизма, толерантности, гуманизма, готовность к диалогу.
Тип урока: урок-проект с включением игры-инсценирования и дискуссии по решению проблемных вопросов.
Оборудование урока:карта «Великая Отечественная война», компьютер, проектор, экран, презентации учащихся, учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандта «История России XX - начало XXI века», выставка дополнительной литературы, портреты, рисунки, альбомы.
Ход урока
-
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
-
Мотивационно-целевой этап
Музыкальный эпиграф: (звучит песня)
День победы. (Музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова).
-
Великая Отечественная война... Это незабываемые страницы нашего прошлого.
-
Урок посвящен важным событиям в истории не только мировой цивилизации, т.к. связан с событиями Великой Отечественной войны, но и с историей России и историей нашей малой Родины - поселка Каменная Санарка.
-
Как вы считаете, нужно ли современному человеку, живущему в XXI веке, изучать историю второй мировой войны?
Эпиграф:
Еще невнятна тишина
Еще в патронниках патроны,
И по привычке старшина
Бежит, пригнувшись к батальону...
И тишиноюпотрясен
Солдат, открывший миру двери,
Не верит в день, в который он
Четыре долгих года верил.
В. Карпенко
События глазами художника:Л.Хмельницкий "Победа".
Беседа по словам эпиграфа и картине художника.
-
Актуализация знаний
-
Ребята, скажите, пожалуйста, а с чем у вас ассоциируется слово война?
-
Если я добавлю словоОтечественная война? Вспомните, где и когда вы встречались с событиями Отечественной войны в истории государства Российского?
-
Если я добавлю термин Великая Отечественная война, что меняется?
Открывается и зачитываются слова на плакате «...За великое общее дело в полный рост ополчился народ» (Николай Асеев).
-
Так русский поэт Николай Асеев сказал о Великой Отечественной войне.
-
Каковы хронологические рамки Великой Отечественной войны?
-
Работа по теме урока
-
Вступительное слово учителя
-
Дорога и неповторима жизнь каждого человека от младенца до убеленного сединами старика. Нужно помнить о них. Без прошлого нет будущего.
Звучит музыка Моцарта. Зачитывается отрывок из стихотворения
Никуда от прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам.
Обжигает, обжигает сердце
Благодарность с болью пополам.
Ю.В. Друнина
-
Защита проекта первой группой: исследование «Солдаты нашего поселка».
-
Мини-доклад «Мобилизация военнообязанных Урала».
-
Презентация альбома «Ветераны Великой Отечественной войны нашего поселка».
-
Беседа по вопросам, направленным на восприятие мини-доклада и презентации альбома.
-
Защита проекта второй группой: советский тыл в Великой Отечественной войне «Все для фронта, все для Победы!»
-
Мини-доклад «Все для фронта - все для Победы».
-
Мини-презентация (слайды)«Подвиг эвакуации».
-
Беседа по вопросам, направленным на восприятие мини-доклада и презентации.
-
Какова роль советского тыла в Великой Отечественной войне?
-
-
Защита проекта третьей группой: исследование «Портретная галерея - труженики тыла» (люди, в годы войны, работающие в поселке).
-
Мини-доклад «В труде как в бою! Подвиг колхозного Урала».
-
Презентация альбома «Труженики тыла нашего поселка в годы войны»
-
Беседа по вопросам, направленным на восприятие мини-доклада и презентации альбома.
Они трудились здесь и жили,
Не расставаясь никогда.
И на войну не уходили -
Война сама пришла сюда.
Когда на Запад эшелоны,
На край пылающей земли,
Ту мощь брони незачехленной
Стволов и гусениц везли -
Тогда бывало поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова:
- Батюшка Урал.
А. Твардовский
-
Подтвердите фактами правоту стихотворения А. Твардовского.
-
Особый трагизм заключается в том, что дети и женщины старались разделить ответственность с мужчинами за исход войны, проявляли стойкость и мужество.
Зачитывается материал (Дневники детей войны - журнал «Родина№10-2000г).
-
Защита проекта четвертой группой: исследование «Война - в истории моей семьи».
-
Воспоминания моей семьи «Рассказы дедушки о войне»
-
Игра-инсценирование «Радиопередача» на тему «Однажды перед боем»
Заранее выбирается 1 ведущий и два солдата, которые перед боем ведут разговор между собой. (Цель данного инсценирования - показать заботу солдата о семье и надежду солдат на победу, и т.п.).
По завершении игры - обсуждение и оценка исполнения ролей.
-
Закрепление изученного
-
Организация дискуссии по проблемным вопросам, поставленным в начале урока.
-
«Советский солдат - победитель: кто он?».
-
Почему войну СССР против гитлеровских захватчиков называют Великой Отечественной?
-
Должна жить память о войне, о погибших. Почему?
-
Уходит от нас поколение отстоявших Родину, защитивших нас в этом мире.
-
Как живется этим людям среди нас?
-
Как государство относится к ним? А мы с вами?
-
Итог урока
-
Ученые отмечают удивительный контраст нищенского бытия населения и несокрушимой воли народа к Победе. К.М. Симонову принадлежат слова:
Зима сорок первого года -
Тебе ли нам цену не знать!
И зря у нас вышло из моды
Об этой цене вспоминать.
А все же, когда непогода
Забыть не дает о войне,
Зима сорок первого года,
Как совесть, заходит ко мне…
Проект обелиска.
-
Домашнее задание
Закончить проект обелиска
Используемая литература:
-
Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI вв. Универсальное издание. - М.: ВАКО, 2005 (В помощь школьному учителю).
-
Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. - СПб.: Питер, 2006.
-
Гражданско-патриотическое воспитание (пособие по внеклассной работе), авт.-сост. Усатова Е.В., Волгоград, "Учитель", 2006 г.
-
Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории (сборник статей под ред. Элиасберг Н.И., Санкт-Петербург, издательство "Союз", 2004 г.).
-
История второй мировой войны 1939-1945 гг., М., Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах.
-
История. Обществознание. Внеклассные мероприятия. 5-11 кл. Авт-сост. Кочергина Л.Л., Волгоград, "Учитель", 2009 г.
-
История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях/авт-сост. Г.Л.Лемина, А.Х. Сабирова. - Волгоград: Учитель, 2013.
-
История. 5 - 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В. Гукова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
История. 5 - 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера / Е.В. Тайкова и др. - Волгоград: Учитель. 2010.
-
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005
Интернет-ресурсы:
-
researcher.ru/.ШевченкоН.И. Технологии обучения истории в старшей школе.
-
http//www/ioso/ru/distant/project/ Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении истории.
-
weltkrieg.ru/
-
1941-1945.at.ua/
-
bigwar.msk.ru/
-
pobediteli.ru/
-
world-war.ru/
-
soldat1941.narod.ru/links.html
-
9may.ru/
-
podvignaroda.mil.ru